Менеджмент

Сколько стоит система показателей?

В нашей серии статей «Сколько стоит консалтинг?» мы не обсуждаем все разнообразные подходы к ценообразованию, а обращаемся к тем читателям, которые хотят разобраться в структуре себестоимости, понять, из чего складывается трудоёмкость той или иной работы. В этой статье речь пойдёт о стоимости такой услуги, как разработка системы показателей.
421 4

В нашей серии статей «Сколько стоит консалтинг?» мы не обсуждаем все разнообразные  подходы к ценообразованию, а обращаемся к тем читателям, которые хотят разобраться вструктуре себестоимости, понять, из чего складывается трудоёмкость той или иной работы. В этой статье речь пойдёт о стоимости такой услуги, как разработка системы показателей. Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте пройдёмся по всей процедуре оказания такой услуги, первым пунктом которой является

1. Постановка задачи

Состав работ, а значит трудоёмкость, во многом зависят от цели, которую преследует заказчик, затевая разработку системы показателей. В одном случае работа затевается с целью реализации стратегии компании, в другом – чтобы сформировать контрольную панель высшего руководства, в третьем – для построения системы материального стимулирования, в четвёртом – для оптимизации бизнес-процессов. Понятно, что состав и объём работ в каждом из перечисленных вариантов будет разный.

С другой стороны, разные варианты постановки задачи требуют разного объёма исходных данных. Например, в первом из перечисленных выше случаев исходные данные составляет стратегия компании, а если она не сформулирована, начать работу придётся с её формализации. То есть в этом случае, как и в ряде других, придётся начать с подготовки исходных данных.

На этапе постановки задачи принимается решение о форме участия персонала компании в разработке системы показателей. Иногда консультант самостоятельно разрабатывает методические материалы, а потом согласовывает их с ведущими сотрудниками. В других случаях, руководство предпочитает, чтобы методику разрабатывали сотрудники компании, а консультант только контролировал и направлял ход работ. В таком варианте встаёт вопрос о готовности персонала к такой работе и необходимости проведения предварительного обучения.

Иногда, оценив объём планируемых работ, заказчик вводит некоторые ограничения на предметную область. Например, решает ограничиться показателями коммерческой деятельности или определяет лимиты детализации показателей.

Таким образом, на этапе постановки задачи определяются важнейшие факторы, влияющие на стоимость разработки системы показателей: состав работ, трудоёмкость подготовки исходных данных и ограничения предметной области.

2. Обучение персонала

Выше мы уже упомянули, что в ряде случаев необходимо провести обучение персонала. Форма этого обучения может быть очень разнообразной и зависит от целей работы, режима участия сотрудников и их подготовленности. Иногда достаточно короткой презентации, чаще приходится проводить мини-семинар, а если система показателей разрабатывается для организации «управления по целям», не обойтись без полноценного тренинга. Согласитесь, что стоимость таких разных форм обучения не может быть одинаковой.

3. Разработка дерева целей и показателей

Это, пожалуй, единственный пункт процедуры разработки системы показателей, присутствующий в любом варианте её реализации. Но и тут есть варианты исполнения.

В наиболее полном варианте сначала строится дерево целей, причём цели верхнего уровня соответствуют сформулированным стратегиям компании, а цели подчинённых ветвей дерева формируются как необходимые и достаточные условия достижения целей верхнего уровня. Этап завершает определение измерителей (показателей) достижения целей и описание алгоритмов их расчёта. Иногда требуется разработка ТЗ на доработки ИС для регистрации первичной информации, требуемой для расчёта показателей, и генерации отчётов, требуемых для план-фактного анализа.

Однако, в ряде случаев этап оказывается менее трудоёмким с учётом требований заказчика, поэтому и эту работу нужно обсудить для корректной оценки трудоёмкости.

4. Распределение ответственности за показатели

Иногда этот этап оказывается не таким простым, как кажется на первый взгляд. Может оказаться, что в компании нет сотрудников, способных реально нести ответственность за показатели, определённые на основе выработанной стратегии. И дело не в их личных качествах, а в составе прав, обязанностей и ответственности, определённых для их должностей.

Предположим, что компания выбрала одним из стратегических направлений повышениеэффективности использования оборотных средств. Вместе с тем, выясняется, что на предприятии нет сотрудников, имеющих реальные возможности влиять на составляющие рабочего капитала, замороженные в дебиторской задолженности и складском запасе. Для разрешения этого противоречия иногда приходится не только корректировать должностные инструкции, но и вводить новые для компании должности продукт-менеджеров, то есть изменять структуру управления компанией.

В такой ситуации роль консультанта может быть разной: от простой проверки соответствия ответственности правам и обязанностям до переработки всего пакета организационных документов: оргструктуры, Положений о подразделениях, должностных инструкций, бизнес-процессов, системы стимулирования.

5. Разработка системы стимулирования по показателям

Как правило, при внедрении системы управления по показателям, возникает желание подкрепить ответственность сотрудников за достижение плановых значенийматериальным стимулированием. Сама формула системы стимулирования по показателям достаточно традиционна, хотя и имеет несколько модификаций. Для адаптации формулы под конкретную компанию требуется:

  • Определить список показателей, нуждающихся в материальном стимулировании на данный момент,
  • Настроить коэффициенты формулы в соответствии с текущей ситуацией, результатами и доходами сотрудников прошлого периода,
  • Решить вопрос с программным инструментом расчёта зарплаты сотрудников и настроить формат Excel или разработать ТЗ для доработки ИС.

Эти работы компания может сделать самостоятельно или привлечь консультанта, что, разумеется, отразится на общей стоимости работ по внедрению системы показателей.

6. Разработка планов по показателям и мероприятиям

Планы по показателям основываются на результатах прошлого периода, целевых значениях и должны соответствовать концепции сбалансированности. Необходимо также ответить на вопрос: что необходимо сделать, чтобы выполнить планы по показателям, которые как правило в таких случаях отличаются амбициозностью. Ответом на этот вопрос должны стать планы мероприятий с датами, ответственными, планируемыми результатами и необходимыми ресурсами.

В любом случае в реализации этого этапа должны поучаствовать сотрудники компании. Указанные планы они могут сформировать самостоятельно или с участием консультанта. В последнем случае эту работу нужно будет учесть в общей трудоёмкости проекта.

7. Разработка бизнес-процесса цикла управления

Система показателей не будет работать на благо эффективности бизнеса, если не организовать традиционный цикл управления, основанный на план-фактном анализе показателей и плана мероприятий. Если на предприятии опыт план-фактного управления имеется, можно обойтись без излишней формализации этого бизнес-процесса. А вот если такой практики нет, я бы посоветовал прописать бизнес-процесс, регламент его исполнения и согласовать все форматы данных для взаимодействия. Это можно сделать самостоятельно или поручить консультанту.

8. Разработка ТЗ на доработки ИС, приёмка доработок

На мой взгляд есть 2 причины неудач внедрения управления по показателям: неготовность персонала (об этом в следующем разделе) и отсутствие качественной информационной поддержки.

Информационная система должна обеспечивать получение план-фактных отчётов по показателям в автоматическом режиме. Разработку ТЗ на доработки ИС можно поручить консультанту, тогда логично ему же передать приёмку доработок. Разумеется, если компания справится с этой задачей собственными силами за приемлемый срок, расходов на эту работу можно избежать.

9. Заключительный семинар

Как уже упоминалось выше, готовность персонала к изменениям является важнейшим фактором успеха внедрения системы показателей для эффективного управления предприятием. Целям подготовки сотрудников служит вводное занятие, речь о котором шла в п.2, а также заключительный семинар, на котором подводятся итоги, презентуется бизнес-процесс план-фактного управления, обсуждаются практические вопросы его поддержки. Вряд ли кто-то усомнится в целесообразности такого мероприятия, а вот кто его будет проводить – решать руководителям предприятия.

10. Сопровождение внедрения

Если разработка системы показателей велась с целью организации «управления по целям», после подготовки методических материалов необходимо запустить цикл управления, для чего к этому моменту всё уже готово. Однако, если организация не имеет опыта поддержки такого цикла, иногда целесообразно привлечь консультанта к проведению нескольких стартовых план-фактных совещаний.

В рамках этого этапа консультант готовит и рассылает участникам по электронной почте повестку дня совещания, проверяет на совещании выполнение ранее поставленных задач, обсуждает пути разрешения возникших проблем, ставит новые задачи, готовит протокол совещания и рассылает его участникам совещания.

Мы рассмотрели все этапы процедуры разработки системы показателей. Надеюсь, мне удалось убедить читателей в том, что для определения трудоёмкости, а значит и стоимости её реализации, требуется обсудить цели этой работы и содержание этапов. Если вы не пожалеете времени на это обсуждение, риски заплатить лишнее или не получить требуемый результат существенно сократятся.

Начать дискуссию

Правительство, регионы и инвесторы готовятся к созданию круглогодичных морских курортов России

Заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышеко заявил, что «Пять морей и озеро Байкал» — это сейчас самый масштабный туристический проект в новейшей истории России.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как ИП не слететь с патента и другие хитрости, связанные с патентной системой налогообложения

Как ИП не оказаться на грани лишения преимуществ патентной системы налогообложения. Узнайте из статьи, как соблюдать установленные лимиты и о возможностях сэкономить. А также выясните как оптимально снижать размер платежей по патенту на страховые взносы.

Как ИП не слететь с патента и другие хитрости, связанные с патентной системой налогообложения
1
14

Роскомнадзор дал 3 памятки, как настроить приватность и ограничить сообщения от незнакомцев

При общении в мессенджерах и социальных сетях Роскомнадзор рекомендует проявить особую осторожность, так как их часто используют злоумышленники для вовлечения в противоправные действия: террористическую деятельность и другие серьезные преступления.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Читатели «Клерка» начнут разбираться в автоматизации сквозных бизнес-процессов

Автоматизация для многих бухгалтеров кажется чем-то сложным и непонятным, но компания Северсталь ЦЕС в своем блоге докажет, что цифровые продукты и IT-сервисы существенно облегчают бизнес-процессы.

Читатели «Клерка» начнут разбираться в автоматизации сквозных бизнес-процессов

Можно ли удержать с сотрудников стоимость обучения

Работодатели готовы оплачивать учебу, но встает вопрос и о защите средств. Часто — если сотрудник увольняется преждевременно, с него пытаются возместить стоимость. Законно ли это?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода

Штрафы за неправильное ведение кадрового делопроизводства достигают в некоторых случаях 200–500 тыс. руб., а проверки ГИТ в последнее время происходят все чаще. 

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Верховный суд: ВТБ будет платить НДС за лицензии Microsoft

Поставщик программного обеспечение выиграл суд с банком ВТБ. После изменения налогового законодательства ему пришлось заплатить НДС по сублицензионному договору. Теперь программный НДС будет возмещать ВТБ.

41

Часть команды, часть корабля? Как теперь сотрудничать с самозанятыми без штрафов и доначислений в налоговую: 3 совета от юриста

С первого марта вступил в силу новый приказ Минтруда, и он серьезно затронет ваш бизнес, если вы работаете с самозанятыми. Государство решило заняться теми, кто пытается обходить налоги, и ваши отношения с самозанятыми исполнителями будут под особым контролем.

До 1 апреля надо сдать бухотчетность за 2023 год

Организации на всех режимах налогообложения должны сдавать бухгалтерскую отчетность не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года. Крайний срок сдачи за 2023 год – 01.04.2024 включительно.

56
ПСН

🔨 ИП на ПСН должен сам оказывать услуги, а не перезаказывать их у других ИП. Эксперт: достаточно спорная позиция Минфина

Заключение предпринимателем договоров субподряда с другими ИП не вписывается в рамки патента.

132

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей

В 2023 году количество малых и средних предприятий в России увеличилось на 500 тыс. — до 6,3 млн. Это стало рекордом за всю историю существования реестра МСП.

Кредиты и не только: способы финансирования предпринимателей

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году

В этой статье мы собрали платные и бесплатные курсы по 1С:Документообороту.

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Банки

Клиенты ВТБ будут получать кешбэк в рублях

ВТБ по программе мультибонусов будет начислять кешбэк в реальных рублях. Клиенты могут установить избранные категории товаров для получения повышенных бонусов до 25% с покупок.

59

🏃 Какие выплаты положены работнику при увольнении переводом. Эксперт: допвыплаты на уровне закона были бы странными

Если сотрудник увольняется переводом к другому работодателю, то никаких выходных пособий и компенсаций в ТК за это не предусмотрено.

156

Руководители рассказали, почему готовы отказаться от должности. Исследование

Больше трети руководителей в России готовы отказаться от своей должности, чтобы начать строить карьеру в новой профессии.

Инвесторы жалуются на «Лукойл» из-за сокрытия финансовой отчетности

Компания в отчетности по МСФО за 2023 год не сравнила результаты с прошлым годом, ссылаясь на постановление, которое перестало действовать.

42

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию 

Перевод бизнес-процессов в цифровое поле — больше, чем просто тренд. Это принятие вызовов времени и необходимость для тех компаний, которые ориентированы на масштабирование и активное развитие.

Электронный документооборот в сфере строительства: зачем он нужен современному предприятию 

Верховный Суд поддержал рекомендации Роспотребнадзора обеспечивать водой и спецодеждой работающих в жару

ВС РФ признал законными Рекомендации по работе в условиях сильной жары и повышенных температур, изданные Роспотребнадзором.

Бесплатно с Кадры

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Обо всех изменениях кадрового законодательства, нововведениях в ТК, нюансах заполнения ЕФС-1 и новых формах налоговой отчетности рассказываем в мини-курсе.

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Интересные материалы

Обновления на «Клерке». Все уже заметили?

Даже самый качественный сайт со временем устаревает. Нужны обновления и модернизация. Сегодня на «Клерке» все это произошло. Кто самый наблюдательный? Кто заметил? Что бы вы еще хотели поменять?

Обновления на «Клерке». Все уже заметили?
8
83