Управление персоналом

Убить «сову»

Мир принадлежит тем, кто рано встает. Увы, это так, к огорчению менеджеров-«сов». Корпоративная жизнь и распорядок дня учреждений, явно построенные «жаворонками» под себя, предлагают несогласным либо выпасть из обоймы, либо убить в себе «сову». Таким образом, компании игнорируют 40% эффективных сотрудников.
2,6 тыс. 21

Источник: E-xecutive

Мир принадлежит тем, кто рано встает. Увы, это так, к огорчению менеджеров-«сов». Корпоративная жизнь и распорядок дня учреждений, явно построенные «жаворонками» под себя, предлагают несогласным либо выпасть из обоймы, либо убить в себе «сову». Таким образом, компании игнорируют 40% эффективных сотрудников. Не слишком ли расточительно?

«Жаворонки» и «совы»… Две различные категории людей и менеджеров, различающиеся по времени наступления пика умственной и физической активности, но во всем остальном они должны быть равны. В теории и согласно закону о правах человека. Однако в корпоративной реальности дело обстоит иначе: одни создали мир под себя и почти насильно заставляют других жить по этим законам. «Жаворонки» захватили власть и угнетают «сов».

А отличаются эти две категории людей всего лишь биологическими ритмами. У каждого человека есть свои внутренние, биологические часы, по которым он живет. Они отмеряют время сна и время бодрствования, а также определяют пик активности, когда человек максимально эффективен и работоспособен. В принципе всех существующих людей можно разделить на три категории: «жаворонки», «совы» и «голуби». Нас интересуют первые две, во-первых, потому что они составляют подавляющее большинство, а во-вторых, потому что активность «голубей» дневная и вполне укладывается в рабочий ритм компаний (11.00 – 18.00) и никаких неудобств никому не доставляет. Своим носителям в первую очередь.

«Жаворонки» по природе своей рано встают и рано ложатся спать. Их пик умственной и физической активности приходится на первую половину дня, а к вечеру их работоспособность снижается. Вот кто бодро прибегает в офис к 9 утра и сразу с головой кидается в работу. Утренние совещания, встречи, мозговые штурмы – это для них. А усталость и падение концентрации к 18.00 окружающими воспринимается как нормальная человеческая реакция «ну, набегался за день, устал», по той же причине им легко прощаются вечерние ошибки и погрешности.

Зато «совам» их естественных погрешностей не прощает, как правило, никто. Так как с течением времени в обществе сложилось определенное, довольно стойкое, представление о том, что такое «правильно» и «неправильно» применительно к работе. Начинать рабочий день в 9.00 – это правильно, назначать встречи и совещания на утро – это тоже правильно. А если кому-то тяжело вставать утром, он вечно опаздывает, спит на ходу и не может активно соображать – это распущенность и лень. Нужно просто взять себя в руки, «Ну разве это так трудно?!»

Иногда возникает ощущение, что существует всемирный заговор «жаворонков», потому что именно их представления о комфорте легли в основу понятия «нормы» для общественной и деловой жизни, да и для личной во многом тоже. А между тем, «совы» вовсе не ленивые и даже весьма дисциплинированные служащие, просто их биологические часы устроены таким образом, что пик их умственной и физической активности приходится на вторую половину дня, а у кого-то вообще на вечер, а в 9.00-10.00 их организм еще только начинает просыпаться.

Из-за этого у «жаворонков» может создаваться ощущение, что «совы» не любят работать, зато очень любят себя и свою личную жизнь. Потому что после работы смертельно усталый «жаворонок», чья активность почти на нуле, мечтает лишь о доме, в то время как «сова», у которой стрелка активности замерла на отметке 80%, с воодушевлением предлагает пойти еще куда-нибудь. И что подумает «жаворонок» в ответ на предложение? Правильно, «Я пашу как лошадь, а он тунеядец».

А «сова» не виновата, что такой уродилась и что рабочий день в подавляющем числе компаний с 9.00 до 18.00, а о свободном графике, во всяком случае у нас в стране, большинству можно только мечтать. Но все начальники в отличие от ученых почему-то считают, что дело лишь в личной расхлябанности и несобранности конкретных сотрудников, а не в системной ошибке, которую допускает общество и компании.

Организации в своем внутреннем распорядке ориентируются лишь на одну категорию сотрудников, причем – вот парадокс – не самую многочисленную. Как выяснили ученые из Калифорнийского университета, «совы» среди людей преобладают – их 30-40%, а «жаворонков» всего-то 20-25%, но результат… Конечно, менеджерам-«совам» лучше всего выбирать профессии, подразумевающие возможность плавающего графика и свободного распорядка дня, но такое, согласитесь, не всегда получается, ибо наши желания с нашими возможностями часто не совпадают. Неужели выхода нет, и «совам» придется либо искать свою нишу, либо приносить себя в жертву «жаворонкам»?

Именно так, в жертву. Ведь опоздания не прибавляют сотруднику популярности у начальства, ровно как и легкая заторможенность по утрам, да и возможность высказать здравую идею на девятичасовом совещании регулярно проходит мимо. В итоге начальнику слишком многое «царапает глаз» и, если он в течение дня больше не сталкивается с менеджером-«совой», то есть не может так или иначе увидеть ее в период активности (особенно это касается не непосредственного руководителя, а начальника уровнем выше), то о каких бонусах, о какой карьере может мечтать «сова»? Одна надежда на KPI, однако осадочек сонное утро у босса все равно оставит.

Выход есть, и весьма простой, только почему-то российские компании его в упор не видят. Свободный график – это палочка-выручалочка для людей, чья активность приходится не на утро. На Западе многие компании предоставили своим сотрудникам альтернативу: либо приходить к 9.00 и уходить в 18.00, либо приходить к 10.00, 11.00, но и уходить соответственно позже. Очень многих такое предложение устроило на 100%, даже «жаворонков», потому что пока «совы» спят, они успевают переделать кучу полезных дел, которые вечером позволить себе не могут. Например, посетить фитнесс или урок иностранного языка.

Многие топ-менеджеры считают, что подстраиваться таким образом под людей слишком расточительно, но если посмотреть на отдачу от подобных проектов, то она огромна. Во-первых, повысится лояльность сотрудников, ведь на них обратили внимание, их услышали и им пошли на встречу. Во-вторых, компания сможет поймать пик активности и работоспособности всех категорий сотрудников и использовать его себе на благо. «Сова» в 18.00 не пойдет в кафе или в кино расходовать энергию впустую, нет, она останется на рабочем месте и будет умножать доходы компании.

В-третьих, атмосфера в офисе улучшиться. «Совы» по утрам не будут пить кофе литрами, ворчать на всех вокруг и злить «жаворонков», провоцируя скрытые конфликты, они будут приходить в 11.00 и радостно всем улыбаться.

В-четвертых, сотрудники перестанут «сгорать на работе». Потому что «сова», конечно, может подстроиться под ритм жизни «жаворонков», но это приводит к усилению эмоциональной нагрузки, к скрытому недовольству, стрессу, а часто и к бессоннице.

Сегодня компании по сути игнорируют большую часть сотрудников, транжирят их ум и энергию, это ли не истинное расточительство? Свободный график – это недорогой, но весьма эффективный способ решения проблемы. Офис дома – это тоже прекрасный выход для «сов», если, конечно, профессиональные обязанности позволяют, и на Западе компании тоже активно используют этот формат работы.

Неужели так тяжело отбросить устоявшиеся традиции и увидеть не расхлябанность и недисциплинированность, а проблему

Комментарии

37
  • dilmax

    Есть другой способ решения утренних проблемы "людей-сов". В мире уже несколько лет продают будильники сонных фаз, которые работают по личным биоритмам. Лично я, пользуюсь австрийским умным будильником aXbo. Что проще Вам - изменить график работы или купить прибор?
  • Helen2024
    ну наконец-то и о "совах" тоже вспомнили :)
    нет, я конечно не собираюсь менять график работы, но мне, как вечной "сове", внимание приятно
  • zhenya_v
    dilmax,этот будильник действительно хорошо помогает?
УК РФ

Финэксперт банка продлевала пустые вклады, а реальные деньги выводила на локальную карту

В Пермском крае финансовый эксперт банка осуждена за хищение у пенсионеров более 3 млн рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Эффективное управление бизнесом общепита: основные KPI для успешного ведения учета

В условиях экономических трудностей и происходящих реформ в российском бизнесе, сектор общепита демонстрирует рост по продажам и числу точек. Однако из-за жесткого соперничества, изменений в потребительских предпочтениях и роста затрат, владельцы ресторанов стремятся к оптимизации работы через анализ данных.

Эффективное управление бизнесом общепита: основные KPI для успешного ведения учета

Гостиницы без звезд будут оценивать себя сами

Новые правила аккредитации организаций, классифицирующих гостиницы, должны вступить в силу в сентябре 2024 года.

Лучшие спикеры, новый каждый день

⚡️Меняем тарифы на «Клерке». Успейте подключить безлимитные консультации

У нас молния. С понедельника на «Клерке» произойдут изменения. Тарифов с безлимитными консультациями больше не будет. Хотите безлимит? Подключайте тариф на год или на полтора прямо сейчас.

Иллюстрация: Вера Ревина / «Клерк»

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен

Бухгалтер — одна из популярных и востребованных профессий, но одновременно с этим одна из самых ответственных и напряженных. Выгорания случаются у бухгалтеров достаточно часто, и в эти минуты приходят мысли о смене профессии. Как быть, если сердце требует перемен, а разум переживает за благосостояние?

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен

Не забудьте до 2 мая сделать авансовые платежи по налогам на имущество организаций

Уведомление об исчисленных суммах по налогам на имущество нужно подать не позднее 25 числа, а внести авансовые платежи — до 2 мая.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
УК РФ

Главного нотариуса Московской области посадили на 5 лет

Приговором Замоскворецкого районного суда города Москвы Смирнов Станислав Вячеславович признан виновным в коммерческом подкупе.

1
103
Банки

«Тинькофф» будет управлять розничным бизнесом Росбанка

На 2024 год запланирована интеграция двух банков в единый холдинг, поэтому Росбанк решил передать бизнес-направления с низкой рентабельностью под контроль «Тинькофф».

Как селлеру самостоятельно заполнить и подать декларацию по УСН за 2023 год

Заполнение декларации вызывает немало вопросов у селлеров, начиная со сроков сдачи, заканчивая непосредственно порядком заполнения. Что отнести к доходам? Как учитывать комиссии маркетплейсов? Как правильно отобразить скидки торговых площадок? — разберем в статье все, что нужно знать селлеру, чтобы самостоятельно и правильно заполнить декларацию по УСН.

Как селлеру самостоятельно заполнить и подать декларацию по УСН за 2023 год

Автоматизация управления проектами: как реализовать, что можно получить, о чем стоит помнить

Автоматизация управления проектом — обширная тема, требующая тщательного внимания и изучения.

Автоматизация управления проектами: как реализовать, что можно получить, о чем стоит помнить

Черный список ЦБ, как проверить контрагента

Федеральная налоговая служба постоянно борется с компаниями-однодневками и выявляет тех, кто обналичивает деньги с таких компаний. К сожалению, стандартная проверка по открытым данным ФНС может не отражать принадлежность компании к однодневке, через которую обналичиваются денежные средства.

Иллюстрация: ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Фермер получил более 1,5 млн субсидии, завысив размер осваиваемых земельных участков

В Ставропольском крае направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении субсидий на сельскохозяйственные нужды.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Общество

Назван инфоповод года в категории «Потребительские товары»

Новость о халяльной шоколадке «Аленка» стала инфоповодом года.

Медиатор — специалист по разрешению споров. Как быстро и выгодно разрешить конфликт в бизнесе с помощью медиации — лайфхаки. Как найти медиатора и может ли им быть юрист

Многие предприниматели, инвесторы и иные совладельцы компаний рано или поздно становятся участниками конфликта в бизнесе. Бизнес-конфликт — дело стрессовое, которое помимо всего прочего требует понимания многих юридических и психологических тонкостей. Хорошо помочь в выгодном и быстром разрешении конфликта может медиатор. Поговорим об этом в этой статье.

🎡Викторина про отчеты за I квартал: проверьте, насколько вы крутой бухгалтер

Игра для бухгалтеров появилась в телеграм-боте «Клерка». Чтобы получить приз, нужно правильно ответить на несколько вопросов по отчетности за первый квартал 2024 года. Это отличная возможность показать свою эрудицию, проверить знания и забрать заслуженный подарок!

Центробанк впервые опубликовал статистику по обороту наличных

В 2023 году оборот наличных составил 123,8 трлн рублей. Регулятор будет публиковать информацию о наличном обороте денег каждый квартал.

Контент-маркетинг для чайников. Как использовать посты для увеличения продаж

Бизнесу важно найти своего клиента. Но как зацепить внимание и завоевать его доверие, не вкладывая деньги в рекламу? Чтобы оставаться на плаву, компании необходимо постоянно искать новые способы привлечения клиентов.

К чему готовиться бизнесу, который работает с самозанятыми и ИП

С 1 марта 2024 года Минтруд начал мониторинг организаций и ИП по вопросу подмены трудовых договоров гражданскими договорами с самозанятыми. Научитесь грамотно составлять договоры и уменьшать риски.

Бесплатно с Отчетность

Формы и сроки сдачи отчетности за I квартал 2024 года

Чтобы ничего не потерять и вовремя отчитаться за 1 квартал, собрали всю полезную информацию в одной таблице.

Формы и сроки сдачи отчетности за I квартал 2024 года
2
3,9 тыс.

Интересные материалы

Почему выгодно переходить на цифровые документы и как с ними работать

Бумаги везде, бумаги повсюду…. Запомнить, где лежит нужный документ, и быстро его найти — тот еще квест! Как выбраться из-под завала файликов, стопочек и очень нужных папок с бумажными документами? Выход есть! Переходите от бумажной бухгалтерии к электронным форматам — с ними работа будет быстрее и удобнее. 

Почему выгодно переходить на цифровые документы и как с ними работать