Банки

Как банки ловят хайп на пенсионерах и молодежи

Собрали стереотипы, на которые ориентируются финансовые организации в борьбе за клиентов. А вы вписываетесь в рамки стереотипа?
2,5 тыс. 189
Как банки ловят хайп на пенсионерах и молодежи

Как один и тот же банк может ловить хайп в соцсетях и привлекать пенсионеров? Банки.ру собрал стереотипы, на которые ориентируются финансовые организации в борьбе за клиентов. А вы вписываетесь в рамки стереотипа?

Продвижение банковских услуг — это синтез аналитики и творчества, подсчетов и инсайтов, изучения человеческой природы и игры на ее слабостях. Банки.ру решил поинтересоваться, на основании каких представлений банки выстраивают коммуникации с клиентами.

Молодежь не читает

Нынешние школьники и студенты уже через 5—10 лет станут полноценными потребителями разнообразных услуг, и банки стараются выстроить с ними коммуникации заблаговременно.

«Молодое поколение, которое еще только открывает первый счет, все больше интересует банки. Ведь через 5—10 лет сегодняшние студенты станут основной клиентской базой банков. Они, безусловно, интернет-гаджет-поколение. Поэтому коммуникация с ними строится через Интернет, в первую очередь соцсети и Youtube. Это поколение не доверяет рекламе и не любит ее, довольно инертно в поведении. Но они любят хайп и вообще все, что вызывает ажиотаж. На молодую аудиторию действуют советы и лайфхаки, личный опыт человека, к которому есть доверие. Поэтому банки, которые работают с блогерами и известными среди молодежи лицами («Альфа» + Дудь, «Сбер» + Крид), способны откусить большой кусок пирога на этом рынке. Сам стиль коммуникации по отношению к данной аудитории — максимально простой, панибратский. Контент — на 99,99% видео: они не читают! А только смотрят с слушают. Здесь важно подчеркивать аспект технологичности: приложения, интернет-банк, идентификация по носу и губам и прочие фишки. Это их цепляет», — считает директор по маркетингу Локо-Банка Денис Зверик.

 «Студенту или другому молодому человеку на сегодняшний день социальные сети и Интернет замещают абсолютно все традиционные источники информации. Соответственно, молодым людям нужна легкая ненавязчивая реклама в социальных сетях и в Интернете. Та реклама, которую в случае чего он может закрыть, перелистнуть, иначе она будет вызывать раздражение и вряд ли этот человек станет клиентом рекламируемого банка. Также необходимо учитывать и потребности этой аудитории — гаджеты, техника, электроника, за редким исключением это автомобиль и ипотека. Реклама здесь должна отвечать трендам, но не перегибать. Иначе это выглядит весьма странно и только отталкивает потенциального клиента», — говорит руководитель пресс-службы РосЕвроБанка Татьяна Канунникова.

Директор по маркетингу розничного бизнеса Сбербанка Алексей Гиязов объясняет, что коммуникации с молодежью лучше выстраивать через лидеров мнений. «Что касается работы с молодежью, то эта аудитория имеет свою специфику, и мы общаемся с ней через лидеров мнений. У молодых людей уровень доверия к лидеру мнения будет выше доверия к бренду. Сейчас лицо Сбербанка для молодежи — это Егор Крид. Для того чтобы выбрать его из других селебрити, мы провели исследование, определив уровень тех лидеров мнений, которые сейчас в тренде. Мы поняли, что Егор хорошо работает с аудиторией 14—19 лет, причем как с девушками, так и с юношами. В продвижении с помощью селебрити действует очень простой механизм: люди хотят походить на знаменитость. Но как они могут это сделать? Егор ходит в одежде люксовых брендов, ездит на люксовых авто. Его целевая аудитория не может позволить себе купить «дольче и габбана» или «гелендваген», но может оформить карточку Сбербанка, которую он демонстрирует. Используя этот механизм, мы продвигаем свой продукт», — объясняет Гиязов. 

Люди среднего возраста гонятся за благосостоянием

Проще всего с людьми среднего возраста, которым не обойтись без услуг банков. Именно на их потребностях и делается акцент.

«У людей в возрасте 30—45 лет уже совсем другие потребности — здесь на первом месте семья и все блага, которые способствуют ее гармоничной жизни: квартира, автомобиль, отдых. Банки на это и делают акцент в рекламе и при разработке своих продуктов. Основные средства распространения — ТВ, печатная и электронная пресса. Люди среднего возраста черпают информацию именно там», — указывает Татьяна Канунникова.

По словам Дениса Зверика, поколение людей среднего возраста (35—55 лет) уже очень активно вовлечено в Интернет, но менее активно использует соцсети. К такой аудитории нужно обращаться более классическими способами: контекстная и баннерная реклама, теле- и радиореклама, наружная реклама и транспорт. «Такой небольшой «каменный век». Это поколение еще умеет читать, в их детстве даже телевизор был не в каждой семье. Поэтому текстовая информация, размещенная, например, на сайте, играет для них значительную роль. Стиль коммуникации здесь может быть разный, и он зависит от сегмента аудитории. С кем-то можно общаться просто, на равных, но без сленга, как в случае с молодежью. А с кем-то нужно проявить большее уважение, поставив клиента явно выше банка. Для этой аудитории важно рассказать подробно об условиях продуктов и почему именно вам можно доверять. Технологичность для них также важна, но она далеко не на первом месте», — объясняет он.

Стиль коммуникации здесь может быть разный, и он зависит от сегмента аудитории. С кем-то можно общаться просто, на равных, но без сленга, как в случае с молодежью. А с кем-то нужно проявить большее уважение, поставив клиента явно выше банка.

Пожилым людям не нравятся блондинки с «накачанными» губами

С пожилой аудиторией по-прежнему эффективно общаться «дедушкиным способом»: пресса, телевидение, реклама на квитанциях. «Для этой аудитории важнее всего не слоганы и ай-стопперы, им важно, чтобы коммуникация была максимально понятной и простой, без подвохов. При этом, конечно, они ожидают уважительного общения. Поэтому здесь только «на вы» и без блондинки с «накачанными» губами. Хотя именно эта аудитория до сих пор наиболее доверчива, и в целом рекламная коммуникация проходит в данном случае наименее слабый рацио-фильтр. В данном случае коммуникация должна подчеркивать старую добрую надежность, а уже потом все прочее», — обращает внимание Денис Зверик.

В качестве примера удачной коммуникации с пожилыми людьми креативный директор агентства Creative People Сергей Калюжный приводит Совкомбанк. «Основным представителем пенсионной коммуникации долгое время являлся Совкомбанк. Чего стоит только серия роликов с деловым дедом, который и спаситель, и спасатель, и герой», — говорит Калюжный. «Для пенсионера важно, чтобы был некий баланс между тем, что банк предлагает, и интересами, а главное, возможностями пожилого человека. Реклама должна быть классической, никаких новшеств и хайповых трендов. Иначе это попросту оттолкнет потенциального клиента. Коммуникация банка с пенсионером должна выстраиваться на основе уважения к старости. В первую очередь важна стабильность и надежность услуг, предлагаемых банком», — отмечают в РосЕвроБанке.

В Сбербанке решили пойти по пути борьбы со стереотипами о пожилых.

«Если говорить о пенсионерах, то тут мы пошли по пути борьбы со стереотипами. В нашей стране слово «пенсионер» ассоциируется с одиноким пожилым человеком, который медленно угасает у себя дома наедине с телевизором. И для человека, получающего пенсионное удостоверение, это очень травматичный момент. Он не хочет жить в действительности, которая навязывается этим стереотипом. Мы увидели это в проведенных исследованиях и построили нашу кампанию на борьбе с этим восприятием. Изменение любого стереотипа вызывает общественную дискуссию. И мы все ее увидели после запуска нашей рекламной кампании, где пенсионеры предстали людьми, ведущими активный образ жизни», — рассказывает Алексей Гиязов.

Селебрити: избито, но работает

«Селебрити — это ужасно избитый прием в рекламе, но, как ни странно, он до сих пор эффективен, — говорит представитель Локо-Банка. — Причем для любого поколения он по-прежнему работает. Просто селебрити у всех разные: если школьники любят Олю Бузову, то для взрослых людей куда ближе и понятнее, например, наша Катя Варнава или Константин Хабенский, для возрастной аудитории это звезды советской эпохи: Алла Пугачева, Игорь Кириллов, Ангелина Вовк, Александр Михайлов и другие».

«Что делать, если нужна современная коммуникация, но придет, скорее всего, взрослая аудитория? Как быть убедительным для пенсионеров и не терять привлекательность для более молодых? Ответ: выбрать известного селебрити, имеющего большой запас доверия среди взрослой аудитории», — указывает Сергей Калюжный. Он также напомнил о Тинькофф Банке, где после скандала с блогерами привлекли для рекламы Ивана Урганта и активно начали использовать формат ТВ-рекламы. Судя по рекламной коммуникации, которая начала активно использовать ТВ-формат и топ-селебрити Ивана Урганта, обошелся этот скандал банку недешево. Думаю, можно сделать вывод, что бренд Олега и бренд банка пора разводить в коммуникации, чем уже активно и занимаются рекламные подразделения банка (как минимум в диджитал, там, где мнение блогеров имеет вес)», — говорит Калюжный.

В пресс-службе Тинькофф Банка рассказали, что Иван Ургант должен привлечь максимально широкую аудиторию. «Чтобы заинтересовать широкую аудиторию, мы впервые привлекли популярного телеведущего Ивана Урганта. Иван стал послом бренда, первая рекламная кампания с ним включила в себя размещение на 24 каналах, спонсорское участие в популярных проектах «Голос» и «Вечерний Ургант», наружную рекламу в 15 крупнейших городах России и специальный проект в Интернете «Лицо бизнеса», — рассказали в пресс-службе банка.

Борьба с брендофобией

Консультант по PR- и GR-коммуникациям Анна Каримова говорит, что при коммуникации с различными поколениями стоит учитывать не только их склонности, но и фобии.

«За последние два десятилетия российскими потребителями финансовых услуг накоплен как положительный, так и отрицательный опыт в отношении того или иного банковского бренда, а скорее, даже групп брендов. Так, госбанки за этот период прошли огромный путь, кардинально изменили свой подход к сервису. В то же время у людей, которые хорошо помнят заморозку вкладов в начале 1990-х, а также качество сервиса в последующее десятилетие, где приходилось общаться с грубыми операционистами, стоять в очередях, и периодически наталкивающихся на нечто подобное уже сейчас («Вот где карту открывали, туда и идите!»), естественным образом сформировалось негативное восприятие таких брендов», — говорит Каримова.

«Сбербанк — основной герой в борьбе с брендофобией. Мне достаточно вспомнить, как в 2010 году я впервые удивился электронной очереди в их отделении, а в 2017-м уже реально обсуждаю возможность размещения там счета своего юридического лица. И это не говоря про их активные заигрывания с молодежью. Хотя у каждого из нас есть «самые приятные» воспоминания о Сбербанке нашей молодости», — напоминает Сергей Калюжный.

Анна Каримова упоминает и банки с иностранным участием, которые, придя в Россию, демонстрировали довольно недружелюбное отношение к целевым аудиториям с небольшими доходами, устанавливая заградительные тарифы (например, минимальный вклад не менее 3 тыс. долларов, неснижаемый остаток по карте и т. п.). «Сегодня «иностранцы» рады уже всем клиентам, включая традиционных бабушек, приносящих в месяц по несколько тысяч рублей, но, как говорится, «осадочек остался», — указывает она.

И такое явление, как «банки-пылесосы», по мнению Каримовой, также должно остаться в коллективной памяти. «Люди, обжегшиеся на вкладах, особенно забалансовых, в банках-пылесосах, за исключением особой аудитории — серийных вкладчиков, не понесут деньги в новые банки, проводящие агрессивные рекламные кампании и устанавливающие самые высокие процентные ставки на рынке», — считает эксперт.

Сегодня «иностранцы» рады уже всем клиентам, включая традиционных бабушек, приносящих в месяц по несколько тысяч рублей, но, как говорится, «осадочек остался».

Коммуникации по принципу «молодежи — рэперов, пенсионерам — пожилых актеров» уходят в прошлое

«Конечная коммуникация — это верхушка айсберга, — говорит директор департамента маркетинга Уральского Банка Реконструкции и Развития (УБРиР) Алексей Мерзляков. — Чтобы она была максимально эффективной, мы проводим исследования, в которых стараемся уловить потребности клиентов — тот инсайт, который вызовет максимальный отклик у целевой аудитории на эмоциональном уровне. И когда этот инсайт закладывается в рекламное сообщение, человек понимает, что оно отражает его потребности».

Мерзляков приводит пример, когда при создании кредитной карты в ходе глубинных интервью и на фокус-группах была выявлена боязнь людей стать должниками: клиенты понимают, что пользоваться заемными деньгами иногда необходимо, но их останавливает опасность влезть в долги. «Данный инсайт объединяет людей разных возрастов: от молодежи до пенсионеров. Это говорит о том, что таргетировать клиентов по возрасту не всегда правильно. Главное — решить задачу клиента», — говорит Алексей Мерзляков.

Коммуникации по принципу «молодежи — рэперов, пенсионерам — пожилых актеров» уходят в прошлое, полагает арт-директор студии Letter Head Ольга Василькова. «Общество сейчас сегментируется не только и не столько по возрасту, сколько по пристрастиям и социальному положению, и целевых групп стало намного больше. Поэтому рекламные концепции должны ориентироваться на свою аудиторию и выбирать образы в соответствии с ее вкусами и актуальными на сегодня вещами, такими как забота об экологии, благотворительность, социальная ответственность», — говорит эксперт.

Начать дискуссию

Налог по ПСН в 2024 году можно уменьшить на взносы 1% за 2024 год

Порядок уменьшения налога на взносы ИП 1%, который ФНС ввела своими письмами, действует не только для УСН, но и для ПСН.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Зачем бенефициара объявляют в международный розыск? Мнение налогового адвоката

При расследовании налоговых преступлений в 2023-2024 годах отчетливо обозначился новый тренд на привлечение бенефициара к уголовной ответственности с последующим объявлением в федеральный и международный розыск.

С 2026 года самозанятые смогут получать больничные пособия

Самозанятым позволят добровольно отчислять средства в Соцфонд, из которых сформируется база для выплаты больничных пособий.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля

На «Клерке» есть полезный блог компании ДРТ, которая знает все о налоговом мониторинге. Читатели могут в любой момент уточнить важную информацию в комментариях.

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля

❗ Авансы по всем имущественным налогам за весь год можно включить в одно уведомление

До 25 апреля надо сдать уведомление по ЕНП на имущественные налоги за 1 квартал с кодом периода 34/01. Туда же можно включить эти налоги с кодами 34/02, 34/03 и 34/04.

Бухгалтеры, на какой стороне кровати вы спите? И что это о вас говорит?

Положение тела во время сна может дать представление о вашей личности, предпочтениях и даже состоянии здоровья. Если вы хотите улучшить качество своего сна, подумайте о том, чтобы немного изменить положение тела во время сна и посмотреть, поможет ли это.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Уголовные риски при исполнении государственных контрактов

Все больше предпринимателей в своей деятельности стремятся заключить государственные контракты. Такое желание обусловлено, в том числе, стимулирующей политикой государства в этом направлении. Важно знать не только как заключить контракт, но и не понести серьезные финансовые и репутационные потери, а главное — не стать обвиняемым в совершении преступления.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Участникам электронной торговли приготовиться к изменениям и возможным сложностям

В ближайшем будущем участников электронной торговли в государствах-членах ЕАЭС ждут введение новой категории товаров и новые таможенные правила, объяснил председатель совета ТПП РФ по таможенной политике Георгий Петров.

💥Главное к утру пятницы: человечеству опять угрожает пандемия, в Петербурге сугробы, Бакальчук — обедневший миллиардер

Добавим в ленту самых свежих новостей на сегодня. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали сегодня в мире.

Кадры

Кому в первую очередь поможет новый нацпроект «Кадры»

Обновленный национальный проект «Кадры» стартует в России с 1 января 2025 года.

Для льготной ставки по земельному налогу нужно соблюсти 2 условия

Ставка земельного налога 0,3% – это своего рода льгота. И чтобы она была, надо соблюдать условия.

Как организовать работу с локально-нормативными актами

Локально-нормативные акты (ЛНА) — это законодательство на уровне компании. ЛНА устанавливают права и обязанности работодателя и работника по отношению друг к другу и позволяют сторонам защитить свои права в случае трудовых споров. Но сначала всех работников необходимо надлежащим образом с ЛНА ознакомить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Топ-10 дивидендных акций от Сбера на 2024 год

Аналитики из Sber CIB не только любят богатеть на дивидендах, но и регулярно отбирают лучшие дивидендные акции из всего того разнообразия. Встречаем обновлённую подборку от них. Как думаете, Сбер включил в неё акции Сбера? А Сургутнефтегаз-ап, о которых только и разговоров? Погнали смотреть!

Топ-10 дивидендных акций от Сбера на 2024 год
38

Еще немного про CORPORATE TAX. Сроки постановки на налоговый учет

Федеральная налоговая служба вынесла Решение об уточнении сроков постановки на налоговый учет юридических и физических лиц, вступившее в силу с 01.03.2024 г. Я видела несколько обзоров и комментариев относительно данного решения, но все они искажают информацию и просто мне не нравятся, поэтому читайте 👇🏻

ЦБ дал прогноз по доле безналичных платежей в России

По итогам 2023 года безналичные платежи составили 83% от всех расчетов. За несколько лет этот показатель будет 90%.

Что делать, если просят бумажный НДС. Шаги по минимизации рисков

Внезапно в админку прилетает просьба продать бумажный НДС или порекомендовать того, кто им торгует. Расскажу, что делать.

Что делать, если просят бумажный НДС. Шаги по минимизации рисков

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»

Мы подготовили действительно ценный курс для предпринимателей. Здесь вы найдете не только задачи по бухгалтерскому учету, но и уникальные жизненные бизнес-ситуации, которые требуют от трупредпринимателей нестандартного мышления и гибкости.

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»
6
430
Банкротство

Совокупные долги банкротов выросли в 2 раза

За 2023 год суд признал порядка 7,3 тысяч компаний несостоятельными. Их задолженность достигла 3,98 трлн рублей.

Общество

На что обратить внимание при покупке загородного дома, дачи или участка

Федеральная нотариальная палата (ФНП) разъяснила, на что обратить внимание при покупке дачи или земельного участка.

Интересные материалы

Маркетплейсы

У Wildberries появились брендированные грузовики

Автомобили с фирменными логотипами будут доставлять заказы со складов и сортировочных центров до ПВЗ.