Финансовый кризис

Кризис «у ворот». «Первая помощь» для бухгалтера

В условиях кризиса роль бухгалтерии как зеркала финансового состояния компании значительно возрастает. В связи с этим журнал «Практическая бухгалтерия» совместно с журналом «Консультант» провели круглый стол, чтобы выяснить, какие именно действия специалистов позволят спасти жизнь компании в кризисной ситуации. Подводя его итоги, приводим семь советов бухгалтеру о том, как помочь компании выстоять в кризис:
4,9 тыс. 9

В условиях кризиса роль бухгалтерии как зеркала финансового состояния компании значительно возрастает. В связи с этим журнал «Практическая бухгалтерия» совместно с журналом «Консультант» провели круглый стол, чтобы выяснить, какие именно действия специалистов позволят спасти жизнь компании в кризисной ситуации. Подводя его итоги, приводим семь советов бухгалтеру о том, как помочь компании выстоять в кризис:

1. Не паникуйте

Прежде всего, необходимо не терять контроля над ситуацией и сохранить системность регулярных процедур; продолжать осуществлять привычные бухгалтерские процедуры: вести учет, осуществлять платежи, готовить и сдавать отчетность и т. д.

2. Мобилизуйтесь

Сосредоточьте человеческие ресурсы на решении срочных и важных задач, вызванных кризисом. Не исключено, что потребуется работать сверхурочно. Необходимо максимально повысить оперативность обработки бухгалтерских документов, чтобы обеспечить оценку финансовых результатов (доходов, расходов, прибыли, эффективности) и финансовой ситуации (дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной, запасов, денежных средств, кредитов, ликвидности и пр.). Бухгалтерия должна повысить координацию взаимоотношений с другими службами предприятия, чтобы обеспечить быстрое и успешное принятие управленческих решений, которые позволят предприятию выжить.

3. Скорректируйте стратегию

Сегодня планы и решения, кажущиеся прежде надежными, под влиянием кризиса могут оказаться бесполезными. Поэтому главному бухгалтеру вместе с руководителем нужно сесть за стол переговоров и скорректировать прежнюю стратегию. В первую очередь оцените:

  • внутренние параметры предприятия (оборот, объем производства, прибыль, совокупный объем налоговых отчислений, трудовые ресурсы, рентабельность каждого направления деятельности и т. д.);
  • положение на рынке (конкурентоспособность, долю рынка, стоимость бизнеса, взаимоотношения с контрагентами, наличие лояльных партнеров, отношения с банком и т. д.);
  • в целом внешнюю среду (ситуацию в целом по отрасли, в конкретном регионе, наличие преференций от государства и т. д.).

комментарий специалиста

Андрей Дедков, советник по безопасности инвестиций и управлению рисками ИФД КапиталЪ, Управляющая компания «Менеджмент-центр»:
«Даже если бюджеты компании уже утверждены, то бухгалтеру следует поднять вопрос об их пересмотре. Это позволит вовремя оценить вероятность сбоев при формировании финансового потока в компании, а следовательно — и возможное обрушение всего бюджета».

4. Оптимизируйте работу с контрагентами

Проведите инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности. Обязательно продумайте способы «защиты» от взыскания «кредиторки». Так, бухгалтерия совместно с финансовой службой должна следить за тем, чтобы кредиторская задолженность погашалась не ранее установленных сроков оплаты. Принимайте участие в переговорах с контрагентами на предмет того, чтобы отодвинуть сроки оплаты по согласованию с ними, реструктурировать задолженность, пересмотреть финансовые условия работы.

Активизируйте работу с «дебиторкой», пересмотрите и скорректируйте порядок взыскания и списания задолженности. На основе имеющихся данных проведите анализ финансового состояния контрагентов (период сотрудничества, сроки исполнения обязательств и т. д.).

комментарий специалиста

Алексей Молотков, заместитель финансового директора ОАО «Синергия», член экспертного совета журнала «Консультант»:
«Отслеживать уровень и возраст дебиторской задолженности клиентов в целом и в разрезе отдельных контрагентов следует ежедневно. Необходимо требовать своевременной оплаты задолженности в установленный срок. Кроме того, вполне допустимо блокировать работу с клиентами с критичным уровнем долга, в том числе просроченного».

Сразу вводить кардинальные меры не стоит. Если есть какие-то подозрения насчет состояния бизнеса партнеров, лучше предварительно пообщаться с ними, узнать, как они сами видят свою устойчивость в ближайшие месяцы, и перспективы закрытия задолженности. И только по итогам переговоров принимайте решение. Установите очередность платежей. При необходимости обеспечьте учет факторинговых операций. Бухгалтеру также следует участвовать в ревизии кредитной политики фирмы в отношении клиентов.

5. Сокращайте расходы

Даже если быстро сократить расходы вам не удалось, не падайте духом, лучше поздно, чем никогда. Бухгалтерия обязательно должна выступать с предложениями по оптимизации накладных расходов на период кризиса, включая, но не ограничиваясь расходами на персонал, а также сдвигать финансирование данных расходов на будущее, насколько это возможно.

Итак, в первую очередь составьте список затрат, от которых организация может безболезненно отказаться.

В условиях повышения рисков ликвидности крайне важно соблюдать сроки уплаты налогов и заработной платы. Ведь в случае просрочек по налогам предприятие может навлечь на себя санкции, а невыплата заработной платы в срок будет деморализовывать персонал и может привести к потере наиболее ценных сотрудников, востребованных даже на «низком» кадровом рынке.

комментарий специалиста

Дмитрий Васильев, главный бухгалтер ЗАО «КУН»:
«Необходимо освобождаться от дорогостоящих вещей, без которых компания сможет обойтись. Например, заменить роскошные автомобили руководителя компании и высших менеджеров можно на более скромные или вообще отказаться от этой статьи бюджета. А вот на одноразовой посуде, кулерах с водой и на других мелочах экономить не стоит. Не бейте из пушки по воробьям, — средств это сбережет не много, а психологический климат в коллективе подорвет точно».

Следует также изучить все существующие законные схемы налоговой оптимизации и оперативно внедрить подходящие вам. Кроме того, не забывайте о правомерных методах, с помощью которых можно отсрочить момент уплаты налогов. В условиях кризиса, как никогда, необходимо следить за изменением налогового законодательства. Обратите внимание — уже приняты поправки в Налоговый кодекс, которые позволяют подлежащие уплате суммы НДС разбить на три этапа. Правда, по мнению Марины Косульниковой, главного бухгалтера ООО «Галан», «данная рассрочка — слабое утешение для малых фирм». Но вполне вероятно, что в скором времени появятся дополнительные поблажки, которыми компании смогут воспользоваться при исполнении своих обязательств, в том числе и по налогу на прибыль.

комментарий специалиста

Ольга Лапушкина, старший партнер департамента «Финанс» кадрового центра «ЮНИТИ»:
« Дефицит ресурсов приводит к тому, что старт проектов, требующих больших денежных вложений, переносится на более позднее время либо вообще замораживается. Компании также сокращают переменные издержки за счет экономии на проведении корпоративных мероприятий, поощрениях сотрудников, канцтоварах и других хозяйственных потребностях».

6. Не топчитесь на месте

Стоит подумать о том, как не только удержать компанию на плаву, но и развивать бизнес, потому что путь сокращения расходов — это путь в никуда! Лучше получать меньший дополнительный прирост прибыли от новых продаж, чем не получать ее вовсе. Вся новая прибыль должна инвестироваться в бизнес. Подумайте о небольших «вливаниях» в маркетинговые исследования — это окупится. Дело в том, что рынок потребления по мере развития кризиса будет сильно меняться и будет лучше, если вы узнаете заранее, куда «подует ветер».

Старайтесь использовать максимум возможностей всех имеющихся ресурсов. Привлекайте финансирование из внутренних источников организации, таких как нераспределенная прибыль, перераспределение основного и оборотного капитала и т. д.

Ознакомьтесь со всеми аспектами сделок по слиянию и поглощению (M&A). Не исключено, что в какой-то момент M&A станет для компании единственным выходом из сложившийся ситуации.

7. Берегите деньги

Бухгалтерия должна оценить надежность банков. Для этого следует вести постоянный мониторинг обслуживающих организацию банков. Если появляются обоснованные сомнения, срочно перейти на расчетное обслуживание в более надежные банки. Деньги на первоочередные расходы можно перевести в банк с большим государственным участием, который наверняка будут спасать в случае углубления кризиса. Особенно это актуально в отношении зарплаты. Тем самым вы поддержите нормальную обстановку в коллективе.

Если же платежи уже «зависли», необходимо как можно быстрее принять меры по выводу остальных средств из проблемного банка. В условиях кризиса целесообразно накапливать деньги на банковских счетах, т. к. риски просрочек и неплатежей со стороны покупателей существенно возрастают.

Важно не паниковать и из валюты в валюту деньги не «перебрасывать», больше потеряете.

В условиях кризиса бухгалтерия должна быть готова быстро удовлетворить требования банков-кредиторов по представлению финансовой информации для обеспечения оперативного финансирования бизнеса.

Комментарии

4
  • Carsy

    Бред. Никто не будет нормально работать,если у него урежут зарплату в три раза...

  • Cветлана
    Если бы кто-то когда-то спрашивал бухгалтера....Чушь какая-то! Особенно вот это мне понравилось:" 6. Не топчитесь на месте Стоит подумать о том, как не только удержать компанию на плаву, но и развивать бизнес.." Какой бизнес? Бухгалтерский?

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»

Мы подготовили действительно ценный курс для предпринимателей. Здесь вы найдете не только задачи по бухгалтерскому учету, но и уникальные жизненные бизнес-ситуации, которые требуют от трупредпринимателей нестандартного мышления и гибкости.

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»
5
362

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Зачем Бенефициара объявляют в международный розыск?

Мнение налогового адвоката

Экономика России

В 2023 году дефицит федерального бюджета составил почти 3,23 трлн рублей

Минфин засекретил часть расходов федерального бюджета, за 2023 год они составили 32,35 трлн рублей. Тогда как на доходы пришлось 29,12 трлн.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банкротство

Совокупные долги банкротов выросли в 2 раза

За 2023 год суд признал порядка 7,3 тысяч компаний несостоятельными. Их задолженность достигла 3,98 трлн рублей.

Общество

На что обратить внимание при покупке загородного дома, дачи или участка

Федеральная нотариальная палата (ФНП) разъяснила, на что обратить внимание при покупке дачи или земельного участка.

Маркетплейсы

У Wildberries появились брендированные грузовики

Автомобили с фирменными логотипами будут доставлять заказы со складов и сортировочных центров до ПВЗ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Новые штрафы для бизнеса, банки против маркетплейсов и директор с лапками. Что обсуждали сегодня бухгалтеры. 😺«Ночной бухгалтер» № 1667

Бизнес больше не может звонить и отправлять рассылки по смс и e-mail без предварительного согласия абонента. Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят платежи через собственную структуру. Компания ищет сотрудника с лапками, который будет создавать уют, контролировать запасы вкусняшек и обниматься. А также другие новости дня для бухгалтера.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая
1
177
Банки

Данные об иностранных поставщиках платежных услуг станут закрытыми

Центробанк закроет доступ к перечню иностранных поставщиков платежных услуг до конца 2024 года.

Бесплатно с Социальные пособия

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

Как назначается пособие по уходу за ребенком по новым правилам в 2024 году, какие документы нужно предоставить, рассказываем в мини-курсе и приводим форму уведомления о прекращение права сотрудника на получение ежемесячного пособия.

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс
Бесплатно с КоАП РФ

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

17 апреля 2024 года вступили в силу поправки в КоАП. Рассказываем, при каких условиях могут оштрафовать за обзвоны, письма и рассылку смс  и как не попасть под санкции.

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

Новостной дайджест: правила переводов с Сбербанке, новые меры поддержки МСБ, план Минэкономразвития, изменения в налогах, форум «Создай НАШЕ»

Самое интересное и важное за день в новостном дайджесте.

59
Банки

RBI: Европейский центральный банк потребует быстрее свернуть бизнес в РФ

Raiffeisen Bank International ждет требования от ЕЦБ ускорить процесс сокращения бизнеса в России.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Импорт

Вводится режим «параллельного импорта» для зарубежных патентов

Импорт параллельного характера позволяет ввозить в РФ иностранные товары без получения на это согласия от производителя. Такой импорт считается параллельным, так как он осуществляется независимо от официальных каналов через дистрибьюторов.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Мошенничество

Доверительные отношения между ИП и его бухгалтером обошлись предпринимателю в 20,6 млн рублей ущерба

Бухгалтер из Краснодарского края предстанет перед судом по обвинению в неправомерном обороте средств платежей и мошенничестве.

238

Что такое системное мышление и как руководителю научиться использовать его на практике

Мы живем в мире систем. Рабочий коллектив, проектная группа, спортивная команда, семья, зрители в театре, пользователи приложения — мы всегда находимся во взаимодействии с другими людьми и организациями или участвуем в процессах, а значит ведем системную деятельность. И этой деятельностью важно научиться управлять, чтобы достигать своих целей.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: «Яндекс» будет продавать товары для взрослых, Китай урезал поставки, а россияне стали чаще пить растворимый кофе и есть лапшу быстрого приготовления

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

1
114
Бухгалтеры

Авито ищет бухгалтеров и специалистов по финансам

Разбирайте горячие вакансии от крупной компании. Авито нужен специалист казначейства, бухгалтер и старший бухгалтер!

Отпуска

Как уйти в отпуск в 2024 году: как написать и подать заявление и рассчитать отпускные

Каждый работник имеет право на отпуск. Рассказываем, какие отпуска бывают, как написать заявление на каждый из них, как оплачивается период отдыха и когда работодатель может отказать в его предоставлении.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Госдума защитит трудовые права работников маркетплейсов

Работодатели скрывают трудовые отношения с сотрудниками маркетплейсов под договорами с самозанятыми. Из-за этого работники не получают отпускных и больничных.

98

Интересные материалы

Бухгалтеры

🔥 Безлимитных консультаций больше не будет! Успейте купить подписку «Клерк.Премиум» с безлимитными консультациями

Воспользуйтесь шансом купить подписку с безлимитными консультациями экспертов «Клерка» до 22 апреля, чтобы задавать вопросы без ограничений.