Маркетинг

Клик всегда прав

Основатель компании Mindbox Иван Боровиков в шутку называет себя и свою команду бизнес-шпионами. Ему удалось разработать сервис автоматизации маркетинга, который позволяет ритейлерам следить за покупателями «с первого клика», предсказывать их поведение и управлять продажами.
Клик всегда прав
Фото Евгения Смирнова, ИА "Клерк.Ру"

Основатель компании Mindbox Иван Боровиков в шутку называет себя и свою команду бизнес-шпионами. Ему удалось разработать сервис автоматизации маркетинга, который позволяет ритейлерам следить за покупателями «с первого клика», предсказывать их поведение и управлять продажами.

На вкус Ивана Боровикова, нынешний российский ритейлер занимается маркетингом слишком хаотично: инструментов взаимодействия с потребителем у него много (от электронных рассылок до сложных многоуровневых программ лояльности), но эффективно совмещать их не получается.

Упорядочить этот хаос можно, уверен основатель Mindbox: практически любую маркетинговую активность можно «обсчитать» и автоматизировать, чтобы запускать рекламные и промоутерские кампании прямо из веб-интерфейса и тут же, в «одном окне», отслеживать их результативность. А работа с большими массивами данных позволяет больше узнать о потребительских привычках аудитории и персонализировать взаимодействие с каждым клиентом. Этим и занимается компания Mindbox. В ее базах накоплена информация о покупательской активности 15% населения России: истории онлайновых и офлайновых покупок, реакции на интернет-рекламу и скидочные предложения, участии в программах лояльности и т. д.

— Уже сейчас на конкретных примерах мы видим, что автоматизация маркетинга позволяет повысить его эффективность в полтора–два раза, — утверждает Иван Боровиков. — Растут средний чек и маржинальность продаж, увеличиваются выручка от имейл-рассылок и конверсия от СМС-рассылок. В дальнейшем эффект будет еще более явным, ведь работа с «большими данными» непременно приведет к персональному маркетингу.

Вход в профиль

Врач‑хирург по специальности, Иван Боровиков профессионально занялся лечением маркетинговых «заболеваний» в 2005 году. Поначалу он помогал с запуском промоакций и кампаний крупным брендам и торговым сетям, а в 2013‑м решил освоить рынок электронной коммерции.

В высокие технологии Боровиков пришел по тому же пути, что и большинство самоучек: отец-технарь рано познакомил сына с компьютером, тот не на шутку увлекся написанием кода, в 1990‑е стал активным «фидошником», затем подрабатывал компьютерным мастером, писал на заказ софт и разрабатывал веб-сайты.

Навыки программиста пригодились в первом же серьезном бизнесе. В 2000 году Боровиков, четверокурсник медицинского института, вскладчину с товарищем купил салон сотовой связи в Москве, затем — еще один. Однако прибыль от продажи сим-карт и телефонов была недостаточно высока. Вскоре изобретательные студенты решили стать «виртуальным оператором связи» — купили корпоративный тариф одного из провайдеров и стали подключать по нему физлиц с небольшой наценкой. Компания быстро набрала оборот, а ее абонентская база достигла 20 тысяч. Иван Боровиков активно участвовал в управлении бизнесом и разработке собственной программы для учета абонентов и биллинга услуг. Правда, существенно заработать так и не получилось: прибыль от оборота в лучшем случае составляла 8%. К тому же законодательной базы под подобные операции не существовало, дела велись полулегально, да и платежная дисциплина абонентов на тарифе с постоплатой хромала. Но после таких экспериментов Ивану Боровикову захотелось попробовать себя в серьезном бизнесе.

В середине 2000‑х в моду стали входить платные СМС-каналы — сервисы новостных и развлекательных подписок, покупка мелодий, гороскопов и т. д. В 2004 году Боровиков создал СМС-сервис, который позволял осуществлять с помощью эсэмэсок микроплатежи — например, совершать покупки в онлайн-играх. Уже через год он выиграл тендер крупной табачной компании на разработку платформы для проведения промоакции, упор в которой делался на СМС-канал. Привычная сегодня механика «Купи продукт — отправь код с упаковки по СМС — участвуй в розыгрыше призов» тогда применялась едва ли не впервые на рынке. Крохотная компания айтишника-самоучки конкурировала в тендере с огромными системными интеграторами. Соперникам нужно было потратить немало денег и времени, чтобы разработать новый сервис с нуля. А у Mindbox техническое решение уже было готово и требовало лишь масштабирования. Выиграв тендер, стартапер быстро понял, что задача значительно сложнее, чем представлялось изначально. Ведь нужно было создать платформу для обработки десятков миллионов текстовых сообщений. С апгрейдом сервиса помог найденный по рекомендации от друзей студент Александр Горник, который задержался в компании надолго: сейчас он управляющий партнер и исполнительный директор Mindbox.

Задание было выполнено на отлично: маркетинговая кампания прошла без технологических заминок и создала стартаперам репутацию на рынке. В очередь к Mindbox немедленно выстроились рекламные агентства, которые хотели, чтобы им сделали «не хуже». Причем задачи усложнялись: крупные клиенты желали задействовать несколько каналов связи с клиентом сразу — СМС, веб-сайт, мобильный сайт, телефонные линии. Игровые механики тоже становились запутаннее: где-то нужно было активировать штрихкод, где-то — набирать баллы, где-то — выполнять определенные действия на сайте. Разработчики сумели унифицировать процесс написания программ под каждую промоакцию: это позволило снизить трудозатраты и начать зарабатывать на потоке клиентов. Так на свет появился прототип нынешнего продукта Mindbox — первый сервис автоматизации промоакций Game Engine, позволявший отслеживать их результаты.

Набив руку на запуске промоакций для крупных клиентов, основатели Mindbox обнаружили слабое место российского маркетинга: маркетологи тратили деньги вслепую, полученная же в ходе промоакций информация о покупателях никак не использовалась — а ведь с ними важно было и дальше последовательно работать, призывая совершать повторные покупки или информируя о новинках. Эту идею удалось донести до косметического гиганта L’Oréal, и в 2007 году при технической поддержке Mindbox был запущен крупный многоканальный проект лояльности «Клуб красоты и здоровья Vichy». В ряде аптек можно было получить клубную карту, которая позволяла тестировать новинки, получать электронную рассылку, записываться на консультации. За два года Mindbox удалось сформировать массив данных о том, как потребитель реагирует на скидки, рассылки, мотивацию подарками. Отслеживая активность по СМС, электронной почте, на промосайтах, можно было составить так называемый «профиль клиента на 360 градусов» — причем каждого из нескольких тысяч покупателей!

Анализ данных по таким профилям клиентов приводил к важным бизнес-выводам — не всегда ободряющим. Компания L’Oréal в то время начала выводить на рынок новый премиальный бренд косметики La Roche Posay и тратила существенные средства на продвижение этой марки. Данные, собранные Mindbox, продемонстрировали, что текущая маркетинговая стратегия приводила к «каннибализации» — переключению существующих покупателей L’Oréal с других марок на новый продукт, а это не всегда соответствовало целям компании. Правда, когда аналитики обратили на этот факт внимание L’Oréal, то добились обратного эффекта: клуб был свернут, а результаты исследования похоронены.

За пять лет Mindbox удалось «окучить» почти весь российский FMCG-рынок и поработать здесь практически с каждой крупной компанией. «Рынок этот очень своеобразный, — рассказывает Боровиков. — Например, если ты работаешь с одной табачной компанией, то в другие вход тебе заказан, даже если альтернативы твоему продукту на рынке нет». К тому же, как показал опыт работы с крупным бизнесом, большие корпорации не всегда руководствуются логикой, принимая бизнес-решения. Прямой связи между хорошо выполненной работой и пролонгацией контракта не существует. Упершись в подобные ограничения, основатели Mindbox решили, что пришло время двигаться дальше.

Системный хаос

Сильной стороной системы автоматизации маркетинга, которую Mindbox разработала для рынка товаров повседневного спроса, была ее универсальность. Она работала с огромным количеством каналов взаимодействия с покупателями, позволяла запускать любые маркетинговые кампании и подходила всем — от производителей пищевых продуктов до магазинов ювелирных украшений. Такая «всеядность» могла бы сработать не только для крупного бизнеса, но и для средних и мелких компаний — и в частности «выстрелить» на рынке электронной коммерции, рассудили Иван Боровиков и Александр Горник. В 2014 году Mindbox набрала первых клиентов, чтобы понять, чем живет и дышит рынок. «Тестовой группе» клиентов пообещали отстроить и автоматизировать желающим маркетинг всего за 30 тыс. рублей. В «тестировщики» записались издательство, маленькая молочная компания, аптечная сеть и другие «трудяги от сохи». «Мы прямиком угодили в нишу клиентов, которые не знали, что им делать, и у которых не было денег, — смеется Боровиков. — Нахлебались горя… Зато это позволило отработать какие-то очевидные механизмы и «поставить диагноз» рынку».

Как оказалось, «болело» многое. Маркетологи терялись в обилии инструментов, каналов и сценариев взаимодействия с потребителями. Они, не разбирая, сваливали в кучу имейл-рассылки, товарные рекомендации, процессинг, сервисы отчетности, «всплывающие окна» на сайте, путались в программах лояльности. «Знаний и умений для интеграции инструментов у них не хватало, — резюмирует Боровиков. — Поэтому большинство просто покупало набор готовых инструментов, «втыкало» их в сайт и застывало в ожидании, скрестив пальцы и надеясь, что что-то из этого сработает. Получался не маркетинг, а колосс на глиняных ногах, которого все боялись трогать, чтобы он случайно не рухнул». На практике проконтролировать, какой именно инструмент привел к покупке, было невозможно. Эффект нельзя было измерить, не говоря уже о том, чтобы улучшить результаты. Еще одна проблема заключалась в том, что маркетологи боялись проводить тесты. Между тем, подчеркивает Боровиков, это единственный способ обнаружить работающие инструменты. Мешало и отсутствие «низкоуровневых маркетологов» — так основатель Mindbox называет специалистов, умеющих работать руками и превращать идею в действенные маркетинговые кампании. Большинство маркетологов, по его мнению, умеют строить лишь высокоуровневые туманные гипотезы — например, о том, что «хорошо бы было кому-то предложить скидку». А о том, кому конкретно, в каком размере и посредством какого канала, теоретизировать они не рискуют.

Mindbox выступила в роли долгожданного интегратора: в устанавливаемой компанией CRM-системе видны все подключенные инструменты и аккумулируются данные о контактах, покупках из онлайн- и традиционных магазинов, звонках, действиях пользователя на сайте, в соцсетях и мобильных приложениях. Маркетолог может, минуя ИТ-отдел, запустить из веб-интерфейса любую маркетинговую кампанию, настроить сегментацию, скорость проведения, охват подписчиков и другие показатели, а также сформировать любой отчет. Больше нет причин не экспериментировать с аудиторией: масштаб, цена и наполнение тестов могут быть самыми разными. Из очевидных эффектов внедрения системы — рост среднего чека и частоты покупок, снижение оттока и затрат на платные каналы и инструменты. Так, например, интернет‑магазин мебели и товаров для дома Hoff за три месяца пользования CRM-системой Mindbox увеличил выручку от канала имейл-рассылки в 2,5 раза. При этом, утверждает Боровиков, затраты на маркетинговые инструменты у магазина снизились вдвое.

Свою систему Mindbox продает по подписке, стоимость которой для клиентов небольшого размера, с базой покупателей до 100 тысяч, одинакова — чуть больше 70 тыс. рублей в месяц. После «переупаковки» продукта и введения подписки клиенты повалили один за другим. Не последнюю роль в этом сыграл кризис: многие впервые внимательно всмотрелись в свои затраты и задались повышением эффективности своей работы. В итоге оборот Mindbox на рынке e-commerce c 2013 года вырос почти в пять раз, а суммарный оборот — на 35%. В 2015‑м он составил 154 млн рублей.

Катись, колесо

Успех Mindbox во многом обусловлен игрой «на чистой поляне»: у сервиса до последнего времени практически не было прямых конкурентов. Однако сейчас всевозможных интеграционных платформ и виртуальных сервисов для e-commerce разрабатывается множество. Главный соперник Mindbox — глобальный провайдер услуг Salesforce. В 2013 году он купил компанию ExactTarget, создавшую «маркетинговое облако» — платформу с функциями, аналогичными CRM-системе Mindbox. Впрочем, степень угрозы своему бизнесу Иван Боровиков оценивает не слишком высоко: «Salesforce — компания, которая думает, как айтишник: она перекладывает ответственность на заказчика и пытается стрясти с него деньги за любую мелочь. Такой продукт может позволить себе только интернет‑магазин с высокой компетенцией, способный разрабатывать предельно грамотные технические задания и четко формулировать потребности. В России таких почти нет, да и в мире немного». Тем не менее довольно скоро борьба за клиентов ужесточится: в отечественной e-commerce не так много игроков, а ее размеры довольно скромны. По словам Боровикова, сгенерировать неплохую выручку Mindbox удастся, но вскоре компания вновь перерастет рынок — так что самое время задуматься о географической экспансии.

В качестве потенциального рынка Mindbox рассматривает США, в меньшей степени — Европу. Объем e-commerce в Америке, по данным Департамента торговли США, превышает $300 млрд, в то время как в России недотягивает до $13 млрд. Иван Боровиков полагает, что на зрелом рынке ценность продукта Mindbox окажется даже выше: «Американские компании готовы инвестировать миллионы в то, чтобы в перспективе полугода–года получить изменение конверсии в полпроцента. Они умеют измерять эффект маркетинга и умеют играть вдолгую. И это дает нам все шансы».

Впрочем, менять «прописку» компания не намерена. «Что делают российские стартапы? — рассуждает Боровиков. — Берут у инвестора чемодан денег, уезжают в Америку, открывают офис, набирают штат — и обнаруживают, что деньги закончились. У нас другая стратегия. Выходить на иностранные рынки мы планируем с отстроенным продуктом и надежным денежным потоком из России. При этом с 2004 года мы развивались на свои и в дальнейшем будем обходиться минимальным привлечением инвесторов». Поэтому свою важную для российского маркетинга роль евангелиста компания продолжит играть. Тем более — имея вполне ясное видение того, к какому именно маркетингу рано или поздно придет ритейл.

Маркетинг в понимании Mindbox максимально сегментирован, причем сегменты эти узкие настолько, насколько это возможно. В идеале для каждого человека используется свой особый набор механик, каналов и инструментов, которые наилучшим образом действуют, одинаково отвечая как личным интересам человека, так и бизнес-интересам продавца. Долгосрочная цель компании заключается в том, чтобы детально проработать профиль потребителя, определить все возможные сценарии его поведения, смоделировать возможные действия в ответ на разные факторы — скидки, мотивационные письма, розыгрыши призов. В этом случае система научится выдавать компании-заказчику прямые подробные рекомендации о том, как «подобрать ключик» к каждому потребителю. Пока, сожалеет Боровиков, вести широкую аналитическую работу в этом направлении не удается: за такой анализ и рекомендации никто не готов платить.

— Сейчас мы — инструмент, автоматизирующий гипотезы, — говорит основатель Mindbox. — На следующем этапе включим в продукт успешные паттерны, то есть конкретные цепочки действий, приведших к покупке. По сути, мы начнем предлагать не инструмент для автоматизации, а агрегированные знания. Сейчас бюджетов на это у клиентов нет, но они обязательно появятся. Процесс это не быстрый. Но бóльшую часть пути мы уже прошли: все-таки пашем это поле уже восемь лет. Я бы сравнил эту дорогу с раскручиванием маховика: в самом начале тяжело и долго, зато, когда проходишь ключевую точку, колесо начинает катиться по инерции. Мы чувствуем, что эта точка пройдена. Маховик «умного» маркетинга готов катиться дальше и набирать скорость.

Начать дискуссию

НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.