Маркетинг

Весной 2012 года модель розничного потребления россиян изменилась и уже никогда не станет прежней

В 2012 году торговые сети зафиксировали небывалый ранее феномен: в течение второго квартала потребление практически всех сегментов товаров повседневного спроса (под этим названием в маркетинге объединяются продукты питания и бытовая химия) сократилось на 8-10%.

В 2012 году торговые сети зафиксировали небывалый ранее феномен: в течение второго квартала потребление практически всех сегментов товаров повседневного спроса (под этим названием в маркетинге объединяются продукты питания и бытовая химия) сократилось на 8-10%.

Об этом в ходе конференции «Корпоративное бюджетирование», организованной компанией CFO-Russia, сообщила генеральный директор Центральной Дистрибьюторской Компании Татьяна Каримова. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

«Падение среднего чека не было связано с тем, что люди переключились на другие, более дешевые товары, - пояснила Каримова. - Люди покупали то же самое, только в меньших количествах». Стоит подчеркнуть, что падение продолжалось недолго, и с июня 2012 средний чек больше не сокращается. 

В чем же дело? Политические причины, вроде мартовского возвращения Путина на пост президента, гендиректор ЦДК отметает. По мнению Каримовой, в этот период в обществе совпали сразу несколько социальных факторов.

«Основные потребительские тенденции определяются не в Москве, - считает Татьяна. - Статистика выстраивается благодаря покупкам «рабочего класса». А здесь мы видим несколько новых характеристик модели потребления».

Основная масса населения стала более разумно подходить к потреблению, уверена Каримова. Например, на нашей почве отлично привилась западная цикличность, когда хозяйки на выходных закупают продукты для семьи на неделю вперед. «В условиях сокращения денег все стали резко экономить, - поясняет Татьяна. - И если к четвергу-пятнице в холодильнике что-то закончилось, и если это не связано с вредными привычками, домашними животными или маленькими детьми, люди не пойдут за этим в магазин сразу же. Люди научились переживать "синдром пустого холодильника».

«Развенчался миф о том, что российский потребитель обладает лояльностью к каким-то определенным маркам, - говорит Каримова. - Покупатели обращают внимание в первую очередь на цену и очень активно пользуются скидками. Если сегодня, к примеру, объявлена скидка на кофе «Якобс», люди покупают две банки по цене одной и два месяца пьют. Потом скидку дает, например, «Нестле», и все дружно переключаются на него. Для людей гораздо важнее фактор стоимости. На марку они, откровенно говоря, плюют».

Другая причина снижения потребления, по мнению Каримовой, заключается в том, что недавно вступило в детородный возраст поколение постперестроечного «беби-бума». «Когда двое представителей рабочего класса вступают в брак, у них появляется ребенок, то модель потребления однозначно меняется, - говорит Татьяна. - Денег в семье больше не становится, а потребностей прибавляется. Поэтому люди вынуждены относиться к потреблению более разумно, чем прежде».

Игроки рынка отмечают и другие особенности «нового русского покупателя». Например, возросший интерес к здоровому образу жизни. "Большей популярностью стали пользоваться продукты с коротким сроком хранения. - отмечает Каримова. - Если раньше производители майонеза боролись за удлинение сроков хранения продукции - 90 дней, 120, то сегодня они выпускают новые ТУ, где этот срок сокращен до 30-60 дней. Хотя в самом майонезе ничего не поменялось, изменились лишь цифры на упаковке».

Среди других изменений - резкое падение популярности шоколадных конфет, и наоборот, бурный рост мармелад, пастилы, зефира. Значительно упали продажи чая с добавками и ароматизаторами, и наоборот, выросли обороты «чистых» чаев - черного, зеленого, травяных.

На фоне продолжающегося разорения мелких торговых точек и перетекания покупателей в сетевые дискаунтеры и гипермаркеты есть формат, который развивается еще более активно, отмечает Татьяна. Это «фермерские» магазины. Кавычки поставлены не случайно, потому что действительно фермерского там немного, это всего лишь маркетинговый ход. Но потребители, по ее словам, охотно платят за иллюзию свежих домашних продуктов.

Отката обратно, роста к прежней модели потребления уже не будет, уверена Каримова. В этих условиях все участники товарной цепочки, от производителя до конечного продавца, вынуждены оптимизировать расходы. И в первую очередь это выражается в сокращении персонала. Ритейлеры, не сумевшие добиться от поставщиков нужного им снижения цены, переключились на собственные торговые марки. Если в 2008-2009 годах продажи СТМ составляли 3,5-4% от оборота сетей, то в 2012 они резко возросли и сегодня находятся на уровне 12-13%.

«Мелким производителям осталось два-три года, - дает Татьяна пессимистичный прогноз. - Их «утопчут» те, у кого доля рынка 10-20-30%, кто может опуститься в плане цены и какое-то время жить практически на себестоимости. Так что через два-три года полки магазинов в плане ассортимента существенно поредеют».

Комментарии

1
  • Целестина

    Цитата:
    "в течение второго квартала потребление практически всех сегментов товаров повседневного спроса (под этим названием в маркетинге объединяются продукты питания и бытовая химия) сократилось на 8-10%. "


    Как интересно) Не знала, что люди стали меньше потреблять. По моим наблюдениям, покупательская способность населения увеличилась. И речь не только о москвичах


    Цитата:
    "«Когда двое представителей рабочего класса вступают в брак, у них появляется ребенок, то модель потребления однозначно меняется, - говорит Татьяна. - Денег в семье больше не становится, а потребностей прибавляется. Поэтому люди вынуждены относиться к потреблению более разумно, чем прежде». "


    Что здесь нового? Это было всегда. Молодым семьям с маленьким ребенком и раньше было нелегко в материальном плане, и жилищный вопрос для них всегда остро стоял.


    Цитата:
    "Среди других изменений - резкое падение популярности шоколадных конфет, и наоборот, бурный рост мармелад, пастилы, зефира. Значительно упали продажи чая с добавками и ароматизаторами, и наоборот, выросли обороты «чистых» чаев - черного, зеленого, травяных. "


    Я и раньше никогда не покупала чаи с дабавками и ароматизаторами))

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру