Учет займов и кредитов

Автотранспорт в лизинг для предприятий

Такое понятие как «лизинг» в последние годы постоянно на слуху – этот термин регулярно встречается на страницах деловой прессы, звучит с экранов телевизоров, он неизвестен разве что младенцу.
4 тыс. 98

Такое понятие как «лизинг» в последние годы постоянно на слуху – этот термин регулярно встречается на страницах деловой прессы, звучит с экранов телевизоров, он неизвестен разве что младенцу.

И это вполне понятно: договор финансовой аренды (лизинга) является крайне удобной сделкой, которая успешно объединяет в себе черты кредита, инвестирования и аренды с выгодными условиями. Лизинговые правоотношения в нашей стране регулируются с помощью Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)», а также Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).  

Суть лизинга сводится к получению производственной или торговой компанией какого-либо оборудования на время во владение и пользование, тогда как право собственности на него принадлежит другому лицу. В этом случае право собственности будет ограниченно, так как лизинговой компании остается лишь одно из трех правомочий собственника – право распоряжаться имуществом, но такой собственник может при определенных условиях изъять вещь из владения и пользования не собственника-лизингополучателя. 

Права же лизингополучателя ограничены необходимостью использовать взятое в лизинг оборудование или транспорт лишь в предпринимательских целях. С появлением лизинга перед бизнесом, все равно малым, средним или большим, открылись новые перспективы, ведь теперь необязательно затрачивать колоссальные средства на приобретения дорогостоящих средств производства, оборудование или автотранспорт - достаточно взять его в своеобразную аренду, заключив договор лизинга.

Получить по договору лизинга можно лишь непотребляемые вещи с долгим сроком службы, как-то: недвижимость, транспорт, станки, имущественные комплексы и т.п. Нельзя взять в лизинг землю, а также вещи, запрещенные к обороту на территории России – в частности оружие, космические объекты, или ограниченные в торговом обороте. Давайте подробнее рассмотрим, кто является сторонами данного договора, какими правами и обязанностями по отношению друг к другу они обладают.
Договор лизинга является двухсторонним, но он тесно связан с другим договором – купли-продажи имущества, передаваемого в лизинг, а потому в нем задействованы три субъекта:

  • Лизингополучатель (он же Клиент).

В этом качестве может выступать юридическое лицо, индивидуальный предприниматель (ИП) или физическое лицо, которое испытывает потребность в конкретном дорогостоящем оборудовании или средствах производства и желает его приобрести с помощью лизинговой компании, чтобы использовать в предпринимательских целях.

  • Лизингодатель.

Им также может быть юридическое лицо, ИП или гражданин, который за свой счет покупает требуемое Клиенту оборудование, получает его в собственность, а затем передает в пользование Лизингополучателю на определенный срок в обмен на ежемесячные выплаты определенной суммы. Возможен вариант с последующим переходом права собственности на вещь к Лизингополучателю.

  • Продавец.

Стороннее юридическое лицо, которое продает Лизингодателю необходимое Клиенту имущество по договору купли-продажи. Причем возможно оговорить в договоре лизинга, что Продавца как и имущество, подлежащее передаче в лизинг, выбирает Лизингодатель, но по общему правилу право выбора за Лизингополучателем.

Предприятию имеет смысл  прибегнуть к помощи лизинговой компании в следующих ситуациях:

  • если у компании недостаточно собственных денежных средств для приобретения нужного для нужд производства оборудования или транспортных средств;
  • если фирме недостает заемных средств или нет возможности их получить для достижения той же цели;
  • если компании необходимо срочно обновить автопарк или заменить сложное оборудование с высокой степенью износа;
  • если владельцу компании  не нужны на балансе дорогостоящие активы;
  • если есть желание сократить базу, подлежащую налогообложению;

Преимущества лизинга бесспорны и несомненны, вот лишь некоторые из них:

  • Договор финансовой аренды проще заключить, чем кредитный договор – нет такого количества требований и оговорок, не нужно поручительство третьих лиц, потребуется заполнить и подготовить меньше бумаг;
  • Оборотные средства предприятия сохраняются в неприкосновенности. Нет необходимости производить разовые крупные траты, нужно лишь внести аванс, сумма которого может быть весьма незначительна (от 0 до 30% от стоимости имущества), а остаток стоимости объекта лизинга выплачивается постепенно и платежи растянуты во времени. Договор лизинга практически целиком финансируется Лизингодателем;
  • Лизингополучатель обретает множество налоговых выгод: допускается по обоюдному согласию сторон договора лизинга ускоренная амортизация имущества (с коэффициентом не более 3), которая дает возможность уменьшить налог на имущество и прибыль. Кроме того, лизинговые платежи учитываются на себестоимости, а налогооблагаемая база уменьшается, что положительно сказывается на размере налога на прибыль (можно сэкономить 10-20% от стоимости имущества). Также в целом сокращаются расходы на бухгалтерскую деятельность;
  • Лизинговые компании предоставляют своим клиентам ряд сопутствующих услуг. Среди них могут быть регистрационные действия в отношении такого объекта лизинга как недвижимость или автотранспорт, подготовка и подписание всех документов, составление гибкого графика платежей с учетом особенностей производства компании-клиента.

Тем не менее, не все так однозначно и следует знать, что есть ситуации, когда необходимо сделать свой выбор в пользу кредита и предпочесть его лизингу. О каких ситуациях идет речь? Вот примерный перечень подобных случаев:

  • финансовые показатели хозяйственной деятельности компании являются отрицательными цифрами, в такой ситуации лизинг может лишь еще больше подорвать финансовое благополучие фирмы;
  • если предприятие желает приобрести оборудование или транспортное средство стоимостью менее 10 000 рублей;
  • когда имущество, необходимое компании лизинговая компания посчитает неликвидным;
  • если процентная политика банка и график выплат по кредиту выгоднее предприятию, чем условия договора лизинга;

Так что не стоит слепо следовать общей практике или советам, а нужно объективно оценить ситуацию, сложившуюся именно на Вашем предприятии и решить, что будет лучше для компании в данный конкретный момент времени – лизинг или кредит.

Существует две формы лизинга, а подразделяется он на основании признака резидентности:

  • внешний, он же международный – это когда одна из сторон сделки является резидентом другого государства;
  • внутренний – когда все участники сделки являются резидентами Российской Федерации.

Что касается видов лизинга, то можно выделить несколько классификаций в зависимости от разных критериев:

  • По принадлежности объекта лизинга.
  • с переходом права собственности на предмет лизинга;
  • без перехода оного;
  • По сфере применения:
  • лизинг автотранспорта (легкового и грузового);
  • лизинг сельскохозяйственной техники и племенного скота;
  • лизинг промышленного оборудования;
  • лизинг недвижимости;
  • лизинг железнодорожного и авиатранспорта, а также морских и речных судов;

Что касается лизинга автотранспорта, то в России до недавнего времени он пользовался наибольшим спросом среди предприятий малого, среднего и даже большого бизнеса. Такое положение дел сохранялось вплоть до конца 2008 года, затем ситуация изменилась.

Что же послужило причиной как для первоначально возникшего первенства, так и для дальнейшей потери ведущих позиций? Давайте обратимся к цифрам, собранным Российской ассоциацией лизинговых компаний, куда входят около сотни участников.

Итак, до начала 2009 года лизинг автотранспорта был самым востребованным и широко распространенным видом лизинга в России и это легко объяснить. Дело в том, что транспорт является неотъемлемой частью деятельности любой компании, а тем более производственного предприятия.

Автотранспорт быстро приходит в относительную негодность, изнашивается, теряет товарный вид,  особенно при частом использовании и нет смысла каждый раз приобретать в собственность новый автомобиль, так как его стоимость уже за первый год эксплуатации сокращается примерно на треть. Гораздо выгоднее приобрести тот же автомобиль в лизинг, платить за него арендные платежи, а возможно и приобрести в итоге по остаточной стоимости, которая через пару лет будет относительно невелика.

Как гласят данные статистических исследований, большинство предприятий обновляют свой автопарк каждые 3-4 года, предпочитая использовать новые машины, из них более 50% в течение пары лет выкупает автомобили в собственность. Лизинговым компаниям данный вид финансовой аренды также крайне выгоден, так как автотранспорт имеет высокую ликвидность.

Редкая лизинговая фирма не имеет отдела, занимающегося автомобилями. В большинстве случаев лизинг автотранспорта является ведущим направлением деятельности таких фирм.

Общемировой финансовый кризис в немалой степени повлиял и на лизинговые правоотношения в нашей стране, приведя к спаду развития и даже к некоторым финансовым потерям. Основной причиной неблагоприятных данных этого рыночного сегмента является сам кризис и его последствия, среди которых:

  • недостаток финансирования бизнеса, нехватка собственных средств для развития и поддержания деятельности лизинговых компаний. Банки одно время почти перестали кредитовать предпринимателей, а затем сильно повысили процентные ставки.
  • клиенты лизинговых компаний также испытали серьезные финансовые затруднения и возникли задолженности по выплате платежей за переданное в финансовую аренду имущество или просрочки оплаты;

В итоге, лизинговые компании свели свою деятельность к минимуму, а некоторые даже временно ее приостановили, что не могло не сказаться на общих показателях отрасли в целом. Новые сделки совершались лишь с надежными, проверенными временем клиентами. Пошли массовые сокращения персонала (порядка 15%) и структурных подразделений (около 10%).

Но уже к концу прошлого года тенденции изменились: начался неспешный, но уверенный рост числа новых сделок (16% за 3 квартал 2009 года), а также серьезно увеличилась доля одобренных заявок – эта цифра достигла почти 30%. Такие данные позволяют утверждать, что кризис остался позади, и можно ожидать в текущем году роста рынка и  улучшения основных показателей.

За время кризиса строение рынка изменилось, и вперед вырвались те секторы, в которых сильно влияние лизинговых компаний, работающих с поддержкой государства. В первую очередь это касается сектора сельскохозяйственного оборудования и крупного рогатого скота. Именно он по итогам 2009 года вышел на ведущие позиции и взял на себя около 30% общего объема лизинговых сделок, заключенных в России за прошлый год. Такие изменения были вызваны во многом активной деятельностью ОАО «Розагролизинг», спонсируемой государством. Сегмент автотранспорта отошел на вторую позицию, которую делит с промышленным оборудованием, на долю каждого из них пришлось порядка 22-23% общего рынка лизинга.

Сильно сдал сегмент железнодорожного транспорта, авиатранспорта и морских судов (12%). Но это общие цифры по всему рынку лизинга, а как обстояли дела у авто-лизинга за последние годы? Стоит отметить, что по количеству заключенных сделок, сфера лизинга автотранспорта по-прежнему лидирует – на ее долю приходится более 80% общего количества лизинговых сделок в стране. Новые лизинговые компании, только открывшиеся в прошедшем году, испытывают нелегкие времена - доля их участия резко упала - примерно на 70% по сравнению с 2008 годом, также уменьшилось число подписанных договоров (на 65%).

Тем не менее, уже в 3 квартале 2009 года наметился определенный сдвиг и появились положительные моменты – за последний квартал года объем авто-бизнеса вырос на 25%, а количество заключенных сделок – на 20%.
Сейчас преимущественно заключаются сделки в отношении грузового транспорта, а наибольший успех снискали такие виды, как лизинг автомобилей специального назначения, а также прицепов всех форм.

Главные отличительные особенности договора лизинга автотранспорта, выделяющие его среди других видов финансовой аренды:

  • необходимость проведения государственной регистрации такого вида сделок;
  • в большинстве случаев срок амортизации  равен сроку действия договора лизинга;
  • особые условия страхования;

Как показывает практика, в отношении автотранспорта большая часть предприятий предпочитает заключать договоры лизинга, которые предусматривают дальнейшую передачу машины в собственность Клиента по остаточной стоимости, без оплаты выкупного платежа. Это один из главных аргументов, который заставляет производственные и торговые фирмы вступать в подобные отношения.

Также важной особенностью является необходимость застраховать объект лизинга особым образом, с учетом того, что  он является автотранспортным средством. По условиям договора лизинга затраты на страхование от угона, полного уничтожения автомобиля или КАСКО ложатся либо на Лизингодателя, либо на Лизингополучателя. Изюминка в том, что лизинговая компания является собственником используемого Клиентом имущества, поэтому она осуществляет тотальный контроль за проведением страхования – отслеживает его своевременность и проверяет существенные условия. А вот гражданскую ответственность должен страховать именно Лизингополучатель в отношении своего водителя (водителей).

Что касается государственной регистрации – в целом любые сделки, подлежащие удостоверению государственной властью, подвергаются более тщательным проверкам и к ним обычно предъявляются повышенные требования. Также обстоит дело и с договором финансовой аренды автотранспорта. В России действуют «Правила регистрации автомобильных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ", где говорится, что автомобиль может быть зарегистрирован на имя Лизингодателя или же на Лизингополучателя. От того, кто будет указан в регистрационных документах, зависит с кого будет взыскан транспортный налог на средство передвижения.

В целом можно отметить, что как клиенты, так и сами лизинговые компании с уважением относятся к договорам лизинга в отношении автотранспорта, так как этот объект является крайне ликвидным товаром. Лизингополучателю проще и выгоднее завести собственный автопарк, нежели арендовать автомобили у сторонних компаний. Также владельцы предприятий осознают, что выгоднее вносить лизинговые платежи, а не брать кредит в банке на приобретение машин – не надо собирать огромный пакет документов, не требуется залог, смена обслуживающего банка и т.п. В отношении грузового транспорта есть бонус – коэффициент ускорения его амортизации выше, чем у легковых машин и это дает льготы по налогу на имущество.

Что потребуется от предприятия для того чтобы заключить договор лизинга автотранспорта с лизинговой компанией? Необходимо предпринять ряд шагов:

  • выбрать надежного партнера – фирму, которая давно работает на рынке лизинговых услуг, владеет ситуацией и обладает достаточным опытом и познаниями в этой сфере;
  • провести устную консультации с сотрудниками лизинговой компании, чтобы узнать какие документы и информацию потребуется предоставить;
  • подготовить полный комплект бумаг (обязательно потребуется последний баланс Клиента) и передать их Лизингодателю на изучение и для принятия решения;
  • в случае принятия положительного решения, Лизингополучателю нужно выбрать транспортные средства, которые он желает получить по договору лизинга, возможен выбор и Продавца;
  • подписание договора лизинга, оплата услуг Лизингодателя и получение автотранспорта в лизинг;

Какие требования обычно предъявляют лизинговые компании к своим клиентам:

  • Лизингополучатель должен иметь определенный стаж финансово-хозяйственной деятельности (от 1 года и больше);
  • У Лизингополучателя должен быть собственный капитал (положительное значение), его бизнес должен быть рентабелен или Лизингодатель может потребовать поручительства солидных фирм;

Таким образом, можно видеть, что рынок лизинга автотранспортных средств успешно преодолел временные трудности и продолжает развиваться ускоренными темпами. Такой финансовый инструмент, как лизинг автомобилей, приносит пользу множеству предприятий и торговых компаний именно поэтому он пользуется заслуженной популярностью.

Выгоды и достоинства налицо, осталось только принять решение – нужно ли Вам использовать в своей предпринимательской деятельности данный вид лизинга. И по здравому размышлению, ответ скорее всего будет положительным!

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Если вы ошиблись в 3-НДФЛ, сдайте уточненку

Бывают случаи, когда человек сдал декларацию 3-НДФЛ с ошибкой, в результате которой неправомерно претендует на возврат или, наоборот, начисляет себе налог к уплате.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ООО «КСК АУДИТ» включено в реестр аудиторских компаний

ООО «КСК АУДИТ» — в реестре компаний, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (ОЗО).

Пятое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку.

Учитывай то, что люди делают, а не только то, что говорят, ибо деяниями выявляется ложь.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

9 тысяч клиентов банка «Киви» получили страховое возмещение от Агентства по страхованию вкладов

Около 20 000 вкладчиков банка «Киви» должны получить свои средства после отзыва лицензии у кредитной организации. АСВ выплатила уже 85% страховой ответственности.

Иностранные компании потеряли больше 107 млрд долларов от ухода с российского рынка

Предприятия, которые перестали работать в России, несут убытки от списания активов и недополучают доходы.

9 ключевых правил оформления статьи. Как оформить статью, чтобы ее дочитали

Контент — инструмент для получения заявок на юридические услуги. Однако он не будет работать, если статья неправильно оформлена и ее сложно воспринимать. Как создавать тексты не только полезные по содержанию, но и читабельные? Делюсь основными правилами.

1
6
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Не открывайте бизнес с нуля. Купите готовый

❗️Покупая готовый бизнес, вы минимизируете риски потери денег и времени. Покупая готовый бизнес, вы приобретаете платформу, которая генерирует деньги уже с 1 дня, + вы можете внедрить множество полезных фишек, тем самым увеличить прибыль и капитализацию бизнеса.

🚖 У работодателей будет новая обязанность. Возможно придется оплачивать сотрудникам такси + опрос

Оплату такси в ночное время могут признать производственной необходимостью, поскольку сотрудники не могут пользоваться общественным транспортом.

Узнай звезду! Бухгалтер, оторвись от работы, перегрузи мозги

Время послеобеденного отдыха! Давайте на 10 минут дадим себе отдохнуть и поиграем. Перезагрузка тоже важна.

Создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина, Клерк
202

Мошенники выдают себя за сотрудников ФНС и требуют прислать налоговые декларации

Сотрудники ФНС не рассылают электронные сообщения о задолженности и не требуют оплатить ее онлайн. Такие схемы применяют только мошенники. Декларации физлица и компании должны подавать самостоятельно.

Этапы регистрации кабинета в ЕГИСЗ (а также подсистемах ФРМР и ФРМР)

В статье даем пошаговую инструкцию по регистрации кабинета в ЕГИСЗ и подсистемах ФРМР и ФРМО для медорганизаций.

Этапы регистрации кабинета в ЕГИСЗ (а также подсистемах ФРМР и ФРМР)

«Тинькофф» стал оператором по выпуску цифровых финансовых активов

Теперь банк «Тинькофф» может обеспечивать заключение сделок с ЦФА по купле-продаже активов, их обмену и другим операциям.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Понятие «ключевая разовая проблема». Для чего нужно её искать?

Раннее я указал, что только найдя ключевую разовую проблему низкой производительности интеллектуального труда, мы сможем разработать действенный способ по её преодолению.

Понятие «ключевая разовая проблема». Для чего нужно её искать?
51

Вышел рейтинг операторов фискальных данных — 2024

Опубликован официальный ежегодный рейтинг операторов фискальных данных России.

Вышел рейтинг операторов фискальных данных — 2024

Стало известно, на сколько выросла выручка ИТ-компаний в России

По предварительным данным Минцифры выручка ИТ-компаний составила 5,5 трлн рублей и увеличилась на 43% за 2023 год.

Акцизы

В декларации по акцизам появятся новые коды для алкоголя

Для заполнения декларации по акцизам с 1 мая нужно указывать новые коды для алкогольной продукции с содержанием спирта.

Как предпринимателю не подставить себя перед налоговой

Предприниматели часто по незнанию допускают бухгалтерские ошибки, которые ведут к печальным последствиям: штрафам, доначислениям, пеням и даже закрытию бизнеса. Рассказали в статье о четырех самых актуальных правилах, которых следует придерживаться в сегодняшних реалиях и что предпринять, если их нарушили.

Как предпринимателю не подставить себя перед налоговой

Для НКО продлят пониженные тарифы страховых взносов

Минфин предлагает на 2 года продлить пониженные тарифы страховых взносов, которые могут применять некоммерческие организации.

Принят закон о свободном доступе провайдеров в многоквартирные дома

Теперь жители могут свободно выбирать нужного им провайдера и заключать индивидуальный договор.

4
195

Интересные материалы

Расходы на ремонт служебных автомобилей выросли на 25%

Общая сумма госконтрактов по ремонту и обслуживанию автомобилей выросла до 30 млрд рублей, а число торгов увеличилось на 5%.