Клерк.Ру

PR-сопровождение исполнительного производства или PR на службе государства

910

Посткризисное время делает все более актуальным повышение эффективности взыскания долгов, как для государственной исполнительной системы, так и для самих взыскателей.

Соответственно, требуются все новые технологии мотивации должников к выполнению своих обязанностей, работающие даже при нынешнем недостаточном ресурсном обеспечении службы судебных приставов.

Одной из таких технологий, появление которой предопределено современной информационной эпохой, становится PR-сопровождение взыскания долгов.

В настоящее время Федеральная служба судебных приставов России демонстрирует большую информационную активность. Мы постоянно видим новости о запретах выезда за рубеж, новых способах взыскания и т.д. Возникает вопрос: можно ли эту PR-деятельность ФССП РФ сделать более эффективной с точки зрения взыскания долгов?

С нашей точки зрения возможности для улучшения имеются и вот основные из них:

1) Актуально использование арсенала корпоративного коллекторства для мотивации руководителей, которые дистанцировались от организаций-должников, к «возвращению» в проблемные организации, поиску денежных средств, чтобы избежать не юридической, а репутационной ответственности.

Это направление работы проявлялось бы в том, что судебные приставы, кроме стандартной и часто трудоемкой работы (запросы о имущественном состоянии должника, выезд по месту нахождения и другие исполнительные действия), могли бы показать должнику, а затем, при отсутствии шагов навстречу, осуществить информационное воздействие по ключевым точкам: контрагентам, предпринимательским объединениям, контролирующим органам. При этом информационное воздействие могло бы проводиться и в отношении организаций, которые фактические руководители организации должника создали на базе активов, выведенных из «брошенных» или обанкроченных фирм.

Такая работа не исключала бы актуальное в подобных случаях уголовно-правовое направление (применение ст. 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности», ст. 315 УК РФ «Неисполнение решения суда»), но была бы более оперативной и часто более опасной для должника.

2) Информационным акциям, направленным на мотивацию отдельных категорий должников к погашению задолженности, можно добавить системности за счет взаимодействия с крупными взыскателями.

Речь идет о том, что к отдельным новостям можно добавить использование, например, наружной рекламы по аналогии с практикой партнерства ГИБДД и страховых компаний. Такие акции были бы актуальны, например, для взыскания небольших долгов перед телекоммуникационными компаниями.

Системность информационного воздействия проявляется в использовании различных каналов коммуникации (пресса, интернет, слухи и т.д.) и форматов сообщений для целевой аудитории, а также применении стратегии непрямого действия, когда мысль о необходимости погашения задолженности доносится косвенно.

3) Информационное сопровождение наиболее спорных и сложных инициатив (наложение взыскания на полисы ОСАГО, средства на мобильном телефоне и т.д.) может отчасти обеспечиваться научно-консультационной поддержкой, т.е. заключениями авторитетных правоведов относительно юридической обоснованности таких действий. Естественно, научно-консультационные заключения могут быть непонятны широкой общественности, но они важны для коммуникации с контролирующими органами и демонстрируют проработанность инициатив.

4) Кроме сообщений о негативных для должника последствиях работы судебных приставов, стоит организовать появление новостей о позитивных примерах, т.е. ситуациях, когда должник, несмотря на все сложности, сумел погасить задолженность. Важно подбирать не только экзотические, но и типичные варианты решения долговых проблем (займ у родственников, помощь объединений и работодателя).

Можно сказать, что эффективность PR-сопровождения взыскания задолженности для службы судебных приставов может быть повышена за счет расширения:
- подходов к использованию PR-воздействия (не только массовое информирование, но и точечная работа методами корпоративного коллекторства);
- круга участвующих субъектов (совместные PR-компании с отдельными видами взыскателей; привлечение экспертов для научно-консультационной поддержки);
- содержания сообщений (наряду с описанием негативных последствий позитивные примеры решения долговых проблем).

Важным моментом для эффективного PR-сопровождения исполнительного производства может стать расширения круга сотрудников службы судебных приставов, которые могут применять информационное воздействие. Пресс-службы в настоящее время существуют на уровне Управлений ФССП РФ по отдельным субъектам федерации, а значит круг лиц, которые могут использовать PR-инструментарий, достаточно ограничен и его расширение затруднено с учетом особенностей функционирования государственных органов.

Однако отдельные приемы информационного воздействия, прежде всего, точечные (письма контрагентам должников и т.д.) могли бы использовать и отдельные приставы исполнители. Естественно, такая работа требует определенного обучения и практики, но она может дать хорошие результаты по наиболее проблемным взысканиям, когда стандартные приемы не работают.

Таким образом, PR-сопровождение взыскания задолженности может стать для судебных приставов еще более эффективным инструментом обеспечения успешного исполнения решений судов.

Дмитрий Жданухин

Президент Ассоциации корпоративного коллекторства, генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н

Специально для Клерк.Ру

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Мнения
 
Люди которым это нравится