Налоговое планирование и теория Адизеса: что общего?

Проблемы, связанные с налоговой оптимизацией, и корпоративные споры между соучредителями возникают особенно часто в определённые этапы развития организации. А это дает возможность предпринимателям заранее прогнозировать риски.
1,5 тыс. 9
Налоговое планирование и теория Адизеса: что общего?

Осуществляя проекты по комплексной налоговой и корпоративной реструктуризации бизнеса в различных отраслях, с разным оборотом, историей и географией деятельности, мы заметили, что проблемы, связанные с налоговой оптимизацией, и корпоративные споры между соучредителями возникают особенно часто в определённые этапы развития организации, что соответственно дает возможность собственникам бизнеса заранее прогнозировать и предотвращать риски.

Выявленные закономерности очень четко совпадают с теорией Ицхака Адизеса о жизненном цикле организаций:

Так, стадия «Увлечение» это даже не стартап, а идея, мечта начать свое дело, которая либо так и остается идеей, либо материализуется через регистрацию юридического лица или ИП.  На этой стадии собственники так увлечены мечтами о будущем бизнесе, что забывают о решении земных проблем: учете налоговой нагрузки, контрольных функциях банка, способах распределения прибыли и убытков между соучредителями, включая способы выплаты дивидендов, а также юридической фиксации партнерских отношений.

Эти вопросы действительно не являются на данной стадии развития актуальными и даже не прогнозируются в будущем: вероятность налоговых проверок стремится к нулю – с точки зрения ФНС такие налогоплательщики неинтересны: во-первых, они не успевают еще совершить налоговые нарушения, достойные выездной проверки, во-вторых, с таких организаций нечего доначислить, даже с учетом возможной субсидиарной ответственности учредителей.

Корпоративные конфликты между соучредителями возникают только при неудаче бизнеса, по Адизесу – это «гибель младенца», по сути – банкротство. Здесь один из вечных вопросов «кто виноват?» и разочарование, что договоренности юридически не закрепили, возникает постфактум, изменить в этом бизнесе уже ничего нельзя.

За девять лет мы видели всего несколько бизнесов, которые на стадии младенчества серьезно подошли к вопросам налоговой и корпоративной безопасности, при том, что большинство будущих проблем организаций в следующей стадии «вперед-вперед», возникают именно в младенчестве.

Стадия «вперед-вперед» это рост организации, когда она крепнет, увеличивает оборот, прибыль, фонд заработной платы, количество сотрудников и масштабы агрессивной налоговой оптимизации.  Все подчинено только одному принципу: «Надо больше денег!». Предостережения бухгалтерии, юристов и консультантов не воспринимаются, ведь они ведут к снижению прибыли и усложнению бизнес-процессов, а собственник уверен в том, что ведет бизнес в правильном направлении и свидетельство этому – деньги, которых становится все больше.

 Налоговая оптимизация для собственника бизнеса на этой стадии это желание снизить налоги (включая НДС) любой ценой, а также проблема получения наличных денежных средств в объеме, необходимом для удовлетворения потребностей бенефициара и его агрессивно развивающегося бизнеса (прежде всего - откаты и «черная» зарплата).

Бизнесмены ищут исключительно простые решения, подпадают под влияние раскрученных налоговых консультантов, упрощающих налоговое и финансовое планирование до примитивизма и шаблонизации.

Рост прибыли и самоуверенность бенефициаров подталкивает к мысли, что компаньонские отношения – не обязательное условие для развития бизнеса, скорее напротив, бывшие соратники имеют свое «неправильное» мнение о развитии бизнеса и при том забирают значительную часть дивидендов. Чаще всего наиболее активный и неустойчивый собственник начинает бесконечно генерировать новые идеи, не доводя их реализацию до конца и утомлять не только сотрудников, но и компаньонов. Не находя поддержку, он пытается централизовать власть и монополизировать принятие решений, наталкивается на сопротивление соучредителей и юридическую препону в виде пресловутого распределения долей в пропорции 50 на 50 (и аналогов), и стандартного Устава, ограничивающую возможности управления организацией.

Налоговая или правоохранительная проверка в этот момент особенно опасна – организация к ней не готова, соучредители не имеют согласованной позиции, сотрудники не лояльны, а сама структура бизнеса создана для решения сиюминутных задач, включая налоговую оптимизацию, достигаемую формальным дроблением бизнеса, с номинальными руководителями, отсутствием реального перемещения товара, произвольным распределением сотрудников и тотальным сращиванием «настоящего» налогового и бухгалтерского учета и «рисованного».

Если собственники бизнеса осознают, что неуправляемый рост организации приводит к деструктивным последствиям, а также, что они способны решить возникающие корпоративные конфликты без раздела бизнеса, организация переходит в стадию «Юность».

Усиливается роль администраторов – финансовых директоров и главных бухгалтеров, мнение которых о необходимости изменения методов налоговой оптимизации и о высоких рисках прошлых ошибок становятся услышанными собственниками. Некоторые бизнесмены начинают поддаваться паническим настроениям: всех посадят, все отберут (а терять уже есть что), привлекут к субсидиарной ответственности, нужно срочно что-то делать. При этом новые администраторы не дают приемлемых для бизнеса решений. Возникают конфликты между старыми сотрудниками, не отошедшими от работы по принципу «давай-давай», новыми администраторами, пропагандирующими создание CRM систем, должностные инструкции и регламенты, часто без учета специфики бизнеса.

По нашим наблюдениям корпоративные конфликты на этой стадии стабильно увеличиваются: во-первых, есть что делить, а во-вторых, мировоззрение соучредителей меняется вместе с их степенью активности.

Часто возникают мысли о дистанционном управлении бизнесом, чему противоречит распределение долей в организации и функционала.

Возникает проблема с взаимозависимостью и назначением вместо номиналов реальных управленцев, их мотивации и распределения прибыли. Часто собственнику путь бюрократизации становится не интересен, хочется начать новый бизнес с нуля, чтобы опять самому строить его, без всех административных процедур и волокиты.

Тут возникает проблема выхода из бизнеса или получения от него пассивных доходов, особенно если другие собственники готовы оставаться в операционной деятельности.

Если в ходе корпоративной реструктуризации бизнеса на стадии «Юность», все учредители хотят отойти от оперативного управления, «уехав на острова» и управляя бизнесом через Интернет, оставив вместо себя профессиональных администраторов-управленцев, по нашему опыту, будущего у бизнеса нет, и дело не в том, что переход к профессиональному управлению очень часто сопровождается неправильными юридическими процедурами, позволяющими управленцам злоупотреблять положением (включая банальные хищения и попытки перерегистрировать активы бизнеса на подконтрольные организации), но и с учетом специфики российской культуры менеджмента, который в том числе не готов брать на себя ответственность.

 Особенно заметно это становится в делах о субсидиарной ответственности, в которых топ-менеджмент всеми силами старается спихнуть ответственность на бенефициаров, которые фактически к моменту банкротства организации утратили над ней оперативный контроль (включая согласование методов налоговой оптимизации).

Переход в стадию «Расцвет» уже невозможен без полноценной реструктуризации бизнеса, обеспечивающей возможности масштабирования бизнеса, удобства и эффективности его управления, оптимального движения товаро-денежных потоков, предотвращения корпоративных конфликтов, выверенной налоговой оптимизации и защиты активов бизнеса и собственников.

На этой стадии бизнес становится стабильным, в том числе за счет своей правильной структуры, что, однако, не защищает его от повышенного внимания налоговых органов, ведь с такой организации уже есть что взять и ФНС это интересно. К тому же бизнес либо растет, либо умирает, но способ роста не может напоминать взрывной на стадии «давай-давай». Но об этом мы поговорим в следующих статьях. 

Комментарии

1
  • Alina Teleba

    Здравствуйте,

    Я пишу диссертацию на тему налогового планирования, и мне очень интересннa идея налогово планирования в соответствии с этапами развития организации.

    Я хотела бы спросить автора статьи почему выбор теории пал именно на теорию Адизеса и что дальше после фазы стабильности?

    Я благодарю вас за ваш ответ.

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
74

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
101

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
181
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

45
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
48
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.