Обучение для бухгалтеров

Планетарная модель системного образования

Устоявшуюся модель подачи учебного материала можно сравнить с размещением обучающихся в полной темноте, где стоящий за трибуной преподаватель день ото дня освещает лучом прожектора части комнаты, и полностью светлой она будет перед экзаменом. Что если сразу осветить все пространство и дать возможность увидеть комнату целиком, изучая в дальнейшем наиболее интересные участки во взаимосвязи со всем остальным? Окружающий мир, любая его система имеют пространственную «планетарную» модель.

Идея непрерывного образования становится все актуальнее. Это, с одной стороны, непрерывность осознания, осмысления себя в окружающем мире, а с другой — создание условий, стимулирующих, мотивирующих постоянную потребность в образовании и возможность ее удовлетворения.

Продолжением принципа непрерывности образования является актуальное сегодня требование его опережающего характера как образования на перспективу, которое не может быть не непрерывным. Оно непрерывно опережает время, забегая чуть-чуть вперед, учитывая тенденции. Оно предполагает умение анализировать, прогнозировать, проектировать, развивая собственный интеллект, энергию, волю.

Работа с содержанием учебной дисциплины для каждого преподавателя — наиболее важный элемент профессиональной деятельности. Актуальность ее повышается в современных условиях. Если раньше кафедра разрабатывала программы, действующие несколько лет, а преподаватель имел возможность, разработав тему, спокойно пользоваться своими лекциями из года в год, то сейчас все изменилось. Дисциплины то укрупняются, то дробятся, приходится составлять новые программы.

В системе дополнительного профессионального образования и того интереснее: преподаватель должен выполнять заказ слушателей на актуальные знания. Он хороший экономист, маркетолог, бухгалтер, юрист — вот его и пригласили почитать лекции. А чего ж не почитать?! Если вместе с тем взять на себя ответственность за качество усвоения информации студентами, слушателями, за их профессиональную подготовку, то не всякий за эту работу возьмется.

Современное образование предполагает ряд конкретных задач, решаемых в работе с содержанием образования.

  1. Формирование самостоятельности обучающегося, умения принимать решения в конкретных ситуациях, брать на себя ответственность за результат собственной деятельности. Это выдвигает требования к учебному процессу: обеспечить тренировку, упражнение в этих качествах. Стало быть, содержание должно быть структурировано так, чтобы дать возможность самостоятельного выбора, индивидуального продвижения и самооценки результата. Это возможно, если программа представлена не в виде тоннеля, по которому только одна траектория — «вперед и прямо», а в виде «планетарной структуры» — так, как устроен мир. Выбирай, поворачивайся, самоопределяйся, принимай решения, доводи процесс до результата и будь ответственным за него.
  2. Преодоление стереотипа «поставить перед обучающимся цель»,который прочно поселился в профессиональном сознании преподавателей. Если поставили, то и стоит, никого не волнуя, как все чужое. Сегодня образовательные технологии предполагают выращивание цели в синергийном взаимодействии преподавателя и обучающегося. Каждый элемент содержания, каждая доза оформляются в модуль, плавно соединяя новую информацию с опорными знаниями в процессе совместных действий.
  3. Репродуктивная подача информации для усвоения ее с помощью механизмов внимания, восприятия, памяти и репродуктивного мышления. Такая модель работы с содержанием не способствует развитию интеллекта, хотя формирует информационную базу для него, называемую памятью. Потому мы так здорово отгадываем кроссворды и теряемся в нестандартных профессиональных ситуациях, где востребовано продуктивное мышление. Такое мышление может развиваться только если в учебных технологиях осуществляется тренинг на создание продуктивного содержания, т.е. порождается продукт — мысль. Мысль рождается в поисках связей, а связи — в системах. Строгая систематизация содержания, его представление в виде матриц, таблиц способствует созданию условий для продуктивного мышления.
  4. Традиционное российское образование с трудом преодолевает путы отождествления с обучением. Приходит прозрение, что одной из составляющих образовательного процесса является процесс развития. От его технологии зависят особенности мышления, тип общения, характер деятельности. Все больше признается, что методы должны быть организационно-деятельностными, должны развивать способности мыслетехнические, коммуникационные и рефлексивные. Увеличение часов на самостоятельную работу студентов предполагает такую ее организацию, при которой студенты будут самостоятельно информацию подбирать, структурировать, перерабатывать под конкретные ситуации, использовать для решения профессиональных проблем.
  5. Постоянное «натаскивание» обучающихся на самооценку полученного результата. Старый стереотип увлечения процессом, усвоенный студентом за 5-6 лет, оказывает ему плохую услугу в его профессиональной деятельности. Ответственность любого специалиста в деятельности распространяется и на процесс, и на результат. Хорошим тренингом для реализации этой задачи является рейтинговая система оценки знаний. Составленный преподавателем совместно с обучающимися «прейскурант» видов учебной деятельности с баллами за каждый из них используется как вознаграждение за сделанную работу. Нормальная модель «заработал — получил» приучает к заинтересованности в труде, прививает уважение к технологичности и эффективности своих действий, в том числе и учебных.

Современные требования к структурированию содержания

1. Системность. Содержание образования — это часть информации об окружающем мире. Это часть внешней информации, предназначенная стать внутренним знанием. Внешний мир состоит из систем, информация о них — тоже информационная система. Системное представление образования предполагает выявление системообразующей и ее расчленение на составные части (элементы системы, подсистемы), каждая из которых рассматривается как новая система.

2. Сопряженность. Системы внешнего мира взаимосвязаны. Информация о внешнем мире состоит из информации о системах и о связях между ними и внутри них. Описание взаимосвязей превращает информацию в поток, т.е. плавное перетекание одной дозы информации в другую. Сопряженность содержания учебного материала позволяет решить проблему разобщенности учебных дисциплин. Умение рассматривать их блоком, четко различая общее и особенное в них, повышает эффективность образовательной деятельности. Сопряженность — это плавный переход от одного элемента системы к другому, от общего к частному, обеспечивающий индивидуальную траекторию продвижения.

3. Целостное восприятие и представление всего объема информации учебного курса. Устоявшуюся модель подачи учебного материала можно сравнить с размещением обучающихся в полной темноте, где стоящий за трибуной преподаватель день ото дня освещает лучом прожектора части комнаты, и полностью светлой она будет перед экзаменом. Что если сразу осветить все пространство и дать возможность увидеть комнату целиком, изучая в дальнейшем наиболее интересные участки во взаимосвязи со всем остальным?

4. Непрерывность обеспечивает преодоление мозаичности в работе с содержанием, которой чревато механическое деление содержания на части — использование блоков, не оформленных в модули. Решение проблемы фрагментарности в подаче информации является важным для обеспечения организованности мышления, сознания.

5. Возможность выбора индивидуальной траектории продвижения в образовании. Окружающий мир, любая его система имеют пространственную «планетарную» модель. Потому каждый при своем перемещении может выбрать собственную траекторию. В образовании это является типичным массовым затруднением для преподавателей и обучающихся. Информации о «планетарных» моделях окружающего мира стараются придать модель трубы, тоннеля, по которым перемещаться можно только вперед и прямо. Выбор направления отсутствует. Можно только перегнать или отстать (что тоже не одобряется, так как создает дополнительную нагрузку преподавателю). Поэтому студентов либо тормозят (наиболее активных), либо подгоняют (менее активных). Неосознанное нивелирование, стремление к общему направлению и темпу — не лучшие факторы для обеспечения индивидуального развития. Если содержание представлено в «планетарной» модели, то в ней можно выбрать свою траекторию продвижения. «Планетарная» модель построения содержания является гибкой и динамичной. Это позволяет обеспечить индивидуальную траекторию продвижения, индивидуальную скорость и максимальную самостоятельность.

6. Актуализация содержания. Если студент (слушатель) не понимает, для чего ему та или иная информация, где и как она ему пригодится, то усвоения не происходит. На некоторое время информация задерживается в памяти, не становясь знанием, и утрачивается. Если же образовательные технологии предусматривают актуализацию (понимание актуальности, важности, значимости), то усвоение информации мотивировано, результативно.

7. Технологичность учебного процесса. Предлагаемый обучающимся алгоритм изучения содержания включает последовательность процедур. Их выполнение воспитывает уважение к технологичности труда: сначала учебного, а впоследствии — профессионального. Работа по алгоритму не является рутинной. Она включает многообразие методов консультирования, отбора и оформления информации, самооценки, способствуя творчеству.

8. Обеспечение продуктивного мышления. Усвоение информации небольшими дозами осуществляется как приращение к ранее усвоенной информации, ставшей собственным знанием. Каждая новая доза информации (если она воспринимается осознанно) требует ответов на вопросы об усвоении: для чего? что? как? Ответы на них нигде не записаны. Они у каждого индивидуальны и являются продуктом собственного мышления. Связь новой информации с ранее усвоенной также способствует продуктивному мышлению. Наконец, самым ценным результатом мышления являются собственные мысли, рожденные в поисках связей между элементами изучаемых систем, подсистем. Они являются новым знанием, творчеством и позволяют пережить состояние инсайта. Таким образом, содержание образования делится на репродуктивное (взял готовенькое и положил в память) и продуктивное (произвел сам интеллектуальный продукт, сопровождаемый позитивным эмоциональным состоянием). Это тренинг в человеческом, в творчестве.

9. Обретение навыков коммуникативной деятельности в групповой работе. Как известно, репродуктивное содержание (для усвоения ключевых слов) и продуктивное (для оформления мыслей в тезис) требуют проговаривания. Условия для проговаривания создаются при работе в малых группах. При модульном структурировании и индивидуальном продвижении предполагается оформление результатов своей работы и подготовка сообщения.

10. Развитие навыков рефлексивной культуры. Если человек сам принимает решение, он готов брать на себя ответственность за его выполнение. Осознание собственного результата — это ответственность за него и за процесс достижения. Модульная система обучения создает условия для самооценки, самоанализа, для сопоставления своих результатов с результатами других, что способствует овладению технологией рефлексии.

11. Деятельностный подход обеспечивается возможностью самоопределения, самостоятельностью в принятии решения, создаваемой условиями выбора. Выбор начала продвижения (элемента рассматриваемой системы), выбор направления продвижения — это тренинг свободы и самостоятельности. Таким образом усваивается модель эффективной деятельности:

  • самоопределяюсь (сам принимаю решение и беру на себя ответственность за результат);
  • соблюдаю правила, нормы, критерии деятельности;
  • владею способами деятельности — способен(а) работать с информацией, развиваю способности: мыслетехнические, коммуникативные, рефлексивные;
  • оцениваю результат, сопоставляю с прогнозируемым результатом, т.е. целью, выявляю причины несоответствия.

12. Принцип субъектности. Выполнение всех вышеперечисленных требований предполагает субъект-субъектные отношения между преподавателем и обучающимся. Степень достижения субъектной позиции обеспечивает ответственность за себя, собственную жизнедеятельность, активность, успех и благополучие. Это один из критериев качества образования, которое по современным понятиям определяет качество жизни.

Начать дискуссию

Есть ли на майских праздниках-2024 сокращенные рабочие дни

По ТК работаем на 1 час меньше, если за этим рабочим днем сразу идет нерабочий праздничный день. То есть государственный праздник.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

☀️ Обновите карьеру к лету! Курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Расширьте список ваших профессиональных навыков! Ведите кадровый и управленческий учет, сотрудничайте с компаниями, которые занимаются внешнеэкономическими сделками и выходите на новый уровень дохода! Сейчас вы можете приобрести онлайн-курс «Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С» также за 3 690 рублей и сделать первый шаг к карьере бухгалтера.

☀️ Обновите карьеру к лету! Курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Зарплата

Зарплаты в вакансиях выросли почти на 13%

Предложения работодателей по зарплате обогнали ожидания соискателей. В среднем компании указывают в вакансиях вознаграждение в размере 64,2 тысячи рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Несовершеннолетний исполнитель. Нюансы сотрудничества  

Привлекать к сотрудничеству несовершеннолетних лиц по гражданско-правовым договорам (ГПД) законодательно не запрещено. Но есть некоторые нюансы, которые нужно знать заказчику, прежде чем начинать сотрудничать с подростком. В частности, нужно получить согласие законных представителей и указать корректные формулировки в договоре.

Несовершеннолетний исполнитель. Нюансы сотрудничества  

С чего начать предпринимателю: учет и отчеты, которые нужно знать

Решили стать предпринимателем! Придумали бизнес-идею. Прикинули, сколько нужно денег через финансовое моделирование. Зарегистрировали компанию. Открыли в банке счет. Нашли первых клиентов. Закупили товар. И даже призадумались над маркетинговыми стратегиями, рекламой и набором персонала.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кейс. Как автоматизаторы санаториев разобрались с финансами и избежали штрафов

Есть мнение, что «айтишники» способны сами решить все свои проблемы. Но это работает не всегда — бывают ситуации, когда определенные задачи лучше передать специалистам.

Кейс. Как автоматизаторы санаториев разобрались с финансами и избежали штрафов
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экспорт

Начинается отбор заявок на субсидии экспортерам

С 22 апреля стартует отбор заявок на компенсацию послепродажного обслуживания продукции за границей.

ВЭД

Что изменилось в валютном контроле в апреле 2024 года

Участники ВЭД с 1 апреля подают в банки меньше документов о сделках с иностранными контрагентами. Расчеты по внешнеторговым контрактам разрешили вести через другие уполномоченные банки, а не только в тех, где сделка стоит на учете.

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

Если вы задумываетесь о том, как получить дополнительный доход, то этот пост для вас. Расскажу о реферальной программе «Клерка»: что это, как работает и почему такое сотрудничество приносит пользу. А еще на собственном примере покажу и расскажу, как зарабатывать на рекомендациях. Забирайте пошаговый алгоритм в закладки!

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

🔥 Уже сегодня на тренинге научимся составлять идеальный договор с самозанятым!

Подготовьтесь к мониторингу Минтруда по самозанятым и проверьте договоры с СМЗ. Составьте идеальный договор с СМЗ чтобы уменьшить риски.

Коллекторам запретили заниматься долгами по ЖКХ

Коллекторов и других третьих лиц запретят привлекать для взимания с граждан долгов за жилищно-коммунальные услуги.

❗ Изменили правила заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как открыть шашлычное кафе. Секреты начинающего предпринимателя

Шашлык — это одно из тех блюд, которые всегда пользуются популярностью у русских людей. Именно поэтому открытие шашлычной может стать отличным вариантом для старта собственного бизнеса в сфере общественного питания. Но как же правильно запустить свою шашлычную и добиться успеха?

3

По следам консультаций. Как разделиться, чтобы мои действия не признали дроблением?

Если создать несколько юрлиц и ИП неправильно, можно получить обвинение в злоупотреблении правами с целью остаться на спецрежиме или применять иные льготы, которые распространяются на МСП.

По следам консультаций. Как разделиться, чтобы мои действия не признали дроблением?

💥Обзор к утру вторника: изъятие российских активов разрушит мировую экономику, мутация на МКС, отказ от полетов Turkish Airlines

Добавим в ленту самых свежих новостей на сегодня. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

К кому попадет ваша биометрия? / Штраф до 1 млн рублей за СПАМ / Какие выплаты положены пенсионерами

Добрый день, уважаемые коллеги! Ребята, я вот даже не знаю, у меня для вас есть новости хорошие и есть не очень хорошие. Вот как бы вы предпочли начинать просмотр роликов: с хороших новостей или с не очень хороших новостей? Мне интересно будет узнать ваше мнение в комментариях. Ну, а начну, наверное, с не очень хороших новостей.

Банки

Вдвое больше россиян открыли брокерские счета: чьи акции в топе

🔥 Сбер: «Наши клиенты активно приходят на фондовый рынок. Важно, что это устойчивый интерес: мы не видим резких перепадов или движений из стороны в сторону».

Условия для выплаты дивидендов и ограничения

Один из самых популярных способов получения дохода от прибыли — дивиденды. При этом следует не нарушать ограничения, которые предусмотрены законом. Рассказываем, на что обратить внимание. 

Условия для выплаты дивидендов и ограничения
1

Что такое обеспечительный платеж по договору аренды: когда он нужен и когда подлежит возврату

Нередко в процессе заключения сделок стороны требуют гарантий того, что обязательства будут исполнены. В таких ситуациях пользуется популярностью механизм обеспечительного платежа. В договорах его называют по-разному — депозит, гарантийный или страховой платеж. Гарантом служат денежные средства или ценные бумаги.

Интересные материалы

ВЭД

Таможенная служба рекомендовала рассчитываться в рублях: что это дает

Об этом сообщил начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК) ФТС Сергей Шкляев на сессии Российско-турецкого бизнес-форума в Москве.