Банки

Непрерывность бизнеса: тонкий расчет или надежда на авось

Представители IT-служб лучше всех понимают смысл первого закона Мерфи («Если неприятность может произойти, она случается»). Более того, из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше.
Непрерывность бизнеса: тонкий расчет или надежда на авось
Фото Василя Смирного. Кублог

В данном контексте речь идет о форс-мажоре такой силы, когда возникает существенный риск прерывания деятельности организации. Примерами таких реализовавшихся рисков могут стать атака террористов (например, авиатараны на башни-близнецы в США), блэкаут (авария в энергосистеме в 2005 году и ледяной дождь в 2010 году в Москве), землетрясение или цунами (так называемое Великое землетрясение Восточной Японии в 2011 году, ураган «Катрина» в США в 2005 году и т.д.). Понятно, что масштабы бедствий бывают разными, для относительно небольших компаний критичными могут стать и проблемы гораздо меньших масштабов: пожары в офисе или ЦОДе, экскаватор строителей, повредивший кабель связи, или, к примеру, митинги валютных ипотечников у входа в офис банка, парализовавшие работу всей кредитной организации.

Что делать с IT-инфраструктурой во время инцидента?

С одной стороны, понятно, что надо иметь планы на случай нештатных ситуаций. И они, действительно, у многих есть: на случай пожара, например, проводятся учения и тренировки персонала. Но вот беда: если сейф из бухгалтерии по плану с трудом, но вынести можно, то что делать с IT-инфраструктурой? Проблема заключается в том, что современный бизнес — это во многом и есть IT: например, банковские платежные системы или сервисы ДБО. И даже если эта инфраструктура территориально распределена, нет гарантии, что резервные узлы выдержат резко увеличившуюся нагрузку и не выйдут из строя.

Наверное, важность вопроса, до какой степени IT-инфраструктура стала критичной для непрерывности банковского бизнеса, впервые стал понятен после атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке, в которых было довольно много офисов финансовых организаций. Часть из них сумели восстановить свои сервисы довольно оперативно благодаря резервным площадкам, налаженным технологиям управления непрерывностью бизнеса (Business Continuity Management, BCM) и грамотным планам восстановления IT-систем (Disaster Recovery Plan, DRP).

Как следствие события 11 сентября 2001 года дали мощный импульс к обязательному наличию BCM в финансовой сфере США. Страны Азии, где природные катаклизмы — не редкость, также активно включились в эти процессы.

Надеетесь на авось — получите стандарты

Но вот прошло 15 лет. Появились совершенно новые риски, например атаки киберкриминала. Что же изменилось? Насколько нам интересны чужие ошибки? Согласно совместному исследованию IBM и журнала Economist, посвященному проблемам рисков и устойчивости бизнеса, в мире только 37% большого бизнеса имеет налаженные BCM и DRP. А что касается России, то показателен в этом плане пример блэкаута в Санкт-Петербурге в 2010 году. Казалось бы, наученные горьким московским опытом банкиры и многие другие службы, тем не менее показали себя плохо подготовленными: банкоматы не работали, многие отделения банков не были открыты и т.д. Почему? Все хотят сэкономить и надеются на авось.

Так каким образом банк может противостоять такого рода воздействиям или, по крайней мере, минимизировать возможный ущерб для бизнеса? При этом в условиях текущей финансовой турбулентности критично важно найти бюджетные пути. Где их искать?

Для начала необходимо обратиться к нормативным актам и лучшим мировым практикам в этой сфере, собранным, например, международной организацией Business Continuity Institute (BCI), которая определяет BCM и значительно расширяет список привычных угроз, вплоть до действий внутренних инсайдеров и взломов информационных систем хакерами. Кроме того, часть методологий содержится в CobiT (Control Objectives for Information and Related Technologies, «Задачи управления для информационных и смежных технологий»), ITIL (IT Infrastructure Library — библиотека инфраструктуры информационных технологий).

Довольно много можно почерпнуть в ISO 27001 — международном стандарте по информационной безопасности. Самого пристального внимания заслуживает стандарт ISO 22301, посвященный практикам BCM. Что касается России, то ЦБ довольно плотно регулирует описываемые практики в Положении 242-П, стандартах безопасности СТО БР ИББС-1.0-2006, ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 и некоторых других.

С больной головы на IT

Анализируя требования к BCМ и DRP, приходим к тому, что BCМ направлен на поддержку бизнес-активности и бизнес-функций, в то время как DRP — на поддержание бесперебойной работы информационных систем и сохранности данных. В то же время BCМ ориентирован на предупреждение проблем, а DRP — на их решение; BCМ охватывает вопросы восстановления бизнеса, а DRP направлен на восстановление IT-инфраструктуры после сбоев.

Кроме того, становится понятно, почему соответствие нормативным актам обходится банкам все дороже: это усиление зависимости бизнеса от информационных технологий, а также усложнение собственных корпоративных IT-инфраструктур. Неудивительно, что в упомянутом исследовании IBM говорится о том, что сегодня уже в 40% случаев обеспечение непрерывности бизнеса «сваливают» на IT-службы банков, забывая при этом о лучших практиках, которые говорят о том, что BCM — комплексный подход, затрагивающий буквально все процессы, происходящие в современном банке.

Таким образом, все чаще можно наблюдать тенденцию, когда инициатива внедрения процессов непрерывности бизнеса от топ-менеджмента переходит к IT. К сожалению, в России всего несколько банков с практически неограниченным IT-бюджетом, остальным же приходится серьезно экономить. Понятно, что люди из IT имеют гораздо более объемное представление о том, какие существуют зависимости между теми или иными бизнес-процессами и приложениями, их обслуживающими, нежели высшие руководители. Обладая этими весьма ценными знаниями, можно попытаться добиться соответствия (как на бумаге, так и реального), сэкономив при этом и так небольшой бюджет. Так какие есть варианты действий?

Экономить за счет оптимизации

Как показывает практика, на текущее время процесс обеспечения непрерывности в банках колеблется от «лишь написанных планов BCM и DRP для ЦБ» до «практически все есть, но нет ресурсов регулярно обновлять перечень угроз и рисков. Часто забываем включить процесс в культуру организации (управление изменениями)».

Это показывает, что полный процесс включает в себя несколько шагов, на каждом из них можно сэкономить вплоть до игнорирования работ по какому-то пункту. Но чем ближе к высшему уровню максимального соответствия, тем бесполезнее окажутся инвестиции в предыдущие.

«Какие мероприятия действительно нужны, зависит от того, как сам банк оценивает свою стратегию поведения в чрезвычайных ситуациях (в рамках нормативов регулятора), — рассказывает Роман Лукин, руководитель группы IT-аудита и консалтинга компании “Инфосистемы Джет”. — Причем нужно знать, как эта стратегия будет эволюционировать, что в ней должно появиться (или не появиться) в будущем. Имея этот документ на руках, можно на уровне руководства банка строить всеобъемлющую концепцию управления конкретными рисками, а не вкладывать деньги в то, в чем нет необходимости. Кроме того, здесь самое время заняться командой, которая будет решать текущие задачи».

Понятно, что параллельно или чуть раньше необходимо озаботиться аудитом ресурсов, поддерживающих бизнес-процессы организации. Требуется определиться с угрозами, от которых BCM будет защищать на данном шаге внедрения. Например, учитываем только IT-приложения, но не трогаем персонал, работающий с ними.

После этой работы начинается «творческий процесс», а именно выбор того, как именно будут обеспечены BCM и DRP с точки зрения технических решений. Будет ли построен для этого резервный ЦОД или операционный центр для персонала? А может, идти в ногу со временем и использовать виртуальные ЦОДы или облака, а также арендовать в подходящем технопарке временный офис, пока центральная площадка непригодна для работы?

«Не углубляясь в технические подробности, можно сконцентрироваться только на аспекте DRP, что позволит не строить дорогостоящие решения по синхронному резервному копированию, — отмечает Роман Лукин. — Кто-то допускает некоторый уровень потерь информации и(или) уменьшение скорости восстановления. Все зависит от стратегии и уже имеющихся решений. На этом этапе есть масса возможностей для оптимизации — нужно найти свою золотую середину».

Немного бумажной работы, тестов и изменений в корпоративной культуре

Обычно на этом, четвертом, этапе эксперты рекомендуют определиться с политикой непрерывности бизнеса, созданием реестра ролей и должностных обязанностей, концепцией управления процессом непрерывности, реестром рисков, матрицей зависимостей бизнеса от IT, таблицей потерь, планами управления инцидентами, стратегией непрерывности деятельности бизнес-подразделений, планами аварийного восстановления и тестирования. Правда, мало кто в состоянии осилить этот неполный список, но люди сидят и пишут…

Лучшие практики заключаются в том, что все эти бумаги не обязаны появляться одновременно! Первой должна быть разработана небольшая по объему, но «краеугольная» по значению политика непрерывности бизнеса. А вот реестр ролей и должностных обязанностей, служащий для собственного понимания организацией, какие специалисты требуется и что им предстоит делать, может постепенно дополняться по мере необходимости. Концепция управления процессом непрерывности, отвечающая за порядок расширения и сужения рамок BCM, разрабатывается банком с учетом того, что организация может ответить на вопросы самостоятельно, не затрачивая большого количества времени и сил.

Что касается реестра рисков, специалисты советуют выбирать какой-то конкретный риск, а не брать сразу весь их спектр. Построив процесс управления непрерывностью для защиты от него, будет гораздо проще расширить процесс и на другие риски. Аналогичный подход применим и для построении матрицы зависимости бизнеса от IT. На первых порах достаточно разработать только часть матрицы, описывающую один бизнес-процесс.

Не будем углубляться во всю эту бумажную бюрократию, а отметим, что не надо идти «на ура, до победного конца», а стоит использовать народную мудрость «умный в гору не пойдет»: так вот, умный обратится к экспертам-консультантам и «обойдет гору». Иными словами, можно и нужно подготовку документов распределить по этапам и изменять их полноту, минимизируя затраты на их подготовку.

Для того чтобы убедиться в том, что все сделано правильно, существует этап тестирования. Наиболее ресурсоемким видом тестов является «настольный». Он очень полезен для проверки полноты существующих документов, вовлечения сотрудников и руководителей в тематику BCM и DRP, для приобретения драгоценного опыта и выработки практических навыков в нештатных ситуациях.

На «настольных» тестах экономить, как правило, — себе дороже. Но вот совместить проведение тестирования процедур DRP с регулярными регламентными работами, например с установкой обновлений ПО или со сменой версий, можно. Такой вариант выгоден с экономической точки зрения, а навредить бизнесу тестами в это время трудно.

Завершается цикл создания BCM внедрением процессов управления изменениями и непрерывностью в культуру организации. Это не ресурсоемкий этап, но его сложность заключается в том, что данный шаг не может быть единовременным. Усилия по внедрению должны предприниматься на регулярной основе. В рамках процесса должны возникнуть новые должностные обязанности, возложить которые резонно на людей, управляющих рисками, или CIO. Последнее выгодно с той точки зрения, что информационные процессы обычно наиболее полно описаны, кроме того, как ни крути, они являются составной частью бизнес-процессов и их придется включать в процесс управления непрерывностью. Так почему с них не начать?

Делая выводы, необходимо отметить, что внедрение BCM и DRP, безусловно, вещь полезная. К сожалению, автоматизация бизнеса вызывает зависимость от IT, но никому не хочется при любом сбое систем вне зависимости от причины останавливать бизнес-процессы на определенное время с непредсказуемыми эксцессами и потерями данных после восстановления. Стимулируют внедрение и регуляторы рынка.

Да, необходим бюджет. Однако, как показывают лучшие мировые и отечественные практики в виде международных стандартов и положений, есть разные варианты оптимизации расходов при получении достойного результата. Но получить экономию можно только в том случае, когда есть знание, что и как делать, а также при непрерывном, как того и требуют стандарты, цикле работ. Отдельный вопрос: делать ли все самим на свой страх и риск или объединить усилия с независимыми консультантами.

Начать дискуссию

При ввозе белорусских товаров надо платить НДС, даже если в Беларуси они необлагаемые

Неважно, какие НДС-льготы есть при реализации товаров в стране ЕАЭС. При ввозе в РФ этих товаров действуют свои правила и свои льготы.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Предварительно известен размер вычета за сдачу норм ГТО

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Капитальное строительство разрешат вести без рабочих документов

Кабмин определит перечень строительных работ, которые можно проводить без проектной документации. Это сэкономит застройщикам время и деньги.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

Клиенты Модульбанка уже могут выпустить цифровую Маркет Карту мгновенно в личном кабинете банка.

Нужно ли уведомлять сотрудников о начале отпуска, если он вне графика

По общему правилу в отпуск работники ходят по графику, а за 2 недели до его начала работодатель уведомляет об этом. Уведомлять надо и в том случае, если сам сотрудник попросил отпуск вне графика.

Отличие субсидиарки от убытков

Почему кому-то конкурсный предъявляет иск об убытках, а кому-то субсидиарку?Чем они отличаются? Какие последствия наступают для ответчиков по таким искам?

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Банки начали тестировать сервис «Знай своего криптоклиента»

Пять банков, Центробанк и Росфинмониторинг участвуют в пилотном проекте по выявлению связей обычных денег с криптовалютой.

Роструд разъяснил, в каких случаях работодатель вправе привлекать работников к работе в выходные и праздничные дни

В каких случаях работодатель вправе привлекать сотрудников к работе в выходные и праздничные дни? Как такая работа должна оплачиваться?

Если при расчете налога на прибыль учитывать прошлые убытки, надо хранить всю старую первичку

Пока убытки прошлых лет идут на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль текущего года, документы, подтверждающие этот убыток, должны храниться.

5 ошибок финдира, котоыре мешают бизнесу расти

Финансовый директор — ключевая фигура в управлении финансами бизнеса, которая отвечает за долгосрочное благополучие предприятия. Но даже самые умелые специалисты могут совершать ошибки, которые мешают компании расти и развиваться.

5 ошибок финдира, котоыре мешают бизнесу расти

Дробление бизнеса

Вопросы «дробления бизнеса» остаются предметом повышенного внимания налоговых органов, такие риски активно выявляются и реализуются. Рассказываем, какие признаки дробления бизнеса выявляет ФНС и что делать, если у группы компаний есть основания для разделения.

Дробление бизнеса
УСН

Если ИП на УСН уведомление по ЕНП сдал, а на взносы 1% не уменьшил: что делать

Письмо ФНС с разрешением уменьшать налог по УСН за 2024 год на взносы 1% за 2024 год вышло в начале апреле. Но некоторые ИП узнали о новых правилах, когда уже посчитали налог и сдали уведомление.

1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

❗ Важно: сегодня последний день сдачи налоговой отчетности

По календарю бухгалтера на 25 апреля попадает последний день представления множества основных видов налоговой отчетности, в том числе за 1 квартал 2024 года. А ИП на ОСНО еще и платят за себя аванс по НДФЛ за 1 кв.

3

Совет Федерации не хочет убирать алкоголь из прикассовых зон супермаркетов

Сенаторы указали депутатам на то, что в законе нет термина «прикассовая зона».

☀️ Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Расширьте список ваших профессиональных навыков: научитесь вест кадровый и управленческий учет, узнайте особенности бухучета при ведении ВЭД и выходите на новый уровень дохода! Сегодня последний день, когда вы можете приобрести онлайн-курс «Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С» за 3 690 рублей и сделать первый шаг к карьере бухгалтера.

☀️ Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

🔥 Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Приведите знания в форму! Воспользуйтесь акцией и пройдите топовые онлайн-курсы «Клерка» по ВЭД, кадровому и управленческому учету за 3 690 рублей! Получите повышение и увеличьте свой доход с новыми навыками. Кроме этого, вы можете освоить профессию бухгалтера с нуля также за 3 690 рублей.

Как работать над несколькими проектами одновременно и ничего не упустить

Как управлять кучей проектов и выживать — с советами от медиаменеджера Паши Федорова, CEO мессенджера «Пачка» Григория Любачёва, ведущего подкаста «Потом доделаю» Ильи Вахмистрова и директора музыкальной группы «Свидание» Катерины Павловой.

Право

Как заключить госконтракт и не попасть под уголовную статью? Теперь читатели «Клерка» будут лучше разбираться в законах!

Ростовская областная коллегия адвокатов «Советник» начала вести свой блог на «Клерке». Правозащитники уже рассказали, как правильно работать по госконтрактам и не попасть под уголовную ответственность.

Как заключить госконтракт и не попасть под уголовную статью? Теперь читатели «Клерка» будут лучше разбираться в законах!

При выполнении нацпроектов обнаружены ценовые соглашения

Компании и ИП вступили в картельный сговор для поддержания цен на торгах. Общая сумма контрактов превысила 2,8 млрд рублей.

Интересные материалы

💥Обзор к утру четврега: нашли лекарство от болезни Бехтерева, цены на хлеб взлетели, в Perrier нашли бактерии

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.