Права потребителей

На что жалуемся

Служба Банка России по защите прав потребителей появилась не так давно, но туда уже поступает относительно большое количество обращений. Банки.ру выяснял, на кого и на что жалуются граждане мегарегулятору.

Служба Банка России по защите прав потребителей появилась не так давно, но туда уже поступает относительно большое количество обращений. Банки.ру выяснял, на кого и на что жалуются граждане мегарегулятору.

Как рассказали в Банке России, в течение III квартала этого года в службу по защите прав потребителей поступило 80 обращений с жалобами на негосударственные пенсионные фонды, более 800 – на микрофинансовые организации и 27 – на компании, работающие на рынке Forex. Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров была создана в ЦБ в рамках реорганизации и функционирует с марта 2014 года. В конце августа ее руководителем был назначен Илья Кочетков. Служба разбирает обращения к различным участникам финансового рынка, исключая банки. 

Основными причинами обращений являлись невыплаты или выплаты в меньшем размере негосударственных пенсий и необоснованная передача пенсионных накоплений негосударственным пенсионным фондам от Пенсионного фонда России. По словам советника президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов по информационной политике Валерия Виноградова, невыплаты и различные задержки выплат могут быть связаны с уходом некоторых фондов с рынка, процедурами слияния и поглощения. «Также причина проблемы – заморозка пенсионных накоплений. Пенсионные накопления второй половины 2013 года заморожены, а за 2014 год вообще изъяты. Средства 2013 года поступят, вероятно, только в 2015-м», – отмечает Виноградов. 

Если говорить о необоснованной передаче пенсионных накоплений негосударственным пенсионным фондам от ПФР, такие факты действительно есть, признает советник президента НАПФ. В каждом случае фонды разбираются совместно с ПФР. По словам Виноградова, причина таких случаев – недобросовестная работа агентских сетей. «Есть агенты, которые идут на подделку подписи клиентов. Однако хочу отметить, что количество жалоб на такие случаи сократилось, так как была кардинально изменена процедура перехода из ПФР в НПФ. Теперь клиент должен собственноручно составить заявление и лично явиться в НПФ», – сообщил Виноградов. 

«Если говорить об НПФ, там обслуживается примерно один миллион пенсионеров, которые получают регулярную пенсию. Судя по количеству обращений, проблемы не носят массового характера», – сравнивает цифры директор компании «Пенсионные и актуарные консультации» Евгений Якушев. По словам эксперта, технически невыплата или задержка пенсий может быть связана даже не с проблемами в пенсионном фонде, а с проблемами у работодателя – не предоставлены документы о назначении пенсии или не перечислены соответствующие пенсионные взносы. Ведь пенсионный договор – это договор в пользу третьего лица. В отдельных случаях задержки могут быть связаны с такими форс-мажорными ситуациями, как замораживание счетов или зависание части пенсионных активов в банках, у которых отозвана лицензия. 

Жалобы, которые поступили на МФО, в основном связаны с высокими процентами по займам и неправомерными действиями при взыскании задолженности. «В то же время у МФО, согласно закону «О потребительском кредите», вступившем в силу 1 июля 2014 года, полная стоимость кредита (займа) не может превышать рассчитанное Банком России среднерыночное значение полной стоимости кредита. Банк России начнет публикацию среднерыночных значений ПСК по категориям потребительских кредитов не позднее 14 ноября 2014 года», – пояснили в пресс-службе Банка России. 

«Около 87% жалоб, поступивших от Банка России и саморегулируемых организаций, которые мы рассматриваем, оспаривают штрафные санкции по договорам, – комментирует директор СРО «МиР» Андрей Паранич. – Я слышал, что ранее, до 1 июля, некоторые МФО, не входящие в СРО, применяли штрафные санкции в отношении заемщиков до 4% в день. Остальную часть жалоб довольно трудно квалифицировать, они в основном содержат какие-то личные вопросы. Например, клиент не понял какой-то пункт в договоре и так далее». 

Что касается проблемы агрессивности при взыскании задолженности, она вызвана самим состоянием рынка, говорит президент Ассоциации МФО Ярослав Кабаков. «Крупные ФМО обычно очень мягко проводят взыскания. А небольшие компании регионального происхождения могут вести себя как угодно, потому что регулирование у них не такое жесткое», – отмечает он. 

Генеральный директор MoneyMan Борис Батин отмечает, что в целом по отрасли наблюдается рост количества жалоб. «Основными причинами являются, естественно, рост самого рынка микрофинансирования. Некорректное взыскание негативно влияет на имидж всего рынка МФО. Страдают от негатива прежде всего ведущие компании, стремящиеся построить долгосрочные доверительные отношения с заемщиками», – утверждает Батин. 

Если говорить о компаниях, работающих на рынке Forex, который в настоящее время в России не регулируется, по большей части обращения связаны с отказом в выплате средств, находящихся на счетах клиентов. По словам руководителя аналитического департамента ФК AForex Артема Авдеева, отсутствие государственного регулирования – одна из причин периодического появления нечистых на руку компаний. «При отсутствии системы регулирования отграничить добросовестную компанию от недобросовестной можно только по косвенным признакам. Причем само наличие или отсутствие жалоб не является таким признаком. Важнее то, как сама компания работает с этими жалобами, привлекаются ли для их рассмотрения независимые эксперты, каков уровень этих экспертов», – заключает директор по стратегическим вопросам компании «Альпари» Андрей Лисицын. 

Пока эксперты не берутся оценивать эффективность работы службы Центробанка по защите прав потребителей, поскольку работает она совсем недавно. Сейчас, помимо ЦБ, клиенты финансового рынка могут направлять свои жалобы в Роспотребнадзор, в СРО, в специальный комитет Общероссийского народного фронта.

Начать дискуссию

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.

За юридическими услугами может скрываться обычная переписка с ведомствами

Полицейские в Удмуртии задержали руководителя юридической фирмы, подозреваемого в мошенничестве под предлогом оказания юридических услуг.

Кадры

Президент: дефицит кадров невозможно покрыть за счет мигрантов

Владимир Путин призвал предпринимателей искать другие подходы к решению проблемы с нехваткой кадров.

Как оплачивается работа и отдых в майские праздники и дни между ними

В российском производственном календаре май — самый неоднозначный месяц. Вроде праздников много, но вот возвращение на работу на эти 2-3 дня между выходными… Большинство сотрудников хитрят — берут отгул, оформляют заранее отпуск, кто-то уходит на больничный, а кадровику разбирайся с этой чехардой.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Суд приостановил корпоративные права иностранной компании на российский бизнес X5

По решению суда корпоративные права иностранных организаций в отношении российского бизнеса могут быть приостановлены. Это касается только экономически значимых компаний.

Как учитывать период военной службы при расчете больничного

Пособие по больничному рассчитывается с учетом страхового стажа, если он составляет 8 и более лет, пособие выплачивает в полном размере среднего заработка. Период военной службы входит в страховой стаж.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Путин: власти не будут пересматривать приватизацию

У властей не должно быть претензий к собственникам активов после приватизации. Изымать бизнесу будут только «в случае недобросовестных действий собственников».

Разбираем запросы от ФНС о сотрудничестве с самозанятыми: как реагировать и что отвечать

Пришло требование с возмутительными подозрениями: вы, оказывается, маскируете трудовые отношения — заключаете договоры с плательщиками НПД. Времени на возмущение нет, но есть пять рабочих дней на то, чтобы составить ответ в ИФНС. Расскажем, как это сделать, чтобы у налоговой больше не возникало вопросов.

Разбираем запросы от ФНС о сотрудничестве с самозанятыми: как реагировать и что отвечать

Обман на маркетплейсах Wildberries и Озон: фейковые продавцы, рассылки, ночной шопинг

Почти все мы покупаем что-то на маркетплейсах: это быстро, удобно и зачастую дешевле, чем в обычном магазине. Однако там нас поджидают мошенники: аферисты создают фейковые аккаунты, притворяясь продавцами или специалистами по рекламе. Продать они ничего не могут, их цель — наши контактные данные: номера телефонов, пароли от личных кабинетов, реквизиты карт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

А что, если бизнес можно развивать за счет государства

И да, это как раз из серии — чтобы у тебя все было и тебе за это ничего не было. 

А что, если бизнес можно развивать за счет государства

Минцифры запретит массовые спам-звонки

Абоненты стараются не отвечать на входящие звонки, чтобы не сталкиваться с рекламными обзвонами и спамом. Власти будут с этим бороться и запретят массовые звонки, инициированные роботами.

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

Если вы задумываетесь о том, как получить дополнительный доход, то этот пост для вас. Расскажу о реферальной программе «Клерка»: что это, как работает и почему такое сотрудничество приносит пользу. А еще на собственном примере покажу и расскажу, как зарабатывать на рекомендациях. Забирайте пошаговый алгоритм в закладки!

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом
2
Кадры

На рынке труда пенсионеры и студенты стали ценными кадрами

На фоне дефицита кадров компании заинтересовались в найме студентов и пенсионеров. Теперь им предлагают работу в 2 раза чаще.

Интересные материалы

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд