Кредитование

Финграмоте учиться — потребкредиту пригодится

Результаты первого квартала 2016 года вывели потребительское кредитование из затяжного пике: объем предоставленных розничных кредитов за год вырос на 20%. В 2015-м, к примеру, портфель изменился на те же 20%, но в сторону уменьшения. Тревожными факторами для рынка остаются рост просроченной задолженности и низкий уровень финансовой грамотности россиян.
Финграмоте учиться — потребкредиту пригодится
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Результаты первого квартала 2016 года вывели потребительское кредитование из затяжного пике: объем предоставленных розничных кредитов за год вырос на 20%. В 2015-м, к примеру, портфель изменился на те же 20%, но в сторону уменьшения. Тревожными факторами для рынка остаются рост просроченной задолженности и низкий уровень финансовой грамотности россиян.

Кредиты нужны как спасательный круг

Социологи отмечают два типа кредитного поведения людей во время кризиса. Часть населения стремится затянуть пояса и как можно скорее избавиться от долговой нагрузки. Другая часть в ситуации снижения реальных доходов не готова отказываться от запланированных трат и активно обращается в финансовые учреждения за займами. Как правило, такие заемщики воспринимают кредиты, как спасательный круг, и их число растет.

В первом квартале текущего года доля имеющих кредит граждан увеличилась до 35% (против 29% за соответствующий период прошлого года). Растет также и потенциальный спрос: на сегодняшний день каждый пятый потребитель заявил о готовности взять деньги в банке (20%). Для сравнения — аналогичный показатель в 2012 году находился на уровне 10%.

Увеличивается также уровень просроченной задолженности: если по итогам 2014 года просрочка составляла 8%, то по итогам 2015 года она выросла на треть — до 11,8%. По прогнозам НАФИ к началу 2017 года данный показатель может увеличиться до 13,2%. Этот фактор настораживает экспертов, наблюдающих многолетнюю и сложно изменяемую ситуацию безответственного заемного поведения россиян.

На сегодняшний день каждый пятый житель России выплачивает по кредитам более 30% совокупного дохода, что является существенной нагрузкой. При этом почти каждый десятый имеет проблемный кредит, когда заемщик должен отдавать больше трети дохода и регулярно пропускает платежи из-за отсутствия средств. Интересно, что довольно значимая часть наших сограждан (15%) в принципе допускает невозврат взятого займа, причем четверть из них считают достаточным основанием факт переоценки собственных финансовых возможностей.

Безответственность — чья?

Как и в любом взаимодействии, в процессе выдачи и получения кредитных денег важен вклад как клиента, так и банка.

С одной стороны, далеко не все заемщики демонстрируют желание разбираться в условиях кредитных продуктов. В декабре 2015 года Аналитический центр НАФИ провел социально-психологический эксперимент с целью выяснить, насколько доступным для восприятия среднестатистического потребителя являются реальные описания кредитных продуктов и насколько в целом понятны базовые финансовые термины (инфляция, процентная ставка, сложные проценты, диверсификация рисков и прочее). Результаты оказались ожидаемо неутешительными: лишь 12% опрошенных продемонстрировали высокий уровень финансовой грамотности, 46% — средний и 42% — низкий. Любопытно, что среди всех испытуемых только 16% попытались рассчитать процентную ставку и всего лишь 8% сделали это корректно.

Эксперимент позволил классифицировать заемщиков на три группы. Первые попытались разобраться в условиях кредита, но не смогли этого сделать, вторые также попытались, но неправильно поняли описание, а третьи просто не захотели разбираться.

С другой стороны, не всегда проблемы с пониманием сути кредитных продуктов являются виной самого заемщика. Многие стереотипы и искаженные представления рождаются вследствие изначально ограниченной информации. Например, пресловутый «мелкий шрифт» кредитных договоров, хотя и перестал быть общеупотребимой практикой, но уже успел наследить в сознании россиян, создав установку: «сложно, непонятно, все равно есть скрытые комиссии». Банки также довольно редко берут на себя роль финансовых консультантов, несмотря на очевидную выгоду этого для них самих. И клиенты остаются не информированными о том, как вести себя в ситуации, когда выплаты по кредитам становятся непосильным бременем.

Одним словом, если у человека нет проверенного источника финансовой информации, которому можно доверять, возникает благодатная почва для создания мифов о кредитовании. В ходе многих опросов мы регулярно сталкиваемся с искаженными представлениями людей. Например, о том, что кредитная карта — это инструмент внесения наличных средств на счет, иными словами, способ оплаты кредита наличными. Или о том, что, если оформляешь карту и даже не пользуешься ей, с тебя снимается ежемесячный процент. Многие удивляются, когда узнают о существовании беспроцентного льготного периода, или думают, что данный период дается лишь единожды.

Кредит как игра?

Менять ситуацию с финансовой грамотностью и ответственным заемным поведением проще всего среди тех лиц, которые объективно не могут разобраться с предложенными условиями в силу низкого уровня образования, неширокого кругозора и невысокого уровня жизни. Речь идет прежде всего о жителях сельской местности, жителях Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, о людях с начальным или незаконченным средним уровнями образования. Просветительские инициативы регуляторов рынка (Минфина и ЦБ) постепенно дают свои результаты, которые год от года будут все масштабнее: в образовательные проекты включены в первую очередь старшеклассники, которые через несколько лет станут потенциально активными пользователями банковских услуг. Конечно, необходимо расширить проект как по вертикали, включив в него школьников-подростков и взрослое и пожилое население, так и по горизонтали — среди разных категорий населения во всех регионах страны. Все это принесет свои плоды в будущем.

Однако интереснее всего работать с теми, кто в состоянии разобраться в условиях, но не делает этого. Именно данная группа демонстрирует низкую финансовую дисциплину, что в конечном счете оборачивается ростом просрочек и закредитованности.

Каким же образом можно стимулировать выделенную категорию заемщиков читать договора и в целом мотивировать к более ответственному финансовому поведению?

Ответом может стать внедрение принципов геймификации — использования инструментов из игровой индустрии для привлечения и удержания клиентов. Например, можно предложить заемщику оформить кредит по более низкой процентной ставке при условии, что он прочитает договор и пройдет успешно небольшой тест. Альтернативой может выступать общий тест на финансовую грамотность, по результатам которого финансовая организация будет иметь право предложить более выгодные условия (более низкую процентную ставку, разовый бонус в виде отсрочки платежа, разовый перенос даты платежа и т.д.).

С одной стороны, введение игровых элементов поможет сфокусировать внимание заемщиков при оформлении кредитов на деталях и создаст необходимый стимул для более добросовестного подхода. С другой стороны, потенциал геймификации гораздо больше, ведь применять данный инструмент можно и среди текущих заемщиков, поощряя различными бонусами их платежную дисциплину. Это, в свою очередь, позволит со временем сформировать правильную привычку в виде ответственного финансового поведения.

Начать дискуссию

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Минфин начал принудительно переводить Альфа-банк в юрисдикцию РФ

Суд может приостановить корпоративные права иностранной компании в отношении Альфа-банка и АльфаСтрахования. Экономически значимая организация может получить свои акции в прямое владение по решению суда.

Проверки

Цифра дня. Про плановые проверки

В 2024 году количество индикаторов риска для предупреждения нарушений закона увеличится до 500.

Цифра дня. Про плановые проверки
Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Кто и как решает рабочие вопросы в отпуске: итоги опроса

35% сотрудников считают, что могут выполнять рабочие задачи и не жертвовать отдыхом.

Зарплата

К каким расходам относить компенсацию за задержку зарплаты

В Трудовом кодексе закреплено, что работодатель обязан выплачивать компенсации (проценты) за задержку зарплаты и других выплат, присужденных работнику судом. Это значит, что выплаченные суммы можно относить расходам, уменьшающим базу по прибыли. А к каким именно и в каком размере? Прописали в ТК.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Проверки

📌 Расширят индикаторы риска для проверок компаний, их будет 500. Но как и когда работать бизнесу при их таком количестве — неясно, считает юрист

Минэкономразвития уже утвердило больше 30 новых индикаторов, которые сигнализируют о возможных нарушениях законодательства. На основании этой информации контролирующие органы будут принимать решение о плановой проверке бизнеса.

3
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Должники стали больше отдавать коллекторам в месяц: сколько

Переход к сберегательной модели поведения улучшил платежную дисциплину должников. Они отказываются от необязательных расходов и быстрее рассчитываются с долгами.

Бесплатно с Жилищное законодательство

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду

С 3 апреля 2024 года вступили в силу поправки в ЖК, которые всколыхнули общественность. Арендодатели решили, что теперь сдавать жилье в аренду, в том числе посуточно, вообще нельзя, или только с согласия соседей. На самом деле революции не произошло.

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду
Нотариат

Нотариусы оказали за свой счет услуги на 3,5 млрд рублей

Специалисты оказывают поддержку населению из собственных средств, не привлекая бюджетное финансирование.

Пользователи не могут войти в приложение Райффайзенбанка

Клиенты банка не могут оплатить заказы и покупки в магазинах, а у некоторых на счету образовались нули.

Жители Приморского края получат больше 635 млн рублей

Пострадавшие от паводков и ливневых дождей получат помощь из резервного фонда правительства.

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как оплачивать налог самозанятому, если он оказал услуги до перехода на НПД, а компания оплатила их после?

Есть ли риски для организации по начислению НДФЛ и страховых взносов?

Как оплачивать налог самозанятому, если он оказал услуги до перехода на НПД, а компания оплатила их после?
1
Зарплата

Долги работодателей по зарплате сократились в 2 раза

Прокуратура следит за соблюдением трудовых прав: только в новых регионах работодатели расплатились с долгами по зарплате на сумму 1,3 млрд рублей.

Легенды в дроблении. На что смотрят налоговики и суды

Многие консультанты по налогам говорят, что очень важно «легендирование» дробления бизнеса, чтобы свидетели, коими являются обычно в первую очередь сотрудники (в том числе бывшие), не спалили схему в ИФНС и суде. Но я бы не стала придавать столь важное значение именно этом блоку защиты своего бизнеса перед лицом фемиды.

Легенды в дроблении. На что смотрят налоговики и суды
2

Календарь отчетов и платежей на май 2024 года для всех режимов налогообложения

В мае даты многих отчетов и платежей меняются. Мы собрали все дедлайны, о которых нужно помнить бухгалтеру. Сохраните, чтобы не опоздать с отчетностью и начислениями, и не получить штраф.

Календарь отчетов и платежей на май 2024 года для всех режимов налогообложения
Ипотека

Участники СВО смогут взять вторичку в ипотеку под 2%

Льготные кредиты сделали для участников спецоперации, сотрудников бюджетных учреждений в новых регионах, а также для жителей Белгородской области, которые пострадали от обстрелов.

Интервью. Как провести анализ рынка?

Анализ рынка — это одна из стартовых задач для продвижения продукта / услуги. Сделал «тяп-ляп»  — твой бизнес пошел по наклонной. Прежде чем начать продавать, нужно «прощупать» рынок. О том, чем полезен анализ рынка, как его провести и какие сервисы использовать, рассказал Иван Мараховка в нашем интервью.

УК РФ

С 15 мая суды могут возмещать больше процессуальных издержек

Депутатский законопроект уточнил понятие процессуальных издержек по уголовному делу в УПК.

Интересные материалы

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать