Бизнес-психология

Шесть типичных приемов российских переговорщиков: работа над ошибками

Важнейшее место среди персональных характеристик переговорщика занимают психологические и профессиональные качества. Основываясь на практических исследованиях, выделим шесть типичных приемов в личностных стратегиях российских переговорщиков. Иногда полезно увидеть себя глазами партнера, чтобы понять, как скорректировать свой личностный стиль ведения переговоров, чтобы быстрее и легче добиться успеха в деловых коммуникациях.
1,1 тыс. 31

Важнейшее место среди персональных характеристик переговорщика занимают психологические и профессиональные качества. Центральную роль здесь играют четыре основных фактора.

  1. Коммуникабельность: умение установить контакт с партнером, способность к пониманию позиции партнера, умение вести конструктивный диалог.
  2. Сила: волевые качества, которые можно оценить по шкале «жесткость—мягкость» или «гибкость-уклонение».
  3. Компетентность: широкая эрудиция, высокий профессионализм.
  4. Моральный авторитет: безупречная моральная репутация, личная порядочность.

Основываясь на практических исследованиях, выделим шесть типичных приемов в личностных стратегиях российских переговорщиков.

Во-первых, многие начинающие российские переговорщики имеют склонность приравнивать компромисс к слабости, пытаясь тем самым создать имидж «жесткого переговорщика». «Удивительно: в России чувство эмоциональной победы на переговорах бывает важнее реальных выгод для бизнеса!» — утверждает директор «Johnson & Johnson Medical Russia & CIS» Арман Воскертчан. Рассказывая о типичных ошибках на переговорах российских переговорщиков, он подчеркивает: «Иногда жесткий стиль ведения переговоров важнее, чем их эффективность и конечный результат».

Между тем именно умение настроиться на взаимовыгодный компромисс способно сделать переговорную тактику более гибкой. Здесь важно с самого начала дать партнерам понять, что речь может идти только о взаимных уступках, и, предлагая такие уступки, оговаривать, каких ответных шагов вы ждете от партнеров.

Во-вторых, для российских переговорщиков характерно стремление как можно быстрее добиться успеха (пришел, увидел, победил). Это приводит к тактике продвижения широкого круга вопросов в один и тот же момент. Тем самым они укрепляют свои позиции через комплексные сделки, где сочетаются вопросы, в которых они имеют более сильные и более слабые позиции (тактика пакетных соглашений). Далеко не всегда пакетные соглашения самые эффективные. Не только те, кто предлагает пакет, способны выиграть, но и оппоненты могут воспользоваться пакетной сделкой, чтобы «протащить» весьма обременительные для партнеров пункты соглашений. Попытка во что бы то ни стало выиграть, используя пакетное соглашение, в конечном счете может быть менее эффективной, чем последовательное заключение ряда более продуманных соглашений.

То же стремление быстро добиться успеха на переговорах приводит к тенденции использовать обобщенные формулировки в текстах предлагаемых соглашений. Если в политике такие рамочные соглашения могут иметь позитивное значение как символ сближения политических позиций, то в бизнесе они скорее окажутся ловушкой: после подписания договора у каждого партнера есть возможность истолковывать эти размытые формулировки в свою пользу. Недостаточная юридическая проработка переговорных документов также способна сыграть негативную роль на этапе выполнения принятых договоренностей. Поэтому важно обращать пристальное внимание на однозначность, точность, ясность формулировок в текстах соглашений.

Не стоит также торопиться делать первое предложение партнерам: именно этого и ждут ваши оппоненты, чтобы использовать его для активной переговорной игры. Российским переговорщикам зачастую не хватает терпения: они становятся раздражительными, если возникает промедление в переговорном процессе, ожидают немедленного реагирования партнеров. В большинстве случаев лучше подождать и первые встречи использовать для тщательного обдумывания исходных позиций. Важное качество, которое поможет добиться успеха в переговорах — последовательность действий.

«Московская школа переговоров» провела исследование «Переговорный стиль». Более 800 переговорщиков из различных компаний страны заполнили анкеты с вопросами-ситуациями. По результатам исследования эксперты установили, каким образом они ведут себя на различных стадиях переговорного процесса, что ставит их в тупик, как они относятся к своим оппонентам. Во многих случаях российские переговорщики сами создают кризисные, конфликтные и запутанные ситуации. При обострении отношений, коммерческих спорах, торгах, когда начинается самая суть переговоров, 46% из них раздражаются, ведут себя некорректно, что способно поставить партнеров в сложное положение и завести переговоры в тупик.

Что же происходит потом?

Затем они... пытаются найти красивый выход из тупика! Никто так не умеет разрезать узлы, так начинать с нуля, так выворачиваться из тупиков, как российские партнеры. В вопросе о самых сильных качествах российских переговорщиков первое место занял ответ: «Лучше всего я решаю сложные, запутанные ситуации». Конечно, это замечательное качество, однако важно не только уметь выпутываться из сложных ситуаций, но и стараться себя самих в них не загонять.

В-третьих, давно замечена доминирующая роль лидеров в российской делегации. Поэтому все вопросы партнеры обращают к первому лицу. Наша делегация на переговорах чаще всего говорит одним голосом — голосом своего руководителя. Как правило, на бизнес-переговорах это генеральный директор, сильную поддержку которому за кулисами оказывает глава коммерческого отдела. Это приводит к недооценке работы экспертов и рабочих встреч, где многие вопросы могут быть рассмотрены более тщательно и в менее официальной обстановке.

В-четвертых, многие начинающие российские переговорщики переоценивают значение конфронтационной, соревновательной тактики ведения переговоров, пытаясь тем самым усилить в своем имидже черты жесткого переговорщика. Любовь к драме, тенденция демонизировать противника также часто доминируют при выборе откровенно полемической модели переговоров. Пол Миртс опубликовал результаты исследования поведения за столом переговоров группы молодых российских дипломатов, приехавших на стажировку в европейский колледж в 2009 г. Исследование проводилось по модели Томаса и Килманна, выделяющих конкуренцию, сотрудничество, компромисс, уклонение и взаимодействие как основные стратегии ведения переговоров.

Результаты этого исследования таковы: средние баллы между мужчинами и женщинами в российской делегации подтвердили, что доминирующий российский стиль ведения переговоров — конкурентный. Интересно, что женщины набрали еще больший балл по предпочтению конкурентности, чем мужчины (7,4 против 6,8 по шкале из 10). Самые низкие показатели были у сотрудничества и взаимодействия. Женщины набрали еще меньше, чем мужчины (4,1 и 4,2), а мужчины — соответственно 4,4 и 4,8. Уклонение получило среднюю оценку 5. В итоге российская группа высоко оценила напористость и отказ от сотрудничества. Для сравнения: мужчины-дипломаты ЕС в качестве самого высокого балла имели уклонение, в то время как у европейских женщин — это сотрудничество.

Европейские эксперты отмечают: как правило, россияне занимают очень сильную позицию на начальном этапе переговоров. Зачастую они сразу предъявляют жесткие требования, которые можно счесть завышенными и в какой-то мере оскорбительными для партнеров. Известно, к чему это ведет: к провалу переговоров в самом начале или к возникновению недоверия и недопонимания. Кроме того, российская сторона часто действует эмоционально и больше доверяет предположениям, чем фактам. «Большое внимание уделяется личным качествам представителей другой стороны, — замечает Бенуа Серр. — Они прислушиваются к своим ощущениям и пытаются играть на этих качествах». Психологическую игру, конечно, нельзя исключать из переговоров, но она не должна главенствовать над процессом. Тем более переговоры не следует превращать в показательные выступления, когда вместо прочных аргументов выдвигаются лозунги вроде «Мы ни в чем вам не уступаем».

Чтобы избежать подобных ошибок, нужно укреплять уверенность в себе за счет понимания своих преимуществ и недостатков другой стороны. Необходимо проверять свои подозрения и предположения, не стесняясь задавать партнерам вопросы, которые помогут укрепить доверие за счет снятия информационной неопределенности. В рамках любых переговоров очень важно умение подтвердить свои заявления и требования документально. Гораздо легче добиться успеха, если показать партнерам, что они приобретут, согласившись на ваши условия. В этом случае выиграть могут обе стороны.

Переговорная игра по модели «победитель получает все», направленная на доминирование или уничтожение противника, имеет весьма ограниченное применение, поскольку она способна подорвать партнерские отношения и закрыть путь к дальнейшим перспективным сделкам. Поэтому не стоит делать ставку на «игру с нулевой суммой», если вы имеете дело с постоянными партнерами, которые не только сегодня, но и завтра окажутся с вами за столом переговоров. В переговорах с европейцами весьма эффективной может быть модель рациональной (принципиальной) переговорной игры: «быть мягким снаружи, но твердым внутри». В этом случае внешняя мягкость и дружелюбие к партнерам сочетаются с твердостью в деловых отношениях.

При выборе откровенно агрессивной модели ведения переговоров, особенно в международных переговорах, следует принимать во внимание особенности социокультурных традиций. Исследования европейских и американских психологов (из французского института INSEAD и калифорнийского университета Беркли в США) подтвердили, что агрессивный стиль ведения переговоров может быть эффективен в случае конфликта с европейцами или американцами, но бесполезен в контактах с представителями азиатских стран. Дело в том, что для большинства восточных партнеров стремление «сохранить лицо» намного важнее самой прибыльной сделки. Этот фактор необходимо учитывать в первую очередь, выбирая модель наступательной переговорной игры.

В-пятых, типичная особенность российских переговорщиков — слишком открытый прямой стиль коммуникации. Излюбленная тактика — «удар в лицо»: откровенные высказывания, внятные, четкие формулировки. Этот стиль коммуникации подходит для переговоров с людьми, которые думают таким же образом, например, с голландцами и израильтянами, тоже склонными говорить все в лицо оппонентам. Переговоры голландцев с русскими проходят успешно. Обе стороны говорят открыто и не скрывают, как одна сторона воспринимает другую. Но при встрече с партнерами, которые не столь открыто выражают свои желания, возможны проблемы.

Косвенная коммуникация практикуется, например, в Японии, среди европейцев она типична для бельгийцев. Прямая форма коммуникации для этих народов — невежливая, жесткая, вульгарная, агрессивная, поэтому они могут ложно истолковать поведение российских переговорщиков. В этом случае стоит несколько адаптировать переговорный стиль под противоположную сторону, быть более косвенными в коммуникации.

В-шестых, такая типичная ошибка начинающих российских переговорщиков, каксклонность путать амбициозность и агрессивность. Опытные переговорщики, конечно же, амбициозны, но агрессивность в их имидже не присутствует. Они понимают, что если будут вести себя агрессивно, то осложнят жизнь другой стороне, а другая сторона осложнит жизнь им. У эффективных переговорщиков поведение дружелюбное, направленное на сотрудничество.

Таким образом, иногда полезно увидеть себя глазами партнера, чтобы понять, как скорректировать свой личностный стиль ведения переговоров, чтобы быстрее и легче добиться успеха в деловых коммуникациях.

Начать дискуссию

Кадры

Молодым специалистам стало проще найти работу в оборонке

Запущен проект информационной поддержки трудоустройства студентов сферы оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Первый ход — Е2-Е4, а там… Хаос при формировании уведомления на аванс УСН

Если в ЛК ФНС царит хаос, то при интеграции с этим самым кабинетом что-то где-то и когда-то упорядочится? Я одна задаю этот вопрос?

Первый ход — Е2-Е4, а там… Хаос при формировании уведомления на аванс УСН
82
Бесплатно с Бухгалтерский учет

Как отразить в учете на УСН «доходы минус расходы» расходы по чекам от директора за прошлые годы. Мини-курс

Директор принес бухгалтеру чеки на материалы за 2021 и 2022 год. Что с ними делать, можно ли принять их к учету в 2024 году? Как поступить, рассказываем в сегодняшнем мини-курсе.

Как отразить в учете на УСН «доходы минус расходы» расходы по чекам от директора за прошлые годы. Мини-курс
Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

В 1 квартале 2024 года вдвое больше россиян открыли брокерские счета в Сбере по сравнению с 1 кв. 2023

🔥 Сбер: «Наши клиенты активно приходят на фондовый рынок. Важно, что это устойчивый интерес: мы не видим резких перепадов или движений из стороны в сторону».

Требуйте у работодателя обучение! В каких случаях бухгалтер обязан проходить курсы повышения квалификации

Зачем бухгалтеру дополнительное обучение, если за плечами большой опыт? В каких случаях учиться не просто желательно, а того требует закон? И главное — кто должен оплачивать учебу бухгалтер или работодатель.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

⏰ Приближается срок сдачи декларации по УСН за 2023 год для ИП

Организации уже сдали декларацию по УСН за 2023 год, а срок ее сдачи для ИП – на следующей неделе.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Мошенники берут займы через профиль на Госуслугах: как вернуть доступ

Специалисты Сбера рассказали, как оперативно вернуть контроль над учетной записью Госуслуг, если аккаунт оказался в руках злоумышленников.

84

Финансисты нового времени: когда важнее лидерство, а не учет

Основа профессии финансиста — учет и отчетность. Важно уметь анализировать, проверять данные на соответствие законодательству, планировать и оценивать эффективность бизнеса. Такие требования были вчера, есть сегодня и будут завтра, однако только этого уже недостаточно. Чего ждут от современного специалиста — разбираемся в статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Жалобы правообладателей удовлетворены: на маркетплейсах заблокировали больше 2 млн карточек товаров

Производители и маркетплейсы заключили соглашение о добросовестных практиках, чтобы снизить число контрафакта на площадках.

Минтруд увеличил квоты для мигрантов

Брянская область может выдать мигрантам 3214 разрешений на работу в 2024 году, тогда как раньше регион мог пригласить только 14 иностранцев.

Общество

Праздник дня. 🙂День путешествующей улыбки

Этот праздник напоминает нам о том, как улыбка помогает в преодолении трудностей.

Праздник дня. 🙂День путешествующей улыбки
Отпуска

Перенос выходных дней не обязывает сотрудника выходить из отпуска раньше

29 апреля – понедельник, но это будет нерабочий день. Зато суббота, 27 апреля – рабочий.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Начинается отбор заявок на субсидии экспортерам

С 22 апреля стартует отбор заявок на компенсацию послепродажного обслуживания продукции за границей.

Дети должны всего добиваться сами. Или нет?

Интересное исследование нашла. Каждый девятый родитель в России готов содержать ребенка всю жизнь. При этом каждый шестой считает, что дети должны всего добиваться сами. Как вы считаете, не подрывает ли эта готовность помогать всю жизнь самостоятельность ребенка? Проведем свой опрос.

Дети должны всего добиваться сами. Или нет?
75
НДС

🙉 Бухгалтеры находят несуществующие счета-фактуры компании в чужих книгах покупок

Бухгалтеры при сверке НДС через сервис операторов ТКС сталкиваются с таким явлением: совершенно посторонние компании заявляют вычет НДС по покупкам, которые они якобы делали в организации.

163

Налоговая бесплатно получает доступ ко всем камерам

Чтобы доказать свою позицию в отношении компаний, налоговики могут запросить доступ к камерам наружного наблюдения. Так они узнают, действительно ли велась хозяйственная деятельность и каким образом.

227

За курсом доллара следят только 23% россиян

Жители страны стали меньше интересоваться новостями с валютной биржи.

Как налоговики выбирают компании для проверок

Узнайте, окажется ли ваш бизнес под вниманием налоговиков, и что нужно сделать, чтобы защитить свои права.

Бесплатно с Фиксированные взносы ИП

Ликбез по фиксированным взносам-2024: вопрос-ответ

Как теперь платить фиксированные взносы, как уменьшать на них налог, нужно ли уведомление и заявление о зачете?

Ликбез по фиксированным взносам-2024: вопрос-ответ
7
4,1 тыс.

Интересные материалы

КС РФ: третейские суды вправе рассматривать споры о недвижимости

Конституционный Суд подтвердил право третейских судов рассматривать споры о недвижимости с учетом соблюдения при этом публичного порядка РФ.