Ведение бизнеса

Стартап, внимание, марш!

Любой стартап вне зависимости от отраслевой принадлежности — тестовый полигон для набивания разнообразных «шишек».

Любой стартап вне зависимости от отраслевой принадлежности — тестовый полигон для набивания разнообразных «шишек». Ошибки на этапе запуска проекта неизбежны: команде приходится решать множество задач одновременно, и часто в приоритетах — скорость реализации, а не глубина проработки деталей.

Есть известная присказка о том, что умные учатся на своих ошибках, мудрые — на чужих, а глупые — не учатся вообще. Недаром вся система бизнес-образования построена на разборе практических кейсов. Кто-то уже набил шишки до вас, извлек из этого полезный опыт и добился успеха. «Бизнес-журнал» попросил четырех стартаперов оценить типичные ошибки начального этапа и дать советы.

Люди и механизмы

Андрей Кузеев, генеральный директор компании Relevant Media

Наша медиакомпания много работает с фрилансерами: сотни людей пишут статьи для нескольких наших ресурсов. Когда я пришел в этот стартап, то больше был озабочен выстраиванием бизнес-процессов, организацией «механики» работы. Трафик, реклама, партнерские программы — вот что волновало меня прежде всего.

Работа с авторами не вызывала проблем — ровно до той поры, пока они не накопились и не потребовали более пристального внимания. Во-первых, мы столкнулись с регулярными угрозами обращения в суд по причине блокирования аккаунтов авторов (это обычно происходит в случае, когда в отношении автора возникают подозрения, что тот занимается перепродажей услуг или систематически некачественно выполняет работу). Во-вторых, к нам стали периодически обращаться с просьбами о предоставлении справки о трудовых доходах для выдачи кредита в банке или получения загранпаспорта. В-третьих, даже самая незначительная отсрочка платежей (например, при смене банк-клиента) вызывала шквал звонков с вопросами «Когда будет зарплата?». В компании не предусмотрен колл-центр, поэтому все проблемы недовольных авторов приходилось решать силами редакции и бухгалтерии, а это отнимало много сил и времени.

Как застраховаться от сбоев в работе с людьми? Опыт показал, что эта проблема не решается исключительно в юридической плоскости. С каждым из авторов при регистрации на сайте мы заключаем пользовательское соглашение — договор оферты, на основании которого оплачивается их работа. Ни один из наших авторов не является штатным сотрудником — а следовательно, никакие перечисленные претензии или запросы не являются обоснованными. В результате пришлось разрабатывать специальную памятку к договору, где мы объяснили самые важные моменты, по которым могут возникать противоречия, суть наших обязательств, постарались сделать наши коммуникации максимально прозрачными, провели дополнительный инструктаж для собственных сотрудников. Заодно к разъяснительной работе мы привлекали наших самых ответственных и активных авторов, которые с удовольствием включились в обсуждение темы в социальных сетях. Сейчас такого рода запросы носят разовый характер.

Сбережение ресурсов

Сергей Лаврентьев, генеральный директор компании Jizo

Как это ни парадоксально звучит, многие проблемы стартапов вызывает не отсутствие денег, а их наличие — точнее, неумение правильно планировать расходы. Часто бывает так, что, получив долгожданные инвестиции, стартаперы впадают в некую финансовую эйфорию. Им кажется, что теперь так будет всегда: раз нашелся один инвестор, то и другие выстроятся в очередь; что теперь можно вложиться и в развитие продукта, и в рекламную кампанию, и команду пополнить дорогостоящими специалистами. Такой подход чреват быстрым взлетом, но и быстрыми тратами. Чтобы после взлета стартап вскоре не свалился в штопор, необходимо максимально четко планировать расходы. Например, наш ресурс Jizo.ru стартовал с агрессивной рекламной кампании: мы потратили много денег на баннеры, контекст, тизеры, социальные сети, печатались в журналах авиакомпаний. Появились сразу и везде. Сейчас я понимаю, что такое решение было не совсем верным. Пользователь должен привыкнуть к вашему присутствию! То, что вас за короткое время увидит миллион человек, не значит, что все они станут пользоваться вашими услугами. Рекламную активность, которую мы развили в течение недель, можно было бы растянуть на месяцы, а деньги направить на совершенствование продукта: для нас функциональность и удобство сайта — лучший способ привлечения пользователей. А сайт с багами — лучшая антиреклама для любого стартапа, сводящая все усилия на ноль!

Все мы знаем, что есть три сценария развития бизнеса: лучший, средний и худший. Даже если ваш бизнес развивается по «лучшему», нужно поддерживать баланс сил и средств и сохранять некий запас на «черный день». И пусть он никогда не настанет!

Выбор «океана»

Алексей Косачев, руководитель компании Domgeo

Начиная Domgeo, я планировал сначала провести детальный анализ рынка, тщательно продумать стратегию развития. Но обстоятельства сложились так, что пришлось стартовать с проектом и уточнять концепцию одновременно! Такие условия, несомненно, — вызов. Нужно заявить о себе, начинать продажи — и параллельно дорабатывать стратегию, бизнес-модель, механизмы работы с базой недвижимости. Одно с другим не всегда хорошо стыкуется. Многого приходится достигать путем проб и ошибок, на это уходят силы и время.

Что бы я посоветовал: если вы входите в высококонкурентный рынок, наберитесь терпения и не бросайтесь в омут с головой. Нужно предварительно проделать подготовительную работу, ответить на массу «почему»: почему именно этот рынок, чем я лучше других, на какие средства стартап будет жить, стоит ли сразу набирать команду? И наоборот, если вы планируете занять перспективную и еще никем не освоенную нишу, лучше запускать стартап как можно быстрее, заявить о себе хоть с минимальным набором сервисов: так у вас будет преимущество. Хорошие идеи витают в воздухе, и выигрывает тот, кто реализует их первым.

Есть известная книга «Стратегия голубого океана»1, авторы которой представляют все имеющиеся рынки в виде океанов двух типов. Красный символизирует существующие отрасли — с определенными границами и царящей в них «кровавой» конкуренцией. Голубой океан — это область, куда другие участники рынка еще не дошли, никем не занятое пространство, которое есть шанс занять первым. Запуская стартап, вы должны определить для себя, в какой океан хотите «нырнуть». И в зависимости от этого выбирайте стратегию «погружения».

Муза на службе

Азамат Ульбашев, генеральный директор компании «ВитаПортал»

Стартап — это мультизадачная среда, в которой точность и своевременность выполнения задач — ключевое условие успеха. Но мы работаем не с машинами, а с людьми, поэтому при постановке задачи надо помнить: высока вероятность, что люди сделают не совсем то, что вы от них требовали. Или все-таки сделают, но не в требуемые сроки. По нашему опыту могу сказать, что чаще всего ключевыми причинами такой ситуации являются неправильная расстановка приоритетов и излишнее увлечение креативом при выполнении поставленных задач.

Каждый член команды должен быть ориентирован на главную бизнес-цель на текущий момент. Целей не может быть пять! Если главное — выпустить продукт на рынок, то все остальные задачи (дополнительный функционал, партнерства и т. д.) должны отойти на второй план. Все должны быть в курсе цели №1 и понимать, каким образом их работа способствует ее скорейшему достижению. Расстановка приоритетов — задача руководителя.

В стартапе, безусловно, есть место для творчества, но увлечение творческим процессом не должно становиться излишним и задевать дедлайны. Задача руководителя — установить такой баланс творчества и дисциплины, чтобы сотрудники направляли креативную энергию в нужное русло. Например, если необходимо поменять заставку на главной странице, то можно обсудить различные идеи, но потом очень жестко зафиксировать полученное решение. Что нужно поместить в левом, а что — в правом углу, какого размера должна быть картинка, цвета и т. д. Ни в коем случае нельзя просить свою команду «сделать что-нибудь красивое, прикольное». Иначе получится, как в русской народной сказке: «Послал туда, не знаю куда», а в итоге «Получил то, не знаю что».

Сфокусированность и дисциплина при достижении краткосрочных целей — альфа и омега любого стартапа. Очень важно при этом настойчиво объяснять творческим людям, что ваша цель как руководителя — развивать бизнес, а не ограничивать творческие порывы.

__________________________

1 Ким У. Чан, Моборн Рене. Стратегия голубого океана. — М., 2008.

Начать дискуссию

Роструд разъяснил, в каких случаях работодатель вправе привлекать работников к работе в выходные и праздничные дни

В каких случаях работодатель вправе привлекать сотрудников к работе в выходные и праздничные дни? Как такая работа должна оплачиваться?

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Если при расчете налога на прибыль учитывать прошлые убытки, надо хранить всю старую первичку

Пока убытки прошлых лет идут на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль текущего года, документы, подтверждающие этот убыток, должны храниться.

5 ошибок финдира, котоыре мешают бизнесу расти

Финансовый директор — ключевая фигура в управлении финансами бизнеса, которая отвечает за долгосрочное благополучие предприятия. Но даже самые умелые специалисты могут совершать ошибки, которые мешают компании расти и развиваться.

5 ошибок финдира, котоыре мешают бизнесу расти
Лучшие спикеры, новый каждый день

Дробление бизнеса

Вопросы «дробления бизнеса» остаются предметом повышенного внимания налоговых органов, такие риски активно выявляются и реализуются. Рассказываем, какие признаки дробления бизнеса выявляет ФНС и что делать, если у группы компаний есть основания для разделения.

Дробление бизнеса
УСН

Если ИП на УСН уведомление по ЕНП сдал, а на взносы 1% не уменьшил: что делать

Письмо ФНС с разрешением уменьшать налог по УСН за 2024 год на взносы 1% за 2024 год вышло в начале апреле. Но некоторые ИП узнали о новых правилах, когда уже посчитали налог и сдали уведомление.

1

Совет Федерации не хочет убирать алкоголь из прикассовых зон супермаркетов

Сенаторы указали депутатам на то, что в законе нет термина «прикассовая зона».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

❗ Важно: сегодня последний день сдачи налоговой отчетности

По календарю бухгалтера на 25 апреля попадает последний день представления множества основных видов налоговой отчетности, в том числе за 1 квартал 2024 года. А ИП на ОСНО еще и платят за себя аванс по НДФЛ за 1 кв.

2

☀️ Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Расширьте список ваших профессиональных навыков: научитесь вест кадровый и управленческий учет, узнайте особенности бухучета при ведении ВЭД и выходите на новый уровень дохода! Сегодня последний день, когда вы можете приобрести онлайн-курс «Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С» за 3 690 рублей и сделать первый шаг к карьере бухгалтера.

☀️ Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

🔥 Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Приведите знания в форму! Воспользуйтесь акцией и пройдите топовые онлайн-курсы «Клерка» по ВЭД, кадровому и управленческому учету за 3 690 рублей! Получите повышение и увеличьте свой доход с новыми навыками. Кроме этого, вы можете освоить профессию бухгалтера с нуля также за 3 690 рублей.

Как работать над несколькими проектами одновременно и ничего не упустить

Как управлять кучей проектов и выживать — с советами от медиаменеджера Паши Федорова, CEO мессенджера «Пачка» Григория Любачёва, ведущего подкаста «Потом доделаю» Ильи Вахмистрова и директора музыкальной группы «Свидание» Катерины Павловой.

Право

Как заключить госконтракт и не попасть под уголовную статью? Теперь читатели «Клерка» будут лучше разбираться в законах!

Ростовская областная коллегия адвокатов «Советник» начала вести свой блог на «Клерке». Правозащитники уже рассказали, как правильно работать по госконтрактам и не попасть под уголовную ответственность.

Как заключить госконтракт и не попасть под уголовную статью? Теперь читатели «Клерка» будут лучше разбираться в законах!

При выполнении нацпроектов обнаружены ценовые соглашения

Компании и ИП вступили в картельный сговор для поддержания цен на торгах. Общая сумма контрактов превысила 2,8 млрд рублей.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

💥Обзор к утру четврега: нашли лекарство от болезни Бехтерева, цены на хлеб взлетели, в Perrier нашли бактерии

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

В прошлом году увеличили штрафы за нарушения в сфере воинского учета. Контроль за его ведением усиливается: многие организации ожидают проверок военкомата уже в ближайшее время. Рассказываем, как проходят проверки и какие есть штрафы.

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

Выплаты многодетным на погашение ипотеки продлили: срок

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

Какие меры принудительного исполнения можно применить к должнику

Рассказал о мерах применяемых к должнику, которые помогут быстрее исполнить решение суда.

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?

Продолжаю следить за тем, что происходит с ценами на недвижимость в Москве и в Сочи. Как думаете, где цены выросли сильнее? А что будет с ипотекой? Вот и узнаем. В прошлый раз я смотрел февраль–март. Изучаем, что произошло за месяц, думаем, что будет дальше.

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?

Официально: даны прогнозы роста основных показателей экономики

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

​Вчера поспешил, сегодня — опоздал. И как же правильно?

Вот уж действительно головоломка. Вчера налоговики тебе сказали: «Поспешишь — нас насмешишь», а сегодня: «Сам виноват. Надо было раньше думать». А на кону, между прочим, опять деньги.

​Вчера поспешил, сегодня — опоздал. И как же правильно?

Интересные материалы

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!