Клерк.Ру

Расчет нормативных затрат на выполнение государственного (муниципального) задания АУ

79984

Основная деятельность автономного учреждения осуществляется на основании государственного (муниципального) задания, утвержденного и доведенного до него учредителем.

На выполнение этого задания в соответствующем бюджете бюджетной системы РФ предусматриваются бюджетные ассигнования, которые выделяются учреждению в виде субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) и содержанием имущества. Для того чтобы определить необходимый объем субсидии на очередной финансовый год, следует произвести расчет указанных нормативов. В данной статье рассмотрены методы определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества, приведены практические примеры.

Согласно бюджетному законодательству формирование государственного (муниципального) задания автономному учреждению (ФГАУ, ГАУ, МАУ) и его финансовое обеспечение осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования (то есть их учредителями) (ст. 69.2 БК РФ). Как правило, нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальных образований разрабатываются в соответствии с федеральным законодательством, поэтому принципы организации работы по формированию и финансовому обеспечению государственных (муниципальных) заданий в основном аналогичны для всех учреждений федерального, регионального и местного уровней.

Прежде чем начать разговор о порядке и методах определения нормативных затрат, связанных с оказанием автономными учреждениями услуг (выполнением работ) и содержанием имущества, ознакомимся с основной нормативной базой, регламентирующей условия и порядок формирования государственного задания для федеральных автономных учреждений и порядок его финансового обеспечения.

Нормативный правовой акт

Предназначение документа

Постановление Правительства РФ от 18.03.2008 № 182 «Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее – Постановление № 182, Положение № 182)

Определяет условия и порядок формирования государственного задания федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функции и полномочия учредителя, в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания

Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее – Постановление № 671)

– вносит изменения в Постановление № 182 в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений в рамках Федерального закона № 83‑ФЗ*;

– утверждает формы базового (отраслевого) и ведомственного перечней государственных услуг (работ), на основании которых учредитель формирует задания для подведомственных ему учреждений;

– обязывает Минфин и Минэкономразвития разработать и утвердить методические рекомендации по расчету нормативных затрат и формированию государственных заданий, а также по контролю за их выполнением (утвержденные акты поименованы ниже);

– устанавливает положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения ими государственного задания (в том числе форму государственного задания, которая может быть использована при формировании задания и для автономного учреждения)

Приказ Минфина РФ № 137н, Минэкономразвития РФ № 527 от 29.10.2010 «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений» (далее – Рекомендации № 137н)

 

Разработан в соответствии с Постановлением № 671 с целью оказания методической помощи федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений, по порядку определения нормативных затрат на оказание государственных услуг данными учреждениями и нормативных затрат на содержание имущества

Приказ Минфина РФ № 136н, Минэкономразвития РФ № 526 от 29.10.2010 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением» (далее – Рекомендации № 136н)

Содержит описание рекомендуемых подходов к организации работы по формированию государственных заданий учредителями в отношении подведомственных им федеральных бюджетных или автономных учреждений, а также рекомендации по контролю за выполнением государственного задания

Приказ Минэкономразвития РФ от 03.12.2008 № 423 «Об утверждении типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ)»

Утверждает типовую форму соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ)

Приказ Минэкономразвития РФ от 03.12.2008 № 424 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения»

 

Устанавливает порядок формирования государственного задания в отношении автономных учреждений и его рекомендуемую форму. Однако согласно изменениям, которые были внесены с 01.01.2011 в Положение № 182 Постановлением № 671, рекомендуемая данным приказом форма не соответствует содержанию государственного задания, приведенному в п. 3 Положения № 182. По мнению автора, при формировании задания в отношении автономных учреждений также может применяться форма государственного задания, утвержденная Постановлением № 671, несмотря на то что она предусмотрена для федеральных бюджетных и казенных учреждений. Это подтверждается нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, которыми утверждены новые формы (например, Постановление администрации г. Н. Новгорода от 23.05.2011 № 2009)

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания автономным учреждением (п. 2 ст. 69.2 БК РФ).

Заметим, само задание содержит только показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) в натуральном выражении. Для того чтобы запланировать бюджетные ассигнования (субсидии автономным учреждениям), нужно рассчитать объем государственного (муниципального) задания в стоимостном выражении. Иными словами, помимо задания, должен быть документ, содержащий исходные данные (результаты и порядок расчетов), подтверждающие (обосновывающие) необходимый объем субсидий.

Порядок определения нормативных затрат

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием автономными учреждениями в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (ст. 78.1 БК РФ). (Для федеральных автономных учреждений данный порядок регламентирован указанными выше в таблице нормативными актами.)

В пункте 2 Рекомендаций № 137н уточнено, что порядок определения нормативных затрат в отношении федеральных автономных учреждений устанавливается их учредителями по согласованию с Минфином и Минэкономразвития. Иными словами, для каждого учреждения действует свой ведомственный порядок, установленный учредителем с учетом отраслевых и иных особенностей.

По решению учредителя указанный порядок может устанавливаться (п. 4 Рекомендаций № 137н):

1) отдельно по каждому учреждению;

2) в среднем по группе учреждений (рассчитываются как отношение суммы нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по всем учреждениям, входящим в группу, к количеству указанных учреждений (п. 5 Рекомендаций № 137н));

3) по группе учреждений с использованием корректирующих коэффициентов, учитывающих их особенности, например место нахождения учреждения, статус муниципального образования, на территории которого оно расположено, обеспеченность инженерной инфраструктурой и другие критерии (рассчитываются путем умножения среднего значения нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по группе учреждений на корректирующие коэффициенты (п. 6 Рекомендаций № 137н)).

Кроме того, порядок расчета нормативных затрат может быть установлен учредителем для одной либо нескольких однотипных государственных услуг, включенных в утвержденный им ведомственный перечень услуг, и может содержать:

– методику расчета удельной расчетной стоимости предоставления в очередном финансовом году и плановом периоде единицы услуги, оказываемой автономным учреждением в рамках задания;

– методику расчета объема затрат на содержание в очередном финансовом году и плановом периоде недвижимого и особо ценного движимого имущества автономных учреждений;

– виды применяемых корректирующих коэффициентов (в случае наличия таковых) и способы их расчета;

– порядок изменения нормативных затрат, в том числе в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие требования к оказанию услуг, а также в случае изменения объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе о бюджете соответствующего уровня для финансового обеспечения выполнения задания.

При изменении нормативных затрат на оказание услуги и содержание имущества не допускается уменьшение субсидии, предоставляемой на финансовое обеспечение выполнения задания в течение срока его выполнения, без соответствующего изменения задания (п. 3 Рекомендаций № 137н).

Методы определения нормативных затрат

Расчет нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) может осуществляться с использованием различных методов либо их комбинации (разд. 2 Рекомендаций № 137н). Рассмотрим их в таблице.

Метод

Характеристика

Нормативный (метод прямого счета)

Предполагает определение структуры затрат на оказание услуги и отдельный расчет каждой составляющей нормативных затрат исходя из требований к качеству и условиям оказания услуги (например, расчет заработной платы преподавателя на одного студента (ученика) исходя из требований к учебному плану, количеству преподавателей, количеству студентов (учеников) и ставки оплаты труда, принятой в учреждении). В случае, если существуют утвержденные нормативы, выраженные в натуральных показателях, в том числе нормативы питания, оснащения мягким инвентарем, медикаментами, нормы потребления расходных материалов, нормативы затрат рабочего времени, нормативы снижения объемов потребления энергетических ресурсов в соответствии с требованиями энергетической эффективности или иные натуральные показатели, необходимые для оказания государственной услуги должного качества, указанные нормативы используются при определении нормативных затрат. В случае отсутствия утвержденных нормативов (натуральных показателей) и/или соответствующих стандартов оказания услуги учредитель в целях определения нормативных затрат может самостоятельно установить нормативы, выраженные в натуральных показателях.

Применяется в части затрат, имеющих прямое отношение к оказанию конкретной услуги (заработная плата специалистов, оказывающих услугу, используемые при оказании данной услуги материалы и иные прямые затраты)

Структурный (для отдельных статей затрат)

Предполагает определение отдельных статей расходов пропорционально выбранному основанию, например, пропорционально:

– затратам на оплату труда с начислениями персоналу, участвующему в оказании услуги;

– площади помещения, используемого для оказания услуги;

– объему оказываемых услуг в случае, если они имеют одинаковую единицу измерения объема (чел., тыс. чел., посещений и т. д.).

Например, расходы на общехозяйственные нужды, затраты, связанные с использованием имущества и т. п., распределяются между государственными услугами пропорционально (в том числе с применением поправочных коэффициентов для разных типов затрат) затратам на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда основного персонала

Экспертный (для отдельных статей затрат)

Рекомендуется применять данный метод, если невозможно определить долю одной или нескольких статей расходов в общей сумме расходов на оказание услуги. При применении экспертного метода нормативные затраты в отношении соответствующих затрат (расходов) определяются на основании экспертной оценки, например:

– оценка доли затрат (в частности, трудозатрат, расходных материалов, коммунальных платежей) в общем объеме затрат, необходимых для оказания услуги, и др.;

– количество обращений потребителей услуги;

– оценка условного объема площадей, необходимых для оказания услуги

Выбор методов определения нормативных затрат в отношении каждой группы расходов осуществляется в зависимости от отраслевых, территориальных и иных особенностей оказания государственных (муниципальных) услуг (п. 13 Рекомендаций № 137н).

Расчет нормативных затрат
на оказание услуг (выполнение работ)

Нормативные затраты на оказание единицы услуги в соответствующем финансовом году (Ni) определяются по формуле (п. 14 Рекомендаций № 137н):

Ni = ΣjGj, где:

Gj – нормативные затраты, определенные для j-й группы затрат на единицу услуги на соответствующий финансовый год (состав групп затрат определяется учредителем с учетом особенностей оказания каждой услуги, входящей в перечень услуг).

 

При определении нормативных затрат на оказание единицы услуги все расходы, связанные с ее оказанием, делятся на прямые (непосредственно связанные с оказанием услуги) и косвенные (общехозяйственные), которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги, и к нормативным затратам на содержание имущества.

Рассмотрим в таблице виды затрат и способы их определения.

Виды затрат

Способы их определения

Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги

На оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании услуги

Определяются исходя из потребности в количестве персонала, принимающего участие в оказании государственной услуги, по категориям с учетом норм труда в соответствии с действующей системой оплаты труда и с учетом индексации

 

На приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания услуги

Определяются исходя из нормативных объемов потребления материальных запасов (в случае их утверждения) или фактических объемов потребления материальных запасов за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении и включают затраты на приобретение материальных запасов, непосредственно используемых для оказания государственной услуги

Иные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги

Рассчитываются как произведение стоимости услуг, работ и их количества, необходимого для оказания единицы государственной услуги

Нормативные затраты на общехозяйственные нужды

На коммунальные услуги (за исключением затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества)

Определяются обособленно по видам энергетических ресурсов исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом требований энергоэффективности и энергосбережения* или исходя из фактических объемов потребления коммунальных услуг за прошлые годы с учетом изменений в составе используемого при оказании государственных услуг особо ценного движимого и недвижимого имущества:

– нормативные затраты на холодное водоснабжение и водоотведение;

– нормативные затраты на горячее водоснабжение;

– нормативные затраты на теплоснабжение (учитываются в размере 50% общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей);

– нормативные затраты на электроснабжение (учитываются затраты в размере 90% общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей)

На содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем, а также недвижимого имущества, находящегося у учреждения на основании договора аренды или безвозмездного пользования

Определяются исходя из нормативов потребления или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении в разрезе затрат:

– на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности;

– на аренду недвижимого имущества;

– на содержание прилегающих территорий в соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами;

– на содержание недвижимого имущества

На содержание объектов особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем (далее – нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества)

Определяются исходя из нормативов потребления или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении в разрезе затрат:

– на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов особо ценного движимого имущества;

– на материальные запасы, потребляемые в рамках содержания особо ценного движимого имущества, не отнесенные к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги;

– на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

– прочих затрат на содержание особо ценного движимого имущества

На приобретение услуг связи

 

Определяются исходя из нормативов потребления или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении

 

На приобретение транспортных услуг

На оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании услуги

Рассчитываются исходя из количества единиц (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании услуги) по штатному расписанию, утвержденному руководителем учреждения, с учетом действующей системы оплаты труда

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261‑ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В случае если учреждение осуществляет платную деятельность, обозначенную в уставе, сверх установленного в задании учредителя объема услуг (работ), при расчете нормативных затрат на общехозяйственные нужды данные расходы первоначально необходимо распределить между видами деятельности, то есть выделить долю затрат на общехозяйственные нужды, связанную с оказанием платных услуг (выполнением работ) сверх установленного задания и иных видов деятельности, приносящих доход. Заметим, в настоящее время законодательством не установлен порядок распределения общехозяйственных затрат между видами деятельности. По сути, такая методика должна быть разработана либо учредителем, либо непосредственно в учреждении по согласованию с учредителем и закреплена внутренним нормативным актом.

Если учреждение оказывает несколько услуг в рамках государственного задания, распределять затраты на общехозяйственные нужды по отдельным услугам рекомендуется одним из следующих способов:

– пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании государственной услуги;

– пропорционально площади, используемой для оказания каждой государственной услуги (при возможности распределения общего объема площадей учреждения между оказываемыми государственными услугами);

– путем отнесения всего объема затрат на общехозяйственные нужды на одну услугу (или часть оказываемых учреждением услуг), выделенную(ых) в качестве основной(ых) услуги(услуг) для учреждения;

– пропорционально иному выбранному показателю.

Обратите внимание на то, что при определении нормативных затрат не учитываются:

1) субсидии на иные цели, предоставленные учреждению из соответствующего бюджета на основании абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ;

2) бюджетные инвестиции;

3) финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий органа власти по исполнению публичных обязательств в денежной форме.

Порядок расчета нормативных затрат на работы, выполняемые в рамках государственного (муниципального) задания, определяется учредителем индивидуально. В случае если установлена единица измерения объема работы (например, на благоустройство одного метра площади, проведения одного соревнования с численностью до 100 человек), нормативные затраты на работы могут быть рассчитаны аналогично нормативным затратам по услугам.

Расчет нормативных затрат
на содержание имущества

В соответствии с п. 27 Рекомендаций № 137н нормативы на содержание имущества рассчитываются с учетом затрат:

– на потребление электрической энергии в размере 10% общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;

– на потребление тепловой энергии в размере 50% общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;

– на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки.

В случае если учреждение использует газ, котельно-печное или иное топливо в качестве тепловой энергии, расходы на указанные виды энергетических ресурсов учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества аналогично затратам на теплоснабжение.

Нормативные затраты на потребление тепловой и электрической энергии определяются исходя из требований энергоэффективности и энергосбережения, а также изменений в составе используемого при оказании государственных услуг особо ценного движимого и недвижимого имущества (в случае сдачи в аренду с согласия учредителя указанного имущества).

Оформление результатов расчетов нормативных затрат

Первоначальный расчет нормативных затрат, как правило, осуществляется непосредственно в учреждении и оформляется в виде таблиц с указанием формул расчета в установленном учредителем порядке.

Объем финансового обеспечения выполнения задания учреждениями, определяемый на основе нормативных затрат, не может превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета и бюджетными росписями главных распорядителей бюджетных средств на соответствующий финансовый год и плановый период (п. 7 Рекомендаций № 137н).

Рассмотрим на примере основные методы расчета нормативных затрат и оформление их результатов. Однако отметим, что порядок расчетов может существенно отличаться от порядка, приведенного в примере, в зависимости от отраслевой специфики учреждения и видов оказываемых им услуг (выполняемых работ).

Учредитель представил автономному учреждению предварительные показатели государственного задания на очередной финансовый год, в рамках которого учреждению предстоит выполнить два вида работ в интересах общества.

Учреждение также осуществляет приносящую доход деятельность.

Необходимо рассчитать объем нормативных затрат, связанных с выполнением государственного задания, и представить учредителю расчетные данные для определения объема субсидий на основании установленного им порядка. Для расчета нормативных затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда, материальные расходы, иные прямые затраты используется нормативный метод. Для расчета нормативных затрат на общехозяйственные нужды применяется структурный метод путем распределения затрат пропорционально объему затрат по оплате труда основного персонала. Нормативные затраты на содержание имущества определяются общей суммой методом прямого счета.

В учреждении установлен следующий алгоритм работы:

1)определение групп затрат на выполнение государственных работ и содержание имущества;

2)распределение затрат, связанных с выполнением работ, на прямые и косвенные;

3)распределение прямых затрат в разрезе видов работ;

4)распределение косвенных расходов (на общехозяйственные нужды) по видам деятельности (методика распределения закреплена в учетной политике учреждения и согласована с учредителем);

5)распределение части нормативных расходов на общехозяйственные нужды, отнесенных к затратам на выполнение государственных работ, пропорционально оплате труда основного персонала;

6) расчет нормативных затрат в разрезе видов работ (с учетом приведенной выше детализации) и оформление результатов.

1. Производится расчет нормативных затрат, связанных с выполнением государственных работ. Для того чтобы упростить пример, приведем условные данные с указанием применяемых формул расчетов.

Группы нормативных затрат

Формула расчета

Норматив всего,
тыс. руб.

Норматив

(работа 1),

тыс. руб.

Норматив

(работа 2),

тыс. руб.

Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего участие в выполнении государственных работ (Nот), где:

Nот = ЗП + Н

536,8

389,2

147,6

– ЗП – затраты на оплату труда;

 

 

 

 

– Н – начисления на выплаты по оплате труда

 

 

 

 

Затраты на оплату труда (ЗП), где:

– ФОТ – годовой фонд оплаты труда специалистов, занятых выполнением государственных работ, тыс. руб.;

– Ту – нормативное рабочее время (в год) на выполнение государственной работы*, дни;

– Тг – общая продолжительность рабочего времени в год, дни

ЗП = ФОТ / Тг х Ту

400

290

110

400

 –

 –

248

180

68

248

 –

 –

Начисления на выплаты по оплате труда (Н), где:

– ЗП – затраты на оплату труда, тыс. руб.;

– t – тариф страхового взноса, %

Н = ЗП х t

136,8

99,2

37,6

400

290

110

34,2

34,2

34,2

Нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе выполнения государственной работы (Nмз)

Nмз = в соответствии с установленным нормативом

100

75

25

Иные нормативные затраты, связанные с выполнением государственной работы (Nиные), где:

– Zоб – затраты на приобретение оборудования, тыс. руб.;

– Zик – затраты на информационно-консультационные услуги, тыс. руб.

Nиные = Zоб + Zик

400

230

170

350

200

150

50

30

20

ВСЕГО нормативных затрат, непосредственно связанных с выполнением работ (Nоб)

Nоб = Nот + Nмз + Nиные

1 036,8

694,2

342

В соответствии с трудовым законодательством работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором. Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда (ст. 160, 161 ТК РФ).

2. После расчета нормативов прямых затрат производится расчет нормативов на общехозяйственные нужды (косвенных затрат) в следующем порядке:

– определяется объем расходов на общехозяйственные нужды, которые нельзя отнести к той или иной работе;

– общий объем нормативных затрат на общехозяйственные нужды распределяется между видами деятельности (80% от общих затрат на общехозяйственные нужды относятся на затраты, связанные с выполнением государственных работ, 20% – на затраты по приносящей доход деятельности).

Для упрощения примера приведем условные данные с указанием формул расчетов.

Группа нормативных затрат

Формула расчета

Норматив общий

(100%)

Норматив по видам деятельности

В рамках госзадания (80%)

Платная деятель-ность

(20%)

Нормативные затраты на коммунальные услуги (Nку), где:

– Nхв,вод – нормативные затраты на холодное водоснабжение и водоотведение;

– Nгв – нормативные затраты на горячее водоснабжение;

– Nт – нормативные затраты на потребление тепловой энергии;

– Nэ – нормативные затраты на потребление электрической энергии

Nку = Nхв,вод + Nгв + Nт + Nэ

900

720

180

Нормативные затраты на холодное водоснабжение и водоотведение (Nхв,вод), где:

– Тхв – тариф на холодное водоснабжение на соответствующий год, руб.;

– Vхв – объем потребления холодной воды в соответствующем году, куб. м;

– Твод – тариф на водоотведение на соответствующий год, руб.;

– Vвод – объем водоотведения в соответствующем году, куб. м

Nхв,вод = Tхв х Vхв + Tвод х Vвод

150

120

30

Нормативные затраты на потребление тепловой энергии (Nо), где:

– Тт – тариф на потребление тепловой энергии на соответствующий год;

– Vт – объем потребления тепловой энергии в соответствующем году, Гкал;

– 0,5 – доля затрат в общем объеме затрат на оплату тепловой энергии

Nт = Tт х Vт х 0,5

500

400

100

Нормативные затраты на потребление электрической энергии (Nэ), где:

– Тэ – тариф на электрическую энергию на соответствующий год;

– Vэ – объем потребления электрической энергии в соответствующем году, кВт/ч;

– 0,9 – доля затрат в общем объеме затрат на оплату электрической энергии

Nэ = Tэ х Vэ х 0,9

250

200

50

Нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества (Nни), где:

– Нос/пб – нормативные затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности;

– Наренда – нормативные затраты на аренду недвижимого имущества;

– Нс – нормативные затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами;

– Нпроч – прочие нормативные затраты на содержание недвижимого имущества

Nни = Нос/пб + Наренда + Нс + Нпроч

180

144

36

50

40

10

100

80

20

10

8

2

20

16

4

Нормативные затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества (Nди), где:

– Нто/тр – нормативные затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов особо ценного движимого имущества;

– Нмз – нормативные затраты на материальные запасы, потреб-ляемые в рамках содержания особо ценного движимого имущества, не отнесенные к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги;

– Носаго – нормативные затраты на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

– Нпроч – прочие нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества

Nди = Нто/тр + Нмз + Носаго + Нпроч

100

80

20

20

16

4

10

8

2

50

40

10

20

16

4

Нормативные затраты на приобретение услуг связи (Nсв)

Zсв – затраты на приобретение услуг связи

Nсв = Zсв

200

160

40

Нормативные затраты на приобретение транспортных услуг (Nтр)

Zтр – затраты на приобретение транспортных услуг

Nтр = Zтр

50

40

10

Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждений, которые не принимают участия в выполнении государственной работы (Nотауп)

Nотауп = ЗПауп + Оначауп

402,6

322,1

80,5

Затраты на оплату труда (ЗПауп)

ФОТауп – годовой фонд оплаты труда АУП

ЗПауп = ФОТауп

300

240

60

300

240

60

Начисления на выплаты по оплате труда (Науп), где:

– ЗПауп – затраты на оплату труда;

– k – тариф страхового взноса (34,2%)

Науп = ЗПауп х k

102,6

82,1

20,5

Прочие нормативные затраты на общехозяйственные нужды (Nпр), где:

– ПРск – затраты на служебные командировки;

– ПРпк – затраты на повышение квалификации персонала;

– ПРомо – затраты на обязательные медицинские осмотры и освидетельствование работников

Nпр = ПРск + ПРпк + ПРомо

150

120

30

50

40

10

50

40

10

50

40

10

ВСЕГО нормативных затрат на общехозяйственные нужды

Nку +Nни + Nди + Nсв + Nтр + Nотауп + Nпр

1 982,6

1 586,1

396,5

3. Определяются доли затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда основного персонала по услуге 1 (D(работа 1)), по услуге 2 (D(работа 2)) в общей сумме затрат на оплату труда и начислений по оплате труда основного персонала по формулам:

D(работа 1) = Nот (работа 1) / Nот х 100 = 389,2 тыс. руб. / 536,8 тыс. руб. х
100 = 72,5%

D(работа 2) = Nот (работа 2) / Nот х 100 = 147,6 тыс. руб. / 536,8 тыс. руб. х
100 = 27,5%

4. Далее распределяются нормативы затрат на общехозяйственные нужды пропорционально оплате труда основного персонала (с учетом D(работа 1), D(работа 2)):

Вид работ

Доля затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда основного персонала

Нормативные затраты на коммунальные услуги

Нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества

Нормативные затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества

Нормативные затраты на приобретение услуг связи

Нормативные затраты на приобретение транспортных услуг

Нормативные затраты на оплату труда и начисления по оплате труда персонала, которые не связаны с выполнением работы

Прочие нормативные затраты на общехозяйственные нужды

ВСЕГО нормативных затрат на общехозяйственные нужды в рамках выполнения госзадания

%

тыс. руб.

Работа 1

72,5

522

104,4

58

116

29

233,5

87

1 149,9

Работа 2

27,5

198

39,6

22

44

11

88,6

33

436,2

Итого

100

720

144

80

160

40

322,1

120

1 586,1

5. Определяются нормативные затраты на содержание имущества. Для упрощения примера приведем условные данные с указанием применяемых формул расчетов.

Группа нормативных затрат

Формула расчета

Норматив (всего),
тыс. руб.

Нормативные затраты на потребление тепловой энергии (Nо), где:

– ТО – тариф на потребление тепловой энергии, установленный на соответствующий год, руб.;

– VО – объем потребления тепловой энергии (в Гкал) в соответствующем финансовом году;

– 0,5 – доля затрат в общем объеме затрат на оплату тепловой энергии

NО = ТО х VО х 0,5

500,0

Нормативные затраты на потребление электрической энергии (Nэ), где:

– ТЭ – тариф на электрическую энергию, установленный на соответствующий год, руб.;

– VЭ – объем потребления электрической энергии (кВт/ч) в соответствующем финансовом году;

– 0,1 – доля затрат в общем объеме затрат на оплату электрической энергии

NЭ = ТЭ х VЭ х 0,1

27,0

Нормативные затраты на уплату налогов (Nнал), где:

– Nнал им – затраты на уплату налога на имущество учреждения;

– Nнал зем – затраты на уплату земельного налога

Nнал = Nнал им + Nнал зем

1 200,0

200,0

1 000,0

ВСЕГО нормативных затрат на содержание имущества

 

1 727,0

Результаты расчетов представляются в форме, установленной учредителем:

Вид работ

Нормативные затраты, непосредственно связанные с выполнением государственных работ

Нормативные затраты на общехозяйственные нужды

Итого нормативные затраты на выполнение государственных работ

Объем

Затраты на содержание имущества

Сумма финансового обеспечения выполнения государственного задания

 

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

ед.

тыс. руб.

тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

Работа 1

694,2

1 149,9

1 844,1

 –

1 727,0

4 349,9

Работа 2

342,6

436,2

778,8

 –

Итого

1 036,8

1 586,1

2 622,9

 –

1 727,0

4 349,9

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Мнения
 
Аватар

Аноним, Вы писали:
"Цитата:
"

Норматив общий

(100%)

Норматив по видам деятельности

В рамках госзадания (80%)
"
"
Вопрос: На основании какого приказа или постановления идет именно такое разделение процентов?

Аватар
Я вообще не понимаю зачем все это придумали. Да еще и при нищем бюджете. Какие там нормативные затраты??? Хоть бы заработную плату финансировали в полном объеме!!!
Аватар
поразительно то что нормы затрат мы подделываем под тот объем финансирования, который нам "спускают", так какие же это нормы? 

Аватар

Цитата:
"поразительно то что нормы затрат мы подделываем под тот объем финансирования, который нам "спускают", так какие же это нормы? " И неужели так считают даже в Москве, а не только в нашем дотационном регионе?!

Аватар

Из любой безвыходной ситуации есть выход. Экспертный метод - решение проблемы.

Создаём "компетентную рабочую группу". Усиленно думаем. Экспертным путем устанавливаем нужные нормативы. Рассчитываем задание под нужный объём финансирования. Хрен кто подкопается. 

Аватар
Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания автономным учреждением (п. 2 ст. 69.2 БК РФ).

Заметим, само задание содержит только показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) в натуральном выражении. Для того чтобы запланировать бюджетные ассигнования (субсидии автономным учреждениям), нужно рассчитать объем государственного (муниципального) задания в стоимостном выражении. Иными словами, помимо задания, должен быть документ, содержащий исходные данные (результаты и порядок расчетов), подтверждающие (обосновывающие) необходимый объем субсидий.

 

Аватар

Чем больше читаю, вдумываюсь про нормативные затраты понимаю что столица наша совсем не понимает как живет страна. При наших бюджетах которые только обеспечивают потребность на 30-40% в расходах, смысл считать нормативные затраты? Посчитали, прослизились. Вывод: очередной нормативный документ в некуда, такой как и сам 131 ФЗ, дорожные карты и т.д, очередное бумагоморательство. А регионы все нищают..... 

Аватар
Вот вот! Раньше нормированием целые институты занимались, а теперь это на плечи "специалистов" ГРБС сбросили! Да и отраженные нормативы в таблицах каким образом были рассчитаны? Хотелось бы конкретному учреждению с раскладкой все увидеть
Люди которым это нравится