Бизнес-психология

Подготовка к переговорам: 4 важных момента

Помощник руководителя, особенно в некрупных компаниях, сочетает в своей работе функции многих отделов какого-нибудь холдинга.
1,8 тыс. 12

Помощник руководителя, особенно в некрупных компаниях, сочетает в своей работе функции многих отделов какого-нибудь холдинга. Поэтому мы обсудили проблему подготовки к переговорам с руководителями отделов крупных компаний и помощником председателя правления крупного банка, обратив особое внимание на четыре вопроса: подготовка документации, перевод и переводчик, бонусы и главное оружие.

Подготовка документации

Успех переговоров предопределяет предварительная подготовка. Готовясь к переговорам, обмениваясь письмами, партнер должен подготовить информацию о себе. Эта информация малыми дозами должна поступать к потенциальному партнеру уже на первых этапах установления контактов. Подготовка информации о себе — важная составляющая делового общения. Сложились определенные традиции в подготовке такой рекламной информации разных уровней (рассчитанной на массового потребителя, на специалистов и др.), и несоответствие ее этим традициям (даже в части полиграфического оформления) может повлиять на репутацию вашей организации. Естественно, что ваш потенциальный партнер также будет собирать сведения о вашей организации. Чем больше он найдет ответов на свои вопросы в представленной вами информации, тем легче будет проходить деловое общение и тем менее вероятно, что мнение о вас окажется неблагоприятным.

Информация о себе должна содержать сведения об основных направлениях деятельности и об особенностях вашей организации, которые могут представить особый интерес для потенциального партнера. Полезны сведения об опыте успешной работы, включая отзывы ваших партнеров о работе с вашей организацией. Полезна и солидная информация о продукции фирмы, показывающая ее преимущества, гарантии надежной работы и обслуживания предлагаемой продукции.

Существенное значение имеет оформление информационных материалов: презентаций, каталогов, рекламной информации. Должно быть хорошее полиграфическое исполнение, качественная бумага, соответствующий подбор фотографий.

Олег Глошкин*: Для первой встречи с потенциальными партнерами мы всегда готовим презентацию. Этим обычно занимаются руководители отделов, которые ответственны за тему будущих переговоров в нашей компании. Если переговоры незначительны, то подготовка перепоручается подчиненным, ведущим ту или иную организацию. У нас имеется арт-отдел, который в случае необходимости может оформить презентацию в корпоративном стиле, но не всегда это необходимо.

Мы сейчас начали активно сотрудничать с крупными госкорпорациями — «РЖД» и «Метрополитен», для которых делаем автоматические транспортные платежные системы городов. Переговоры с ними ведутся долго и состоят не только из встреч за столом переговоров, но и из встреч на выставках, форумах, презентациях. Поэтому имидж компании на этих мероприятиях тоже влияет на успех переговоров и является в конечном итоге непосредственной к ним подготовкой. И полиграфическая продукция, рассказывающая о компании, ее продукте, видах услуг, должна не только обязательно присутствовать, но и желательно отличаться от подобной продукции конкурентов. Хорошо работают отзывы прежних партнеров, статистика компании, темпы ее роста, история.

Татьяна Скриванек: Переговоры можно поделить на три части: нам что-то надо, от нас что-то хотят и текущие переговоры с заказчиком или поставщиком. В первых двух случаях готовится презентация о компании — это общая информация с картинками и графиками с акцентом на то, что может заинтересовать вторую сторону. Это красивый вводный рассказ о том, кто ты и чем занимаешься. У нас в компании есть уже готовая болванка в отделе маркетинга, которая каждый раз изменяется и дополняется под конкретного клиента. На последующие встречи документацию готовишь и ты, и твой партнер, потому что обычно это или связано с какими-то претензиями, возможно, с обеих сторон либо с уточнением графиков. В случае с претензиями необходима очень тщательная и всесторонняя подготовка, т. е. ты не только должен аргументировать каждое свое утверждение, но и продумать заранее возможные вопросы, и подготовить такие же аргументированные ответы. Все они должны быть подкреплены документально, поэтому пакет документов большой, и ты в нем должен хорошо ориентироваться, чтобы в нужное время достать необходимый документ. Есть специальные папки с разделителями и возможностью оглавления, которые очень помогают систематизировать документацию для конкретных переговоров. Ведь тут партнер набирает на тебя компромат, а ты на него, и чья победит?! На рядовые текущие переговоры я беру с собой планы продаж, которые связаны с данным клиентом, информацию о результатах предыдущего года, ценах. И тут всегда держишь в голове максимум и минимум того, что ты можешь получить. Задача, конечно, получить максимум, но и не согласиться на то, что ниже минимума.

Составление проектов соглашений и других необходимых документов и материалов, которые должны быть приняты в результате переговоров, — один из наиболее важных элементов подготовки к переговорам, поскольку сам процесс подготовки документации весьма сложен и трудоемок, и, кроме того, чем лучше подготовлен проект документации, тем больше вероятность, что он будет положительно принят партнером, так как трудно искать слабые места в хорошо подготовленном тексте. Однако ход переговоров не всегда полностью предсказуем, поэтому полезно подготовить альтернативные варианты документов, учитывающие возможные возражения по основным вариантам. Эти варианты могут быть предложены, если переговоры зайдут в тупик.

Евгения Крестовникова: Документация для переговоров зависит от состава участников переговоров. В основном план переговоров составляет руководитель, а ответственные подразделения и сотрудники готовят отдельные презентации, которые объединяют в общую итоговую презентацию. Она и рассматривается на общем собрании до переговоров. Своя копия презентации в распечатанном виде есть у каждого участника переговоров.

Необходимые инструменты для встречи в переговорной: ноутбук, проектор, флеш-карта, блокнот для записей, чистые листы формата А4, ручки, флипчарт, бумага и маркеры для флипчарта. Заранее приглашается ИТ-специалист, для того чтобы настроить проектор и проверить подключение для конференц-звонков и видеоконференций.
Обычно я не занимаюсь подготовкой презентаций, но при необходимости могу это делать. Основные программы для презентаций и докладов:PowerPoint и Visio.

Перевод и переводчик

Роль переводчика в деловых встречах своеобразна. Он является необходимым участником беседы, его присутствие обязательно. Необычность положения переводчика состоит в том, что при всей его необходимости он не должен быть виден, он является своего рода «невидимкой» коммуникативного акта. Переводчик не располагает самостоятельностью при ведении переговоров, он представляет собой объект, с помощью которого становится возможной эффективность деловых встреч. Эффективность переговоров во многом зависит от профессионализма переводчика. Знания языка, на который осуществляется перевод, значительно, но также весьма значительным становится умение быстро сориентироваться в пространстве, правильно подобрать необходимые языковые единицы, в том числе культурные. Переводчик не имеет возможности высказывать собственные мысли, но имеет возможность профессионально реализовываться, точно воспроизводя смысл высказываний на двух языках, стиль речи, интонацию.

Олег Глошкин: Для общения с нашими зарубежными партнерами мы используем английский язык. Причем и с немцами, и с китайцами. У нас в компании работает 3 человека, которые в совершенстве владеют английским и, что очень важно, технической терминологией нашей области бизнеса. Мы стараемся использовать их в качестве переводчиков, если это необходимо. Но я и сам, например, владею английским, может, и не на таком высоком уровне, но для делового общения и переписки его достаточно. В сложных случаях обращаюсь к нашим специалистам. К услугам приглашенного переводчика мы никогда не прибегаем. Потому что чужой человек во время переговоров не нужен, исходя из безопасности коммерческой информации. К тому же профессиональные переводчики хорошо владеют бизнес-терминологией, но плохо знают технический английский, а объяснять переводчику на пальцах во время переговоров, какое именно устройство или технологию мы имеем в виду, чтобы он также на пальцах объяснял это потенциальным партнерам, просто комично, это снижает статус нашей компании и авторитет.

Татьяна Скриванек: Для повседневного общения с партнерами вполне хватает моего знания английского, это было одним из условий при приеме на работу. Но для крупных переговоров наша компания иногда пользуется услугами приглашенных переводчиков. Так, на первых переговорах с чехами мы пригласили девушку-чешку, которая училась в российском вузе. Считаю такой подбор переводчика наиболее оптимальным. Переводчик должен быть носителем того языка, который не понимаем мы, и в то же время достаточно хорошо знать русский, потому что переводчику надо объяснить второй стороне нюансы, которые он сможет легко перевести на родной язык. Дело в том, что бизнес-терминология знакома многим, к тому же в нашем языке теперь так много англицизмов, что понять партнера, говорящего на английском, легко. Технический английский нам не нужен. Поэтому приглашенный переводчик, виртуозно владеющий языком наших партнеров, — идеальный вариант. Будучи по профессии переводчиком с испанского, из собственного опыта знаю, что, когда владеешь общелитературным языком, легко можно объяснить какой-то термин. Например, забыла слово «пуговица», объясняешь: «такое кругленькое, пришивается к одежде, застегивается на петлю» — испанцы все понимают, как и любые другие иностранцы.

Евгения Крестовникова: На встречах с иностранными коллегами всегда присутствует переводчик, он же ведет протокол. Протокол ведется на всех переговорах и совещаниях. Он может быть как в письменном, так и в электронном виде. После окончания переговоров и после согласования с руководителем задач и сроков, протокол рассылается в специальной программе или по электронной почте ответственным исполнителям, которые, в свою очередь, в поставленные сроки предоставляют отчеты в электронном виде или на следующем совещании.

Самое важное
Необходим тщательный предварительный анализ ситуации и возможных вариантов ее решения. Очень важно предугадать интересы партнера и его позицию, чтобы должным образом представить собственные предложения и аргументы в их пользу. При этом необходимо учесть культурные, психологические и иные особенности партнера.
Очень важно записывать все предложения и планы, готовить хорошо отработанные и отредактированные проекты документов. Письменная форма изложения заставляет искать точные формулировки, исключает потерю информации или идей.

На подготовительной стадии в ряде ситуаций может оказаться оправданным привлечение сторонних экспертов. Их заключения могут впоследствии оказаться важным аргументом в пользу ваших предложений.

Олег Глошкин: Самое главное при подготовке к переговорам — тщательно проанализировать предложения конкурентов, свои возможности и возможности потенциального партнера. Время в основном уходит именно на поиск такой информации, 90 процентов которой находится в открытых источниках, надо просто ее собрать. А 10 процентов — коммерческая тайна. Но ее тоже надо узнать. Для этого также есть свои способы, о которых я умолчу. Но когда у тебя на руках все цифры и ты можешь апеллировать к разуму собеседника, указывая слабые позиции конкурента или его самого, то выигрыш на переговорах становится реальнее.

Татьяна Скриванек: В бизнесе очень важно время. Рассчитать время переговоров и лучше к ним подготовиться поможет такой прием, которому меня научил один немецкий поставщик. Перед переговорами по электронной почте (не устно!) партнеру предлагается список тем, которые вы хотели бы с ним обсудить. Партнер вносит свои коррективы, добавляет свои пункты, и тогда примерный сценарий переговоров и время, которое на них будет затрачено, становится ясным.

Евгения Крестовникова: Самое главное при подготовке к переговорам — правильно и четко организовать план переговоров, а также собрать всю необходимую информацию по партнерам, все, что позволит лучше понимать их нужды, особенности их бизнеса, чтобы встреча прошла продуктивнее и помогла укрепить отношения.

Бонусы
Деловой этикет подразумевает использование во время переговоров канцелярских принадлежностей с символикой принимающей стороны. Однако и в компании «ШТРИХ-М», и в компании «БИОГАРД» этим занимаются только в особенно торжественных случаях. Также не популярны и подарки партнерам на переговорах, только по случаю праздников, хотя обе компании выпускают множество полиграфической продукции с собственной символикой: ежедневники, пакеты, блокноты, календари и т. п. В компании «БИОГАРД» ужин с партнером по переговорам — прерогатива высшего руководства, не принято и принимать ответные приглашения от деловых партнеров на ужин. В компании «ШТРИХ-М» ужины после переговоров — устоявшаяся практика. Выбирайте сами тот бонус, который получат ваши партнеры после переговоров, но помните, что его тоже нужно подготовить.

Евгения Крестовникова: Организация деловых обедов, ужинов и бизнес-ланчей проходит по заданию руководителя, и в основном я пользуюсь услугами компаний, занимающихся экспресс-кейтерингом. Обеды заказываем в офис индивидуально, согласовав с руководителем меню из тех ресторанов, которые он предпочитает. Когда я должна организовать встречу с иностранными партнерами в ресторане, меню оговаривается заранее с помощниками партнеров.

В переговорной комнате у нас всегда организована зона с холодными закусками и напитками (вода, сок, чай, кофе).

Необходимость в оформлении переговорной зависит от национальной принадлежности и культуры той страны, откуда партнер. Чаще всего встречи проводятся в помещении без оформления, но у нас во всех переговорных комнатах на стенах постеры с условиями наших текущих акций или иллюстрирующие ценности нашей компании.

Если планируется провести переговоры в другом городе или стране, организацией поездок занимаюсь я сама, у нас заключены договоренности с туристическими фирмами, которые помогают бронировать отели и авиабилеты.

* Олег Глошкин, руководитель отдела, компания «ШТРИХ-М».
* Татьяна Скриванек, заместитель начальника отдела поставок, компания «БИОГАРД».
* Евгения Крестовникова, помощник председателя правления банка «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

Начать дискуссию

В 2023 году дефицит федерального бюджета составил почти 3,23 трлн рублей

Минфин засекретил часть расходов федерального бюджета, за 2023 год они составили 32,35 трлн рублей. Тогда как на доходы пришлось 29,12 трлн.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Совокупные долги банкротов выросли в 2 раза

За 2023 год суд признал порядка 7,3 тысяч компаний несостоятельными. Их задолженность достигла 3,98 трлн рублей.

Общество

На что обратить внимание при покупке загородного дома, дачи или участка

Федеральная нотариальная палата (ФНП) разъяснила, на что обратить внимание при покупке дачи или земельного участка.

Лучшие спикеры, новый каждый день

У Wildberries появились брендированные грузовики

Автомобили с фирменными логотипами будут доставлять заказы со складов и сортировочных центров до ПВЗ.

Новые штрафы для бизнеса, банки против маркетплейсов и директор с лапками. Что обсуждали сегодня бухгалтеры. 😺«Ночной бухгалтер» № 1667

Бизнес больше не может звонить и отправлять рассылки по смс и e-mail без предварительного согласия абонента. Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят платежи через собственную структуру. Компания ищет сотрудника с лапками, который будет создавать уют, контролировать запасы вкусняшек и обниматься. А также другие новости дня для бухгалтера.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая
Банки

Данные об иностранных поставщиках платежных услуг станут закрытыми

Центробанк закроет доступ к перечню иностранных поставщиков платежных услуг до конца 2024 года.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Социальные пособия

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

Как назначается пособие по уходу за ребенком по новым правилам в 2024 году, какие документы нужно предоставить, рассказываем в мини-курсе и приводим форму уведомления о прекращение права сотрудника на получение ежемесячного пособия.

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс
Бесплатно с КоАП РФ

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

17 апреля 2024 года вступили в силу поправки в КоАП. Рассказываем, при каких условиях могут оштрафовать за обзвоны, письма и рассылку смс  и как не попасть под санкции.

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

Новостной дайджест: правила переводов с Сбербанке, новые меры поддержки МСБ, план Минэкономразвития, изменения в налогах, форум «Создай НАШЕ»

Самое интересное и важное за день в новостном дайджесте.

Банки

RBI: Европейский центральный банк потребует быстрее свернуть бизнес в РФ

Raiffeisen Bank International ждет требования от ЕЦБ ускорить процесс сокращения бизнеса в России.

Импорт

Вводится режим «параллельного импорта» для зарубежных патентов

Импорт параллельного характера позволяет ввозить в РФ иностранные товары без получения на это согласия от производителя. Такой импорт считается параллельным, так как он осуществляется независимо от официальных каналов через дистрибьюторов.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Доверительные отношения между ИП и его бухгалтером обошлись предпринимателю в 20,6 млн рублей ущерба

Бухгалтер из Краснодарского края предстанет перед судом по обвинению в неправомерном обороте средств платежей и мошенничестве.

121
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Что такое системное мышление и как руководителю научиться использовать его на практике

Мы живем в мире систем. Рабочий коллектив, проектная группа, спортивная команда, семья, зрители в театре, пользователи приложения — мы всегда находимся во взаимодействии с другими людьми и организациями или участвуем в процессах, а значит ведем системную деятельность. И этой деятельностью важно научиться управлять, чтобы достигать своих целей.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

⚡️ Итоги дня: «Яндекс» будет продавать товары для взрослых, Китай урезал поставки, а россияне стали чаще пить растворимый кофе и есть лапшу быстрого приготовления

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

1
71

Авито ищет бухгалтеров и специалистов по финансам

Разбирайте горячие вакансии от крупной компании. Авито нужен специалист казначейства, бухгалтер и старший бухгалтер!

Отпуска

Как уйти в отпуск в 2024 году: как написать и подать заявление и рассчитать отпускные

Каждый работник имеет право на отпуск. Рассказываем, какие отпуска бывают, как написать заявление на каждый из них, как оплачивается период отдыха и когда работодатель может отказать в его предоставлении.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Госдума защитит трудовые права работников маркетплейсов

Работодатели скрывают трудовые отношения с сотрудниками маркетплейсов под договорами с самозанятыми. Из-за этого работники не получают отпускных и больничных.

58

🔥 Безлимитных консультаций больше не будет! Успейте купить подписку «Клерк.Премиум» с безлимитными консультациями

Воспользуйтесь шансом купить подписку с безлимитными консультациями экспертов «Клерка» до 22 апреля, чтобы задавать вопросы без ограничений.

В начале 2025 года РЖД запустят новое мобильное суперприложение

Замгендиректора РЖД Евгений Чаркин на конференции Data Fusion заявил, что «Российские железные дороги» (РЖД) планируют запустить новое мобильное суперприложение (SuperApp) в начале 2025 года.

Интересные материалы

☝️Готовы к сдачи отчетности за I квартал? Напоминаем, как правильно заполнить форму 6-НДФЛ

До 25 апреля нужно сдать 6-НДФЛ за I квартал 2024 года. Бланк расчета и правила его заполнения изменились, рассказываем, как заполнить отчет, чтобы сдать все с первого раза — без проблем и штрафов.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру