Налоговые проверки

Встречная проверка

Осуществление такого вида налогового контроля, как встречная проверка налоговыми органами в отношении организации, вызывает неоднозначную реакцию со стороны контрагента проверяемого налогоплательщика.
7,4 тыс. 27

Осуществление такого вида налогового контроля, как встречная проверка налоговыми органами в отношении организации, вызывает неоднозначную реакцию со стороны контрагента проверяемого налогоплательщика.

Во-первых, возникает вопрос, что послужило основанием для встречной проверки и какие документы (информацию) вправе истребовать налоговые органы.

Во-вторых, за какой период имеют право истребовать документы (информацию) и привлечь к ответственности за непредставление документов.

В-третьих, есть ли обязанность повторного представления документов (информации), которые ранее представлялись по требованию в налоговые органы, и как поступить в случае, когда недостаточно срока, указанного в требовании, на представление документов (информации).

В-четвертых, когда и в каком порядке проводится встречная проверка.

С этими и другими вопросами проведения встречной проверки разберемся в данной статье.

Полномочия налоговых органов по истребованию документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках регулируются статьей 93.1 НК РФ, именно истребование документов (информации) у контрагентов часто называют встречной проверкой, хотя в действующей редакции НК РФ каких-либо упоминаний о встречных проверках нет.

К сведению! 

До 1 января 2007 г. при проведении встречных проверок налоговые органы руководствовались ст. 87, а при истребовании документов — ст. 93 Налогового кодекса РФ. С 1 января 2007 г. в Налоговом кодексе осталось два вида проверок — выездная и камеральная, а термин «встречная проверка» исчез. Однако исчез лишь термин, а действия налоговых органов, проводимые ранее в рамках встречных проверок, регламентированы теперь достаточно четко в ст. 93.1 НК РФ.

Основания и цель проведения встречных проверок

Основанием для истребования документов (информации) при встречной проверке является осуществление налоговыми органами камеральной или выездной проверки налогоплательщика. При этом документы (информация) истребуются у контрагента или иных лиц, которые располагают конкретными документами (информацией) о деятельности проверяемого (при камеральной или выездной проверке) или о конкретных сделках. 

Таким образом, необходимо сделать следующий вывод: при встречной проверке сам контрагент и его деятельность налоговыми органами не проверяются, а у него истребуются документы (информация), необходимые налоговым органам для проведения полной и всесторонней налоговой проверки налогоплательщика (ст. 88, 89, 93.1, 101 НК РФ). 

Обратите внимание! 

Истребование документов (информации) у контрагента проверяемого налогоплательщика осуществляется:

  • при проведении выездной (камеральной) проверки налогоплательщика (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
  • в период рассмотрения материалов налоговой проверки в случае назначения дополнительных мероприятий налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 93.1, п. 6 ст. 101 НК РФ);
  • вне рамок проведения налоговых проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Один из основных вопросов, который интересует контрагента проверяемого налогоплательщика при истребовании документов (информации): в каком случае истребуются документы, а в каком информация.

Документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), налоговые органы вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), при проведении налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Информацию относительно конкретной сделки вправе истребовать у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, вне рамок проведения налоговых проверок — при возникновении обоснованной необходимости (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Понятия «информация» и «документ» четко разделены и в тексте ст. 93.1 НК, и в формах поручения об истребовании документов (информации) —требования о представлении документов (информации) (п. 1, 2 ст. 93.1 НК РФ).

Информация — это любые сведения независимо от формы их представления. То есть истребованную информацию контрагент может представить и устно, и письменно, и на магнитном носителе, и по электронной почте.

Документ — это конкретный материальный носитель с определенными реквизитами, в котором зафиксирована информация, в том числе в виде текста. И если способ представления информации контрагент может выбрать самостоятельно, то документы представляются в налоговый орган в виде заверенных копий. 

В таком случае, если при истребовании информации у контрагента проверяемого налогоплательщика налоговые органы потребуют представить конкретные документы, контрагент может их не представлять, так как это требование неправомерно, что подтверждается судебной практикой (постановления ФАС ЗСО от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14), ФАС ДВО от 20.05.2009 № Ф03-2111/2009, ФАС ЦО от 09.08.2010 по делу № А68-13557/09).

Основная цель встречных проверок у контрагентов проверяемых налогоплательщиков —выяснение реальности совершаемых операций (сделок), проверка подлинности представленных налогоплательщиком документов, если у налоговых органов появятся основания предполагать выявление неотражения на счетах бухгалтерского учета результатов операций, не предусматривающих оплату денежными средствами, а также при подозрении организации в применении налоговых схем, при возникновении необходимости проанализировать деятельность контрагентов проверяемого налогоплательщика и по прямым и косвенным признакам определить его добросовестность, установить факт государственной регистрации налогоплательщика, соответствие фактического и юридического адреса, реальность существования контрагента налогоплательщика, совпадения данных по финансово-хозяйственным операциям у контрагента и проверяемого налогоплательщика и т. д.

Обратите внимание! 

Истребовать документы (информацию) налоговые органы могут не только у контрагентов, но и иных лиц (ст. 11 НК РФ: лица (лицо) — это организации и (или) физические лица, располагающие документами (информацией) о деятельности налогоплательщика и конкретных сделках. 

Так, в п. 1 Приказа ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки» указано, что согласно статье 93.1 НК РФ при необходимости получения документов (информации) кто-то вправе истребовать указанные документы (информацию) у контрагента проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента либо у лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, в том числе у правоохранительных, контролирующих, финансовых, регистрирующих и иных государственных органов, страховых организаций, банков и др.

Несмотря на существование особого порядка, предусмотренного п. 2 ст. 86 НК РФ, истребования у банков справок о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписок по операциям на счетах (письмо Минфина России от 12.01.2010 № 03-02-07/1-8), инспекторы в то же время вправе запрашивать у банков и иную информацию (документы) об их клиентах в рамках встречных проверок (письмо УФНС России по г. Москве от 09.12.2008 № 09-14/114575).

Порядок истребования документов (информации) у контрагента и иных лиц

Порядок и процедура истребования документов (информации) у контрагента и иных лиц установлены п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ, а порядок взаимодействия налоговых органов утвержден приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

  • Налоговые органы направляют письменное поручение (форма утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@) в инспекцию по месту учета лица (организации), у которого должны быть истребованы документы (информация). В поручении указывается конкретная причина запроса. Если запрашиваемая информация относится к конкретной сделке, то приводятся еще и данные, позволяющие ее идентифицировать.
  • Налоговая инспекция в течение пяти рабочих дней с момента поступления поручения направляет контрагенту или иному лицу требование о представлении документов (форма утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@). Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с момента направления заказного письма. К требованию обязательно прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).
  • Контрагент или иное лицо, получив требование о представлении документов, обязан в течение пяти рабочих дней представить копии запрашиваемых документов (информацию)лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (Приказ ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи») либо сообщить, что не располагает ими (п. 2, 5 ст. 93.1 НК РФ). При этом копии заверяются подписью руководителя (или иного уполномоченного лица) и печатью организации (Приказ ФНС РФ от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»).
  • Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации) (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). В ходатайстве необходимо указать уважительные причины (большое количество документов, требование было получено с опозданием по вине почтового отделения связи и т. д.) невозможности представления документов (информации). При этом необходимо учитывать, что продление срока представления документов (информации) является правом налогового органа, а не обязанностью.

Обратите внимание! 

Налоговые органы вправе истребовать документы (информацию), касающуюся деятельности налогоплательщика, о реквизитах проверяемой организации (наименование налогоплательщика, место его нахождения, ИНН, КПП, статус организации, информация о руководителе, уполномоченных представителях) и информацию относительно конкретной сделки (информация о сторонах сделки, ее предмете, условиях) (письмо Минфина от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209).

Обязанностью возвращать копии документов налоговые органы не располагают (письмо Минфина России от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-327). 

При необходимости налоговые органы вправе ознакомиться с подлинниками документов (письмо Минфина России от 11 января 2009 г. № 03-02-07/1-1). 

Законодательство не содержит конкретного перечня информации, которую могут запросить налоговые органы (письма Минфина России от 11 октября 2007 г. № 03-02-07/1-438, ФНС России от 25 июля 2007 г. № 06-1-04/496@). Но при всем этом должно соблюдаться требование: запрашиваемая информация должна касаться предмета проверки, изучаемой конкретной сделки.

Налоговый кодекс РФ не ограничивает период, к которому могут относиться истребуемые документы. (Письмо Минфина России от 23.11.2009 г. № 03-02-07/1-519.)

Ограничение на истребование документов (информации)

Несмотря на практически неограниченные полномочия и права налоговых органов по истребованию документов (информации), при встречной проверке у контрагентов проверяемых налогоплательщиков есть право на ограничение повторного истребования документов, необходимых для осуществления налогового контроля. В настоящее время налоговые органы не вправе требовать от контрагентов повторного представления документов, ранее представленных в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок. Необходимо также знать, что данное правило распространяется на документы, предоставленные в налоговые органы после 1 января 2011 г. (п. 8 ст. 10 федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ).

Однако, несмотря на данное ограничение, контрагенту при встречной проверке все же придется представить документы по требованию налоговых органов в следующих случаях:

  • документы были ранее представлены в инспекцию в виде подлинников, которые впоследствии были возвращены. Причем возвращены именно контрагенту, у которого они были истребованы;
  • ранее представленные копии документов утрачены инспекцией вследствие непреодолимой силы, т. е. в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств;
  • запрошенные у контрагента для встречной проверки документы были представлены на камеральную или выездную проверку до 1 января 2011 г.

Ответственность за непредставление документов (информации) по требованию налогового органа

Ответственность контрагента за несообщение налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в непредставлении (несвоевременном представлении) по запросу налогового органа имеющихся у него документов (информации), содержащих сведения о другом налогоплательщике, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). Если контрагент повторно в течение календарного года не представит документы (информацию), то штраф составит 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Однако привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной ответственности, и в дополнение к ответственности, предусмотренной в НК РФ, должностные лица организации-нарушителя привлекаются еще и к административной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 15.6 КоАП на должностное лицо может быть наложен штраф на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Указанный штраф взыскивается за непредставление в налоговые органы в установленный срок (отказ от представления, представление в неполном объеме или в искаженном виде) документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Однако когда информации, необходимой налоговым контролерам, у организации нет и представить ее она не может, штраф исключен. Этот вывод подтверждает судебная практика (постановления ФАС Центрального округа от 12 мая 2009 г. по делу № А09-12352/2008, Волго-Вятского округа от 5 мая 2009 г. по делу № А29-7381/2008).

Начать дискуссию

За уклонение от исправительных работ будут чаще сажать под стражу

Минюст разработал законопроекты, регулирующие вопрос заключения под стражу осужденных, которые уклоняются от принудительных работ.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

«Утренний бухгалтер» № 5608. Будут изменения по имущественным налогам

Законопроект уже внесен в думу.

УСН

⚡ Срочное разъяснение ФНС: как заполнить уведомление о переходе на УСН

В форме 26.2-1 ювелиры должны ставить код налогоплательщика — 4 но можно и 3.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
5
244
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
334
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

162

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
134

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
263
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

77
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Интересные материалы

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.