— исполнении бюджетов;
— осуществлении приносящей доход деятельности;
— кассовом обслуживании исполнения бюджетов;
— санкционировании расходов;
— ведении бюджетного учета и формировании бюджетной отчетности;
— проведении мероприятий госфинконтроля.
Причем нормами указанных рекомендаций закреплено, что в процессе применения классификации операций сектора государственного управления следует руководствоваться не только Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ (приказ Минфина России от 30 декабря 2009 г. № 150н), но и положениями Методических рекомендаций.
Итак, в Методических рекомендациях установлено, что классификация операций сектора государственного управления группирует операции в зависимости от их экономического содержания.
Причем в Методических рекомендациях к статьям (подстатьям) предусмотрены более подробные аналитические коды в отличие от Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, например 211.1 «Выплаты по заработной плате», но применять их нет необходимости. Так как они не являются кодами КОСГУ, а предусмотрены исключительно для целей структурирования текста рекомендаций. И уж тем более не стоит детализировать учет в учреждении с их использованием. Об этом сказано в пункте 3 письма Минфина России от 5 февраля 2010 г. № 02-05-10/383.
В письме Минфина России от 5 февраля 2010 г. № 02-05-10/383 сказано, что в 2010 году нельзя применять письма Минфина России и Казначейства России, разъясняющие:
— применение экономической классификации операций сектора государственного управления в 2005—2007 годах;
— использование КОСГУ в 2008 и 2009 годах.
И даже письма указанных ведомств, уточняющие порядок применения КОСГУ в 2010 году, могут учитывать при принятии решений исключительно получатели данных писем и органы, с которыми Минфин России и Казначейство России взаимодействуют.
— методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики;
— иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.
Однако данное разрешение относится далеко не ко всем операциям. Дело в том, что абсолютно универсальные правила применения кодов утвердить не получится.
Классификация операций сектора государственного управления — это их группировка в зависимости от экономического содержания.
При этом каждая из статей (подстатей) КОСГУ содержит краткое описание отражаемых по ней операций. И оно в большинстве случаев, когда речь идет о расходах бюджетов, представляет собой перечни направлений, в которых учреждения используют средства. Однако данные перечни бывают открытыми (содержат абзац «другие аналогичные расходы» или приведены после слов «в том числе»). Это связано с тем, что у учреждений (единиц сектора государственного управления) есть отраслевые особенности функционирования. И предусмотреть их все в одном нормативном акте невозможно. Также расходы могут быть довольно нестандартными в связи с положениями Гражданского кодекса РФ, предусматривающими заключение договоров гражданско-правового характера в произвольной форме.
Таким образом, названное «местное» урегулирование вопросов применения КОСГУ разрешено в письме № 02-05-10/383 только относительно операций, которые:
— обусловлены договорами гражданско-правового характера;
— аналогичны по экономическому содержанию операциям, перечни которых содержат Указания.
Данные меры приняты в целях эффективного планирования и исполнения бюджета.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения средств (определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения), может повлечь наказание.
Административное (в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях) — в виде наложения штрафа, изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. Уголовное (предусмотренное Уголовным кодексом РФ) — при наличии состава преступления.
— кассовые расходы проведены по кодам в соответствии с нормами, принятыми «на местах»;
— порядок отражения расходов не прописан ни в Указаниях, ни в нормах «местного значения».
При возникновении спорной ситуации данный вопрос регулируют главные распорядители средств бюджетов (в ведении которых находятся получатели бюджетных средств). Эти ведомства вносят необходимые правила, по согласованию с соответствующим финансовым органом уточняют (дополняют) смету, госзадание, методические рекомендации распорядителя либо другие документы.
При этом чиновники не уделили внимания применению подстатей статьи 270 «Расходы по операциям с активами», судя по всему по причине того, что их использование узко и соответствует сути, содержащейся в наименовании. В остальном же пояснения довольно-таки четкие по всем кодам.
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №4, апрель 2010 г.
Начать дискуссию