Бизнес-психология

Споры в деловом общении: как всегда побеждать

На словах практически все руководители высказывают желание, чтобы их подчиненные проявляли большую активность в делах и инициативу в отстаивании своей позиции. Однако не все действительно хотят этого. Как быть в том случае, когда возникает необходимость доказать свою точку зрения, при этом не испортив отношений с руководителем? Вот несколько практических рекомендаций по правилам отстаивания своей точки зрения и технике убеждения.
2,3 тыс. 149

На словах практически все руководители высказывают желание, чтобы их подчиненные проявляли большую активность в делах и инициативу в отстаивании своей позиции. Однако не все действительно хотят этого. Как быть в том случае, когда возникает необходимость доказать свою точку зрения, при этом не испортив отношений с руководителем? Вот несколько практических рекомендаций по правилам отстаивания своей точки зрения и технике убеждения.

Далеко не всегда беседа протекает гладко и без проблем. Не сразу находится взаимопонимание с партнером. Вам приходится отстаивать свою позицию и выслушивать мнение партнера. Главное — не допустить перерастания нормального спора по деловым вопросам в межличностную конфронтацию.

На словах практически все руководители высказывают желание, чтобы их подчиненные проявляли большую активность в делах и инициативу в отстаивании своей позиции. Однако не все действительно хотят этого. Можно назвать некоторые причины, вследствие которых подчиненные крайне неохотно вступают в спор с руководителями:

  • Чувство собственной безопасности. Подчиненные боятся осложнений. В ходе наблюдений они приходят к выводу, что те люди, которые всегда соглашаются с начальством, как правило, быстрее продвигаются по служебной лестнице, чем те, кто высказывает собственное, пусть даже и очень дельное, мнение. Они также хорошо понимают, что их будущее зависит в основном от их непосредственного руководителя, поэтому нет смысла не соглашаться с ним.

  • Статус различий. Различие в занимаемом руководителем и подчиненным положении часто препятствует установлению успешных деловых и межличностных отношений. Особенно если такой руководитель постоянно подчеркивает свое более высокое положение и не допускает никакого межличностного сближения с подчиненным.

  • Прошлый опыт. Имея опыт попыток спорить с начальством, подчиненные начинают испытывать чувство бесполезности борьбы за собственное мнение. Они уверены в том, что любое несогласие с начальством может привести лишь к проявлению антагонизма с его стороны и пустой трате времени со своей стороны.

  • Манера руководителя принимать решения. Если среди подчиненных сложилось мнение о том, что кто бы и что бы руководителю ни говорил, он все равно останется при своем мнении — вряд ли кто-то рискнет спорить с таким руководителем.

  • Репутация руководителя. Если руководитель имеет репутацию человека злопамятного, мстительного, который никогда ничего не забывает, то сомнительно, что кто-то из подчиненных рискнет спорить с ним.


Как быть в том случае, когда возникает необходимость доказать свою точку зрения, при этом не испортив отношений с руководителем?

Правильный способ доказать свое мнение состоит в том, чтобы не ввести руководителя в замешательство и не продемонстрировать ему его некомпетентность в каком-либо вопросе. Кроме того, не следует спорить с руководителем в присутствии третьих лиц.

Выступая против мнения руководителя, важно знать:

  • когда нужно, а когда не нужно отстаивать свою точку зрения;

  • какие вопросы могут обсуждаться, а какие — нет;

  • как возражать, не вызывая раздражения, как доказывать свое мнение и не стать неприятным своему руководителю.

Если вы считаете, что надо возразить своему руководителю, постарайтесь сделать это тактично, избегая конфронтации или враждебной реакции. Старайтесь употребить такие фразы: «Я согласен(а) с вами по большинству вопросов, но по этому пункту я хотел(а) бы попросить вас пересмотреть свое мнение по следующим причинам...» или «Мне нравится ваша основная идея и я хочу узнать, могу ли я внести свое предложение, чтобы мы добились еще большего успеха».

Если вы «проиграли» спор и руководитель не принял ваших доводов, признайте это благосклонно, не теряя своего «я». Если вы начнете сердиться, демонстрировать свое явное неудовлетворение результатом обсуждения, это может привести к разрыву отношений и к отчужденности со стороны руководителя.

Если же вы «выиграли» спор, будьте скромны и спокойны, не ликуйте по данному поводу. Не употребляйте фразу типа: «Я же говорил(а) вам». Лучше выскажите признательность руководителю за то, что он вас выслушал, понял и принял ваше предложение.

Вот еще несколько практических рекомендаций по правилам отстаивания своей точки зрения, по технике убеждения партнера (как руководителя, так и подчиненного, а также партнера по сделке):

1. Оперируйте простыми, ясными и точными понятиями.

2. Ведите аргументацию корректно по отношению к партнеру:

  • открыто и сразу признавайте правоту партнера, если он прав;
  • продолжайте оперировать только теми аргументами и понятиями, которые уже приняты вашим партнером;
  • сначала ответьте на аргументы партнера и только потом приводите свои собственные;
  • в любой ситуации сохраняйте вежливость.

3. Учитывайте личностные особенности вашего партнера:

  • старайтесь избегать простого перечисления фактов или аргументов, лучше покажите их преимущества;
  • употребляйте только понятную вашему партнеру терминологию;
  • соизмеряйте темп и насыщенность вашей речи с особенностями ее восприятия вашим партнером.

4. Старайтесь как можно нагляднее изложить партнеру свои идеи,соображения, доказательства, не забывая при этом учитывать характер стратегии и модальности партнера.

5. Помните о том, что излишне подробная аргументация и слишком детальное объяснение для партнера вашей идеи могут вызвать резкое неприятие. Пара ярких доводов порой достигает большего эффекта.

6. Используйте специальные приемы аргументации:

  • метод перелицовки: постепенное подведение партнера к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания процедуры решения проблемы вместе с ним;

  • метод «салями»: постепенное подведение партнера к полному согласию с вами путем получения от негосогласия сначала в главном, а затем в необходимых для полного согласия частностях;

  • метод расчленения: разделение аргументов партнера на верные, сомнительные и ошибочные с последующим доказательством несостоятельности общей позиции;

  • метод классической риторики: соглашаясь с высказываниями партнера, вы внезапно опровергаете все его доказательства с помощью одного сильного аргумента. Этот метод особенно хорош, если ваш партнер излишне агрессивен;

  • метод замедленного темпа: умышленно замедленное проговаривание вслух наиболее слабых мест в аргументации партнера;

  • метод двусторонней аргументации: вы указываете партнеру как на сильные, так и на слабые стороны того, что предлагаете. Такой метод лучше всего применять при дискуссии с интеллектуально развитым партнером.

7. Своевременно делайте обобщения и выводы по результатам проведенной дискуссии. Как правило, споры и дискуссии не обходятся без критики одного партнера в адрес другого. Независимо от того, по поводу чего, перед кем и когда вы критикуете партнера, помните о некоторых общих правилах высказывания и восприятия критики:

  • Критические замечания высказывайте не «за спиной» критикуемого, а ему непосредственно и желательно наедине. Присутствие третьего лица усиливает защитную реакцию и существенно затрудняет восприятие критики. Никогда не сравнивайте данного человека с другими, человека можно сравнивать только с ним самим, иначе можно его унизить.

  • Необходимо, чтобы партнер почувствовал, что он сам может сделать то, что от него требуют, и лучше, чем он это делал до сих пор.Подвергайте критике только те качества партнера, которые он реально может изменить. Бессмысленно критиковать то, что он все равно не исправит. Если хотите показать свое неудовольствие чем-то в партнере, делайте это голосом, а не мимикой или жестами.

  • При общении с партнером не используйте в своей речи слова «никогда» и «всегда». Как правило, они свидетельствуют об определенной предвзятости с вашей стороны по отношению к нему, напоминают о прежних неудачах. Это затрудняет принятие критического замечания. Избегайте проявления раздражения, злости, сарказма, которые, как известно, только мешают, особенно в споре.

  • Высказывая критическое замечание, не касайтесь мотивов поведения партнера. Вряд ли вы их сможете правильно понять, а он объяснить. Не ожидайте от партнера и не требуйте от него открытого признания собственной вины. Удовлетворитесь тем, что вас внимательно выслушали. Не извиняйтесь за свои замечания, иначе это будет выглядеть как ваша неуверенность в том, о чем вы говорите.

Итак, спорьте, критикуйте, но помните о том, что перед вами партнер по деловому общению, независимо от того, какой статус он занимает.

Начать дискуссию

В 2023 году дефицит федерального бюджета составил почти 3,23 трлн рублей

Минфин засекретил часть расходов федерального бюджета, за 2023 год они составили 32,35 трлн рублей. Тогда как на доходы пришлось 29,12 трлн.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Совокупные долги банкротов выросли в 2 раза

За 2023 год суд признал порядка 7,3 тысяч компаний несостоятельными. Их задолженность достигла 3,98 трлн рублей.

Общество

На что обратить внимание при покупке загородного дома, дачи или участка

Федеральная нотариальная палата (ФНП) разъяснила, на что обратить внимание при покупке дачи или земельного участка.

Лучшие спикеры, новый каждый день

У Wildberries появились брендированные грузовики

Автомобили с фирменными логотипами будут доставлять заказы со складов и сортировочных центров до ПВЗ.

Новые штрафы для бизнеса, банки против маркетплейсов и директор с лапками. Что обсуждали сегодня бухгалтеры. 😺«Ночной бухгалтер» № 1667

Бизнес больше не может звонить и отправлять рассылки по смс и e-mail без предварительного согласия абонента. Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят платежи через собственную структуру. Компания ищет сотрудника с лапками, который будет создавать уют, контролировать запасы вкусняшек и обниматься. А также другие новости дня для бухгалтера.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая
Банки

Данные об иностранных поставщиках платежных услуг станут закрытыми

Центробанк закроет доступ к перечню иностранных поставщиков платежных услуг до конца 2024 года.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Социальные пособия

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

Как назначается пособие по уходу за ребенком по новым правилам в 2024 году, какие документы нужно предоставить, рассказываем в мини-курсе и приводим форму уведомления о прекращение права сотрудника на получение ежемесячного пособия.

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс
Бесплатно с КоАП РФ

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

17 апреля 2024 года вступили в силу поправки в КоАП. Рассказываем, при каких условиях могут оштрафовать за обзвоны, письма и рассылку смс  и как не попасть под санкции.

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

Новостной дайджест: правила переводов с Сбербанке, новые меры поддержки МСБ, план Минэкономразвития, изменения в налогах, форум «Создай НАШЕ»

Самое интересное и важное за день в новостном дайджесте.

Банки

RBI: Европейский центральный банк потребует быстрее свернуть бизнес в РФ

Raiffeisen Bank International ждет требования от ЕЦБ ускорить процесс сокращения бизнеса в России.

Импорт

Вводится режим «параллельного импорта» для зарубежных патентов

Импорт параллельного характера позволяет ввозить в РФ иностранные товары без получения на это согласия от производителя. Такой импорт считается параллельным, так как он осуществляется независимо от официальных каналов через дистрибьюторов.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Доверительные отношения между ИП и его бухгалтером обошлись предпринимателю в 20,6 млн рублей ущерба

Бухгалтер из Краснодарского края предстанет перед судом по обвинению в неправомерном обороте средств платежей и мошенничестве.

112
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Что такое системное мышление и как руководителю научиться использовать его на практике

Мы живем в мире систем. Рабочий коллектив, проектная группа, спортивная команда, семья, зрители в театре, пользователи приложения — мы всегда находимся во взаимодействии с другими людьми и организациями или участвуем в процессах, а значит ведем системную деятельность. И этой деятельностью важно научиться управлять, чтобы достигать своих целей.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

⚡️ Итоги дня: «Яндекс» будет продавать товары для взрослых, Китай урезал поставки, а россияне стали чаще пить растворимый кофе и есть лапшу быстрого приготовления

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

1
68

Авито ищет бухгалтеров и специалистов по финансам

Разбирайте горячие вакансии от крупной компании. Авито нужен специалист казначейства, бухгалтер и старший бухгалтер!

Отпуска

Как уйти в отпуск в 2024 году: как написать и подать заявление и рассчитать отпускные

Каждый работник имеет право на отпуск. Рассказываем, какие отпуска бывают, как написать заявление на каждый из них, как оплачивается период отдыха и когда работодатель может отказать в его предоставлении.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Госдума защитит трудовые права работников маркетплейсов

Работодатели скрывают трудовые отношения с сотрудниками маркетплейсов под договорами с самозанятыми. Из-за этого работники не получают отпускных и больничных.

57

🔥 Безлимитных консультаций больше не будет! Успейте купить подписку «Клерк.Премиум» с безлимитными консультациями

Воспользуйтесь шансом купить подписку с безлимитными консультациями экспертов «Клерка» до 22 апреля, чтобы задавать вопросы без ограничений.

В начале 2025 года РЖД запустят новое мобильное суперприложение

Замгендиректора РЖД Евгений Чаркин на конференции Data Fusion заявил, что «Российские железные дороги» (РЖД) планируют запустить новое мобильное суперприложение (SuperApp) в начале 2025 года.

Интересные материалы

☝️Готовы к сдачи отчетности за I квартал? Напоминаем, как правильно заполнить форму 6-НДФЛ

До 25 апреля нужно сдать 6-НДФЛ за I квартал 2024 года. Бланк расчета и правила его заполнения изменились, рассказываем, как заполнить отчет, чтобы сдать все с первого раза — без проблем и штрафов.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру