Ведение бизнеса

Стратегия развития фирмы

Российский бизнес вышел из хаоса 90-­х... никто тогда особо не задумывался о стратегии развития бизнеса... А что сегодня?

Автор: Алексей Устинов 

Наш спикер — человек удивительной судьбы (он не просто нашел себя в Америке, но и познал ее сущностные черты...) и замечательной профессии.

Надеемся, что его оригинальные мысли и мнения, виртуозное владение техникой дискуссии привлекут ваше внимание и подарят ряд новых идей в развитии карьеры или бизнеса...

Российский бизнес вышел из хаоса 90-­х... никто тогда особо не задумывался о стратегии развития бизнеса... А что сегодня?

— Почему в бизнес­планировании, в управлении организациями термин «стратегия» появился сравнительно недавно? Потребность в стратегии (не путать с планированием!) в бизнесе возникла вместе с потребностью реагировать (и желательно успешно) на вариативность множества взаимосвязанных событий, совокупность последствий которых имеет существенно большее влияние, чем последствия от каждого события в отдельности.

Это то, что называется синергетическим эффектом. Вместе с тем природа этого явления была понятна полководцам и выдающимся государственным деятелям со времен античности. Для многих из них стратегическое мышление, сопряженное с фантастической интуицией, позволяло совершать то, что сейчас на языке бизнеса мы называем «слияния и поглощения», «выходы на новые рынки», «отстраивание от конкурентов». И все это с меньшими затратами, чем у конкурентов, что является мечтой акционера и инвестора.

Неслучайно, кстати, компетенция «стратегическое мышление» (strategic thinking) входит в обойму ключевых компетенций руководителей топовых компаний.

Наступил этап развития рынка (середина 1960­х годов), когда будущее невозможно или сложно предположить методом простой экстраполяции. Именно тогда появилось стратегическое планирование, которое до сих пор претерпевает непрерывное изменение. Причина изменений одна: многократное увеличение быстроты и числа изменений в бизнесе (рынке) и их вариативность.

Пресса писала, что только ЮКОС имел разработанную стратегию развития своего бизнеса, увы... Что это было? Как ее можно назвать, оценить?..

— ЮКОС — хороший бизнес­кейс, но не о стратегии, а скорее об этике ведения бизнеса.

ЮКОС («Менатеп») — дитя 1990­х, и полезность его изучения в 2013 году сомнительна.

История не повторяется. Однако очевидно, что «красивая» миссия ЮКОСа — «стать одним из локомотивов российской экономики, содействовать выходу страны из кризиса» — явное лукавство, если предположить, что частью стратегического плана компании являлось уклонение от уплаты налогов. Если разработанная стратегия была «в стороне» от этого печального факта, тогда вопрос к качеству управления стратегией и к «мифу» о блестящей команде управленцев и лично к таланту МБХ. Кстати, изучение его личности, в отличие от ЮКОСа, для эйчара может быть интересно (например, можно начать с фильма А. Караулова «Ходорковский. Трубы»).

Кто в России реально пытается работать над стратегией?

— В России реально работает тот, кто обладает властью над ресурсами или рынками сбыта (государство и монополисты). И те и другие могут с достаточно высокой достоверностью (или наглостью) предположить, каково будет состояние мира в весьма отдаленной перспективе, через пять лет и более. Для остальных стратегическое планирование — это способ с большей или меньшей достоверностью организовать свою деятельность на три­четыре года вперед. Вероятность исполнения стратегических целей с горизонтом планирования пять лет и более, как в анекдоте про блондинку и динозавра: 50 на 50 — или получится, или нет.

Вместе с тем для всех остальных имеются хорошие новости: есть стратегии, которые не требуют вложения денег, сложных математических расчетов и футурологов в штате.

Стратегия непрерывного улучшения — кайдзен. Стратегия TPS — сокращения промежутка времени между получением заказа и получением оплаты, избегая лишних затрат.

Стратегия 6 сигма — 3.2 отказа на миллион срабатываний. О чем эти стратегии? О прибыли, о будущем человечества и великой миссии компаний? Нет. Они требуют ресурсов и новых технологий? Нет. Они требуют предвидеть будущее? Нет. Это стратегии на каждый день, эти стратегии работают в любой отрасли, эти стратегии могут работать в вашей компании.

В чем секрет успеха? Как всегда — в головах... Успешные компании сегодня — это компании с успешными сотрудниками, это компании, привлекательные для успешных сотрудников, это компании, развивающие успешных сотрудников, это компании — «вызовы» для успешных сотрудников. В условиях, когда любое производство или сборку — от ядерного реактора до лекарственного препарата, — можно поручить «аутсорсеру», стратегическим преимуществом обладает только создатель продукта. И неважно, поставляете вы пиццу навынос или производите автомобили. Дальше вопрос: сколько ваших пицц или автомобилей готов поглотить рынок в день или в год? Как будут меняться свойства ваших продуктов? Конкурировать на старых рынках или выходить на новые? Эти вопросы относятся к способностям компаний производить прибыльные бизнес­-идеи. Эта способность, например, представлена в книге «Стратегия голубого океана» Чан Кима и Рене Моборна.

Но о какой бы стратегии мы ни говорили, всегда во главе угла — лидер и его команда успешных сотрудников, именно они определят успех развертывания вашей стратегии.

Какие цели и задачи ставят (перед собой) разработчики стратегий?

— Показать свою значимость собственникам или вышестоящим руководителям и заработать денег. Шутка...

А какие бы надо цели ставить?

— Надо всегда смотреть вперед. «Те, кто учился ездить на велосипеде, знают, зачем это делать. Остальным надо попробовать». Для сохранения баланса и движения нужно смотреть вперед, а не на педали или руль — иначе падение неизбежно. Так и со стратегическим планированием: картинка меняется, мы ведь едем, но смотреть необходимо всегда вперед и менять сейчас то, на что ты можешь повлиять сегодня. Но что повлияет на тебя (твой бизнес) через несколько лет?

Соотнесение этих действий сегодня и их последствий через три­пять лет — это и есть стратегическое управление. Причем картинка должна быть целостной. Для этого нужно изучать себя и своих конкурентов, своих клиентов и поставщиков и т. д. Если на этом пути удается заработать денег (получить прибыль), то уже неплохо. Представьте два самолета перед отлетом и двух пилотов: один проверяет состояние салона, бортпитание, инструктирует стюардесс и так далее, а второй оценивает метеосводки в зоне полета, проверяет прокладку курса, заслушивает доклад бортинженера. На каком самолете вы полетите?

Одно из самых распространенных предисловий учебников, статей и презентаций по стратегическому менеджменту — цитата из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес»: «Чеширский кот, — начала она, — не будете ли вы так любезны подсказать мне, каким путем лучше выйти отсюда? — Это зависит от того, куда вы хотите попасть, — сказал кот...» Стратегическое планирование всегда начинается из будущего средствами настоящего. Что интересно в этом диалоге применительно к организации? Что далеко не все понимают, куда они хотят попасть, готовы это открыто обсуждать, действовать и, наконец, хотят (мотивированы) туда попасть.

Стратегия всегда отвечает на вопросы: где и как? Какой долей рынка мы будем обладать в 2020 году, если выполним то и то. Но, к сожалению, не отвечает на вопрос «Зачем?».

Зачем мне это надо? Что я хочу? Вместе с тем именно с вопроса «Зачем?» начинается изменение мира. Талант ставить эти вопросы и определяет величину харизмы личности, безусловно, сопряженный с «гипнотическим» влиянием (вовлечением) на своих последователей. Это личности, изменяющие мир, представление людей о мире, о себе (людях) и своих возможностях. Успех к этим людям приходит не в силу правильности или неправильности стратегии, точности бизнес­планирования, а в силу величия замысла и, как следствие этого, — отсутствия конкурентов.

Генри Форд не изобрел автомобиль, он был одержим идеей доступного транспортного средства для «простых» американцев. Кинг Жиллет был одержим идеей «большого изобретения», придумал бритвенный станок со сменным лезвием и стал миллионером за два года. История сохранила их имена не в силу удачно разработанных стратегий, а благодаря тому, что было до стратегии и сейчас принято называть «видением» и талантом сообщать это «видение» своим единомышленникам и сотрудникам.

Кстати, отвечать на вопрос «Зачем?» зачастую крайне важно, когда и прибыль есть, и продуктивные бизнес­идеи. Иначе кризис неизбежен.

С чего следует начинать при разработке стратегии?

— Отвечая на этот вопрос, не удержусь от HR­-цитаты из полюбившегося мне Сунь Цзы: «Тот, кто знает врага и знает себя, не окажется в опасности и в ста сражениях. Тот, кто не знает врага, но знает себя, будет то побеждать, то проигрывать. Тот, кто не знает ни врага, ни себя, неизбежно будет разбит в каждом сражении».

Переформулируем вопрос: без чего нельзя начинать разрабатывать стратегию?

  1. Без Команды и Лидера.
  2. Без ответа на вопрос: «Что я (мы) хочу?»
  3. Без списка, что надо прекратить делать.
  4. Без простых правил: что мы делаем всегда и что не будем делать ни при каких обстоятельствах.
  5. Без «знаний врага и знаний себя».

В зоне ответственности специалистов по управлению персоналом стратегическая цель, без которой невозможно развитие, а все чаще и существование компаний, — это подбирать, развивать и удерживать людей.

В современном бизнесе люди из ресурса трансформируются в главную ценность. Но далеко не все люди (а только те, кто обладает ярко выраженными компетенциями для выполнения своей роли) сконцентрированы на ее выполнении (мотивированные), разделяющие ценности и культуру компании, инновационные и самодостаточные.

 При этом задача лидера организации не означает «to be nice for everybody», лидер современной организации — это в первую очередь лидер интеллектуальный. Подчеркну, что эмоциональный интеллект играет все более значимую роль в успешности лидера. Многие компании называют этот раздел стратегического планирования Talent management («управление талантами»), уже тем самым и разделяя свой персонал на «талантливых» и прочих. Гораздо более сильные стратегии — когда все сотрудники признаются талантами и имеют равное право на развитие. Это ситуация, при которой сильные компетенции сотрудника и его роль в организации точно соотнесены и работают на достижение стратегических целей.

При этом все больше организаций называют лидерство (Leadership capabilities) одной из ведущих компетенций эффективного или талантливого сотрудника и сходятся на том, что лидеры должны быть на всех уровнях организации. Из сказанного видны роли эйчаров в поддержке исполнения стратегии: прояснение ролей и постановка целей, развитие и поддержание лидеров на всех уровнях организации, поддержание ценностей и культуры организации. Особенностью организаций будущего станет все большая самостоятельность каждого сотрудника или роли в получении и обмене знаниями (информацией) с другими членами организации, свобода образовывать внутри организации сетевые сообщества и минимальная вертикальная иерархия. Уже сейчас возможности WEB 2.0 HR впечатляют, и надо выстраивать традиционную деятельность эйчаров организаций с учетом этих изменений.

Пятилетка или ГОЭЛРО? Как не улететь за облака?

— Стратегическое управление — это управление не тем, чем ты обладаешь сегодня, а тем, чем ты хочешь обладать завтра (через 10–20 лет). Если упрощенно, то можно разделить данный процесс на планирование и исполнение. Понятно, что баланс между этими составляющими и является искусством стратегического управления, и это работа каждого дня. Подумайте, сколько времени в вашем календаре занимает стратегическое планирование и сколько — исполнение стратегических целей?

Известные зарубежные «топы» говорят, что стратегию надо разрабатывать, но еще ни разу не случилось, чтобы она оказалась верной. Каких ошибок не избежать?

— В бизнесе нельзя вывести законы успеха и нет рецептов. Появившись, они будут немедленно оспорены. Всем, кто верит в хеппи­энд истории универсальных рецептов от бизнес­гуру, — типа «Как за два года мы возродили ... NNN», советую почитать книгу Фила Розенцвейга «Эффект ореола». Приведу два высказывания из этой книги: «Если кто­-нибудь утверждает, что он открыл физические законы бизнеса, значит, он либо мало разбирается в бизнесе, либо мало знает физику, либо и то и другое». Главное, не создавать себе иллюзий: «Всякая хорошая стратегия сопряжена с риском. Если вам кажется, что ваша стратегия надежна, пеняйте на себя».

Ваши 10 советов по стратегии?

  1. Начинай с видения... и заканчивай видением.
  2. Собирай команду и воодушевляй.
  3. Стратегия — сегодня разработал, сегодня начинай выполнять. Первые успехи и первые неудачи важны.
  4. Лучшая разновидность стратегии — дорожная карта (Road Map).
  5. Считай.
  6. Постоянно сверяйся с видением «что я хочу?».
  7. Делай все, что в твоих силах, и еще немного больше.
  8. Помни, что стратегия — это всего лишь план.
  9. Изменяй стратегию, изменяй себя, изменяй мир — не изменяй себе.
  10. Будь там, где работает твоя стратегия: всегда ли это твой кабинет?

Беседовала Галина Сергеева.

Комментарии

1
  • Artix

    Полный бред, в особенности опус, касаемый налогов и ЮКОС.
    Забавляет рекомендация смотреть Караулова.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Передача долей (акций) российских компаний в ДИТ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в инвестиционное товарищество и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.

Интересные материалы

Банки

Минфин начал принудительно переводить Альфа-банк в юрисдикцию РФ

Суд может приостановить корпоративные права иностранной компании в отношении Альфа-банка и АльфаСтрахования. Экономически значимая организация может получить свои акции в прямое владение по решению суда.