Автоматизация учета

Почему проваливаются CRM-проекты?

Для ряда компаний внедрение CRM не приносит желаемого результата и является лишней статьей расходов. Давайте рассмотрим несколько вариантов, почему же проваливаются или превращаются в долгострои CRM-проекты.
1 тыс. 43
Почему проваливаются CRM-проекты?
Фото Бориса Мальцева, Кублог

Ольга Артюшкина, Директор офиса внедрения и сопровождения компании «1С-Рарус» в г. Санкт-Петербурге Почему проваливаются CRM-проекты?

Для ряда компаний внедрение CRM не приносит желаемого результата и является лишней статьей расходов. Давайте рассмотрим несколько вариантов, почему же проваливаются или превращаются в долгострои CRM-проекты.

Не сформированы цели и задачи проекта

Когда нет четких целей и задач проекта, нет и критериев, по которым можно будет оценить результат. В итоге ситуация может сложиться плачевная, вплоть до того, что формально исполнитель проекта выполнит требования и красиво уйдет, а вам придется сидеть с системой, которая вам не подходит. Желаемого вы не достигли, а бюджет потрачен.

Чтобы CRM заработала, помогала достигать поставленных целей, требуется участие многих лиц и некоторое время. Перемены необходимы в самой компании. Например, если менеджеры по продажам не хотят продавать, бесполезно внедрять CRM – надо работать с самими менеджерами, с их мотивацией, вплоть до смены сотрудников.

Выбрали систему, да не ту

Иногда и цели есть, и критерии результативности ясны, а все равно заказчик выбирает неподходящую систему. Например, топ-менеджер, ответственный за проект, руководствуется мнением коллег и партнеров или “красотой” интерфейса  вместо потребностей компании. Частая ошибка – покупка менее дорогой версии программы с ограниченным функционалом или, наоборот, слишком дорогой с избыточным функционалом. Нехватка функций и их избыток одинаково нежелательны.

Другая распространенная ошибка: заказчик при выборе CRM забывает о необходимости последующего ее взаимодействия с другими, уже внедренными системами (или планируемыми к внедрению). То есть компания покупает CRM-систему, которую придется дорабатывать под ее задачи и ее IT-структуру вместо того, чтобы подобрать систему, максимально подходящую по своему типовому функционалу. Доработка системы – это определенные издержки и время.

Некоторые заказчики не пользуются возможностями выбора CRM, хотя подбор – это бесплатно и полезно. Презентация системы, проведенная интегратором, позволит получить представление о различных вариантах поставки и поможет сделать правильный выбор.

Многие компании-интеграторы предлагают услугу предпроектного обследования. Его задача –  помочь заказчику понять, что конкретно необходимо сделать для перехода из текущего состояния работы системы в будущее, определить цели и задачи автоматизации, бюджет и сроки, выбрать систему автоматизации.

Нет поддержки лидера компании

Участие лидера – неотъемлемая составляющая успешного проекта.  В идеале именно первое лицо компании – человек, который выполняет роль руководителя проекта. Когда лидер не считает внедрение CRM необходимым, это чувствует каждый сотрудник. В таком случае никто не будет серьезно относиться к проекту, и он, скорее всего, провалится. На что лидер только разведет руками: ну что ж, я так и думал. Это – тот случай, когда настрой одного человека может определить судьбу проекта.

CRM не работает, пока в ней не работают

Для того, чтобы сотрудники использовали систему если не на 100%, то хотя бы на 70%, нужно их замотивировать. В конце концов, мало кто любит перемены.

Сотрудник не начнет работать с системой по щелчку пальцев и не будет разбираться сам. Поэтому хороший интегратор предложит обучить сотрудников, разработает инструкции для различных групп пользователей. Такие инструкции должны учитывать и особенности деятельности компании, и специфику бизнес-процессов, и статус сотрудника и много чего еще, вплоть до уровня компьютерной грамотности человека. Ну а вам следует подумать о мотивации: как впечатлить сотрудников настолько, чтобы им было интересно осваивать новую систему.

Внедрили все, что можно

Чтобы система соответствовала поставленным задачам, не обязательно доводить ее до “избыточного” состояния. Функционал должен быть оптимальным, а не перенасыщенным. В противном случае возникают проблемы и с быстродействием, и с обучением сотрудников, и с логикой бизнес-процессов. Вот почему перед внедрением лучше всего пройти предобследование: это позволит определить, что действительно нужно бизнесу, какой функционал системы будет оптимальным.

Неправильное распределение ресурсов

Если при старте проекта были неправильно расставлены приоритеты, то в итоге у компании не хватает мощностей, чтобы довести проект до конца. Он становится долгостроем, пожирающим бюджет и загружающим сотрудников. Или попросту умирает в качестве жертвы антикризисной оптимизации. Чтобы такого не случилось, вернемся к четкому формированию целей и задач, определению приоритетов и распределению ресурсов между ними.

Если Ваш бюджет ограничен, придется идти на компромисс. Глобальных приоритетов три: функциональность системы, срок реализации проекта и бюджет. Если низкий бюджет – вынужденный приоритет, то из остальных двух придется выбрать что-то одно. И правильным выбором в этом случае станет функциональность: пусть долго, но недорого и в соответствием с требованиями бизнеса.

Отсутствие поддержки и развития

Пользу любого проекта можно свести со временем на нет, если не развивать и не поддерживать систему. Например, любая программа подразумевает регулярное обновление. А еще нужно помнить, что CRM – это, как и сам бизнес, развивающийся организм, а не что-то статичное.

Оптимальный вариант – найти компанию, которая будет обслуживать Вашу систему. Сопровождение системы обычно включает: ответы на вопросы пользователей, обучение, помощь в работе с программой, контроль актуальности обновлений и многое другое.

Самовнедрение

Нет ничего плохого в том, что компания хочет и пытается самостоятельно внедрить систему в свой бизнес, а потом так же самостоятельно ее и поддерживать. Но я советую тщательно взвесить все “за и против” и просчитать риски. Почти в 95% случаев компании, пытавшиеся реализовать проекты без участия интегратора, несли убытки, так как в конечном счете были вынуждены делегировать внедрение CRM подрядчикам. Ту же историю я регулярно наблюдаю и с поддержкой системы: компания нанимает фрилансера, у которого таких заказчиков много, а времени для них мало, или берет в штат человека с высоким окладом, но в итоге дешевле и эффективней оказывается заключить договор на сопровождение со специализированной фирмой.

Если вы принципиально хотите самостоятельно осуществить проект по внедрению системы – стоит, как минимум, этому поучиться. И помните, что полноценный опыт внедрения не заменить никакой теорией.

Мы перечислили примерный список типичных ошибок на различных этапах реализации проекта по внедрению CRM. Желаю Вам их не повторить! Успешной работы и грандиозного CRM-эффекта!

Начать дискуссию

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»

Мы подготовили действительно ценный курс для предпринимателей. Здесь вы найдете не только задачи по бухгалтерскому учету, но и уникальные жизненные бизнес-ситуации, которые требуют от трупредпринимателей нестандартного мышления и гибкости.

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»
5
369

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Зачем Бенефициара объявляют в международный розыск?

Мнение налогового адвоката

Экономика России

В 2023 году дефицит федерального бюджета составил почти 3,23 трлн рублей

Минфин засекретил часть расходов федерального бюджета, за 2023 год они составили 32,35 трлн рублей. Тогда как на доходы пришлось 29,12 трлн.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банкротство

Совокупные долги банкротов выросли в 2 раза

За 2023 год суд признал порядка 7,3 тысяч компаний несостоятельными. Их задолженность достигла 3,98 трлн рублей.

Общество

На что обратить внимание при покупке загородного дома, дачи или участка

Федеральная нотариальная палата (ФНП) разъяснила, на что обратить внимание при покупке дачи или земельного участка.

Маркетплейсы

У Wildberries появились брендированные грузовики

Автомобили с фирменными логотипами будут доставлять заказы со складов и сортировочных центров до ПВЗ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Новые штрафы для бизнеса, банки против маркетплейсов и директор с лапками. Что обсуждали сегодня бухгалтеры. 😺«Ночной бухгалтер» № 1667

Бизнес больше не может звонить и отправлять рассылки по смс и e-mail без предварительного согласия абонента. Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят платежи через собственную структуру. Компания ищет сотрудника с лапками, который будет создавать уют, контролировать запасы вкусняшек и обниматься. А также другие новости дня для бухгалтера.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая
2
186
Банки

Данные об иностранных поставщиках платежных услуг станут закрытыми

Центробанк закроет доступ к перечню иностранных поставщиков платежных услуг до конца 2024 года.

Бесплатно с Социальные пособия

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

Как назначается пособие по уходу за ребенком по новым правилам в 2024 году, какие документы нужно предоставить, рассказываем в мини-курсе и приводим форму уведомления о прекращение права сотрудника на получение ежемесячного пособия.

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс
Бесплатно с КоАП РФ

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

17 апреля 2024 года вступили в силу поправки в КоАП. Рассказываем, при каких условиях могут оштрафовать за обзвоны, письма и рассылку смс  и как не попасть под санкции.

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

Новостной дайджест: правила переводов с Сбербанке, новые меры поддержки МСБ, план Минэкономразвития, изменения в налогах, форум «Создай НАШЕ»

Самое интересное и важное за день в новостном дайджесте.

60
Банки

RBI: Европейский центральный банк потребует быстрее свернуть бизнес в РФ

Raiffeisen Bank International ждет требования от ЕЦБ ускорить процесс сокращения бизнеса в России.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Импорт

Вводится режим «параллельного импорта» для зарубежных патентов

Импорт параллельного характера позволяет ввозить в РФ иностранные товары без получения на это согласия от производителя. Такой импорт считается параллельным, так как он осуществляется независимо от официальных каналов через дистрибьюторов.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Мошенничество

Доверительные отношения между ИП и его бухгалтером обошлись предпринимателю в 20,6 млн рублей ущерба

Бухгалтер из Краснодарского края предстанет перед судом по обвинению в неправомерном обороте средств платежей и мошенничестве.

254

Что такое системное мышление и как руководителю научиться использовать его на практике

Мы живем в мире систем. Рабочий коллектив, проектная группа, спортивная команда, семья, зрители в театре, пользователи приложения — мы всегда находимся во взаимодействии с другими людьми и организациями или участвуем в процессах, а значит ведем системную деятельность. И этой деятельностью важно научиться управлять, чтобы достигать своих целей.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: «Яндекс» будет продавать товары для взрослых, Китай урезал поставки, а россияне стали чаще пить растворимый кофе и есть лапшу быстрого приготовления

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

1
117
Бухгалтеры

Авито ищет бухгалтеров и специалистов по финансам

Разбирайте горячие вакансии от крупной компании. Авито нужен специалист казначейства, бухгалтер и старший бухгалтер!

Отпуска

Как уйти в отпуск в 2024 году: как написать и подать заявление и рассчитать отпускные

Каждый работник имеет право на отпуск. Рассказываем, какие отпуска бывают, как написать заявление на каждый из них, как оплачивается период отдыха и когда работодатель может отказать в его предоставлении.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Госдума защитит трудовые права работников маркетплейсов

Работодатели скрывают трудовые отношения с сотрудниками маркетплейсов под договорами с самозанятыми. Из-за этого работники не получают отпускных и больничных.

102

Интересные материалы

Бухгалтеры

🔥 Безлимитных консультаций больше не будет! Успейте купить подписку «Клерк.Премиум» с безлимитными консультациями

Воспользуйтесь шансом купить подписку с безлимитными консультациями экспертов «Клерка» до 22 апреля, чтобы задавать вопросы без ограничений.