Клерк.Ру

Зачем налоговики хотят регистрировать бланки строгой отчетности?

Фото Натальи Петровой, ИА "Клерк.Ру"

Как известно, согласно Закону 54-ФЗ от 22.05.2003 при осуществлении наличных денежных расчетов необходимо применять контрольно-кассовую технику. Однако из этого правила есть исключения. В частности, не применять ККТ можно, осуществляя торговлю газет и журналов в киосках, продажу ценных бумаг, лотерейных билетов и в других случаях, перечисленных в п.3 ст.2 Закона 54-ФЗ.

Кроме того, Законом № 162-ФЗ от 17.07.09 внесены изменения в Закон № 54-ФЗ, благодаря которым от обязательного применения ККТ при осуществлении наличных расчетов освобождены плательщики ЕНВД при условии выдачи по требованию клиента  документа, содержащего ряд обязательных реквизитов.

Заметьте, налогоплательщики (в том числе и применяющие ЕНВД), которые оказывают услуги населению, выделены Законом в отдельную группу и не могут при осуществлении наличных расчетов выдавать покупателю тот же документ, что и плательщики ЕНВД, занимающиеся другими видами деятельности. Такие налогоплательщики могут не применять ККТ только при условии выдачи клиентам бланка строгой отчетности. Причем выдавать этот бланк нужно не по требованию клиента, а в обязательном порядке каждому, расплатившемуся «наличкой». Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения установлен Постановлением Правительства № 359 от 06.05.08.

Какие же требования предъявляются к подобного рода документам?

Ну, во-первых, документ должен иметь «имя», шестизначный номер и серию. Назвать документ, по сути, можно как угодно. Благо, вышеназванное Постановление Правительства это не регламентирует. Но все-таки ограничим свою фантазию и остановимся на чем-то более-менее традиционном. Например, в случае оказания бытовых услуг, пусть это будет квитанция, талон, или наряд-заказ. Заметим, что документ должен быть составлен как минимум в 2 экземплярах или иметь отрывную часть.

При заполнении бланка не забываем  указывать наименование организации-исполнителя (или ФИО ИП), юридический адрес фирмы (для ИП необходимость сообщать потребителям свой адрес не предусмотрена ), ИНН, вид услуги, ее стоимость, размер оплаты, осуществляемой наличными, дату составления документа. Документ заверяется подписью лица, ответственного за совершение операции с обязательным указанием его должности, фамилии, имя и отчества, и заверяется печатью. Важным моментом является также то, что бланк должен быть изготовлен типографским способом и содержать сведения об изготовителе бланка, а именно: сокращенное наименование, ИНН, местонахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж.

Тут стоит заметить, что законодатель не определяет каких-то особых требований к изготовителю бланков. По логике вещей изготовить бланк типографским способом может и должна именно типография. Отмечу, что деятельность по изготовлению бланков строгой отчетности не лицензируется. А что представляет из себя типография – это вопрос, почти переходящий в философскую плоскость.

Например, предположим, что типография – это крупное предприятие, акционерное общество, имеющее на балансе дорогостоящее оборудование, изготавливающее бланки строгой отчетности по специальной технологии. Над бланком, в частности, работают наборщики, использующие специальные дизайнерские программы, печатники и т.д. Пройдя через несколько цехов и участков, новенький пронумерованный бланк попадает в руки заказчику. А вот пример другой типографии –  индивидуальный предприниматель, имеющий старенький компьютер и обычный лазерный принтер, указавший при регистрации среди видов деятельности, которыми он планирует заниматься, в том числе и деятельность по коду ОКВЭД 22.2.

В общем, закон не предъявляет каких-либо требований относительно формы собственности изготовителей бланков строгой отчетности, указывая лишь на применение именно типографского способа и требуя от типографии указать на бланке определенные реквизиты.

Между тем, самостоятельно изготовить бланки строгой отчетности можно лишь с использованием автоматизированных систем. Причем Минфин в своих письмах утверждает, что по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, то есть обеспечивать защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа. (такое мнение, в частности, выражено в письмах № 03-01-15/1-43 от 03.02.2009, № 03-01-15/5-255 от 26.05.2009)

Примечательно, что и типографское оборудование не отвечает требованиям, предъявляемым к ККТ. Впрочем, в Минфине вряд ли знакомы с технологией полиграфического производства. Возможно, чиновники полагают, что типографское оборудование – это нечто подобное автоматизированным системам, позволяющим идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет?

Но вот бланки готовы. Их счастливый обладатель выходит из дверей типографии, получив на руки, кроме непосредственно самих бланков, еще и документы, свидетельствующие, что заказ выполнен и оплачен. Теперь бланки можно смело применять, не забыв сделать запись в заранее пронумерованной и прошнурованной книге учета бланков (так как унифицированной формы этой книги нет, то годится для этих целей даже обычная школьная тетрадь, расчерченная по усмотрению пользователя).

Но почему же некоторые предприниматели не спешат использовать приобретенные бланки, полагая, что предварительно необходимо получить «добро» от налоговой инспекции? Автор этого опуса обнаружил в одной из региональных налоговых инспекций любопытное объявление. (см. фото).

Текст объявления следующий: «Для регистрации бланков строгой отчетности необходимо предъявить: заявление, копию свидетельства о постановке на учет, копию свидетельства о регистрации, копию выписки из ЕГРИП» (вот тут примечательно – речь не идет о выписке из ЕГРЮЛ – уж не потому ли, что, как правило, «развести» ИП на такую регистрацию гораздо проще, воспользовавшись их неграмотностью в вопросах законодательства). Но продолжим изучать список. В него включены также  счет-фактура типографии и копия договора аренды.

Кстати, даже если на минуту забыть об абсурдности таких пожеланий налоговиков, невольно задаешься вопросом, почему в этот список включен такой «крайне необходимый» документ, как счет-фактура. Очевидно, налоговики забывают о том, что, во-первых, счет-фактура – это документ исключительно для целей исчисления НДС и ни для каких других, а во-вторых, типография вполне себе может находиться на упрощенной системе налогообложения. И логичнее было бы внести в этот список накладную формы ТОРГ-12 или акт выполненных работ, выданный изготовителем бланков строгой отчетности их заказчику.

Объявление, надо заметить, написано крупным шрифтом и находится на видном месте. А вот текст Постановления Правительства № 359, регламентирующего основные вопросы относительно бланков строгой отчетности на стендах  налоговой инспекции обнаружить не удалось. Собственно, это нормально, ибо если в ИФНС вывешивать все НПА, издаваемые нашим Правительством и иже с ним, никаких стен не хватит.

Так что предпринимателю для того, чтобы  прочитать вышеназванное постановление, надо как минимум знать о том, что оно вообще существует. Можно сколь угодно долго рассуждать о том, что, прежде чем осуществлять какую-то деятельность, нужно ознакомиться хотя бы с минимумом НПА, что если уж назвался груздем – полезай в кузов… Но это все теория. На практике, как это довольно часто бывает, начинающий предприниматель кидается головой в омут своего бизнеса, порой не имея времени (а может быть и желания) для изучения всех законодательных тонкостей. А на оплате услуг специалиста на начальном этапе деятельности многие предприниматели стараются сэкономить. В последнее время много новоиспеченных предпринимателей стали таковыми благодаря госпрограмме содействия самозанятости населения.  Не все из них (вчерашних наемных работников, побывавших и в статусе безработных) могут предположить, что объявление в налоговой инспекции, призывающее осуществлять регистрацию бланков, может не иметь ничего общего с законом.

Вот и несут такие налогоплательщики вышеописанный  комплект документов в ИФНС (в данной ситуации, к сожалению,  выполняющую роль пункта приема макулатуры). Налоговики, в свою очередь, старательно фиксируют в свои гроссбухи все факты предполагаемого использовании тем или иным бизнесменом тех или иных бланков строгой отчетности. Номер, серия, ФИО…Адреса, пароли, явки…

К слову сказать, такая ситуация вовсе не уникальна и имеет место быть во многих налоговых инспекциях нашей Родины. Откуда у налоговиков такое трепетное отношение к бланкам строгой отчетности? К чему такая тяга регистрировать то, что регистрации не подлежит? В чем смысл этого действа? Это вопросы скорее риторические. Боюсь, ответа на них не знают и сами работники налоговой, осуществляющие эту абсурдную по своей сути регистрацию. Думаю, что на недоуменные вопросы предпринимателей они могут ответить лишь фразой из известного фильма Леонида Гайдая: «Надо, Федя, надо…». Чем-то другим аргументировать свои пожелания налоговики не смогут в принципе, потому как законодательство подобных требований не содержит.

Мнения

Жалобы надо в вышестоящую написать. Пусть объяснят действия своих подчиненных. К делу пусть приставят, пусть ипнспекторы ищут неплательщиков налогов, а не дурью маются.

...,

Цитата:

сволочи...

Ну уж! Вы гаишников на дорогах не видали. Вот те - да! А эти - дети малые в песончице резвящиеся.

Дармоеды, уж скорее.
 

Аватар

Над.К,

Цитата:

Откуда у налоговиков такое трепетное отношение к бланкам строгой отчетности? К чему такая тяга регистрировать то, что регистрации не подлежит? В чем смысл этого действа?

Осмелюсь предположить, что пронумерованный и прошнурованный пакет бланков заверяется (наверно) печатью ИФНС, после чего у предпринимателя (не применяющего ЕНВД) выписывающего БСО физическому лицу уже "не возникает желания его потерять" и возникает "желание" с суммы полученного дохода исчислять налоговые платежи в бюджет???

Anonymous, объясните, каким образом прошивка и нумерация может тут помочь?  Что мешает потерять пачку бланков или половину повыдирать? Вы какие последствия предполагаете после этого?

И вообще, о какой нумерации идет речь? Номера на БСО печатаются типографией. И именно по ним и отслеживается движение бланков.

Цитата:

Интересно, а в каких инспекциях такое требование?

Например, в Самарской области и в Ярославской.

Один изготовитель БСО из Ярославской губернии у нас на форуме выложил письмо из его налоговой, где кроме всего прочего говорится о рекомендации регистрировать БСО.

Правда, тот товарищ и сам выступает за регистрацию. ))) http://forum.klerk.ru/showthread.php?t=200624&highlight=%C1%D1%CE&page=62

Клерк

Бух2007, а в Самаре что требуют сейчас регистрировать, а то ярославское письмо немного старенькое? Из какой инспекции фотка в статье сделана-то, никто не знает?

Цитата:

ярославское письмо немного старенькое

:) Думаете, что-то поменялось с тех пор? Если Вы там читали, то печатник это, БСО изготавливающий, сам настаивает на регисрации бланков и еще возмущается, что в регистрации отказали.)) Если народ сам идет с БСО в налоговую - то что тут сказать...

Естественно, это такая процедура, которую люди совершают просто так, от боязни, на всякий пожарный или еще не знаю для чего. 

Клерк

Да я в нашей инспекции спросила, если принесем, зарегистрируете? Говорят, нет, посмотрим только, ничего штамповать не будем. Вот и интересно, а как они регистрируют. У одних вон номера переписывают только. Хотелосб бы штампульку еще на бланках.

Ну да от боязни, вдруг потом скажут, форма не та, вы не должны бланк, должны ККТ применять. Вот и хотят подтверждение. Сколько споров уже было, что типа применяют бланки, а они им - не фига, на бланк права нет.

Afrikа, какие споры? У кого? Зачем Вы слушаете малограмотных работников инспекции? Они письменно эту чушь про то, что не имеете право применять бланки, никогда не напишут. Они ж Вас просто обманывают, а Вы верите.

Не надо регистрировать бланки. Вы же сами провоцируете инспекторов на то, что бы они занимались излишним контролем Вашего бизнеса. Зачем?

Цитата:

форма не та,

Насчет формы надо просто самостоятельно проверить, все ли соответсвует ПП359, все ли реквизиты есть.

Если все на месте- так и используйте.

 
Цитата:

бы штампульку еще на бланках.

А чем штамп спасет вас? Тем более, я вообще слабо представляю, чтобы в налоговых, даже тех, где жаждут эту регистрацию, на каждом бланке штампик ставили. Тогда бы им надо было штатных штамповщиков принимать на работу.

Типографии эти бланки печатают большими тиражами)))

 
Клерк

Споры такие:
Вот из новенького: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2011 по делу N А03-7684/2010
Налоговая сказала, что не те бланки применяли, и компанию суд не поддержал.

Ну насчет того что самостоятельно проверить, я могу, вы можете, а другие не могут. Вот и хотят обезопасить себя. А штамп не на всех же бланках, а на задней стороне, что они это видели и согласны.

Afrikа, а почему суд должен был поддерживать компанию? Она действительно применяла старые бланки, которые нынче не действуют.

Цитата:
а другие не могут

Что не могут? Открыть список обязательных реквизитов в Постановлении Правительства и сверить свой бланк с этими реквизитами??? Что ж Вы народ совсем за дураков держите?

Цитата:
Вот и хотят обезопасить себя. А штамп не на всех же бланках, а на задней стороне, что они это видели и согласны.

Этот штамп ничему не помогает.

Клерк

Над.К,да только вопрос в том, что если в старых все реквизиты были, и инспекция штампанула бы их, вот и проблем бы не было. Согласилась с формой, и компания в суде бы предъявила их согласность.

Ну я за дураков народ не держу, но по факту получается, что спрашивают, значит не знают. Вон форумы пестрят вопросами.  Не все ж такие умные, как вы Над.К )

Цитата:
что если в старых все реквизиты были,

Их там не было. Возьмите и посмотрите БО-1, там нет всех обязательных реквизитов. А если бы они были в бланке, то суд организация бы выиграла. И никакие штампы налоговой тут вообще ни при чем. Потому что если бы даже на неправильных бланках стояла печать налоговой, то это в суде никак бы не помогло, поскольку закон нарушала организация, а не налоговая.

Спрашивают потому, что в налоговых врут про то, что нужна регистрация БСО. И изготовители бланков тоже говорят неправду очень часто.

 

Можно использовать и устаревшие БО-1 и БО-3 и иже с ними, если дополнить их необходимыми рекивизитами.

Цитата:

Назвать документ, по сути, можно как угодно. Благо, вышеназванное Постановление Правительства это не регламентирует.

Поэтому его можно назвать и БО-3. Важно не название, а суть. И вообще, любовь нашего народа к БО-3 неистребима)))

А если в бланке нет необходимых рекизитов, то уже все равно как он называется и осмотрела ли его налоговая. Их штамп - не гарантия ни разу.

 

Ксати, даже смешно- пока одна часть налогоплательщиков удивляется тому, что в налоговой не известно зачем регистрируют БСО, другая- удивляется, почему в налоговой не заверяют КДиР . Хотя вот КДиР-то они как раз обязаны заверять...

Клерк

Над.К,штудирую бланк Бо-1, подтвердите каких реквизитов нет: если только что шестизначного номера?

Наименование предприятия и все его данные ИНН, адрес - это все на штампе должно быть. Больше я что-то не вижу разницы.

Да, может быть если все реквизиты были, организация суд выиграла бы. Но я уверена, был бы штамп, суд бы сказал, что компания следовала разъяснениям налоговиков и если штраф не отменил бы, то снизил.

Ну как раз номер-то там есть. Шестизначный. А что организация писала в штампе (или шапке), мне неизвестно. Но полей ИНН и местонахождения исполнительного органа (а не просто адрес) в БО-1 нет. Так же там нет полей для расшифрофки ФИО  лица, получающего по БСО деньги.

И наверняка не было типографских данных, перечисленных в постановлении Правительства, в старых БО-1 их не писали в необходимом нынче объеме. Так же наверняка не было утверждения бланка самой органиазцией, ка требует того постановление.

 

Цитата:
о я уверена, был бы штамп, суд бы сказал, что компания следовала разъяснениям налоговиков

Сильно вряд ли.

А вообще мне, право слово, удивительно. Ну ладно ИПшники, они всего бояться и дуют на воду, но когда о незаконной регистрации бланков заговаривают профессиональные бухгалтеры... Это за гранью моего понимания.

Кстати, в постановлении 7 аппеляционного суда, которое потом и рассматривалось в ФАС ЗСО четко перечислено, чего в выданном БСО не было. Там даже не написали размер оплаты, про расшифровки ФИО и печать я уже не говорю. Я вообще не понимаю, на что надеялась фирма, подавая в суд.

Клерк

Над.К,то есть получается, даже реквизиты, которые там были, не заполнены. ну это да, нарушение. А как же нет ФИО получающего деньги, там же есть наряд выдан (фамилия). Тот кто исполнитель, тот и деньги брал. То есть поля-то есть, куда вписать. А вот заполнено ли или нет, это уже вопрос.

Afrikа,

Цитата:
Тот кто исполнитель, тот и деньги брал.

Это далеко невсегда так. Особенно в организациях. Деньги принимает кассир, например, а исполняет совершенно другое лицо

Аватар

Старание налоговиков в регистрации БСО имеет очень даже реальную причину: контрольные проверки по адресам фактов выписки или невыписки квитанций при приеме денег. Через контрольные закупки. Штрафы: кассиру- 3000 руб., организации 30000 руб. В Тольятти это уже система: зарегистрировал БСО, через мес. жди гостей. Причем применяется эта практика с новыми ИП и ООО, когда еще этих 30 тыс. и не зааработано.

Цитата:

зарегистрировал БСО, через мес. жди гостей

Нда... Получается, люди сами на себя "стучат"))) Вот уж точно сдают все  Адреса, пароли, явки…

 Цитата:

Штрафы: кассиру- 3000 руб., организации 30000 руб.
Могли бы и скидку сделать за явку с повинной.))
 

Хм... а мы просто выдаем ПКО на полученную сумму хотя ИП на УСН работа по заказам, изготовление мебели, даже не думали регистрировать БСО - хотя и живем в ТЛТ ;-)

Аватар
Уважаемые коллеги, я собираюсь заняться частными туристическими экскурсиями. Есть микроавтобус, (сам за рулём) есть гид и т.д. Что мне лучше завести- ККТ и или БСО ?
Люди которым это нравится