статьи
Регионы
Регистрация
 
Регистрация
Регистрация в один клик через Ваш аккаунт в социальных сетях
Почта
Логин
Пароль
Вопрос
Для того чтобы мы могли определить, что ты человек, а не робот - нужно, чтобы JavaScript был включен. Или же произошла какая-то ошибка по которой ты не видешь вопрос. Такое возможно если установлены какие-либо расширения или дополнения к браузеру.
Ответ
 
Вход
 
Вход
Авторизация в один клик через Ваш аккаунт в социальных сетях
Логин
Пароль
 
 
забыли пароль?

Весь для бизнеса

Налог на имущество: расчет, уплата, бюджетный учет

В. Р. Захарьин

эксперт по бюджетному учету

Источник: Журнал «Финансовый справочник бюджетной организации»

Схема расчета и уплаты налога на имущество сравнительно прозрачна. Ее практическое применение, как правило, не вызывает проблем. Однако в преддверии подведения итогов налогового периода (по окончании календарного года) возникает необходимость уточнения правильности исчисления ранее произведенных авансовых платежей.

С этой целью следует провести анализ изменений налогового и бухгалтерского законодательства за истекший период. Одновременно – оценить необходимость корректировки процедур расчета и уплаты налога и схем документооборота в части, касающейся определения налоговой базы по налогу на имущество.

Налог на имущество организаций является одним из наиболее распространенных региональных налогов. Он устанавливается главой 30 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с федеральным и региональным налоговым законодательством. На уровне регионов законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать налоговые льготы (дополнительно к перечню льгот, определенному в статье 381 НК РФ).

Налог на имущество организаций уплачивается практически всеми хозяйствующими субъектами всех отраслей материального производства, сферы торговли и услуг. Не являются исключением и бюджетные учреждения. При этом особенности организации и ведения бюджетного учета, а также правового статуса имущества, используемого учреждениями для осуществления основной и приносящей доход деятельности, обуславливают наличие определенных особенностей администрирования данного налога. Данные особенности целесообразно рассмотреть применительно к структуре главы 30 НК РФ.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения налогом на имущество согласно статье 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Следует обратить внимание на то, что земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы не облагаются налогом на имущество, хотя и учитываются в составе основных средств.
Кроме того, не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. При этом исключение такого имущества из состава объектов налогообложения возможно только при условии его использования для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Перечень органов, в которых предусмотрена военная служба, определен ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Также согласно ст. 8 указанного закона к воинской службе приравнена служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При практическом определении бюджетными учреждениями состава объектов налогообложения возникают вопросы, обусловленные не только правовым статусом используемого имущества, но особенностями его бюджетного учета.
В частности, вопрос о том, следует ли включать в налоговую базу стоимость объектов нематериальных активов, вытекает из того, что ранее (до 2000 г.) такие объекты учитывались в составе объектов основных средств. Кроме того, Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) содержит раздел, содержащий перечень нематериальных основных фондов (по существу объектов нематериальных активов). С переходом в 2005 г. на новый план счетов бюджетного учета вопрос можно считать окончательно урегулированным. Тем не менее, правомерность исключения стоимости подобных объектов из налоговой базы по налогу на имущество до сих пор ставится под сомнение. В связи с этим письмом Минфина России от 16.09.2009 № 03-05-05-01/56, в частности, дополнительно разъяснено, что объекты основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждений, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов, со сроком полезного использования более 12 месяцев, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (010101000 – 010109000), а нематериальные активы, учитываемые на счете аналитического учета 01020100000 "Нематериальные активы", не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Аналогично следует рассматривать вопрос о правомерности исключения из состава объектов налогообложения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. По общему правилу (с учетом правового статуса подобных объектов) результаты НИОКР могут учитываться либо в составе объектов нематериальных активов (если используются в деятельности учреждения), либо в составе готовой продукции (если работы выполнялись в соответствии с заказом или результаты работ предназначены для перепродажи). В обоих случаях не имеется оснований для включения стоимости подобных объектов в налоговую базу по налогу на имущество.
Более сложным до 2009 г. представлялся вопрос о налогообложении объектов основных средств, относящихся к имуществу государственной или муниципальной казны.
Так, еще в прошлом году письмом Минфина России от 15.05.2008 № 03-05-05-01/33 было разъяснено, что налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества государственной (муниципальной) казны (т. е. основных средств, не закрепленных на правах оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями) признается балансодержатель данного имущества, то есть государственный (муниципальный) орган (бюджетное учреждение), уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества государственной (муниципальной) казны.

В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, в План счетов бюджетного учета включены дополнительные счета (синтетический и аналитические) для обособленного учета имущества казны. С 1 января 2009 г. данное имущество учитывается в составе нефинансовых активов. При этом введен обособленный учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны" с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих счетах аналитического учета счета 010400000 "Амортизация" (010410410, 010411410, 010412420).
В связи с тем, что объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций с 1 января 2009 г.

Этот вывод содержится в нескольких письмах Минфина России, в частности: от 22.04.2009 № 03-05-04-01/17, № 03-05-04-01/26, №03-05-04-01/22, № 03-05-04-01/24, от 07.05.2009 № 03-05-04-01/32 и от 22.07.2009 № 03-05-05-01/35.
Вместе с тем, следует учитывать, что государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 ГК РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.

Следовательно, имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и переданное учреждению в оперативное управление, в состав государственной казны не входит, а муниципальное имущество, переданное муниципальному учреждению, не являются имуществом муниципальной казны.
Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе бюджетного учреждения в составе объектов основных средств и иных активов. Таким образом, учреждение в отношении находящейся на балансе на праве оперативного управления федеральной или муниципальной собственности (основных средств) обязано уплачивать налог на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Налоговая база

Статьей 374 гл. 30 НК РФ установлено, что налоговая база для целей налогообложения налогом на имущество определяется по данным бухгалтерского учета. Так как методы начисления амортизации объектов основных средств и определения их остаточной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете различаются весьма существенно, данное требование можно считать одним из наиболее специфических – в отношении других налогов имеются ссылки на соответствующие главы НК РФ (как правило, на гл. 25 НК РФ). Особенности налогового учета доходов и расходов бюджетных учреждений (для целей налогообложения налогом на прибыль) установлены нормами ст. 321.1 НК РФ. При этом правила учета амортизируемого имущества (в том числе объектов основных средств, стоимость которых включается в налоговую базу по налогу на имущество) существенно отличаются от правил бюджетного учета.

Пунктом 2 ст. 375 НК РФ специально оговорено, что в случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Данная норма обязывала бюджетные учреждения включать в налоговую базу также и стоимость объектов библиотечного фонда (начисление амортизации или износа по которым ранее не предусматривалось). С 2009 г. библиотечный фонд был включен в состав амортизируемого имущества, а суммы амортизации должны были быть доначислены по состоянию на 1 января 2009 г. В результате, в настоящее время в налоговую базу по налогу на имущество фактически может быть включена только стоимость подарочных, раритетных и иных дорогостоящих книжных изданий (стоимостью свыше 20 тыс. руб.). В случае если стоимость объектов библиотечного фонда ниже указанной суммы, она списывается в состав расходов или полностью амортизируется в момент выдачи (приемки) объектов в эксплуатацию.

Порядок расчета налоговой базы установлен непосредственно в тексте главы 30 НК РФ (статьи 375 и 376 НК РФ).
Общий принцип определения среднегодовой стоимости имущества состоит в том, что определяется средняя арифметическая величина (до 2004 г. рассчитывалась средняя хронологическая). Однако в расчет принимается не только остаточная стоимость объектов основных средств по состоянию на начало каждого месяца, но и на начало месяца, следующего за отчетным. В качестве делителя используется число, равное количеству месяцев, остатки на начало которых принимаются к расчету (соответственно – 4, 7, 10 и 13). Подчеркнем, что к расчету принимается сумма ежемесячных остатков, а не ежеквартальных.

Пример 1
Стоимость объекта основных средств по состоянию на 1 января 2009 г. составляет 200 тыс. руб. Норма амортизации – 12% (1% в месяц). При этом налоговая база в течение 2009 г. будет определяться следующим образом:

Месяц года

Остаточная стоимость на начало месяца

Налоговая база

Январь

200

 

Февраль

198

 

Март

196

Первый отчетный период:
(200+198+196+194) : 4 = 197

Апрель

194

Май

192

 

Июнь

190

Второй отчетный период:
(200+198+196+194+192+190+188) : 7 = 194

Июль

188

Август

186

 

Сентябрь

184

Третий отчетный период:
(200+198+196+194+192+190+188+186+184+182) : 10 = 191

Октябрь

182

Ноябрь

180

 

Декабрь

178

 

Январь 2010 года

176

Налоговый период:
(200+198+196+194+192+190+188+186+184+182+180+178+176) : 13 = 188

Так как для целей налогообложения налогом на имущество принимаются суммы, исчисленные по правилам бухгалтерского учета, вероятна ситуация, когда начисление амортизации приостанавливается (например, в случае вывода объектов на консервацию или восстановление). В течение таких периодов остаточная стоимость не изменяется, следовательно, к расчету она должна приниматься в том же размере, что и до начала соответствующих периодов.

Если в течение налогового или отчетного периода осуществлены вложения в основные средства, увеличившие их остаточную стоимость, эти изменения должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на имущество. При этом, несмотря на то, что остаточная стоимость объекта после завершения реконструкции будет постепенно уменьшаться, в течение времени, оставшегося до конца налогового периода, налоговая база может несколько увеличиться.

Налоговый и отчетный периоды. Налоговая ставка

Налоговым периодом по налогу на имущество является календарный год. Отчетными периодами – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговая декларация представляется в следующие сроки:
– по авансовым платежам по налогу – не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода;
– по итогам налогового периода – не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. В федеральном законодательстве нет каких-либо ограничений по установлению сроков уплаты платежей. На практике они привязываются к срокам представления налоговых деклараций.
Размер предельной налоговой ставки может составлять до 2,2% налоговой базы.
Проиллюстрируем порядок определения сумм налога, подлежащего к уплате в бюджет по окончанию каждого отчетного и налогового периода на примере.

Пример 2
Данные о размере налоговой базы возьмем из примера 1. Налоговая ставка равна 2,2%.
В случае, когда амортизация начисляется равномерно и непрерывно в течение всего налогового периода, расчет будет выглядеть следующим образом:

№ строки

Отчетный или налоговый период

Остаточная стоимость на начало месяца

Расчет налога

Сумма налога (руб.)

1

Первый

197

98,5 × 2,2% : 4

10835

2

Второй

194

97 × 2,2% : 4

10670

3

Третий

191

95,5 × 2,2% : 4

10505

4

Налоговый период

188

94 × 2,2 – стр. 1-3
(стр.1 + стр.2 + стр.3)

9350 (41360 – 10835 – 10670 – 10505)

 

Итого:

 

 

41360

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены ст. 382 НК РФ: в течение года вносятся авансовые платежи, по итогам налогового периода производится окончательный платеж. Следует обратить внимание на то, что конкретный порядок и сроки определяются законами субъектов Российской Федерации. При этом субъекты РФ могут не устанавливать отчетный период, однако право определять внесение налога только одним платежом – по итогам налогового периода – им не предоставлено.

Налоговые льготы

Налоговые льготы по налогу на имущество организаций могут устанавливаться как федеральным законом, так и региональными законами и иными нормативными актами.
На уровне федерального закона (ст. 381 НК РФ) для организаций установлены следующие льготы, которые могут быть применены в отношении имущества бюджетных учреждений:


Льготы по налогу на имущество для организаций

Комментарии

Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации не включают в состав налоговой базы имущество, используемое для осуществления возложенных на них функций

Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» не содержит расшифровки понятия «функции». Пунктом 3 статьи 2 данного закона в качестве одной из задач уголовно-исполнительной системы определено привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения. Таким образом, формально под действие льготы фактически подпадает все имущество указанных организаций. Обращаем внимание на разъяснение, приведенное в письме Минфина России от 7 сентября 2009 г. № 03-05-04-01/71, в соответствии с которым из-под налогообложения выводятся жилые дома, находящиеся на балансе управления Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных органов, и принадлежащих им на праве оперативного управления

Организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, не включают в состав налоговой базы имущество, используемое ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями

Имущество, используемое для производства препаратов, предназначенных для текущих целей (в том числе профилактических) на уровне федерального закона от налогообложения не освобождено

Организации не включают в состав налоговой базы объекты, признаваемые памятниками истории и культуры федерального значения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Основанием для предоставления льготы является паспорт объекта культурного наследия, который выдается на объект, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Кроме того, льготы по налогу на имущество предоставляются организациям в отношении:
– ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;
– ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
– железнодорожных путей и федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (данная льгота может быть предоставлена только при условии, что соответствующие объекты включены в перечень имущества, утвержденного Правительством РФ);
– космических объектов;
– имущества специализированных протезно-ортопедических предприятий;
– имущества государственных научных центров;
– судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Бюджетный учет налога на имущество

Бюджетный учет операций, связанных с исчислением и уплатой налога на имущество, затруднений не вызывает. В соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 25.12.2008 № 145н) расходы бюджетов, связанные с уплатой налога на имущество, являются прочими расходами и относятся на статью 290 КОСГУ.
Методические рекомендации по применению Классификации операций сектора государственного управления (в части групп 200 "Расходы" и 300 "Поступление нефинансовых активов"), доведенные письмом Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931, предлагают для учета расходов, связанных с уплатой налогов, ввести дополнительный аналитический код 290.1. Практическое значение введения дополнительных кодов заключается в том, что информация о состоянии и движении отдельных видов расходов может быть сгруппирована и представлена заинтересованным лицам в наиболее рациональном виде.

Таким образом, в бюджетном учете начисление налога на имущество оформляется следующей записью:
– на сумму авансового платежа или задолженности по налогу по итогам отчетного периода:
Дебет 1 401 01 290
Кредит 1 303 05 730;
– на сумму денежных средств, списанных со счета учреждения в оплату задолженности по налогу на имущество организаций:
Дебет 1 303 05 830
Кредит 1 201 01 610.

Если расчеты производятся по налогу на имущество, которое используется в приносящей доход деятельности, схема бухгалтерских записей будет аналогична, только в первом разряде счета бюджетного учета будет указан код “2”. В некоторых публикациях можно встретить позицию, в соответствии с которой при расчетах по налогу за имущество, используемое в приносящей доход деятельности, задолженность по налогу может начисляться в корреспонденции со счетами учета доходов (2 401 01 130 или 2 401 01 172). Представляется более правильным расходы на уплату налога предварительно списывать в состав прочих расходов (на счет 2 401 01 290), так как это позволяет точно и экономически целесообразно распределить суммы налога (в составе прочих расходов) между видами деятельности, продукции, работ и услуг.

Из сказанного выше следует, что при организации и ведении бюджетного учета основных средств в 2010 г. следует учитывать изменения нормативной базы и, соответственно, расчетных процедур определения задолженности по налогу на имущество. Кроме того, в связи с изменением суммарной остаточной стоимости основных средств может измениться и сумма налога. Данную корректировку целесообразно провести по итогам инвентаризации основных средств.

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
  • Мне нравится
    Люди которым это нравится
    Добавить в свой блог

    Комментарий:

  • Просмотров: 


Аватар

По состоянию на 01.01 текущего года
на балансе АО «Вымпел» числится оборудование, первоначальная стоимость которого
составляет 600 тыс. руб. Срок полезного использования - 5 лет. Амортизация
начисляется линейным методом. На 01.01 текущего года его остаточная стоимость
составила 550 тыс. руб. Кроме того, АО «Вымпел» передало 30 апреля текущего
года в доверительное управление станок, остаточная стоимость которого
составляет 360 тыс. руб. Ежемесячно начисляемая сумма амортизации по станку
составляет 1500 руб.



Определите сумму налога
на имущество АО «Вымпел», подлежащую уплате в бюджет за налоговый период.
Отразить данные операции на счетах бухгалтерского учета.

Люди которым это нравится

Бухгалтерские новости на электронную почту

Пример рассылки

Новости

Все новости 57425 штук

Ошибка?

Система Orphus

Выделите ее мышью

Нажмите Ctrl+Enter

Ошибка будет отправлена редактору

Объявления на Клерк.Ру

Загрузка рубрик
Загрузка семинаров