Малый и средний бизнес

Виды стратегий развития для малых предприятий

Чтобы стать стратегией развития, текущий набор проблем и задач фирмы должен превратиться в систему: все мероприятия должны быть ориентированы на долговременные цели, увязаны по ресурсам и времени, а также должны эффективно сочетаться и дополнять друг друга.

Чтобы стать стратегией развития, текущий набор проблем и задач фирмы должен превратиться в систему: все мероприятия должны быть ориентированы на долговременные цели, увязаны по ресурсам и времени, а также должны эффективно сочетаться и дополнять друг друга.

При определении стратегических альтернатив фирмы две проблемы являются ключевыми:

  • определение реальных возможностей для изменения стратегии, наличие ограничений в улучшении принятой стратегии и возможное пространство для коренного изменения стратегии;
  • определение таких изменений стратегии, которые позволяют создать существенные конкурентные преимущества.

1. Базовые стратегии. Выбор стратегии производится по определенным критериям, в ранжировании которых решающая роль принадлежит высшим руководителям организации. Многообразные стратегии, которые используют фирмы, являются лишь модификациями нескольких базовых стратегий. Каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии среды. Понятие базовой конкурентной стратегии характеризует вид конкурентного преимущества и сферу, в которой оно достигается. В реальном бизнесе выделяют четыре базовых стратегии:

1.1. Стратегия ограниченного роста: цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются в соответствии с изменяющимися условиями. Это самый простой, удобный и наименее рискованный способ действия. Его выбирают фирмы в сложившихся сферах деятельности со стабильной технологией.

1.2. Стратегия роста: характеризуется динамичным уровнем развития с быстро меняющейся технологией. Этой стратегии придерживаются компании, стремящиеся к высоким темпам экономического роста. Эта стратегия включает:

  • стратегию концентрированного роста (усиление позиций на рынке, развитие рынка, развитие продукта);
  • стратегию интегрированного роста (приобретение собственности, внутреннее расширение);
  • стратегию диверсифицированного роста (производство новых продуктов).

1.3. Стратегия сокращения: целенаправленное и сбалансированное сокращение данного бизнеса в связи с изменениями на рынке, в экономике в целом и т. п. В рамках данной стратегии имеются варианты ликвидации, сокращения и переориентации.

1.4. Комбинированная стратегия: выступает целесообразным сочетанием всех рассмотренных выше базовых стратегий. Данной стратегии придерживаются, как правило, крупные фирмы, функционирующие в нескольких отраслях.

При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должны соответствовать накопленному потенциалу фирмы.

2. Организационные изменения. Реализация стратегии предполагает проведение в фирме комплекса изменений, без которых невозможно достичь успеха, даже имея эффективную стратегию. Проведение изменений — это основа осуществления стратегии. Под изменениями в организации понимают решения ее руководства внести изменения в одну или более внутренних составляющих организации, относящихся к целям, задачам, структуре, технологии, человеческому фактору, что вызвано переменами во внешней или внутренней среде. Для выживания организации ее руководство должно периодически оценивать и корректировать стратегические цели и задачи в соответствии с изменениями внешней среды и самой организации. Часто необходимость менять цели обнаруживается с помощью системы контроля.

Выделяют три уровня стратегических изменений в организации:

  • коренная реорганизация — необходимость в ней возникает, когда, например, фирма покидает одну отрасль и переходит в другую. При этом меняются миссия организации, номенклатура ее продукции и рынки сбыта, происходят изменения в технологии, составе ресурсов. При коренной реорганизации у руководства фирмы возникают наибольшие трудности с реализацией стратегии;
  • радикальные изменения — изменения, как правило, связаны с глубокими структурными преобразованиями внутри организации, обусловленными разделением или слиянием с другой аналогичной организацией. Объединение разных коллективов, появление новых продуктов, структурных подразделений вызывает необходимость проведения изменений в организационной структуре и соответствующей корректировки организационной культуры;
  • умеренные изменения — наиболее часто встречающиеся стратегические изменения. Необходимость в них возникает всякий раз, когда организация выводит новый продукт на освоенный или новый рынок. Изменения, как правило, связаны с маркетингом и организацией производства. Так как основные усилия фирма направляет на привлечение внимания покупателей к новому товару, ведется активный поиск новых каналов сбыта и разъяснительная реклама.

3. Управление организационными изменениями. Управление организационными изменениями может включать ряд этапов:

  • давление и побуждение — руководство фирм должно осознать необходимость изменений под давлением таких внешних факторов, как возросшая конкуренция, изменения в экономике, появление новых нормативных актов или внутренних факторов (снижение производительности, возросшие затраты, высокая текучесть кадров, большое число жалоб работников);
  • посредничество и переориентация внимания — может возникнуть необходимость в посреднических услугах, которые должны привести к переориентации высшего руководства на внутренние проблемы;
  • диагностика и осознание — руководство фирмы собирает информацию, определяет причины возникновения проблем. Определение области проблемы ведет к осознанию конкретных проблем;
  • нахождение нового решения и разработка мер по его исполнению,
  • эксперимент и выявление — обычно организация проводит испытания планируемых изменений, выявляя скрытые трудности, прежде чем внедрять новшества в крупных масштабах;
  • подкрепление и согласие — основываясь на положительных результатах, организация принимает новые методы. Возникает необходимость в мотивации людей, чтобы они приняли изменения.

Основные методы, с помощью которых можно уменьшить или устранить сопротивление изменениям, состоят в следующем:

  • образование и передача информации — подразумевается открытое обсуждение идей и мероприятий, что поможет сотрудникам убедиться в необходимости перемен до того, как они будут проведены;
  • привлечение подчиненных к принятию решений — дает возможность сотрудникам, которые могут оказать сопротивление изменениям, свободно выразить свое отношение к новшествам;
  • облегчение и поддержка — средства, с помощью которых сотрудники легче вписываются в новую обстановку. Возможна дополнительная профессиональная подготовка и повышение квалификации сотрудников, чтобы они могли отвечать новым требованиям;
  • материальное и моральное стимулирование — включает повышение оплаты труда, обязательство не увольнять сотрудников и т.п.;
  • кооптация — означает предоставление лицу, которое оказывает сопротивление изменениям, ведущей роли в принятии решений о введении новшеств;
  • маневрирование — выборочное использование информации, предоставляемой работникам, составление четкого графика мероприятий;
  • поэтапность преобразований — дает возможность постепенного привыкания к новым условиям;
  • принуждение — угроза лишить работы или продвижения по службе, повышения профессиональной квалификации и заработной платы, назначения на новую должность.

Эффективное проведение изменений — залог успешной реализации стратегии.

4. Выбор стратегии развития малого предприятия. На этом этапе определяются позиции предприятия на рынке, выявляются стратегические задачи, альтернативные способы (стратегии) их решения. Чтобы стать стратегией, этот набор проблем и задач должен превратиться в систему: все мероприятия должны быть ориентированы на долговременные цели, увязаны по ресурсам и времени, а также должны эффективно сочетаться и дополнять друг друга с точки зрения задач структурных подразделений фирмы.

Вместе с определением общей, корпоративной стратегии происходит разработка поддерживающих ее стратегий бизнеса и функциональных стратегий. В основе успешной стратегии должно лежать создание и использование конкурентных преимуществ. Это может быть и способность продавать продукцию по низким ценам, и обеспечение высокого качества продукции, и комплекс сервисных услуг, и выгодное местоположение фирмы или ее филиалов. Это означает, что стратегия должна не только поддерживать имеющиеся конкурентные преимущества, но и инициировать новые.

Выбор стратегии развития фирмы неразрывно связан с такими понятиями стратегического управления, как потенциал фирмы и ее конкурентоспособность:

  • Потенциал фирмы представляет собой совокупность ее возможностей по выпуску продукции и оказанию услуг и включает внутренние переменные и управленческий потенциал. Возможности организации предопределены ее ресурсами (факторами производства), находящимися в ее распоряжении. В рыночной экономике потенциал организации зависит как от внутренних факторов, так и от потребительского спроса, действий конкурентов, экономической ситуации в стране и др.
  • Конкурентоспособность фирмы характеризует ее способность противостоять конкурентам, вести эффективную конкурентную борьбу за рынки сбыта. Конкурентоспособность фирмы является относительной характеристикой, определяемой объектом сравнения. Факторами, определяющими конкурентоспособность фирмы, являются потенциал фирмы (ресурсный и инновационный), умелый выбор стратегии, потенциал ее высшего руководства, финансовые результаты ее деятельности.

Важным в процессе стратегического управления является определение приоритетов развития фирмы, на которые будут направлены ее главные усилия и ресурсы. Приоритеты могут касаться выделения привлекательных рыночных секторов, продукции, организационных построений и др.

В общем виде стратегии развития могут быть структурированы следующим образом:

  • корпоративные: стратегии, являющиеся общими для всех подразделений фирмы;
  • стратегии бизнеса: по направлениям деятельности организации;
  • функциональные: стратегии развития отдельных сторон деятельности организации (маркетинга, научных исследований, персонала и др.).

Процесс выбора стратегии состоит из следующих этапов:

  • разработка стратегий, позволяющих достичь поставленных целей, при этом желательно предложить и разработать, возможно, большее число альтернативных стратегий;
  • анализ и оценка: анализ альтернатив в рамках выбранной общей стратегии и их оценка по степени пригодности для достижения главных целей фирмы;
  • корректировка общей стратегии и разработка поддерживающих стратегий.

На выбор стратегии влияют многочисленные факторы:

  • ценности, которыми руководствуются при принятии стратегии высшие менеджеры организации;
  • характер целей, которые ставит перед собой фирма;
  • состояние и предсказуемость внешней среды;
  • уровень риска, на который может пойти руководство фирмы при реализации ее стратегии;
  • потенциал фирмы, ее внутренняя структура, сильные и слабые стороны;
  • опыт реализации прошлых стратегий;
  • фактор времени.

Реализация стратегии фирмы зависит от эффективности системы стратегических изменений, главными из которых являются изменения в организационной структуре и организационной культуре.

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

1
Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.