Банки

Иван Пятков (Банк Москвы): Банкомат — не просто устройство для выдачи наличных

В августе 2015 года Банк Москвы существенно изменил технологическую платформу и интерфейс своих банкоматов. Об особенностях этого проекта, уникальных возможностях устройств самообслуживания и принципах развития каналов ДБО рассказывает Иван Пятков, директор департамента дистанционного обслуживания и продаж Банка Москвы.

В августе 2015 года Банк Москвы существенно изменил технологическую платформу и интерфейс своих банкоматов. Об особенностях этого проекта, уникальных возможностях устройств самообслуживания и принципах развития каналов ДБО рассказывает Иван Пятков, директор департамента дистанционного обслуживания и продаж Банка Москвы.

— Иван, почему Банк решил обновить интерфейс банкоматов?

— Пару лет назад, корректируя стратегию развития каналов ДБО, мы посмотрели на статистику и увидели, что банкоматами пользуется гораздо больше клиентов, чем мобильным банком и интернет-банком. Например, у нас более 700 тыс. активных зарплатных клиентов, которые гарантированно приходят к банкомату как минимум дважды в месяц.

Сегодня банки уделяют внимание инновационным сервисам, потому что это тренд, это модно. Мы тоже развиваем эти направления, но решили отдать приоритет устройствам самообслуживания. Традиционно банкомат воспринимается как аппарат для выдачи наличных, а мы захотели сделать его полноценным личным кабинетом, где клиент может увидеть все свои карты, счета и вклады, совершить нужные операции и получить доступ к новым продуктам, например кредитам. Все это очень востребовано.

— Опишите основные этапы проекта.

— Проект стартовал в 2014 году. Сначала мы провели большое исследование, чтобы выявить наиболее востребованные функции и операции. Мы применили подход, который сейчас именуют дизайн-мышлением. Проще говоря, мы подглядывали за тем, как клиенты пользуются банкоматами, выявляли устойчивые поведенческие модели и подстраивали под них визуализацию интерфейсов и логику проведения операций. После этого пришлось существенно переработать технологическую платформу — интегрировать программное обеспечение ATM-сети с нашей АБС и CRM-системой. Это нужно для того, чтобы предоставлять клиентам персонифицированную информацию с учетом их истории. Собственно, это и была основная часть проекта, а изменение интерфейса — лишь верхушка айсберга, но именно ее и увидели пользователи. Последний этап занял около трех месяцев, с июня по август 2015 года.

— И что же увидели клиенты?

— «Плиточный» интерфейс, как в Windows 8. Он рассчитан на сенсорные экраны, которыми оборудованы около 1400 наших банкоматов (70% сети). Сверху всегда располагается персональное приветствие: «Здравствуйте, Иван Иванович!». Слева также фиксированный элемент — поле с текущим балансом счета. Казалось бы, мелочь, но мы выясняли, что чаще всего человек начинает именно с запроса баланса. Зачем нажимать лишние кнопки, тратить лишнее время? Мы исключили операцию как таковую и показываем клиенту баланс на главном экране сразу после ввода PIN-кода. Видя состояние счета, клиент понимает, сколько денег может снять или потратить. А если он боится, что кто-то из-за плеча подглядит, может нажать кнопку «скрыть».

В центре — набор сервисов: снятие наличных, оплата услуг, перевод средств, пополнение вклада и т.д. Наконец, внизу — кнопки навигации (вперед, назад). Кстати, логотип Банка Москвы в левом верхнем углу — тоже кнопка, она служит для возврата в главное меню.

— В чем проявляется персонификация?

— В наборе элементов меню, которые видит пользователь. Если у него есть кредит, то для него первой кнопкой будет именно оплата кредита, причем с указанием срока и суммой ежемесячной выплаты. Если клиент часто оплачивает ЖКУ, соответствующая кнопка также будет одной из первых. Каждая конкретная операция также настраивается: например, в меню «Выдача наличных» два первых варианта суммы — последняя снятая и та, что клиент снимает чаще всего, а уже затем идут стандартные варианты — 500, 1000 и т.д. Интерфейс полностью адаптивный, каждый раз строится заново. Все это довольно очевидно и не так уж сложно реализовать, но ни у одного из российских банков топ-50 я такой реализации не видел.

— Как родилась идея такого интерфейса? Это ваше ноу-хау?

— Нет, все было придумано до нас. Как обычно, мы опирались на опыт западных коллег, в частности тщательно изучили наработки банка Wells Fargo. Разумеется, мы не копировали его интерфейсы, а использовали общие принципы. При этом мы придерживались корпоративного бренд-бука, оформление построено на наших традиционных цветах — красном и сером — как в мобильном банке, так и в интернет-банке. У нас единый бренд-бук для всех каналов ДБО.

Итог превзошел ожидания: мы опасались, что будет много претензий от клиентов, которые привыкли к традиционному интерфейсу, но жалоб практически не оказалось. Буквально со второй-третьей операции люди привыкают, осваивают новые возможности и активно ими пользуются. Это доказывает, что интерфейс действительно простой, понятный и удобный.

— Каких результатов вы уже достигли, какие планируете достичь?

— Во-первых, повышается пропускная способность банкоматов: чем проще интерфейс, тем быстрее совершаются операции, тем меньше очереди. Это особенно важно в дни выдачи зарплаты. Кстати, в такие дни мы тоже перестраиваем интерфейс: первой кнопкой становится «Выдача наличных» как самая востребованная. Во-вторых, благодаря удобству интерфейса люди совершают больше операций с помощью банкомата: оплачивают не только мобильный телефон, но и ЖКУ, налоги, штрафы ГИБДД — список услуг постоянно расширяется. Это значит, что перераспределяется нагрузка в отделениях — туда люди идут для оформления более «тяжелых» продуктов — кредитов, особенно ипотечных, открытия вкладов.

Некоторые вклады тоже можно открыть через банкомат, а скоро будет реализована и выдача предодобренных кредитов: сейчас для этого клиенты идут с паспортом в офис Банка, но чем карта отличается от паспорта? Для нас это такой же инструмент идентификации.

Наконец, привыкая к интерактивному интерфейсу, люди будут проще переходить к операциям в мобильном банке и интернет-банке. В самом деле, зачем идти к банкомату, если оплатить счет или перевести деньги можно из дома или даже на ходу? Для нас новая платформа устройств самообслуживания — это мостик, по которому мы будем переводить клиентов из отделений в «цифровое будущее», комфортный, легкий и естественный путь.

— Когда вы рассчитываете окупить проект?

— Примерно за 1,5–2 года — в нынешних условиях это очень неплохо. Как уже отмечено, в отделениях будут обслуживаться клиенты в основном со сложными продуктами, а банкоматы превратятся из сервисных устройств в продающие. Это обеспечит нам дополнительный доход. Кроме того, в ближайшие два-три года мы планируем обновить парк ATM — сенсорные устройства вытесняют кнопочные, и тогда уже вся наша банкоматная сеть будет оснащена адаптивным интерфейсом.

— Каким вы видите будущее каналов ДБО, хотя бы в перспективе 5–10 лет?

— Безусловно, с каждым годом будет расти доля клиентов, пользующихся мобильным банком и интернет-банком. Но и банкоматы, и отделения всегда будут востребованы. Клиент вправе выбирать, каким каналом ему пользоваться. Нельзя давить на людей, вынуждать их переходить на инновационные инструменты только потому, что это модно. Также нельзя ориентироваться на представление программистов при создании интерфейсов — они должны быть понятны и удобны всем пользователям, даже далеким от IТ.

Я считаю, что главные приоритеты развития каналов ДБО — простота, удобство и безо­пасность. Большинство людей — консерваторы по натуре и не любят «перегружаться», поэтому все простое и удобное приживается легко и быстро, все сложное — долго и с большими затратами. Банки должны об этом помнить, вводя любые новшества, и думать в первую очередь о комфорте пользователей.

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.