Интервью

Кризис подстегнул оживление интереса к CRM-системам

Евгений ГАВРИКОВ: «В банках уже осознали, что прибыль можно наращивать не только за счет увеличения продаж, но и за счет сокращения и оптимизации затрат.
371 0

Банк ВТБ, являясь гигантом российского банковского рынка, обладает специфическими особенностями в области управления продажами. Без автоматизированной системы при таких масштабах деятельности не обойтись. Управляющий директор Управления поддержки бизнеса, планирования и отчетности ВТБ Евгений Гавриков в интервью НБЖ рассказал о направлениях анализа данных по продажам, о построении аналитической отчетности, а также о своем видении проблем развития ERP, CRM, BI.

НБЖ: Существуют ли какие-то особенности организации продаж в банке ВТБ?

Е. ГАВРИКОВ: Да, безусловно, в ОАО «Банк ВТБ» существуют специфичные отличия по управлению продажами. Во-первых, это связано с большим количеством корпоративных клиентов банка. Многие компании, возглавляющие топовые позиции отраслевых списков РФ, так или иначе являются клиентами нашего банка.

Во-вторых, территориальная удаленность точек продаж от головной организации банка. Наши филиалы расположены практически во всех регионах России. И в-третьих, широкий спектр банковских продуктов и услуг, предлагаемых банком корпоративному и инвестиционному бизнесу.

В настоящее время управление продажами, если речь идет о крупном и среднем бизнесе, концептуально определяется и курируется из нашей головной организации. Правда, когда дело касается средних предприятий, менеджеры банка на местах имеют больше полномочий. Понятно, что это требует строго выстроенной системы управления продажами, поскольку менеджер, находящийся в головной организации, должен курировать удаленные точки продаж различных филиалов. Для этого ему необходимо быть в курсе, как продвигаются продажи того или иного банковского продукта. Сложность управления усугубляется из-за временной разницы между точками продаж ОАО «Банк ВТБ»: она может достигать 11 часов.

Если количество клиентов в банке 1,5 - 2 тыс, можно использовать простые инструменты. Когда клиентов на два порядка больше, число точек продаж - более полусотни, а количество предлагаемых банковских продуктов и услуг приближается к ста, естественно, без централизованной автоматизированной системы поддержки и управления продажами справиться практически невозможно.

НБЖ: Какие направления анализа данных по продажам и направления построения аналитической отчетности на их основе выделяются в банке ВТБ?

Е. ГАВРИКОВ: Основную отчетность, используемую в банке по управлению продажами, можно разделить по двум основным тематическим направлениям. Первое - это непосредственно управление продажами. Здесь используются такие отчеты, как «воронка» продаж, отчеты по исполнению сделок в разрезе курирующих клиентских подразделений, продуктов, точек продаж и.т.д., ну и, конечно же, отчеты «план - факт - прогноз». Второе тематическое направление - это маркетинговый анализ рынка банковских продуктов и услуг и нашей доли на этом рынке, сегментация действующих и потенциальных клиентов, их профилирование и таргетирование. Здесь речь идет о факторном анализе и поиске ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных и доступных для интерпретации знаний, необходимых для принятия решений (data mining). Эти данные и их анализ используются с целью поиска новых клиентов и расширения бизнеса с уже существующими клиентами. В основе этих процессов лежат принципы традиционного маркетинга (когда основные продукты и услуги предлагаются практически всем клиентам) и принципы CRM-стратегии (когда для конкретных клиентов увеличивается доля кошелька клиента в части финансовых услуг). Для понимания очень помогает представленная на рисунке схема.

НБЖ: Кто является основными потребителями аналитической отчетности в банке ВТБ?

Е. ГАВРИКОВ: Совершенно очевидно, что основные потребители отчетности по продажам - это, конечно же, руководители продающих подразделений. При создании инструментов подготовки аналитической отчетности изначально закладывалась возможность работы с аналитикой для пользователей трех различных категорий, отличающихся уровнем владения аналитическим инструментарием. Первые -неискушенные пользователи - большинство сотрудников, которые пользуются готовыми шаблонами из альбома типовых отчетных форм. Это в основном менеджеры среднего звена, которым требуется оперативная аналитика. Такие отчеты содержат данные о том, кто является клиентами соответствующих подразделений, что они покупают и каков финансовый результат этих продаж.

Вторые - более подкованные в части ИТ пользователи, они сами могут «клонировать» типовые отчетные формы с целью создания новых отчетов по продажам, отдельным клиентским сегментам, семействам продуктов и т.д.

Третьи - специалисты, обладающие глубокими знаниями структуры данных и источников их возникновения. Они сами могут создавать необходимые отчеты произвольной формы с использованием неформализованных запросов на основе данных из нескольких источников. В круг задач таких аналитиков входит, в частности, сегментация клиентской базы. Как правило, при этом используются разнообразные сведения, в том числе внешние источники, содержащие данные о клиентах, их контрагентах, в том числе информацию об их внешнеэкономической деятельности. Эта категория пользователей также может назначать круг лиц, которым будут доступны эти отчеты.

На самом деле есть и четвертая категория пользователей - это менеджеры среднего звена, которые могут оперативно сформировать на экране консолидированную отчетность в различных разрезах (продукт, клиент, текущие сделки, будущие сделки, точка продаж, прогноз исполнения бизнес-плана, списки топ-клиентов и т.д.).

НБЖ: На сегодняшний день ВТБ имеет комплекс источников данных. Расскажите о них.

Е. ГАВРИКОВ: Как уже упоминалось выше, в целях развития корпоративного бизнеса нам требуются рыночные ориентиры. Для их получения мы используем несколько внешних источников как в части банковской отчетности, так и в части отчетности по балансам организаций и их внешнеэкономической деятельности. Соотнесение внешних данных по рынку с данными по сделкам с нашими клиентами позволяет нам сегментировать рынок и определять те целевые клиентские сегменты, в которых мы должны развивать свой бизнес.

НБЖ: В одной из статей, опубликованных в СМИ, вы отметили: «Чтобы иметь правильную аналитику, необходимо наладить правильный учет». Как с этим обстоит дело в банке ВТБ?

Е. ГАВРИКОВ: Действительно, для того чтобы правильно выстраивать аналитику, мало иметь очень хороший аналитический инструментарий, такой, например, как SAP BusinessObjects, необходимы еще и качественные данные. Автоматизированная банковская система должна предоставлять возможность получения детальных данных по сделкам, чтобы формировать необходимую аналитическую отчетность по продажам. Конечно же, все автоматизированные системы, которые есть на сегодняшний день в банке, в свое время выросли из автоматизации правил бухгалтерского учета с целью соответствия требованиям регуля-торных органов, в частности, Центрального банка.

Совершенно очевидно, что в балансе банка не заложены те регистры аналитического учета, которые необходимы для анализа, например, продаж. Поэтому сегодня мы пытаемся развивать - и во многом нам это удается - продуктовые системы, в которых учет ведется не на уровне операций (например, операций по сделке), а на уровне создания сделки, в которую заведены все происходящие по ней операции (например, выдача средств, погашение, начисление процентов и прочее).

В этом случае, имея такой объект анализа, как сделка, мы четко можем проанализировать наши продажи как в разрезе участвующих подразделений, с точки зрения распределения дохода по сделке, так и в разрезе продуктов, точек продаж и конкретных клиентов.

НБЖ: Как вы считаете, возросла ли актуальность ERP-систем (Enterprise Resource Planning System - система планирования ресурсов предприятия) для банковского сектора? Если да, то почему?

Е. ГАВРИКОВ: Банки уже осознают, что прибыль можно увеличивать не только за счет роста продаж, но и за счет сокращения и оптимизации затрат. Чтобы управлять затратами, необходимо их точно «измерить», а лучший инструмент для этого - полномасштабные ERP-системы. Хотя есть еще банки, в которых доходами и расходами управляют по отдельности.

Наверное, в ближайшее время, в условиях сужения маржинального коридора, банки все-таки начнут обращать больше внимания на вопросы и проблемы оптимизации расходов. А без правильной ERP-системы выстраивание управления расходами в моем понимании невозможно.

Есть еще одна причина, по которой ERP-системы все-таки надо внедрять в банках. Связана она с вопросами взаимодействия финансово-кредитной организации с контрагентами. Зачастую организация-контрагент является клиентом банка, также она может быть поручителем иили залогодателем. Такая организация должна рассматриваться по совокупности всех взаимоотношений с банком. Для группы ВТБ это дополнительно открывает возможности по развитию кросс-продаж.

НБЖ: Какие критерии успешности ERP-проекта вы можете выделить?

Е. ГАВРИКОВ: Если говорить с позиций заказчика внедрения ERP-системы, то следует выдвинуть всего три требования: надлежащее качество решения, выполнение работ точно в срок и соблюдение бюджета проекта.

НБЖ: Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к мнению, согласно которому ERP в ближайшем будущем будут арендовать так же, как берут напрокат машины? Вы с этим согласны?

Е. ГАВРИКОВ: Я думаю, что пока это иллюзия. Связано это, в первую очередь, с отсутствием доверия к каким-либо третьим лицам, которые должны были бы в данной ситуации обладать большим объемом информации о той или иной банковской организации. Более того, действующие нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность, запрещают ведение балансов нескольких банков в одной учетной системе, даже если эти банки являются «дочками» одной и той же группы. В моем понимании, необходимость сохранения конфиденциальности данных будет очень серьезным препятствием для возможности арендовать ERP-системы.

Также следует учитывать специфику российского рынка программного обеспечения: процент кастомизации решений очень велик. На Западе иная ситуация, там принимают систему, как она есть, и начинают в ней работать, считая, что это best practice. У нас же заказчики говорят: сделайте нам решение конкретно под нашу организацию. Если каждый будет подстраивать ERP-систему под себя, ни о какой аренде не может быть и речи, так как это уже не типовое решение. Именно поэтому наряду с производителями бухгалтерских программ присутствует достаточно большое количество организаций, которые оказывают услуги по кастомизации таких программ в соответствии с отраслевой и индивидуальной спецификой.

По опыту крупного коммерческого российского банка, в котором мне довелось работать, объем кастомизации учетной системы оказался так велик, что производитель вынужден был отказаться от сопровождения программного обеспечения, так как не мог гарантировать совместимость будущих версий своего ПО в связи со значительным изменением кода системы.

В аренду можно сдавать только типовое программное обеспечение с объемом кастомизации не более 10–15%.

НБЖ: Как вы думаете, изменились ли предпочтения банков – заказчиков CRM после кризиса?

Е. ГАВРИКОВ: Я думаю, что кризис все-таки подстегнул, по крайне мере, крупные банки к тому, чтобы обращать более пристальное внимание на CRM-системы. ВТБ, как государственный банк, в период кризиса исполнял функцию, связанную с поддержанием российской экономики, и объемы финансирования, которые в рамках кризиса шли через наш банк, были существенны. При этом требования к срокам оформления сделок были очень сжаты. И если бы мы не имели CRM-систему, то вряд ли банк справился бы с теми задачами, которые перед ним ставились.

CRM-система структурирует продажи, и это структурирование нужно как большим банкам, так и малым и средним финансово-кредитным организациям. Я думаю, что все-таки после кризиса нам следует ожидать оживления интереса к CRM-системам.

Вообще хочу отметить, что CRM – это один из ключевых инструментов поддержки продаж. Она является некой фронт-офисной системой операционного уровня в части управления продажами, куда входит информация о сделках, клиентах, контактных лицах. CRM-система, используемая в банке, базируется на нескольких информационных компонентах. Во-первых, на учетных данных. Во-вторых, на большом объеме информации по контрагентам клиентов – и в части платежей, и в части баланса. В-третьих, на информации о внешних системах. В частности, информации по балансу банка, по внешнеэкономической деятельности и таможенной статистике.

НБЖ: Как вы считаете, какими будут ERP, CRM, BI и другие бизнес-решения через год, два, десять лет?

Е. ГАВРИКОВ: Я думаю, что в области ERP ничего кардинального не произойдет, поскольку расчетная функциональность этого класса систем достаточно полна. Хотя, конечно же, сегодня на передний план выходит уже не автоматизация операций, а автоматизация бизнес-процессов.

Что касается CRM, то на системы управления взаимоотношениями с клиентами, как правило, смотрят как на некое «коробочное» решение, что в корне неправильно, так как такие решения все же очень жестко регламентируют процесс, и это не очень подходит для CRM. Объясню почему: CRM-система должна реализовывать технологическую поддержку CRM-стратегии.. А поскольку CRM – это все же стратегия, а не программное обеспечение, то современные CRM-системы должны обладать большой гибкостью и адаптивностью, чтобы быть востребованными технологиями. Видимо, в этом направлении они и будут развиваться.

Соответственно, программное обеспечение должно гарантировать поддержку стратегии, которую организация разработала для продвижения своей продукции. Это и есть, на мой взгляд, CRM-стратегия. И производители софта это понимают.

Учитывая мой почти десятилетний опыт работы с CRM-системами для банков, хотел бы сказать, что как бы активно не продвигались некоторые  из этих систем под флагом «лучшего отраслевого решения для финансовых компаний», пока все же такого я не видел. Это решение по определению не может быть лучшим в силу своей жесткости и ограниченности функционала.

Есть некоторые СRM-системы, которые успешно адаптированы под требования конкретных банков, но это все же не базовое решение, а существенно модернизированное.

В частности, CRM-решение компании SAP существенно улучшилось по сравнению с теми версиями, которые я видел примерно четыре года назад. Есть еще несколько ИТ-компа-ний, которые начинают более внимательно прислушиваться к рынку, смотреть, каковы его насущные потребности. Поэтому я уверен: CRM-системы будут более адаптированы к требованиям бизнеса, а в конкурентной борьбе победит тот, кто создаст лучшее отраслевое решение.

Если говорить о перспективах инструментов BI (Business Intelligence), то рынок, я думаю, будет двигаться в направлении большей интеграции BI с офисными приложениями. Например, решение BusinessObjects, принадлежащее SAP, на сегодняшний день является лидером среди решений BI. Но с точки зрения интеграции с офисными приложениями здесь наблюдается некая недостаточность. Хотя функциональность данного решения высока.

НБЖ: Все ли основные процессы управления у вас автоматизированы с помощью решений SAP?

Е. ГАВРИКОВ: На сегодняшний день от SAP присутствуют только решения классов Business Intelligence и ETL. Хотя в группе ВТБ есть движение по внедрению других компонентов решений SAP.

НБЖ: Российское ИТ-сообщество еще серьезно отстает от Запада по уровню использования облачных технологий. Как вы оцениваете перспективы данных технологий в нашей стране?

Е. ГАВРИКОВ: Облачная технология - абсолютно передовая, она позволяет реализовывать новые функциональные возможности для бизнеса. Хотя я был бы более сдержан в оценке, что Запад значительно опережает нас в этом вопросе. Сегодня мы уже используем некоторые паллиативные решения, которые частично воспроизводят принципы облачных технологий. Но пока это все же не промышленные решения, а их некое подобие с целью апробирования.

По моим наблюдениям, бизнес в России имеет еще весьма поверхностное представление о принципах и новых функциональных возможностях облачных технологий и о тех преимуществах, которые они дают. Сами облачные технологии сейчас продвигаются очень активно, но бизнес ждет реальных приложений, построенных на этих технологиях, например, программного обеспечения для поддержки продаж и аналитической отчетности. При выполнении этих условий, видимо, и появятся существенный эффект от внедрения таких решений и повышение спроса на них.

Беседовала Оксана Дяченко

Начать дискуссию

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»

Мы подготовили действительно ценный курс для предпринимателей. Здесь вы найдете не только задачи по бухгалтерскому учету, но и уникальные жизненные бизнес-ситуации, которые требуют от трупредпринимателей нестандартного мышления и гибкости.

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»
4
349

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Зачем Бенефициара объявляют в международный розыск?

Мнение налогового адвоката

Экономика России

В 2023 году дефицит федерального бюджета составил почти 3,23 трлн рублей

Минфин засекретил часть расходов федерального бюджета, за 2023 год они составили 32,35 трлн рублей. Тогда как на доходы пришлось 29,12 трлн.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банкротство

Совокупные долги банкротов выросли в 2 раза

За 2023 год суд признал порядка 7,3 тысяч компаний несостоятельными. Их задолженность достигла 3,98 трлн рублей.

Общество

На что обратить внимание при покупке загородного дома, дачи или участка

Федеральная нотариальная палата (ФНП) разъяснила, на что обратить внимание при покупке дачи или земельного участка.

Маркетплейсы

У Wildberries появились брендированные грузовики

Автомобили с фирменными логотипами будут доставлять заказы со складов и сортировочных центров до ПВЗ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Новые штрафы для бизнеса, банки против маркетплейсов и директор с лапками. Что обсуждали сегодня бухгалтеры. 😺«Ночной бухгалтер» № 1667

Бизнес больше не может звонить и отправлять рассылки по смс и e-mail без предварительного согласия абонента. Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят платежи через собственную структуру. Компания ищет сотрудника с лапками, который будет создавать уют, контролировать запасы вкусняшек и обниматься. А также другие новости дня для бухгалтера.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая
1
165
Банки

Данные об иностранных поставщиках платежных услуг станут закрытыми

Центробанк закроет доступ к перечню иностранных поставщиков платежных услуг до конца 2024 года.

Бесплатно с Социальные пособия

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

Как назначается пособие по уходу за ребенком по новым правилам в 2024 году, какие документы нужно предоставить, рассказываем в мини-курсе и приводим форму уведомления о прекращение права сотрудника на получение ежемесячного пособия.

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс
Бесплатно с КоАП РФ

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

17 апреля 2024 года вступили в силу поправки в КоАП. Рассказываем, при каких условиях могут оштрафовать за обзвоны, письма и рассылку смс  и как не попасть под санкции.

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

Новостной дайджест: правила переводов с Сбербанке, новые меры поддержки МСБ, план Минэкономразвития, изменения в налогах, форум «Создай НАШЕ»

Самое интересное и важное за день в новостном дайджесте.

55
Банки

RBI: Европейский центральный банк потребует быстрее свернуть бизнес в РФ

Raiffeisen Bank International ждет требования от ЕЦБ ускорить процесс сокращения бизнеса в России.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Импорт

Вводится режим «параллельного импорта» для зарубежных патентов

Импорт параллельного характера позволяет ввозить в РФ иностранные товары без получения на это согласия от производителя. Такой импорт считается параллельным, так как он осуществляется независимо от официальных каналов через дистрибьюторов.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Мошенничество

Доверительные отношения между ИП и его бухгалтером обошлись предпринимателю в 20,6 млн рублей ущерба

Бухгалтер из Краснодарского края предстанет перед судом по обвинению в неправомерном обороте средств платежей и мошенничестве.

222

Что такое системное мышление и как руководителю научиться использовать его на практике

Мы живем в мире систем. Рабочий коллектив, проектная группа, спортивная команда, семья, зрители в театре, пользователи приложения — мы всегда находимся во взаимодействии с другими людьми и организациями или участвуем в процессах, а значит ведем системную деятельность. И этой деятельностью важно научиться управлять, чтобы достигать своих целей.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: «Яндекс» будет продавать товары для взрослых, Китай урезал поставки, а россияне стали чаще пить растворимый кофе и есть лапшу быстрого приготовления

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

1
108
Бухгалтеры

Авито ищет бухгалтеров и специалистов по финансам

Разбирайте горячие вакансии от крупной компании. Авито нужен специалист казначейства, бухгалтер и старший бухгалтер!

Отпуска

Как уйти в отпуск в 2024 году: как написать и подать заявление и рассчитать отпускные

Каждый работник имеет право на отпуск. Рассказываем, какие отпуска бывают, как написать заявление на каждый из них, как оплачивается период отдыха и когда работодатель может отказать в его предоставлении.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Госдума защитит трудовые права работников маркетплейсов

Работодатели скрывают трудовые отношения с сотрудниками маркетплейсов под договорами с самозанятыми. Из-за этого работники не получают отпускных и больничных.

90

Интересные материалы

Бухгалтеры

🔥 Безлимитных консультаций больше не будет! Успейте купить подписку «Клерк.Премиум» с безлимитными консультациями

Воспользуйтесь шансом купить подписку с безлимитными консультациями экспертов «Клерка» до 22 апреля, чтобы задавать вопросы без ограничений.