Маркетинг

Незнакомый покупатель

Экономический кризис — это всегда падение платежеспособного спроса, изменение структуры потребительской аудитории и моделей потребления. Как остановить падение продаж — ключевой вопрос, на который сегодня ищет ответ менеджмент большинства компаний.

Экономический кризис — это всегда падение платежеспособного спроса, изменение структуры потребительской аудитории и моделей потребления. Как остановить падение продаж — ключевой вопрос, на который сегодня ищет ответ менеджмент большинства компаний.

Рецепт один: необходимо заново узнать своих потребителей, которые сегодня вынуждены менять покупательские стратегии. Наибольшие изменения стратегии наблюдаются у тех покупателей, которые ориентируются на соотношение «цена — качество»: они обращают внимание на ценности бренда и готовы платить за качество. Эта аудитория составляет около 20% от всех потребителей. Маркетологи относят их к среднему классу; это очень благодатный потребитель, который при должных маркетинговых усилиях позволяет производителю стабильно получать дополнительный доход.

Так обстояли дела до кризиса. В последнее время на фоне снижения реальных доходов населения эта категория потребителей несет самые большие потери: ее представителей вымывает в более низкие ценовые сегменты, многие поневоле переходят в «другую лигу» — покупателей, которые ориентируются исключительно на низкую цену продукта или услуги. Наиболее заметные изменения в модели потребления наблюдаются именно здесь: люди начинают внимательнее относиться к расходам, жестко контролировать свой бюджет и вынужденно отказываются от потребления целых классов товаров. Для бизнеса, ориентирующегося на эту аудиторию, ситуация не самая приятная. Однако полезно помнить, что привычка потреблять качественные продукты не проходит быстро. Даже в ситуации кризиса потребитель почти наверняка будет стремиться «добирать» эмоции, приобретая товары «своих» брендов — если не для себя, то для близких. Тем более что переход на другие, более дешевые товары требует дополнительного времени на их изучение. Спровоцировать отказ от покупки любимых брендов может только сам производитель-продавец, бездумно повысив цены.

Казалось бы, задача по удержанию аудитории ясна: держать цены или не поднимать их слишком сильно. Решение лежит в области повышения эффективности производства, снижения издержек, сокращения прибыли. Чем способен помочь маркетинг?

Для маркетологов это непростая задача — сохранить приверженность потребителя к бренду, если тот не всегда может его себе позволить из‑за снизившихся доходов. Тактику действий на рынке компании точно придется поменять. Для этого «кабинетный» персонал должен видеть своего покупателя в местах продажи, определяя, что сегодня влияет на принятие решения о покупке. Если речь идет о производителе, для начала он должен четко оценить свою целевую группу: какая часть потребителей все еще готова покупать продукт. Параллельно нужно выявить ключевые качественные характеристики — те, на которые в первую очередь обращают внимание потребители, делая выбор. В маркетинге это называется «воспринимаемые качества продукта». После этого следует обратиться к технологии изготовления и оценить, возможно ли удешевить себестоимость производства продукта, сохранив при этом важные для потребителя характеристики.

Разумеется, все это технологические и производственные вопросы. Но кое-чем может помочь и маркетинг. К примеру, довольно приличное поле для маневра представляет собой упаковка, которая в большинстве продуктов составляет заметную часть себестоимости. Взять хотя бы молоко. Здесь доля упаковки в общей стоимости продукта — около 12%. А у кондитерских изделий она может доходить до 32%. Правильно ли экономить на упаковке? Сегодня — да. Если продукт давно знаком потребителю, то упаковка перестает быть для него ключевым фактором. А значит, можно снижать ее стоимость, используя более дешевые материалы. Это позволяет сохранить и цену продукта, и его качество. Другими словами, цель маркетинга — оставить неизменными те свойства продукта, с которыми связано воспринимаемое качество, а менее значимые составляющие удешевить: сделать картон тоньше, убрать элементы тиснения на обертке и т. д. Распространенная ошибка, которая, как правило, приводит к большим потерям для бренда, — изменение ключевых свойств ингредиентов продукта, что не только снижает качество, но и влияет на вкусовые характеристики.

Есть и другой способ: сделать менее заметным для потребителя фактический рост цены, использовав более мелкую фасовку. Посмотрите, как уже успели отреагировать на кризис некоторые производители соков: они перешли с литровых упаковок на 800‑миллилитровые. Товар прежнего качества по прежней цене — только его немного меньше. Рациональное решение, позволяющее удержать сложившуюся целевую аудиторию! Похожие примеры я встречаю и в хлебобулочных изделиях: круассаны и булочки сейчас повсеместно немного «худеют» (скажем, со 100 граммов до 80). Да, компания экономит на количестве сырья, однако качество продукта сохраняет неизменным. Потребитель может даже не заметить разницы в весе, зато обратит внимание на цены.

Что касается непродуктовых групп, то здесь алгоритм действий примерно такой же. Не стоит советовать швейному производству в целях экономии издержек упрощать крой вопреки требованиям моды. А вот использовать ткани с несколько бóльшим содержанием синтетических материалов (которые дешевле) вполне можно. Это важный шаг, который должны совершить компании, однако не единственный. Далее следует понятный для маркетолога набор действий в период долговременного падения продаж: оптимизация ассортимента, сокращение цепочки продаж, коммуникации, их стимулирующие. Однако для реализации этих действий необходимо знать, кто твой покупатель сегодня и кто станет им завтра.

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру