Уставный капитал

Взносы в уставный капитал не денежными средствами. Особенности налогового учета

При создании любой компании одним из основополагающих моментов является формирование ее уставного капитала.

При создании любой компании одним из основополагающих моментов является формирование ее уставного капитала.

Уставным капиталом называют средства, первоначально инвестированные собственниками для обеспечения деятельности организации, предусмотренной ее уставом.

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов.

Минимальный размер уставного капитала в РФ определяется исходя из базовой суммы минимального размера оплаты труда (МРОТ), в настоящее время равной 100 руб. и применяемой для исчисления:

  • налогов,
  • сборов,
  • штрафов
  • и иных платежей, размер которых в соответствии с законодательством РФ определяется в зависимости от МРОТ,
  • а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ.

Кроме того, действующим законодательством может быть предусмотрен минимальный размер уставного капитала в твёрдой денежной сумме.

Минимальный размер уставного капитала (фонда) составляет:

  • для общества с ограниченной ответственностью — 10 000 руб. (ст.14 закона №14-ФЗ).
  • для закрытого акционерного общества — 100 МРОТ (ст.26 закона №208-ФЗ).
  • для открытого акционерного общества — 1000 МРОТ (ст.26 закона №208-ФЗ).
  • для государственного предприятия — 5000 МРОТ (ст.12 закона №161-ФЗ)
  • для муниципального унитарного предприятия — 1000 МРОТ (ст.12 закона №161-ФЗ).

Для того, чтобы осуществить государственную регистрацию новой компании необходимо, чтобы было оплачено не менее 50% уставного капитала.

Для акционерного общества (АО) допускается государственная регистрация без оплаты уставного капитала, однако не менее 50 % уставного капитала необходимо оплатить в течение трёх месяцев с момента государственной регистрации.

Оплатить оставшуюся неоплаченной часть УК необходимо в течение одного года с момента государственной регистрации.

Внести вклад в уставный капитал можно как денежные средства, так и ценные бумаги, а так же различные материальные ценности или имущественные права, имеющие денежную оценку.

Если размер вклада в УК ООО, вносимого имуществом, составляет более 20 000 руб., то необходимо заключение независимого оценщика о стоимости передаваемого имущества.

В случаях взноса имущественного вклада в размере 20 000 руб. и менее, денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно.

В статье будут рассмотрены требования действующего законодательства к взносам в уставный капитал, сделанным не денежными средствами и порядок налогового учета таких взносов для обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и закрытых акционерных обществ (ЗАО).

Так же мы рассмотрим некоторые вопросы, касающиеся налогового учета полученного в качестве взноса в УК имущества для целей налога на прибыль и для целей налога на имущество, комментарии Минфина по данной теме.

ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ВКЛАДА В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ ИМУЩЕСТВОМ

Как уже было сказано выше, кроме денежных средств оплата долей и акций может осуществляться имуществом, имеющим денежную оценку.

Такой порядок оплаты взносов в уставный капитал предусмотрен:

  • п.2 ст.34 Федерального закона от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»,
  • п.1 ст.15 Федерального закона от 08.02.1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

При этом необходимо помнить, что оплата иных эмиссионных ценных бумаг в акционерных обществах может осуществляться только деньгами.

Так же Уставом организации могут быть установлены виды имущества, которое не может быть внесено для оплаты долей в уставном капитале общества.

При оплате акций и долей неденежными средствами, их стоимость должна быть согласована учредителями компании.

При этом, в случае необходимости (для ООО – стоимость свыше 20 000 руб., для ЗАО – во всех случаях за исключением регламентируемых п.3 ст.4 закона от 27.02.2003 №29-ФЗ) для определения рыночной стоимости такого имущества необходимо привлечь независимого оценщика.

Величина денежной оценки имущества, вносимого в уставный капитал организации, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.

Порядок проведения независимой оценки регламентирован Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с положениями ст.3 закона №135-ФЗ, под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Для целей закона №135-ФЗ, под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

  • одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
  • стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
  • объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
  • (см. текст в предыдущей редакции)
  • цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
  • платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕДАННОГО В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ

Оплатив уставный капитал имуществом, учредитель приобретает акции/доли в УК организации.

В соответствии с пп.1 и пп.2 п.1 ст.277 НК РФ, не возникает прибыли (убытка):

  • у налогоплательщика-эмитента при получении имущества (имущественных прав) в качестве оплаты за размещаемые им акции (доли).
  • у налогоплательщика-акционера (участника) при передаче имущества (имущественных прав) в качестве оплаты размещаемых акций (долей).

Это означает, что разница между стоимостью вносимого в уставный капитал имущества и номинальной стоимостью доли в этом капитале, не влияет на налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Аналогичная позиция отражена в Письме Минфина от 17.12.2010г. №03-07-11/491:

«Таким образом, при внесении вклада в уставный капитал превышение оценочной стоимости вносимого основного средства над его остаточной стоимостью у передающей стороны для целей налогообложения не учитывается

При этом стоимость приобретаемых акций (долей) для целей 25 главы НК РФ, признается равной:

  •  стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных прав),

определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права).

Обратите внимание: Стоимость вносимого имущества определяется с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА ЕГО ПОЛУЧАТЕЛЕМ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

В соответствии с положениями ст.277 Налогового кодекса, для целей налогового учета стоимость вносимого в УК имущества определяется в зависимости от статуса учредителя.

1.   Внесение вклада в УК имуществом осуществляется Российской компанией.

Имущество, полученное в виде взноса в уставный капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается:

  • по стоимости (остаточной стоимости) полученного имущества.

Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права) с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении  осуществляются передающей стороной, при условии, что эти расходы определены в качестве взноса в уставный капитал.

Амортизируемое имущество принимается для целей налогового учета:

  • исходя из затрат учредителя на его приобретение и доведение до пригодного к использованию состояния (в случае, если такое имущество не было введено в эксплуатацию),
  • либо по остаточной стоимости, т.е. первоначальной за минусом начисленной амортизации.

Письмо Минфина от 07.06.2011г. №03-03-10/48:

«Учитывая изложенное, полагаем, что в рассматриваемом случае организация, получившая технику для уборки улиц в качестве взноса в уставный капитал, отражает ее в налоговом учете по цене, оплаченной Комитетом продавцу техники, в том числе налог на добавленную стоимость.

При этом приобретение техники должно быть документально подтверждено первичными документами.

Так как данная техника ранее не эксплуатировалась, ее остаточная стоимость для целей исчисления налога на прибыль соответствует стоимости ее приобретения.

При условии, что техника используется для целей получения доходов в соответствии с положениями ст. 252 Кодекса, организация, получившая технику для уборки улиц в качестве взноса в уставный капитал, имеет право включить в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, суммы начисленной амортизации по этой технике.»

Необходимо помнить, что при определении стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества для целей налогового учета сумма, согласованная учредителями и/или рыночная стоимость, подтвержденная независимым оценщиком, никак не учитывается.

Рыночная стоимость имущества не может быть принята ни для налога на прибыль при реализации имущества, ни для начисления амортизации в налоговом учете.

Данная позиция изложена в Письме Минфина от 07.05.2009г. №03-03-06/1/304:

«С учетом изложенного, рыночная стоимость объекта основных средств, дополнительно внесенного в уставный капитал общества, рассчитанная на основании заключения независимого оценщика, не может быть применена для расчета налога на прибыль организаций.»

Стоимость вносимого имущества должна быть документально подтверждена.

В случае, если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (либо его части) признается равной нулю.

Соответственно, если впоследствии организация-получатель имущества захочет его реализовать, то для целей налогового учета по налогу на прибыль она сможет уменьшить доходы на величину расходов, только если стоимость вносимого имущества была документально подтверждена.

В случае отсутствия документального подтверждения стоимости имущества, компании придется уплатить налог на прибыль в полном размере со всей суммы полученной выручки.

В своем Письме от 06.09.12г. №03−03−10/103 Минфин указал, что доходы от реализации векселя и права требования долга, полученных в качестве взноса в  уставный капитал, для целей исчисления налога на прибыль можно уменьшить на величину расходов, определенных в соответствии со ст.277 НК РФ:

«При реализации ценных бумаг, полученных в качестве взноса в  уставный капитал, цена приобретения ценных бумаг определяется в порядке, предусмотренном абз. 3 пп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ, согласно которому имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в  уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав).

Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права) с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал.

Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю.

Учитывая изложенное, при реализации векселя, полученного налогоплательщиком в качестве взноса в уставный капитал, организация вправе учесть в расходах стоимость указанного векселя, определенную в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ.»

«В соответствии с п. 3 ст. 279 НК РФ при дальнейшей реализации права требования налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга. Учитывая изложенное, при реализации имущественного права, которое представляет собой право требования долга, полученного в виде взноса в  уставный капитал, налогоплательщик вправе уменьшить доход от реализации на  стоимость имущественного права, определенную в порядке, предусмотренном пп. 2  п. 1 ст. 277 НК РФ.»

2.   Внесение вклада в УК имуществом осуществляется иностранной компанией или физическими лицами

При внесении имущества физическими лицами и иностранными организациями его стоимостью признаются:

  • документально подтвержденные расходы на его приобретение или создание с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли в государстве,

налоговым резидентом которого является передающая сторона.

Однако, стоимость такого имущества не может быть выше рыночной стоимости этого имущества, подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством указанного государства.

Таким образом, в случае внесения имущества в УК физическим лицом или иностранной организацией, рыночная стоимость имущества, подтвержденная независимой оценкой, учитывается для целей налогового учета такого имущества в качестве «верхней планки», т.е. ограничивает его максимальную стоимость.

В случае, если имущество вносится физическим лицом, то уровень его износа может быть согласован в учредительном договоре.

При этом, стоимость вносимого имущества (затраты на его приобретение) должна быть документально подтверждена.

В Письме Минфина от 18.02.2010г. №03-03-06/1/82 ведомство напоминает налогоплательщикам о необходимости документального подтверждения расходов, формирующих первоначальную стоимость вносимого имущества:

«Для подтверждения стоимости вносимого имущества передающая сторона должна предоставить документы, которыми подтверждены расходы, формирующие первоначальную стоимость данного имущества, в ее налоговом учете, а также документы, подтверждающие размер амортизации, начисленной в отношении этого имущества.

Представленные передающей стороной вышеназванные документы подтверждают стоимость вносимого имущества, по которой оно будет отражено в налоговом учете получающей стороны.»

ОСОБЕННОСТИ АМОРТИЗАЦИИ ПОЛУЧЕННОГО В КАЧЕСТВЕ ВЗНОСА В  УК ИМУЩЕСТВА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ  НУ

Организация, получившая имущество в качестве вклада в УК, вправе за счет такого имущества производить расходы, которые будут учитываться для целей налогового учета по налогу на прибыль.

Так, если в счет взноса в УК были внесены основные средства, то у организации-получателя возникнут расходы в виде амортизации этих основных средств.

При этом, амортизация по полученным ОС будет начисляться исходя из остаточной стоимости данного имущества по данным налогового учета передающей стороны.

В случае, если при внесении в уставный капитал амортизируемого имущества, его остаточная стоимость превысит номинальную стоимость акций (доли), то получатель такого имущества в целях начисления амортизации в налоговом учете также должен будет отталкиваться именно от его остаточной стоимости в налоговом учете учредителя, а не от номинальной стоимости доли.

На это обращает внимание Минфин в своем Письме от 30.10.2009г. №03-03-06/1/718:

«Таким образом, если имущество, получаемое в оплату дополнительно размещаемых акций, признается согласно ст. 256 Кодекса амортизируемым, то его стоимость погашается путем начисления амортизации исходя из остаточной стоимости указанного имущества, определяемой по данным налогового учета у передающей стороны.»

СТОИМОСТЬ АМОРТИЗИРУЕМОГО ИМУЩЕСТВА, ВНЕСЕННОГО В УК, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО

При определении налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций, компаниям – получателям амортизируемого имущества в качестве взноса в УК необходимо помнить, что стоимость такого имущества определяется по данным бухгалтерского, а не налогового учета.

Таким образом, стоимость ОС будет различной для целей налога на прибыль и для целей налога на имущество.

Об этом напоминает Минфин в своем Письме от 03.102011г. №03-05-05-01/80

«...обращаем внимание, что в соответствии со ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

Поэтому для целей налогообложения налогом на имущество организаций основные средства учитываются по стоимости, отраженной в балансе по правилам ведения бухгалтерского учета.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н.

Пунктом 9 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и п. 12 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденного Приказом Минфина России от 10.12.2002 №126н, установлено, что первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Так, ст. 15 (п. п. 1 и 2) Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» определено, что денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно.

Одновременно установлено, что, если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем двадцать тысяч рублей, в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик при условии, что иное не предусмотрено федеральным законом.

Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком.»

Начать дискуссию

Глава Минфина: в России нужна «донастройка» налогов

Антон Силуанов готов предложить бизнесу идеи по модернизации фискальной системы.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Брокерские компании восстановились после убытка в 2022 году

Известно, что брокеры получили 33,7 млрд рублей чистой прибыли за 2023 год и стали больше зарабатывать на услугах по размещению ценных бумаг.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!
Лучшие спикеры, новый каждый день

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Пишу в техподдержку СБИС так мол и так, почему Уведомление не доходит до ФНС?

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

СФР с 11 марта 2024 года начал принимать отчеты от страхователей в электронном виде с машиночитаемыми доверенностями — МЧД СФР. Теперь документы больше не получится сдать на сайте фонда с помощью скан-копий бумажных доверенностей. Разбираемся, что поменялось для страхователей и как сейчас представлять отчеты в СФР.

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

Не самая справедливая тема, а что делать. Вы знаете (я надеюсь) что патент можно уменьшать на фиксированные взносы ИП, а еще на взносы с зарплаты работников. И правила очень похожи на уменьшение упрощенки на взносы, но, как говорится, есть нюанс.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

💳 МВД хочет ввести уголовную ответственность за передачу банковских карт незнакомцам. Адвокат: это не способствует снижению количества преступлений

Ведомство уже подготовило законопроект, который позволит отправлять за решетку тех, кто помогает мошенникам выводить украденные деньги.

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Любой бизнес не может существовать в изоляции от общества, так как является его полноценным участником. Это относится как к крупным корпорациям, так и к малым или средним предприятиям.

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С

Разберем, где компания, которая собирается внедрить 1С, может найти исполнителя, и на что обращать внимание при выборе.

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С

Сдать декларацию по УСН можно через личный кабинет ИП: как

Быстро и бесплатно сдать декларацию по УСН могут ИП, у которых есть квалифицированная электронная подпись.

🐟 Давно пора было, тут есть очевидные проблемы: реакция на введение маркировки икры

С 1 апреля и до 1 мая производители и импортеры икры должны быть зарегистрированы в системе «Честный ЗНАК» и полностью настроить все процессы по оплате кодов, подаче сведений в систему маркировки об обороте и выводу из него этой продукции.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Банки

ЦБ сможет устанавливать реквизиты распоряжения клиента в национальной платежной системе

Регулятор установит формы распоряжений, по которым клиенты смогут получать денежные переводы по картам «Мир» и через СБП.

🎉 Новый сервис «Клерк.Консультации»: задайте вопрос эксперту и получите ответ в течение нескольких часов

Если вы столкнулись со сложной ситуацией на работе и нужен срочный совет, то обратитесь к экспертам «Клерка». В течение нескольких часов вы получите подробный ответ с рекомендациями. Выберете пакет консультаций и получите доступ к базе проведенных консультаций — более 20 тыс. ответов экспертов на разные вопросы в вашем распоряжении.

ФСБУ

Правила ФСБУ могут влиять на расходы по УСН

Налоговый учет на бухгалтерский не влияет, а бухучет на налоговый может. Поэтому ряд расходов на упрощенке зависит от того, как их учли в бухгалтерском учете. 

Неочевидные риски для всех участников схем по дроблению бизнеса

Налоговая проверка может выявить у предпринимателя признаки дробления бизнеса. Но в отличие от обычной кражи, в процессе искусственного создания нескольких юрлиц с целью незаконной налоговой оптимизации все не так очевидно.

⏰ Уже завтра вы узнаете, как защитить себя при налоговых проверках

Получите советы адвоката и построите эффективную линию защиты своих прав при налоговых проверках.

Как вести учет ВЭД в 2024 году: изменения, документация и налоги

Бухгалтерский учет ВЭД фиксирует все действия, которые связаны с экспортом, импортом товаров, капитала или услуг, а также там отражается статус важных документов — это контракты, налоговые и таможенные декларации, инвойсы и т. д.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ВЭД

Россия начнет торговлю с Ираном

Страны ЕАЭС будут торговать с Ираном: снимут ограничения на ввоз товаров, а также установят специальный режим для экспортеров.

Интересные материалы

Алкодекларация: как и когда подавать, нюансы, полезные советы

Предприятия и ИП — участники алкогольного рынка должны регулярно подавать алкодекларации в соответствующие ведомства. Рассказываем, что это за отчет, как и куда он подается в 2024 году, в какие сроки.

Алкодекларация: как и когда подавать, нюансы, полезные советы