Банки

Курочка по зернышку клюет...

Расчетно-кассовое обслуживание никогда не рассматривалось и не рассматривается банками как высокомаржинальное направление бизнеса. Но в кризисные времена как раз оно может стать для кредитных организаций палочкой-выручалочкой.
955 11
Курочка по зернышку клюет...
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Как известно, в «минуты жизни трудные» финансовым учреждениям приходится бороться за каждого нового клиента, и далеко не всегда, с учетом возрастающих рисков, в этой борьбе можно опираться исключительно на стандартные продукты и услуги. Приходится проявлять смекалку – например, разрабатывать множество дополнительных предложений и новые услуги для предпринимателей, привлекая их на расчетно-кассовое обслуживание. Как говорится, начинать нужно с малого – а потом, обеспечив себе лояльность клиента, можно уже работать с ним и по более серьезным долгосрочным направлениям.

Жесткая конкурентная борьба 

Финансовыми аналитиками неоднократно отмечался следующий факт: из-за повышения Центробанком ключевой ставки рефинансирования спрос на кредитные продукты снизился. Пытаясь выживать в текущих экономических реалиях, банки в качестве одного из приоритетных для себя направления начали активно развивать расчетно-кассовое обслуживание. Эксперты, опрошенные NBJ, отмечают эффективность РКО как для банка, так и для клиента, особенно в кризисный период. 

Директор департамента корпоративного бизнеса РОСГОССТРАХ БАНКа Наталия Блинова рассказала о том, что, диверсифицируя свой бизнес и доходы, банки обращают все больше внимания не только на процентные, но и на комиссионные прибыли, стараясь зарабатывать в том числе, и на классическом транзакционном банкинге, кросс-продажах. «То есть для банков комиссионные доходы, в том числе и по операциям РКО, на сегодня становятся более стабильным источником получения прибыли, чем доходы от кредитных операций. На процентные доходы влияют такие факторы, как объем и качество кредитного портфеля, на спекулятивные доходы – конъюнктура финансового рынка. В свою очередь, комиссионные доходы менее подвержены колебаниям. При этом их объем и структура зависят от бизнес-модели банка, а также от объема и деловой активности имеющейся клиентской базы», – комментирует ситуацию Наталия Блинова (РОСГОССТРАХ БАНК).

Участники рынка констатируют, что конкурентная борьба за качественного клиента становится все жестче, и это более чем естественно в ситуации, когда все больше банков предлагают РКО. «Это проявляется в том числе и в стремлении к комплексному обслуживанию предпринимателей, когда клиент может, получив один продукт, воспользоваться другими. Комплексное обслуживание клиента выгодно для обеих сторон: чем больше услуг у клиента в одном банке, тем ему это удобнее, а банк таким образом зарабатывает больше», – считает Наталия Блинова (РОСГОССТРАХ БАНК). 

Директор департамента развития корпоративного бизнеса Связь-Банка Владимир Борзенков считает, что РКО, в том числе для юридических лиц, является основой банковского бизнеса. «Связь-Банк, входящий в группу Внешэкономбанка, предлагает комплексное расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов – резидентов и нерезидентов Российской Федерации в российских рублях и иностранной валюте. Банк сотрудничает с предприятиями крупного, среднего и малого бизнеса, осуществляющими свою деятельность во всех сегментах российской экономики. Все более востребованными становятся услуги по управлению ликвидностью, кэш-менеджмент, оперативные способы сбора и зачисления наличности, торговый эквайринг и другое», – отметил Владимир Борзенков (Связь-Банк).  При этом, как признает специалист, стандартное РКО клиент может получить в любом кредитном учреждении, что и определяет серьезную конкуренцию в этом сегменте банковских услуг. 

Также эксперты говорят о том, что услуги расчетного бизнеса отлично работают как раз в кризисный период, когда банки начинают оптимизировать внутренние процессы, сокращать издержки, искать дополнительные источники доходов. «Мы активно развиваем систему РКО – как для корпоративных клиентов любого масштаба бизнеса, так и для частных лиц. Сегодня РКО переживает бурное развитие и в ответ на растущие потребности клиентов трансформируется в эффективный «расчетный бизнес», – поделился своими наблюдениями старший вице-президент – управляющий директор по развитию продуктов и технологий среднего и малого бизнеса Промсвязьбанка Владимир Шаталов.  

Современный спрос порождает предложение 

Делая ставку на РКО как на механизм, позволяющий банкам получать пусть небольшие, зато стабильные доходы, российские финансово-кредитные организации активно начали расширять линейки тарифов. Основной задачей банков при этом является анализ различных потребностей бизнеса. 

«С этой целью были внедрены пакеты с различными наполнением для различных объемов бизнеса. Мы постоянно работаем над улучшением предложения для наших клиентов: полностью обновили линейку депозита для бизнеса, начали внедрение единого комплексного договора, в рамках которого можно получать множество банковских услуг, заполнив всего одно заявление. Немаловажно, что в наши пакеты включены условия по торговому эквайрингу и зарплатным проектам – развитие этих услуг является одним из наших приоритетов. С недавнего времени МДМ Банк также начал активно предлагать клиентам интернет-эквайринг», – отметил вице-президент МДМ Банка, руководитель дирекции корпоративного бизнеса Максим Лукьянович.    

Как и для большинства финансовых учреждений, для Банка Москвы транзакционный бизнес является одним из приоритетных направлений. «Мы активно работаем над расширением продуктового ряда, улучшением условий проведения платежей и повышением уровня сервиса. В Банке Москвы были введены в действие ряд новых продуктов и сервисов», – рассказывает вице-президент – директор департамента координации корпоративного бизнеса Банка Москвы Андрей Возмилов.

Также для повышения удобства обслуживания клиентов Банком Москвы был внедрен новый формат предоставления продуктов РКО – заключение комплексного договора банковского обслуживания. Так, один раз заключив с банком комплексный договор, клиент получает доступ к необходимым ему банковским услугам без заключения отдельных договоров на их предоставление. В частности, в рамках комплексного договора клиентам доступно открытие и ведение расчетных счетов, предусмотрено предоставление дополнительных услуг по счетам клиента, в том числе начисление процентов на неснижаемый остаток денежных средств на расчетном счете плюс, конечно же, дистанционное банковское обслуживание.

Владимир Борзенков (Связь-Банк) солидарен со своими коллегами и говорит о том, что комиссионный доход является на сегодняшний день одним из основных источников прибыли для банковских организаций. В связи с этим Связь-Банк очень активно работает в данном направлении, разрабатывает и внедряет новые продукты, усовершенствует и оптимизирует действующие услуги, предлагает индивидуальные тарифы своим клиентам. По мнению специалиста, для того чтобы расчетно-кассовое обслуживание, предлагаемое банками, пользовалось спросом со стороны имеющихся и потенциальных клиентов, необходимо соблюдение целого ряда критериев. Главные из них – наряду с предложениями стандартных продуктов необходим комплексный подход, и сервис должен быть высокотехнологичным. В этом контексте представляется вполне закономерным тот факт, что финансово-кредитные организации сейчас активно совершенствуют свои ИТ-системы и автоматизируют процессы обслуживания клиентов. 

Стоит отметить, что расширять продуктовые линейки РКО банки вынуждены в том числе из-за борьбы за клиента в текущей непростой экономической ситуации. В связи с этим участникам рынка приходится встраивать в стандартные пакеты РКО услуги, которые не типичны для кредитной организации, но пользуются спросом у клиентов. 

«Речь идет, например, о бесплатной юридической консультации, бесплатном экспресс-аудите компании, бесплатной налоговой консультации, приеме документов на регистрацию ООО/ИП», – поясняет Наталья Блинова (РОСГОССТРАХ БАНК). Понятно, что для банков предоставление этих услуг «сверх пакета» чревато дополнительными расходами. Но, как признают эксперты, данные затраты с лихвой окупаются в том случае, если финансово-кредитной организации удается с помощью подобных бонусов завоевать лояльность клиента. 

Прибыльное направление 

Интерес со стороны банков к направ- лению РКО обуславливается еще и тем, что операции, совершаемые в рамках расчетно-кассового обслуживания, не создают дополнительных кредитных рисков для банка. Кроме того, как уже отмечалось, развитие этого направления бизнеса позволяет существенно диверсифицировать источники дохода финансово-кредитной организации.  

«Отмечу, что сегодня ключевые игроки банковского рынка уделяют большое внимание развитию этого направления и они не только ориентированы на предоставление своим клиентам кредитных продуктов, но и стремятся предложить компаниям сервисы и услуги, необходимые для эффективного ведения операционной деятельности и для получения дополнительного дохода за счет эффективного управления свободными денежными средствами», – поясняет Андрей Возмилов (Банк Москвы).  

Со слов Владимира Борзенкова (Связь-Банк) известно, что Связь-Банк привлекает новых корпоративных клиентов с целью развития и расширения бизнеса, диверсификации клиентской базы и увеличения объемов пассивов/активов, находящихся под управлением банкам. Все это в совокупности способствует более устойчивой работе организации в период нестабильной экономической обстановки. 

Тем временем специалисты отмечают увеличение клиентской базы по услугам РКО по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Результат нашей работы в транзакционном бизнесе подтверждает то, что нам удалось значительно улучшить предложение для клиентов: объем комиссионных доходов корпоративного бизнеса вырос на 50%. Кроме этого, количество новых клиентов, привлеченных на РКО МДМ Банка, увеличилось более чем на 30%», – рассказал о результатах деятельности банка Максим Лукьянович (МДМ Банк). 

Кроме того, учитывая активное привлечение клиентов на услуги РКО, игроками рынка отмечается прибыльность данных услуг. «Чистый комиссионный доход от РКО в сегменте среднего и малого бизнеса превысил 1,6 млрд рублей. Мы привлекли на обслуживание 8,4 тыс. новых корпоративных клиентов, порядка 90% из них – компании малого бизнеса, являющиеся стратегически важным клиентским сегментом для Банка Москвы», – пояснил Андрей Возмилов (Банк Москвы) 

Однако, несмотря на повышение прибыли, в условиях экономического кризиса финансово-кредитным учреждениям приходится нести и ряд существенных затрат. «Наряду с доходами от РКО, банкам приходится идти на серьезные расходы на повышение конкурентоспособности (внедрение современных ИT, развитие новых продуктов). Также в условиях высокой конкуренции на рынке банки корректируют величину отдельных комиссий, пытаясь компенсировать потери за счет расширения взаимодействия с клиентами», – признает Владимир Борзенков (Связь-Банк).

Итак, общий вывод, который можно сделать, проанализировав сложившуюся ситуацию — в качественном и комплексном РКО в равной мере заинтересованы и финансово-кредитные организации, и их клиенты. Первые — потому, что при правильно выстроенных бизнес-процессах и готовности совершенствовать их РКО сулит банкам стабильные, а при благоприятных условиях – постоянно возрастающие доходы. Плюс к этому немаловажную роль играет перспектива привлечения на обслуживание лояльных клиентов, которые по мере расширения бизнеса и улучшения ситуации в экономике будут предъявлять спрос и на другие банковские продукты и услуги. 

Ну а компании реального сектора, со своей стороны, заинтересованы в том, чтобы их расчеты проводились быстро, с минимальными временными затратами, бесперебойно и по сравнительно невысоким тарифам. В конечном счете от нахождения банками и клиентами золотой середины в этих вопросах во многом зависит и то, насколько успешно и взаимовыгодно они будут сотрудничать в дальнейшем – в том числе и в посткризисный период, поскольку известно, что ни один кризис не длится вечно.

Комментарии

1
  • НатальяС
    Короче, увеличат тарифы на РКО.

❗ Авансы по всем имущественным налогам за весь год можно включить в одно уведомление

До 25 апреля надо сдать уведомление по ЕНП на имущественные налоги за 1 квартал с кодом периода 34/01. Туда же можно включить эти налоги с кодами 34/02, 34/03 и 34/04.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Уголовные риски при исполнении государственных контрактов

Все больше предпринимателей в своей деятельности стремятся заключить государственные контракты. Такое желание обусловлено, в том числе, стимулирующей политикой государства в этом направлении. Важно знать не только как заключить контракт, но и не понести серьезные финансовые и репутационные потери, а главное — не стать обвиняемым в совершении преступления.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Участникам электронной торговли приготовиться к изменениям и возможным сложностям

В ближайшем будущем участников электронной торговли в государствах-членах ЕАЭС ждут введение новой категории товаров и новые таможенные правила, объяснил председатель совета ТПП РФ по таможенной политике Георгий Петров.

Лучшие спикеры, новый каждый день

💥Главное к утру пятницы: человечеству опять угрожает пандемия, в Петербурге сугробы, Бакальчук — обедневший миллиардер

Добавим в ленту самых свежих новостей на сегодня. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали сегодня в мире.

Кадры

Кому в первую очередь поможет новый нацпроект «Кадры»

Обновленный национальный проект «Кадры» стартует в России с 1 января 2025 года.

Для льготной ставки по земельному налогу нужно соблюсти 2 условия

Ставка земельного налога 0,3% – это своего рода льгота. И чтобы она была, надо соблюдать условия.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как организовать работу с локально-нормативными актами

Локально-нормативные акты (ЛНА) — это законодательство на уровне компании. ЛНА устанавливают права и обязанности работодателя и работника по отношению друг к другу и позволяют сторонам защитить свои права в случае трудовых споров. Но сначала всех работников необходимо надлежащим образом с ЛНА ознакомить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Топ-10 дивидендных акций от Сбера на 2024 год

Аналитики из Sber CIB не только любят богатеть на дивидендах, но и регулярно отбирают лучшие дивидендные акции из всего того разнообразия. Встречаем обновлённую подборку от них. Как думаете, Сбер включил в неё акции Сбера? А Сургутнефтегаз-ап, о которых только и разговоров? Погнали смотреть!

Топ-10 дивидендных акций от Сбера на 2024 год
33

Еще немного про CORPORATE TAX. Сроки постановки на налоговый учет

Федеральная налоговая служба вынесла Решение об уточнении сроков постановки на налоговый учет юридических и физических лиц, вступившее в силу с 01.03.2024 г. Я видела несколько обзоров и комментариев относительно данного решения, но все они искажают информацию и просто мне не нравятся, поэтому читайте 👇🏻

ЦБ дал прогноз по доле безналичных платежей в России

По итогам 2023 года безналичные платежи составили 83% от всех расчетов. За несколько лет этот показатель будет 90%.

Что делать, если просят бумажный НДС. Шаги по минимизации рисков

Внезапно в админку прилетает просьба продать бумажный НДС или порекомендовать того, кто им торгует. Расскажу, что делать.

Что делать, если просят бумажный НДС. Шаги по минимизации рисков

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»

Мы подготовили действительно ценный курс для предпринимателей. Здесь вы найдете не только задачи по бухгалтерскому учету, но и уникальные жизненные бизнес-ситуации, которые требуют от трупредпринимателей нестандартного мышления и гибкости.

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»
6
427
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Зачем Бенефициара объявляют в международный розыск?

Мнение налогового адвоката

Банкротство

Совокупные долги банкротов выросли в 2 раза

За 2023 год суд признал порядка 7,3 тысяч компаний несостоятельными. Их задолженность достигла 3,98 трлн рублей.

Общество

На что обратить внимание при покупке загородного дома, дачи или участка

Федеральная нотариальная палата (ФНП) разъяснила, на что обратить внимание при покупке дачи или земельного участка.

Маркетплейсы

У Wildberries появились брендированные грузовики

Автомобили с фирменными логотипами будут доставлять заказы со складов и сортировочных центров до ПВЗ.

Новые штрафы для бизнеса, банки против маркетплейсов и директор с лапками. Что обсуждали сегодня бухгалтеры. 😺«Ночной бухгалтер» № 1667

Бизнес больше не может звонить и отправлять рассылки по смс и e-mail без предварительного согласия абонента. Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят платежи через собственную структуру. Компания ищет сотрудника с лапками, который будет создавать уют, контролировать запасы вкусняшек и обниматься. А также другие новости дня для бухгалтера.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая
2
259
Банки

Данные об иностранных поставщиках платежных услуг станут закрытыми

Центробанк закроет доступ к перечню иностранных поставщиков платежных услуг до конца 2024 года.

Бесплатно с Социальные пособия

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

Как назначается пособие по уходу за ребенком по новым правилам в 2024 году, какие документы нужно предоставить, рассказываем в мини-курсе и приводим форму уведомления о прекращение права сотрудника на получение ежемесячного пособия.

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

Интересные материалы

Бесплатно с КоАП РФ

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

17 апреля 2024 года вступили в силу поправки в КоАП. Рассказываем, при каких условиях могут оштрафовать за обзвоны, письма и рассылку смс  и как не попасть под санкции.

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания