Онлайн-кассы

Зачем налоговики хотят регистрировать бланки строгой отчетности?

Как известно, согласно Закону 54-ФЗ от 22.05.2003 при осуществлении наличных денежных расчетов необходимо применять контрольно-кассовую технику. Однако из этого правила есть исключения.
Зачем налоговики хотят регистрировать бланки строгой отчетности?
Фото Натальи Петровой, ИА "Клерк.Ру"

Как известно, согласно Закону 54-ФЗ от 22.05.2003 при осуществлении наличных денежных расчетов необходимо применять контрольно-кассовую технику. Однако из этого правила есть исключения. В частности, не применять ККТ можно, осуществляя торговлю газет и журналов в киосках, продажу ценных бумаг, лотерейных билетов и в других случаях, перечисленных в п.3 ст.2 Закона 54-ФЗ.

Кроме того, Законом № 162-ФЗ от 17.07.09 внесены изменения в Закон № 54-ФЗ, благодаря которым от обязательного применения ККТ при осуществлении наличных расчетов освобождены плательщики ЕНВД при условии выдачи по требованию клиента  документа, содержащего ряд обязательных реквизитов.

Заметьте, налогоплательщики (в том числе и применяющие ЕНВД), которые оказывают услуги населению, выделены Законом в отдельную группу и не могут при осуществлении наличных расчетов выдавать покупателю тот же документ, что и плательщики ЕНВД, занимающиеся другими видами деятельности. Такие налогоплательщики могут не применять ККТ только при условии выдачи клиентам бланка строгой отчетности. Причем выдавать этот бланк нужно не по требованию клиента, а в обязательном порядке каждому, расплатившемуся «наличкой». Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения установлен Постановлением Правительства № 359 от 06.05.08.

Какие же требования предъявляются к подобного рода документам?

Ну, во-первых, документ должен иметь «имя», шестизначный номер и серию. Назвать документ, по сути, можно как угодно. Благо, вышеназванное Постановление Правительства это не регламентирует. Но все-таки ограничим свою фантазию и остановимся на чем-то более-менее традиционном. Например, в случае оказания бытовых услуг, пусть это будет квитанция, талон, или наряд-заказ. Заметим, что документ должен быть составлен как минимум в 2 экземплярах или иметь отрывную часть.

При заполнении бланка не забываем  указывать наименование организации-исполнителя (или ФИО ИП), юридический адрес фирмы (для ИП необходимость сообщать потребителям свой адрес не предусмотрена ), ИНН, вид услуги, ее стоимость, размер оплаты, осуществляемой наличными, дату составления документа. Документ заверяется подписью лица, ответственного за совершение операции с обязательным указанием его должности, фамилии, имя и отчества, и заверяется печатью. Важным моментом является также то, что бланк должен быть изготовлен типографским способом и содержать сведения об изготовителе бланка, а именно: сокращенное наименование, ИНН, местонахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж.

Тут стоит заметить, что законодатель не определяет каких-то особых требований к изготовителю бланков. По логике вещей изготовить бланк типографским способом может и должна именно типография. Отмечу, что деятельность по изготовлению бланков строгой отчетности не лицензируется. А что представляет из себя типография – это вопрос, почти переходящий в философскую плоскость.

Например, предположим, что типография – это крупное предприятие, акционерное общество, имеющее на балансе дорогостоящее оборудование, изготавливающее бланки строгой отчетности по специальной технологии. Над бланком, в частности, работают наборщики, использующие специальные дизайнерские программы, печатники и т.д. Пройдя через несколько цехов и участков, новенький пронумерованный бланк попадает в руки заказчику. А вот пример другой типографии –  индивидуальный предприниматель, имеющий старенький компьютер и обычный лазерный принтер, указавший при регистрации среди видов деятельности, которыми он планирует заниматься, в том числе и деятельность по коду ОКВЭД 22.2.

В общем, закон не предъявляет каких-либо требований относительно формы собственности изготовителей бланков строгой отчетности, указывая лишь на применение именно типографского способа и требуя от типографии указать на бланке определенные реквизиты.

Между тем, самостоятельно изготовить бланки строгой отчетности можно лишь с использованием автоматизированных систем. Причем Минфин в своих письмах утверждает, что по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, то есть обеспечивать защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа. (такое мнение, в частности, выражено в письмах № 03-01-15/1-43 от 03.02.2009, № 03-01-15/5-255 от 26.05.2009)

Примечательно, что и типографское оборудование не отвечает требованиям, предъявляемым к ККТ. Впрочем, в Минфине вряд ли знакомы с технологией полиграфического производства. Возможно, чиновники полагают, что типографское оборудование – это нечто подобное автоматизированным системам, позволяющим идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет?

Но вот бланки готовы. Их счастливый обладатель выходит из дверей типографии, получив на руки, кроме непосредственно самих бланков, еще и документы, свидетельствующие, что заказ выполнен и оплачен. Теперь бланки можно смело применять, не забыв сделать запись в заранее пронумерованной и прошнурованной книге учета бланков (так как унифицированной формы этой книги нет, то годится для этих целей даже обычная школьная тетрадь, расчерченная по усмотрению пользователя).

Но почему же некоторые предприниматели не спешат использовать приобретенные бланки, полагая, что предварительно необходимо получить «добро» от налоговой инспекции? Автор этого опуса обнаружил в одной из региональных налоговых инспекций любопытное объявление. (см. фото).

Текст объявления следующий: «Для регистрации бланков строгой отчетности необходимо предъявить: заявление, копию свидетельства о постановке на учет, копию свидетельства о регистрации, копию выписки из ЕГРИП» (вот тут примечательно – речь не идет о выписке из ЕГРЮЛ – уж не потому ли, что, как правило, «развести» ИП на такую регистрацию гораздо проще, воспользовавшись их неграмотностью в вопросах законодательства). Но продолжим изучать список. В него включены также  счет-фактура типографии и копия договора аренды.

Кстати, даже если на минуту забыть об абсурдности таких пожеланий налоговиков, невольно задаешься вопросом, почему в этот список включен такой «крайне необходимый» документ, как счет-фактура. Очевидно, налоговики забывают о том, что, во-первых, счет-фактура – это документ исключительно для целей исчисления НДС и ни для каких других, а во-вторых, типография вполне себе может находиться на упрощенной системе налогообложения. И логичнее было бы внести в этот список накладную формы ТОРГ-12 или акт выполненных работ, выданный изготовителем бланков строгой отчетности их заказчику.

Объявление, надо заметить, написано крупным шрифтом и находится на видном месте. А вот текст Постановления Правительства № 359, регламентирующего основные вопросы относительно бланков строгой отчетности на стендах  налоговой инспекции обнаружить не удалось. Собственно, это нормально, ибо если в ИФНС вывешивать все НПА, издаваемые нашим Правительством и иже с ним, никаких стен не хватит.

Так что предпринимателю для того, чтобы  прочитать вышеназванное постановление, надо как минимум знать о том, что оно вообще существует. Можно сколь угодно долго рассуждать о том, что, прежде чем осуществлять какую-то деятельность, нужно ознакомиться хотя бы с минимумом НПА, что если уж назвался груздем – полезай в кузов… Но это все теория. На практике, как это довольно часто бывает, начинающий предприниматель кидается головой в омут своего бизнеса, порой не имея времени (а может быть и желания) для изучения всех законодательных тонкостей. А на оплате услуг специалиста на начальном этапе деятельности многие предприниматели стараются сэкономить. В последнее время много новоиспеченных предпринимателей стали таковыми благодаря госпрограмме содействия самозанятости населения.  Не все из них (вчерашних наемных работников, побывавших и в статусе безработных) могут предположить, что объявление в налоговой инспекции, призывающее осуществлять регистрацию бланков, может не иметь ничего общего с законом.

Вот и несут такие налогоплательщики вышеописанный  комплект документов в ИФНС (в данной ситуации, к сожалению,  выполняющую роль пункта приема макулатуры). Налоговики, в свою очередь, старательно фиксируют в свои гроссбухи все факты предполагаемого использовании тем или иным бизнесменом тех или иных бланков строгой отчетности. Номер, серия, ФИО…Адреса, пароли, явки…

К слову сказать, такая ситуация вовсе не уникальна и имеет место быть во многих налоговых инспекциях нашей Родины. Откуда у налоговиков такое трепетное отношение к бланкам строгой отчетности? К чему такая тяга регистрировать то, что регистрации не подлежит? В чем смысл этого действа? Это вопросы скорее риторические. Боюсь, ответа на них не знают и сами работники налоговой, осуществляющие эту абсурдную по своей сути регистрацию. Думаю, что на недоуменные вопросы предпринимателей они могут ответить лишь фразой из известного фильма Леонида Гайдая: «Надо, Федя, надо…». Чем-то другим аргументировать свои пожелания налоговики не смогут в принципе, потому как законодательство подобных требований не содержит.

Комментарии

26
  • Над. К

    Жалобы надо в вышестоящую написать. Пусть объяснят действия своих подчиненных. К делу пусть приставят, пусть ипнспекторы ищут неплательщиков налогов, а не дурью маются.

  • Штыров Юрий

    ...,

    Цитата:

    сволочи...

    Ну уж! Вы гаишников на дорогах не видали. Вот те - да! А эти - дети малые в песончице резвящиеся.

    Дармоеды, уж скорее.

  • Над. К

    Anonymous, объясните, каким образом прошивка и нумерация может тут помочь?  Что мешает потерять пачку бланков или половину повыдирать? Вы какие последствия предполагаете после этого?

    И вообще, о какой нумерации идет речь? Номера на БСО печатаются типографией. И именно по ним и отслеживается движение бланков.

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Уведомление по ЕНП

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

5
Лучшие спикеры, новый каждый день

С 1 мая новые контрольные соотношения в отчетности! 👀«Ночной бухгалтер» № 1670

Да, сверять отчеты между собой нужно будет по-новому. И следить за ними надо в оба глаза, потому что, если ваша декларация какие-то из них не пройдет, то и суммы из нее не будут учтены на ЕНС, придется ждать окончания камералки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Общество

Шашлык подорожал на 10-20%. Опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Экономика России

Мишустин: доходы бюджета выросли более чем на 50%

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Адвокат

👔 Новый закон ужесточил требования к адвокатам, и будет их единый реестр. Сами адвокаты приветствуют это и считают крайне полезным

Президент подписал изменения в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Многодетные семьи

Правительство на 7 лет продлит выплаты многодетным на погашение ипотеки

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

С 1 мая банкам запретили брать комиссию за переводы клиента самому себе

Все банки с 1 мая 2024 года должны отменить комиссию с переводов до 30 млн рублей между собственными счетами клиента, в том числе в разных банках.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: школьников научат управлять беспилотниками, золото упало в цене, а в России сделали люксовую машину на водородном топливе

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Отпуска

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс

Можно ли разделить отпуск, и какими частями работник может использовать дни отпуска, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад

Есть мнение, что менеджер проекта — это самая неблагодарная и недооцененная позиция в IT. Ты оказываешься между двух огней и отвечаешь за все происходящее, но именно менеджер проекта — фигура, которая задает настроение команде.

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад
Больничные

Что нового в правилах работы с электронными больничными

Электронные больничные стали обязательными, бумажных листков нетрудоспособности больше нет. С 1 мая 2024 года меняются правила работы с электронными больничными листами. На основании принятых изменений, запрашивать информацию из электронных больничных в СФР будет возможно только при наличии машиночитаемой доверенности, выданной страхователем.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

С 1 мая очередной вид продуктов питания подлежит обязательной маркировке

С 1 мая 2024 года икра осетровых и лососевых (красная) будет подлежать обязательной маркировке.

Ведение бизнеса

Фриланс, аутстаффинг, аутсорсинг: что это за модели и как бизнесу выбрать подходящую

Растущая необходимость в гибкости и эффективности решения задач ставит перед компаниями вопрос выбора между фрилансом, аутстаффингом и аутсорсингом. Модели предлагают решения для внешнего выполнения работ, но как определить, какая подходит бизнесу лучше?

 Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Учет убытков в 2024 году

К сожалению, не всегда компаниям удается получить желаемую прибыль. Что делать, если расходы превысили полученные организацией доходы? Как списать полученные убытки и предотвратить возможные претензии проверяющих, рассмотрим в этой статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Компании из каких сфер активнее всего инвестируют на бирже: результаты исследования

За год суммарный доход компаний-клиентов Тинькофф на Мосбирже превысил 1 млрд рублей. Самые активные инвесторы на бирже — компании из оптовой торговли, строительства и химической отрасли.

КоАП РФ

Бизнесу поднимут штрафы за отсутствие уведомлений о начале предпринимательской деятельности

Власти хотят на 145% поднять размер административного штрафа для бизнесменов, которые не сообщают о своей деятельности. Санкции не менялись с 2010 года.

Интересные материалы

ВЭД

Валютная оговорка в договоре

Валютная оговорка представляет собой условие, включаемое в договор с целью нивелировать риски сторон, связанные с колебанием валютных курсов. Какие бывают валютные оговорки, как их правильно согласовать, расскажем далее в нашей статье.

Иллюстрация: freepik/freepik