Бухгалтерия

ПБУ и их значение в условиях реформирования бухучета

Что такое ПБУ? Как что, все мы знаем – это стандарты бухгалтерского учета. Красивое название, самому нравится.
2,9 тыс. 15
ПБУ и их значение в условиях реформирования бухучета
На фото Денис Корнилов, генеральный директор ООО Аудиторская фирма «Бизнес-Студио»

Что такое ПБУ? Как что, все мы знаем – это стандарты бухгалтерского учета. Красивое название, самому нравится.

Основные после Закона «О бухгалтерском учете» документы, прямо настольная книга бухгалтера. Как что-либо непонятно, откроешь ПБУ - и светлеет разум, и уверенно тянется рука к компьютеру.

Например, радует ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность». Что сдавать за 2012г. – понятно, все как и 14 лет назад: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним и пояснительная записка, именуемые далее пояснениями. Однако, следуя данному ПБУ, реально нарушить Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", ведь там указан иной состав: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним.

Ну ладно, поняли, что руководствоваться ПБУ 4/99 не имеет смысла. А как насчет других  стандартов?

Так, ПБУ 1/2008 требует отражать в отчетности основные моменты учетной политики. Вопрос - где? Пояснительная записка канула в Лету. Форма баланса уже не является самостоятельно разрабатываемой. Отчет о прибылях и убытках при неизменной сущности почему-то поменял название.

То есть, требования ПБУ 1/2008 тоже можно всерьез не воспринимать.

Не будем вдаваться в каждый стандарт. Возьмем наугад, например, ПБУ 15/2008, посвященное расходам по займам и кредитам.

Стандарт предписывает раскрывать в бухгалтерской отчетности, как минимум, подчеркиваю, минимум, следующую информацию:

  • о сроках погашения займов (кредитов);
  • о суммах дохода от временного использования средств полученного займа (кредита) в качестве долгосрочных и (или) краткосрочных финансовых вложений, в том числе учтенных при уменьшении расходов по займам, связанных с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива;
  • о суммах включенных в стоимость инвестиционного актива процентов.

В какой же форме отчетности отразить хотя бы необходимый минимум, не говоря уже о максимуме? Получается, ПБУ 1/2008 тоже слишком много требует?

Есть и другие интересные моменты в данном ПБУ. К примеру, потрясающе написан п.2: Основная сумма обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организацией-заемщиком как кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре.

То есть, если по договору кредит составляет 100 тыс. руб., и перечисляется не одномоментно, а равными частями 50 тыс. 01.01 и 50 тыс.  01.02. , то получается, что бухгалтер по состоянию на 01.01 имеет на руках договор на 100 тыс. руб., при этом полученный кредит в сумме 50 тыс. руб.

Какая сумма отражается в учете? Казнить нельзя помиловать.

Нравится грамотное название ПБУ 2/2008 – «Учет договоров строительного подряда». Думается, речь в нем должна идти о документообороте: ведение реестра договоров, проставление порядковых номеров и т.п. Но нет, описан порядок учета при выполнении договора строительного подряда. Так чего же название написано не по-русски? Кстати, и в этом ПБУ предписывается в отчетности предоставлять всякую разную информацию, в том числе по каждому незавершенному договору. Набило уже оскомину писать, что эту информацию представлять теперь негде.

Отдельная история – момент вступления в силу стандартов.

Обычная фраза в Приказе Минфина, утверждающем очередное ПБУ, звучит так: установить, что настоящий Приказ вступает в силу с бухгалтерской отчетности такого-то года.

Это как? Возьмем то же ПБУ 2/2008. Приказ Минфина датируется октябрем 2008г. При этом ПБУ вступает в силу, начиная с отчетности за 2009г.

Но ведь отчетность не является датой. Это столь же очевидно, как нельзя складывать кастрюли с крокодилами – это разные вещи. Что законодатель имеет ввиду? Вариантов много:

  • отчетность за 2009г. надо предоставлять с учетом того, что в бухгалтерском учете за весь год ретроспективно с января по октябрь, нужно переписать проводки с учетом нового стандарта;
  • правила, введенные стандартом, следует применять, начиная с даты подписания отчетности;
  • а может, с даты предоставления отчетности пользователям?

В общем, сказать, что стандарт применяется, начиная с отчетности, это примерно то же, как начиная с первого фонарного столба за вторым поворотом.

В последнее время среди знакомых бухгалтеров осталось немного желающих вчитываться в тексты ПБУ и рваться применять их на практике.

Не особой популярностью пользуется один из последних опусов - ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Впрочем, там есть рациональное зерно. Цитирую «Обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения (далее - оценочное обязательство) может возникнуть:

а) из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров…»

Все верно, неопределенные величины из-за нормативных актов как раз и возникают.

Актуальное ПБУ!

Комментарии

9
  • НатальяС


    Департамент по бух учёту Минфина существует только для того, чтобы запутать бухгалтерский учёт, а потом штрафовать за грубое нарушение бух учёта, то есть собирать деньги в бюджет.

  • понаехавший Тут
    ПБУ вообще не нужны если есть официальные переводы стандартов МСФО на русский язык. Их все надо отменить в один день и заставить все предприятия делать отчетность по стандартам МСФО.
  • Надежда К
    понаехавший Тут, да Вы что? Очень нужен малому и среднему бизнесу этот МСФО ;)
    Бухучет вообще-то в первую очередь для организаций существует.

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
81

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
103

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
186
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

45
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
50
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.