Кредитование

Ассоциация заемщиков

Куда податься бедному клиенту банка? Попытки Минфина немного усложнить жизнь банкам в пользу клиентов предсказуемо наткнулись на сопротивление лоббистов — Ассоциации российских банков.

Попытки Минфина немного усложнить жизнь банкам в пользу клиентов предсказуемо наткнулись на сопротивление лоббистов — Ассоциации российских банков. Как пишут «Ведомости», законопроект, определяющий даже такие мелочи, как размер шрифта, которым в договоре займа должны быть напечатаны условия, вызвал недовольство банкиров. Как и предложение предупреждать клиентов об изменениях комиссий за 45 дней, а также то, что это сообщение должно посылаться им банками в письменном виде.

У меня сложное чувство по поводу данной новости. С одной стороны, не задушенное до конца стремление к «социальной справедливости» порождает возмущение сопротивлением «жирных котов». У них не убудет, если финансово не очень грамотный человек сможет легко увидеть, сколько стоит кредит, который он берет. С другой, увеличение бумагооборота в XXI веке приветствовать сложно. Понятно, что многим людям удобнее получать информацию по электронной почте или даже с помощью СМС. С третьей, если не ставить банки в очень жесткие рамки в процессе общения с клиентами, то всем понятно, во что это общение превратится: «Подписывай эту бумажку, не читая, или иди отсюда».

Однако если проанализировать невнятное ощущение «здесь что-то не так», то станет понятно, что главная проблема не в сути изменений, а в их форме. Опять в отношения между полноценными «взрослыми» субъектами (банк и заемщик) влезает чиновник, указывающий единственно правильный вариант действий каждой стороны. Это означает, что государство считает кого-то из участников сделки умственно неполноценным, не имеющим возможности отвечать за свои действия. И подозреваю, что этот «кто-то» — вовсе не банк.

Доля правды в таком отношении есть, спорить с этим глупо. Далеко не все люди, берущие кредиты, разбираются в юридических формулировках и финансовых терминах. Далеко не все достаточно разумны, чтобы посоветоваться с более опытным человеком до подписания договора. Далеко не все, наконец, настолько психологически устойчивы, чтобы не подчиниться профессиональному давлению со стороны банковских работников.

Вряд ли у кого-то вызывает сомнение тот факт, что «простому человеку» (не очень хорошо понимающему, что происходит при подписании договора) нужна «третья сторона», своего рода адвокат, помогающий уравновесить силы в переговорах с банком. Только совсем не факт, что этой стороной должно быть государство.

Ведь жесткие рамки, задаваемые государством, вредны не только банкам, но и их квалифицированным клиентам, готовым получить более технологически сложный и интересный продукт и способным отвечать за принятые решения. В идеале у клиента должен быть выбор: пользоваться «чужим умом» в виде ограниченных третьей стороной стандартных договоров или включать собственный разум, чтобы получить больше опций.

Кроме того, лоббистские возможности банков и популизм государства не позволяют надеяться, что законодатели примут разумный вариант ограничений. Скорее всего, как обычно в такой ситуации, возникнет не сочетание лучших предложений всех сторон, а эклектичная смесь худших компромиссов, мешающих и банкам, и клиентам.

Выход из ситуации двойного проигрыша прост и не раз озвучивался в наших колонках. Если банки имеют свои лоббистские организации, в рамках которых вырабатывают общую позицию и методы воздействия на рынок, то и банковским клиентам было бы полезно иметь свою лоббистскую структуру. Она могла бы не только заниматься просветительской деятельностью (по большому счету это бесполезно), но и вырабатывать стандарты тех же договоров (по сути и по форме), согласовывая их с банками. В этом случае клиент, не желающий вникать в тонкости контракта, может просто убедиться в том, что данный договор одобрен некоей Ассоциацией банковских клиентов. Или не увидеть логотипа ассоциации на договоре и понять, что здесь что-то не в порядке.

Таких ассоциаций, союзов или обществ защиты прав заемщиков и вкладчиков может быть несколько, в том числе и на уровне регионов. Если появится монополист, то он очевидно скатится к коррупции — у банков хватит ресурсов подчинить его себе. В условиях же конкуренции успешными будут честные организации, которым клиенты смогут доверять. Всех не купишь.

Возвращаясь же к реальному положению дел, можно быть уверенным: кто бы ни победил в противостоянии Минфина и АРБ (если это противостояние и вовсе не притворное), клиенты проиграют. Либо банки отобьют свое право издеваться над вкладчиками и заемщиками, либо появится очередная уродливая конструкция «защиты прав» простых людей, которая окажется дорогой и неработоспособной.

Начать дискуссию

С 1 мая — три новые формы заявлений по налогам

ФНС утвердила новые бланки и форматы заявлений для возмещения НДС, акциза, а также по банковским гарантиям.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Сбер выплатит инвесторам дивиденды за 2023 год: сколько

Держатели акций Сбербанка получат дивиденды в размере 33,3 рубля на одну ценную бумагу.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в апреле 2024 года

В уведомлении за апрель не будет взносов. Будет и НДФЛ с 1 по 22 апреля и квартальные авансовые платежи по другим налогам.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в апреле 2024 года
Лучшие спикеры, новый каждый день

Производителям алкоголя упростят получение лицензий

Власти сократят сроки получения лицензий на производство и оборот алкоголя, а также урежут список документов для получения разрешений.

Кадры

88% соискателей ждут обратной связи после собеседования

Кандидаты хотят получить от работодателей оценку своих сильных и слабых сторон, а также понять, как им вести себя во время следующих собеседований.

С 29 апреля — новая форма уведомления в налоговую о невозможности подачи документов в срок

ФНС утвердила новые форму и формат уведомления в налоговую о невозможности представления в установленные сроки документов и информации в электронной форме.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Роскомнадзор заблокировал 150 VPN-сервисов

Ведомство без решения суда заблокировало около 700 материалов с рекламой сервисов по обходу блокировок.

Бухгалтер или бугалтер? Как рассказать историю о своей профессии правильно 

Откуда произошло и что означает слово «бухгалтер»? Кто был первым бухгалтером? И был ли этот человек миллионером?

Бухгалтер или бугалтер? Как рассказать историю о своей профессии правильно 
4
Банки

На ликвидацию банка QIWI нужно больше 2 млрд рублей

Основная статья расходов — затраты на увольнение сотрудников, они составят почти 1,9 млрд рублей.

Отпуска

Правительство Таиланда согласовало 60-дневный безвизовый режим для россиян

Кабинет министров Таиланда принял решение о 60-дневном безвизовом режиме для россиян с 1 мая, сообщил премьер страны.

Психологические типы бухгалтеров, которые встречаются на практике

Бухгалтеры играют жизненно важную роль в организациях, выполняя задачи, связанные с финансовым учетом и отчетностью. Помимо технических навыков, им необходимы определенные психологические качества для эффективного выполнения своей работы.

1

Маркетплейсы просят власти сохранить право на платный возврат товаров

Удержание платы за возврат товаров на склад не позволит недобросовестным продавцам получать преимущество, заказывая товары конкурентов в отдаленные регионы.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Самозанятого признали работником. Как считать НДФЛ?

Должен ли при таком доначислении учитываться налог, уплаченный самим самозанятым?

Самозанятого признали работником. Как считать НДФЛ?

Как доказать добросовестность при покупке автомобиля у банкрота?

Купить автомобиль с рук или в автосалоне и не стать участником судебного дела, на сегодня задача не из легких, но еще сложнее выиграть суд, если арбитражный управляющий продавца подаст иск о признании договора купли-продажи недействительной сделкой.

С 1 мая налоговую отчетность нужно сверять с новыми контрольными соотношениями

В связи с изменениями в НК ФНС утвердила новый перечень контрольных соотношений показателей налоговых деклараций и расчетов.

Возможные ошибки в декларации УСН для ИП: проверьте перед отправкой

Крайний срок для подачи декларации ИП в 2024 году — 25 апреля. До дедлайна осталось всего несколько дней, но перед подачей отчетности не забудьте тщательно ее проверить. Мы собрали основные ошибки, которые встречаются в декларациях УСН у ИП. Нет ли их в вашей декларации? 

Возможные ошибки в декларации УСН для ИП: проверьте перед отправкой

Организация эффективной коммуникации компании. Для чего необходима и как наладить

Одним из главных процессов, позволяющих эффективно взаимодействовать отдельным сотрудникам, отделам, филиалам компании, является налаживание эффективно работающих коммуникаций.

Организация эффективной коммуникации компании. Для чего необходима и как наладить

Пострадавшие предприятия из Белгорода получат 1,2 млрд рублей

Малый и средний бизнес, который пострадал от обстрелов, получит помощь от государства.

Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы

Восстановление товарного учета — неотъемлемая часть работы, с которой рано или поздно может столкнуться бухгалтер маркетплейсов. В статье поделились пошаговым планом, который поможет не запутаться, а также наглядно показали операции по восстановлению на WB, Оzon, Яндекс Маркет и Мегамаркет.

Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы

Интересные материалы

Мемы от великих художников. Пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать мемы от великих художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Пост для поднятия настроения