УСН

Как правильно выбрать упрощёнку: доходы против расходов

Чек-лист по выбору упрощёнки.
Как правильно выбрать упрощёнку: доходы против расходов

Доходы или доходы минус расходы? Это вопрос, который каждый предприниматель задаёт себе, когда выбирает упрощённую систему налогообложения. Неправильный ответ повлияет на прибыльность бизнеса, а поменять решение получится только в следующем году.

При таких последствиях ошибаться с выбором не хочется. Поэтому давайте разбираться, как правильно подобрать упрощёнку, чтобы платить государству меньше и получать больше прибыли.

Какой бывает упрощёнка

Немного теории. Упрощённая система налогообложения (УСН) — налоговый режим, при котором организации и предприниматели платят единый налог и сдают одну общую декларацию. Чтобы работать на УСН, бизнес должен соответствовать двум критериям:

  • штат сотрудников — меньше 100 человек;
  • доход за календарный год — не более 150 млн рублей.

Упрощёнка бывает двух видов:

  1. Доходы. Платите налоги по УСН только с полученного дохода. Заработали 10 млн рублей — заплатили 600 тыс. рублей по ставке 6%.
  2. Доходы минус расходы. Платите налоги только с прибыли. Заработали 10 млн рублей, потратили 5 млн рублей — заплатили 750 тыс. рублей по ставке 15%.

Важно. Если бизнес не получил прибыли, платить налоги по системе «доходы минус расходы» всё равно нужно. Есть минимальный порог в 1% от суммы дохода, который предприниматель платит, даже если работает в убыток.

Предприниматели могут выбрать упрощёнку как налоговый режим для своего бизнеса в двух случаях:

  1. В момент регистрации бизнеса. Предприниматель или учредитель компании подают заявление на упрощёнку одновременно с документами на регистрацию или в течение 30 дней после.
  2. Перед новым календарным годом. Предприниматель или директор компании подают заявление на упрощёнку в текущем году, чтобы с 1 января следующего года перейти на упрощёнку.

Принято считать, что ставка по УСН «доходы» равна 6%, а по УСН «доходы минус расходы» равна 15%. В Москве это действительно так. Но в других регионах ставки отличаются. Например, в Санкт-Петербурге берут только 7% с прибыли, а в Ивановской области только 4% по доходам. Коллеги из «1С:ИТС» составили таблицу со ставками упрощёнки по каждому региону. Пользуйтесь!

Что влияет на выбор упрощёнки

Выбор упрощёнки зависит от того, сколько вы тратите на ведение и развитие бизнеса. Есть несколько критериев выбора правильного налогового режима.

Текущие расходы бизнеса

Если вы практически не тратите деньги на бизнес, выбирайте упрощёнку по «доходам»: ставка налога по доходам всегда ниже, чем по расходам. Например, если оказываете образовательные, юридические или бухгалтерские услуги — они практически не требуют затрат.

Если вы много тратите на развитие бизнеса, присмотритесь к системе «доходы минус расходы». Например, если расходы составляют больше 30−40% от общего оборота. Особенно система подходит бизнесам с низкой маржой. Например, перепродажа товаров с небольшой стоимостью: продуктов питания, одежды, бытовой химии или средств гигиены.

Московский предприниматель Дмитрий покупает куриное мясо у фермеров из Подмосковья и продаёт в сетевые столичные магазины. Стоимость закупки — 150 руб. за кг, продажи — 200 руб. за кг. За год Дмитрий перепродаёт 20 тыс. кг мяса, поэтому доход составляет 4 млн руб., расходы — 3 млн руб. Ещё 500 тыс. руб. предприниматель тратит на ремонт и топливо для «Газели», на которой возит мясо с ферм в магазины.

По системе «доходы минус расходы» за месяц Дмитрию начислят (4 000 000 − 3 000 000 − 500 000) х 15% = 75 000 руб. налогов по упрощёнке. Если бы он работал на УСН «доходы», то ему бы начислили 4 000 000 х 6% = 240 000 руб.

Система «доходы минус расходы» учитывает только бизнес-расходы, которые:

  • экономически обоснованы;
  • направлены на получение дохода;
  • подтверждаются чеками, платёжками, накладными и другими документами.

Например, траты на закупку сырья считаются бизнес-расходами, а покупка нового автомобиля — нет. Полный перечень расходов, которые учитывают на упрощёнке «доходы минус расходы», можете посмотреть в статье 346.16 Налогового кодекса.

Штат работников

Чем больше сотрудников в штате, тем выгоднее работать на системе «доходы минус расходы». Дело в том, что зарплата, страховые и пенсионные взносы, командировочные и больничные выплаты считаются бизнес-расходами.

Компания «Делконс» занимается консультационными услугами. Ежемесячный доход — около 5 млн руб. в год. Больших бизнес-расходов нет: разве что аренда на 1 млн руб. Казалось бы, стоит выбрать упрощёнку «доходы», чтобы средний налог за месяц составил 240 000 руб.

Но штате компании работает 10 человек, фонд оплаты труда составляет 2,7 млн руб. в год. Получается, что работать на системе «доходы минус расходы» компании выгоднее: платить придётся только (5 000 000 − 2 700 000 − 1 000 000) х 15% = 195 000 руб.

Но есть нюанс. На упрощёнке «доходы» тоже можно вычесть расходы на персонал. Это касается только больничных выплат, страховых и пенсионных взносов. Сумма вычитаемых расходов не должна превышать 50% от доходов. Например, если сотрудников немного и ФОТ небольшой, можно выбрать упрощёнку «доходы» и вычитать пенсионные и страховые взносы.

Торговые сборы и налоги

Упрощёнка — это налог, который заменяет все остальные налоги. Но некоторые сборы всё-таки нужно платить отдельно. Это НДС при работе с иностранными контрагентами и торговый сбор. Например, если покупаете товары у китайских поставщиков, нужно платить НДС с каждого товара. А торговый сбор платят организации, которые занимаются розничной торговлей в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Торговый сбор и НДС считаются расходами бизнеса. Если вы работаете с иностранными компаниями или занимаетесь розничной торговлей, обратите внимание на упрощёнку «доходы минус расходы». Возможно, налоги в сочетании с другими бизнес-расходами помогут платить меньше.

Чек-лист по выбору упрощёнки

1. Посмотрите налоговые ставки в своём регионе. Вот таблица со ставками УСН по каждому субъекту РФ.

2. Оцените расходы бизнеса. Если тратите на развитие своего дела больше 30−40%, есть смысл перейти на упрощёнку «доходы минус расходы».

3. Посчитайте расходы на персонал. Если вы работаете один или с небольшим штатом, выбирайте «доходы». Но с большими расходами на персонал лучше работать на системе «доходы минус расходы».

4. Посчитайте другие налоги. Если ваш бизнес будет работать с НДС или торговым сбором, приплюсуйте их к другим расходам и оцените, какая налоговая система для вас выгоднее.

Чтобы связаться со специалистами Делобанка, оставьте свои контакты:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру