Маркетинг

Кураж распродаж

В конце 90−х я три года работал в отделе маркетинга и рекламы петербургской компании «Лаверна», одного из крупнейших федеральных дистрибьюторов товаров для дома и интерьера.

ШАБЛОННЫЕ ПОДХОДЫ, КАК И ЛЮБЫЕ ДРУГИЕ СТАНДАРТЫ, ХОРОШИ ГДЕ УГОДНО, НО ТОЛЬКО НЕ В МАРКЕТИНГЕ. ОТСУТСТВИЕ КРЕАТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ БЫСТРО СНИЖАЕТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТИПОВЫХ АКЦИЙ, НЕ ПРИНОСЯ ОЖИДАЕМОЙ ОТДАЧИ.

В конце 90−х я три года работал в отделе маркетинга и рекламы петербургской компании «Лаверна», одного из крупнейших федеральных дистрибьюторов товаров для дома и интерьера. Помимо региональных оптовых отделений, фирме принадлежит система розничных магазинов «Дом−Лаверна». До прихода IKEA, OBI, Castorama и других крупных ритейлеров мирового уровня это была крупнейшая сеть в Петербурге и одна из самых больших в России.

Формулируя свое видение маркетинговой стратегии компании в ритейле, основатель «Лаверны», харизматичный и фантастически работоспособный Александр Кац озвучил принцип: «Придумывайте все что угодно для стимулирования сбыта, давайте хорошие скидки, но никогда не произносите слово «распродажа». Это не в нашем стиле!» И мы начали придумывать.

В результате многочисленных брейн−стормов, основанных на результатах исследований колебаний потребительского спроса, было разработано несколько форматов сезонны распро… — cтоп, нельзя произносить это слово! — сезонных акций. Вот несколько примеров: «Весенний праздник обоев», «Ежегодный Фестиваль Сантехники», «Ярмарка ярких цен». Улыбнулись? Сейчас это действительно звучит наивно. Но 13 лет назад, поверьте, за гидромассажными ваннами Cadazzo (один из крупнейших конкурентов Jacuzzi) со скидкой 10% выстраивались очереди!

Сегодня распродажами как инструментом маркетинга никого не удивишь. Для многих розничных компаний состояние «перманентной распродажи» даже стало более естественным, чем наличие «базовых» цен. Но «креативный подход» к такому формату торговли, увы, встречается невероятно редко.

Каковы нынешние подходы к распродажам?

Традиционная сезонная распродажа. Классический и «бессмертный» прием. Маркетинг как таковой здесь играет минимальную роль. Креатив — тоже. Как правило, на таких распродажах со значительными скидками продаются коллекции уходящего сезона. Наиболее распространен подобный подход в модном бизнесе. Пример — столичный ЦУМ. Лаконичные черно−оранжевые плакаты и перетяжки SALE в январе и августе трудно не заметить.

Введение в ассортимент так называемого товара−«паровоза». Это значит, что для привлечения внимания ковсему ассортименту магазина выбираются товары, торговая наценка на которые сводится к абсолютному минимуму. Ход в большинстве случаев беспроигрышный, но уже требующий определенных креативных решений.

Так поступают крупнейшие ритейлеры БТЭ — «М.Видео», Media Markt и другие. Увы, креативные решения большинства таких акций ограничены традиционными и банальными сообщениями. Крупно показан «паровоз», рядом — цена, слоган в стиле «Цена сезона», логотипы производителей и еще масса информации. Макеты всегда перегружены, но компании все равно не изменяют «законам жанра». Иногда это выстреливает, иногда — нет…

Постоянные распродажи. Прием, используемый магазинами−дискаунтерами («Пятерочка», «Дикси» и «Копейка»). В этом случае в магазинах всегда есть в наличии линейка из десяти–пятнадцати товаров по «распродажной» цене. Поддерживается такое предложение традиционно большими полосами в бесплатных или очень дешевых печатных изданиях. Оно и понятно, ведь читают такие газеты экономные домохозяйки. Прием работает практически безупречно. Творчества здесь нет, за редкими исключениями. И только «Эльдорадо» с Вадимом Галыгиным весело и ловко «бомбит» потребителей постоянными дисконтными предложениями…

Специально заказанный товар на распродажу. Наиболее креативный прием. Цена и товар, который становится мотивационным поводом для покупателя, специально придумывается и изготавливается. Его может не существовать в природе нигде, кроме как вмагазинах — инициаторах акции.

Имитация распродаж. Креативный прием «Распродажа в связи с ликвидацией» встречается не очень часто: слишком рискованно. Несколько лет в такую историю играли магазины одежды «Ж». Основной посыл: «У нас самые большие скидки! Спешите, магазины скоро закрываются». Эффективно вначале, но надоедает со временем.

В целом, подводя итог, можно констатировать: пока распродажи на российском рынке представляют собой борьбу традиционных маркетинговых методов в рамках традиционных же форматов. Интересно, рискнет ли кто−то в ближайшее время вырваться за эти рамки?

Комментарии

2
  • Минакова

    Позновательно...+)))Кстати Ж неплохой магазинчик был...+)))!!!!!!!!

  • sudmarvik

    Если скидывают до 70 % цены от первоначальной стоимости товара, то вопрос :" Какая наценка ?"У нас всякое барахло продают по "бешеным" ценам.

    Напр. ,закупочная цена на бразильскую обувь, с низким качеством красителя  или китайскую  от 8 до 15 долл.США  ,  а продают за 100 долл.и выше??

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

5
Лучшие спикеры, новый каждый день

С 1 мая новые контрольные соотношения в отчетности! 👀«Ночной бухгалтер» № 1670

Да, сверять отчеты между собой нужно будет по-новому. И следить за ними надо в оба глаза, потому что, если ваша декларация какие-то из них не пройдет, то и суммы из нее не будут учтены на ЕНС, придется ждать окончания камералки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Общество

Шашлык подорожал на 10-20%. Опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Мишустин: доходы бюджета выросли более чем на 50%

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Адвокат

👔 Новый закон ужесточил требования к адвокатам, и будет их единый реестр. Сами адвокаты приветствуют это и считают крайне полезным

Президент подписал изменения в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Правительство на 7 лет продлит выплаты многодетным на погашение ипотеки

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

С 1 мая банкам запретили брать комиссию за переводы клиента самому себе

Все банки с 1 мая 2024 года должны отменить комиссию с переводов до 30 млн рублей между собственными счетами клиента, в том числе в разных банках.

⚡️ Итоги дня: школьников научат управлять беспилотниками, золото упало в цене, а в России сделали люксовую машину на водородном топливе

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Отпуска

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс

Можно ли разделить отпуск, и какими частями работник может использовать дни отпуска, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад

Есть мнение, что менеджер проекта — это самая неблагодарная и недооцененная позиция в IT. Ты оказываешься между двух огней и отвечаешь за все происходящее, но именно менеджер проекта — фигура, которая задает настроение команде.

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад
Больничные

Что нового в правилах работы с электронными больничными

Электронные больничные стали обязательными, бумажных листков нетрудоспособности больше нет. С 1 мая 2024 года меняются правила работы с электронными больничными листами. На основании принятых изменений, запрашивать информацию из электронных больничных в СФР будет возможно только при наличии машиночитаемой доверенности, выданной страхователем.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

С 1 мая очередной вид продуктов питания подлежит обязательной маркировке

С 1 мая 2024 года икра осетровых и лососевых (красная) будет подлежать обязательной маркировке.

Фриланс, аутстаффинг, аутсорсинг: что это за модели и как бизнесу выбрать подходящую

Растущая необходимость в гибкости и эффективности решения задач ставит перед компаниями вопрос выбора между фрилансом, аутстаффингом и аутсорсингом. Модели предлагают решения для внешнего выполнения работ, но как определить, какая подходит бизнесу лучше?

 Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Учет убытков в 2024 году

К сожалению, не всегда компаниям удается получить желаемую прибыль. Что делать, если расходы превысили полученные организацией доходы? Как списать полученные убытки и предотвратить возможные претензии проверяющих, рассмотрим в этой статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Компании из каких сфер активнее всего инвестируют на бирже: результаты исследования

За год суммарный доход компаний-клиентов Тинькофф на Мосбирже превысил 1 млрд рублей. Самые активные инвесторы на бирже — компании из оптовой торговли, строительства и химической отрасли.

КоАП РФ

Бизнесу поднимут штрафы за отсутствие уведомлений о начале предпринимательской деятельности

Власти хотят на 145% поднять размер административного штрафа для бизнесменов, которые не сообщают о своей деятельности. Санкции не менялись с 2010 года.

Интересные материалы

ВЭД

Валютная оговорка в договоре

Валютная оговорка представляет собой условие, включаемое в договор с целью нивелировать риски сторон, связанные с колебанием валютных курсов. Какие бывают валютные оговорки, как их правильно согласовать, расскажем далее в нашей статье.

Иллюстрация: freepik/freepik