Подотчет, командировки

Корректный учет проездных документов: как выдавать под отчет?

В данной статье рассмотрим различные варианты отражения в бухгалтерском учете приобретения проездных билетов для своего сотрудника по безналичному расчету и выдачу их ему под отчет.
19,6 тыс. 327

В данной статье рассмотрим различные варианты отражения в бухгалтерском учете приобретения проездных билетов для своего сотрудника по безналичному расчету и выдачу их ему под отчет.

Отражение на счетах бухгалтерского учета.

1. Многие компании при оприходовании оплаченных проездных билетов сразу списывают их на счета затрат в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», выделяя НДС на счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»:

Д 26 – К 60 в сумме 100 рублей

Д 19 – К 60 в сумме 18 рублей

В  учете вообще не отражается факт передачи проездных документов сотруднику под отчет. При этом возникают следующие риски:

1) компания теряет возможность отслеживания факта выдачи проездных документов сотруднику (у каких сотрудников они уже на руках?);

2) повторного отражения данной затраты в учете уже в составе авансового отчета при подготовке сотрудником отчета по командировке;

3) риск искажения налогооблагаемой базы для налога на прибыль при учете затрат до осуществления поездки и подготовки авансового отчета.

2. Другие компании пытаются срезу передать билет под отчет сотруднику, приходуя сумму билета в дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в корреспонденции с кредитом счета 60:

Д 71 – К 60

в полной сумме билета, включая НДС. При этом это мотивируется мнением о том, что право предъявления НДС будет возникать только тогда, когда сотрудник фактически побывает в командировке («использует билет») и предъявит авансовый отчет.

3. Наиболее же корректным способом отражения подобной хозяйственной операции будет являться использование дебета субсчета 50.3 «Денежные документы» счета 50 «Касса» в корреспонденции с  кредитом счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Факт получения проездных документов следует отразить проводкой:

Д 50.3 – К 60

При этом НДС на  счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» следует выделять отдельно (в частности, Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, говорит о том, что денежные документы должны учитываются на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на их  приобретение):

Д 19 – К 60

Это означает, что далее выдать этот денежный документ под отчет можно также только уже в сумме фактических затрат, без НДС:

Д 71 – К 50.3

в момент передачи билета сотруднику под отчет. При составлении авансового отчета сотрудник должен будет отразить сумму фактических затрат на приобретение билета без НДС, которая в дальнейшем при обработке авансового отчета будет учтена на соответствующем счете затрат, например:

Д 26 – К 71

в том периоде, в котором сотрудник фактически побывал в командировке, или в периоде, в котором сотрудник составил авансовый отчет.

НДС и налог на прибыль.

Многие компании считают, что предъявить НДС купленного билета можно только тогда, когда сотрудник фактически использовал билет, побывав в командировке. Поэтому такие компании либо сразу пытаются выдать билет под отчет сотруднику в полной сумме, включая НДС:

Д 71 – К 60

а затем выделить и предъявить НДС по факту получения от сотрудника авансового отчета, либо предварительно используют счет 50.3 «Денежные документы», приходуя в дебет этого счета полную сумму билета с НДС:

Д 50.3 – К 60 вместе с НДС

Д 71 – К 50.3 вместе с НДС

Однако компания получает право на предъявление НДС уже в момент приобретения билета, поскольку выполняются все необходимые для этого условия: приобретаемые материальные ценности используются при осуществлении производственной деятельности (п. 2 ст. 171 НК РФ), и эти материальные ценности приняты к учету на основании соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НКРФ). Это означает, что предъявить НДС можно уже сразу после оприходования билетов на счет 50.3 «Денежные документы».

Следовательно,денежные документы следует выдавать сотрудникам только в размере фактически понесенных затрат без НДС. В случае утраты денежного документа НДС следует восстановить в обычном порядке.

Фактические же затраты на приобретение нужно учесть в составе базы для исчисления налога на прибыль в том периоде, в котором фактически была осуществлена командировка либо предъявлен авансовый отчет.

Выводы:

1.                      Денежные документы (проездные билеты) следует выдавать под отчет сотруднику в сумме фактически понесенных расходов (без учета НДС).

2.                      Право предъявления НДС при приобретении билетов возникает в момент приобретения, а не в момент использования билета командированным сотрудником.

3.                      При составлении авансового отчета сотруднику следует указывать стоимость билета без учета НДС.

Комментарии

3
  • София

    Аноним, уже из служебного задания видно, какой характер у командировки.

  • Надежда Камышева
    Никаких материальных ценностей при пркупке билетов не возникает. Поскольку билет это документ о перевозке, а перевозка никак не материальна. В лучшем случае Вы можете посчитать это авансом транспортной организации за будущую перевозку.Так на каком основании Вы собрались брать НДС к вычету до факта перевозки?
  • Надежда Камышева

    Цитата:
    "с чем я лично не согласен - есть отдельный учёт ценных документов " Ценным документом он был раньше, когда существовал в бумажном виде. Сейчас билеты электронные и что Вы собрались учитывать как материальную ценность? Листок бумажки?

Банки

Суд арестовал имущество исполнительного директора Freedom Holding на 18,9 млн евро и 2 млн долларов

На денежные средства и имущество Тимура Турлова наложили арест по требованию Агентства по страхованию вкладов.

270

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Ведение бизнеса

Российским кемпингам будут присваивать звезды: организовать бизнес станет проще

Роскачество и Национальный Союз Профессионалов индустрии Кемпингов и Автотуризма (НСПКА) заключили соглашение о сотрудничестве, направленном на развитие и популяризацию новых видов туризма, повышение качества инфраструктуры кемпингов и безопасности автопутешествий.

ФССП взыскала долги по алиментам на 66 млрд рублей

Приставы вернули на 39% больше долгов по алиментам. Сейчас в работе 772,4 тысячи исполнительных производств.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Компенсации работникам

Компенсации дистанционным работникам в 2024 году: НДФЛ, взносы, расходы для целей налогообложения

В 2024 году удаленщикам, которые работают на собственном оборудовании, нужно выплачивать компенсации. Законодательство не ограничивает размер выплаты, но не всегда можно избежать начисления НДФЛ и взносов на нее или учесть ее в расходах. Разберем, как считать налоги и взносы при выплате компенсаций дистанционным сотрудникам и можно ли включать ее в расходы.

Компенсации дистанционным работникам в 2024 году: НДФЛ, взносы, расходы для целей налогообложения
Бесплатно с

Может ли муж или жена передать супругу остаток имущественного вычета. Мини-курс

Как имея общую совместную собственность супруги могут получить налоговый вычет и может ли один из них передать другому остаток имущественного вычета, разбираемся в мини-курсе.

Может ли муж или жена передать супругу остаток имущественного вычета. Мини-курс
Банки

Банки начали учитывать цифровые активы на отдельных счетах

В бухгалтерском учете кредитных организаций появились отдельные балансовые счета для учета ЦФА. Сейчас в активах банковского сектора на цифровые финансовые активы приходится 7 млрд рублей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Внедряем электронный документооборот в учреждении, пошаговая инструкция

Бюджетным (автономным) учреждениям не стоит бояться перехода на электронное применение первичных документов. Цель использования последних исключительно из-за удобства применения и хранения.

Внедряем электронный документооборот в учреждении, пошаговая инструкция
Маркетинг

10 трендов в стратегических коммуникациях, которые изменят подход к маркетингу

Мир стремительно развивается и вносит изменения во все сферы жизни, включая методы и подходы к коммуникации. Новейшие технологии и цифровизация создают возможности для инновационного подхода к маркетинговым стратегиям.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

ИИ все же заменит бухгалтеров, говорят осталось чуть-чуть. Сами бухгалтеры так не считают. 🤖«Ночной бухгалтер» № 1644

Тут одно исследование провели и говорят скоро бухгалтеров и кадровиков можно будет заменить искусственным интеллектом без проблем. А вот сами бухгалтеры уверены, что этому не бывать. Ни один ИИ не справится с такими запутанными штуками как ЕНС или НДС.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
535
Цифровой рубль

Цифровой рубль будет подчиняться антиотмывочному закону

Центробанк будет оценивать подозрительные операции на электронной платформе, блокировать цифровые рубли и отправлять информацию в Росфинмониторинг.

Что такое прогрессивное налогообложение, к которому хотят прийти власти

Прогрессивное налогообложение — это система, построенная на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика. Чем больше доход получаем, тем больше налога платим.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Охрана труда

Что должен знать сотрудник об охране труда. Какая ответственность грозит за ее нарушение

Для многих «охрана труда» — это всего лишь ежегодное посещение кабинета СОТ (службы охраны труда), чтобы поставить подпись в журнале прохождения инструктажа. На самом же деле это сложная система нормативов и мероприятий, которую контролирует государство. Знать все нюансы от рядового сотрудника не требуется, но ему стоит изучить свои права и обязанности в этой области — ведь речь идет в том числе о его личной безопасности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: цены на пиво вырастут, IT-специалисты стали чаще брать займы «до зарплаты», каждый 3-й россиянин в группе риска по инсульту

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

197

Контент-маркетинг для чайников. Как использовать посты для увеличения продаж

Бизнесу важно найти своего клиента. Но как зацепить и завоевать его доверие, не вкладывая деньги в рекламу? Чтобы оставаться на плаву, компании необходимо постоянно искать новые способы привлечения клиентов. Один из таких способов — контент-маркетинг. В этой статье разберемся, что из себя представляет контент-маркетинг и какую пользу он может принести.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Сотрудник должен выйти на работу на следующий день после заключения договора

Если в условиях трудового не указана точная дата, с которой работник должен приступить к выполнению своих задач, он обязан выйти на работу на следующий день.

47% работодателей оплачивают для сотрудников курсы повышения квалификации

Большинство компаний тратят на образование сотрудников не менее 10% от своих ежемесячных расходов. Работодателям важно, чтобы персонал умел пользоваться современными инструментами и быстро адаптироваться к изменениям.

УК РФ

Будут судить ИП за кражу земельных участков на 530+ млн рублей

В Московской области перед судом предстанет местный предприниматель, обвиняемый в организации преступного сообщества для хищения земельных участков.

НДС

Обновлены данные о безопасной доле вычетов НДС

ФНС обновила сводные статистические данные по НДС по регионам. На сайте службы опубликована форма 1-НДС по состоянию на 1 января 2024 года. Плательщикам НДС их следует использовать для самоконтроля.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кейс. Переход с 1C:УПП на 1C:ERP с внедрением механизма расчёта себестоимости и учетом продукции «в пути»

Как учитывать товары и комплектующие в пути. Технология быстрого внедрения.

Кейс. Переход с 1C:УПП на 1C:ERP с внедрением механизма расчёта себестоимости и учетом продукции «в пути»

Интересные материалы

Метод GTD: как делать дела сделанными

Говорят, когда у человека много задач, он лучше работает. Да ладно?!

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру