статьи
Регионы
Регистрация
 
Регистрация
Регистрация в один клик через Ваш аккаунт в социальных сетях
Почта
Логин
Пароль
Вопрос
Для того чтобы мы могли определить, что ты человек, а не робот - нужно, чтобы JavaScript был включен. Или же произошла какая-то ошибка по которой ты не видешь вопрос. Такое возможно если установлены какие-либо расширения или дополнения к браузеру.
Ответ
 
Вход
 
Вход
Авторизация в один клик через Ваш аккаунт в социальных сетях
Логин
Пароль
 
 
забыли пароль?

Весь для бизнеса

Еще раз о бухучете с 2013 года

Алексей Петров, исполнительный директор интернет-бухгалтерии «Моё дело»

Алексей Петров

исполнительный директор интернет-бухгалтерии «Моё дело»

Специально для Клерк.Ру

С 1 января 2013 года утратил силу Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтер­ском учете» и вступил в силу закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Из новшеств, внесенных в действовавшее ранее законодательство, мы рассмотрим изменения в организации ведения бухучета.

Для кого обязателен бухгалтерский учет

По-прежнему освобождены от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели, а также те, кто занимается частной практикой (пункт 1 часть 2 статьи 6 закона № 402-ФЗ), но с существенной оговоркой: если в соответствии с налоговым законодательством они ведут учет доходов (доходов и расходов), позволяющий определить размер налога. Таким образом, бухучет необязателен для предпринимателей, которые применяют общую, патентную или упрощенную систему налогообложения, либо перешедшие на уплату единого сельхозналога, а также для тех, кто платит ЕНВД.

Организациям повезло меньше: если ранее те из них, кто применял «упрощенку», имели право вести бухгалтерский учет лишь в части основных средств и нематериальных активов, то теперь, независимо от применяемой системы налогообложения, бухучёт обязателен для всех в полном объеме.

Бухучет для малого бизнеса

Поскольку в основном «упрощенцами» являются представители малых и микропредприятий, то для них предусмотрено послабление – бухгалтерский учет они могут вести в более упрощенном режиме (пункт 3 статьи 20 и пункт 10 части 3 статьи 21 Закона № 402-ФЗ; Приказ Минфина РФ от 18.12.2012 № 164н). Напомним, что критерии отнесения к субъектам микро- и малого предпринимательства установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В частности, это организации, которые в 2011 – 2012 годах не превысили среднюю численность работников 15 и 100 человек соответственно, чья годовая выручка составила не более 60 млн. рублей и 400 млн. рублей соответственно (без учета НДС), и не более 25% уставного капитала которых принадлежит компаниям, не являющимся малыми и средними предприятиями, государству, муниципалитетам и иностранным участникам.

Упрощенная форма учета для малых предприятий

Ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме следует закрепить в учетной политике малого предприятия. Также нужно отразить те особые правила, которые, собственно, отличают упрощенный бухучёт от стандартного. Рассмотрим их подробнее.

Рабочий план счетов можно упростить, объединив некоторые счета. В Информации Минфина РФ № ПЗ-3/2010 подробно рассмотрены варианты такого объединения. Например, можно вести учет затрат на производство на счете 20 «Основное производство», а счета 23, 25, 26, 28, 29 не использовать.

Доходы и расходы можно признавать по кассовому методу – по мере поступления и расходования денежных средств. Поскольку в налоговом учете «упрощенцы» признают доходы и расходы аналогичным образом, то это поможет приблизить налоговый учет к бухгалтерскому.

Можно не применять некоторые положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Например, ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» и другие. В учетной политике стоит указать, будут ли они применяться или нет.

Финансовые вложения можно учитывать по их первоначальной стоимости, то есть отражать в учете по займам, вкладам в уставный капитал и другим вложениям сумму, которая впоследствии не меняется и не корректируется (не определяется их рыночная стоимость).

Можно отражать в отчетности текущего периода последствия изменений в учетной политике, которые оказали существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности, а также на движение денежных средств. Другие организации вынуждены пересчитывать показатели отчетности, как если бы изменения произошли в прошлом, причем пересчет делается за два предшествующих года.

Малым предприятиям можно не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов.

Возможно применение упрощенной системы регистров учета для организаций, не занимающихся производством продукции. При объеме операций не более 30 в месяц допускается ведение учета в Книге учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1.

В учетной политике следует также отразить, какие формы бухгалтерской отчетности использует организация. Приказ Минфина РФ от 17.08.2012 № 113н утвердил упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства. В них включаются показатели только по группам статей без детализации показателей. Это не означает, что какие-либо данные могут отсутствовать в отчетности, просто они не выделяются, а включаются в соответствующую группу активов или пассивов.

В приложениях к балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, при отсутствии которой невозможно оценить финансовое положение и результаты деятельности организации. В этом случае в состав бухгалтерской отчетности включаются отчеты об изменениях капитала, о движении денежных средств или пояснительная записка.

Микропредприятия – особенности простого учета

Для микропредприятий Приказ Минфина от 18.12.2012 № 164н утвердил право на ведение бухгалтерского учета по простой схеме, то есть без применения двойной записи.

В простом бухучете отсутствует понятие дебета и кредита, соответственно, учет ведется без отражения операций на взаимосвязанных счетах. В соответствующий регистр записываются все факты хозяйственной жизни предприятия. Не ведутся обобщающие счета для отражения величины собственных средств (капитала) и финансовых результатов (прибылей, убытков). Бухгалтерский баланс составляется на основе полной инвентаризации.

Регистры для простого учета можно разработать самостоятельно с соблюдением требований Закона № 402-ФЗ. Учетная форма должна содержать графы для указания даты, номера, наименования первичного документа и содержания хозяйственной операции. Следует включить графы для отражения поступления (выплаты) денежных средств.

В целом учет в таком регистре напоминает ведение налогового учета при УСН в Книге учета доходов и расходов, но здесь отражаются абсолютно все хозяйственные операции, как влияющие на налоговую базу, так и не влияющие на нее.

Очевидные преимущества бухучета по простой схеме заключаются в том, что для его ведения не требуются исполнители с высокой квалификацией, а также существенно сокращаются временные затраты.

Руководитель или бухгалтер?

Закон № 402-ФЗ не определил обязанности и полномочия главных бухгалтеров, зато впервые установил требования, предъявляемые к их квалификации. Они достаточно высоки, но применяются лишь к ограниченному кругу организаций: открытым акционерным обществам, страховым компаниям, инвестиционным фондам и т.п. К главным бухгалтерам малого бизнеса никаких особых требований закон не предъявляет.

Ответственность за организацию ведения бухучета и хранение бухгалтерских документов, как и прежде, лежит на руководителе экономического субъекта. Но если раньше руководитель всегда мог принять на себя обязанности по ведению бухучета и составлению отчетности, то теперь он обязан возложить их на главного бухгалтера или иное должностное лицо, либо заключить договор об оказании бухгалтерских услуг.

При этом все же есть исключение: руководители микропредприятий, субъектов малого и среднего бизнеса, а также индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, вправе вести бухучет самостоятельно.

Каких-либо требований к квалификации руководителя в области бухгалтерского учета закон не устанавливает, поэтому достаточно оформить соответствующий приказ о принятии на себя функций по ведению бухучета и обязательно отразить это в учетной политике организации.

Для небольших организаций, особенно для микропредприятий с простой схемой бухучёта, это существенный плюс, позволяющий избежать затрат на услуги специалиста-бухгалтера.

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
  • Мне нравится
    Люди которым это нравится
    Добавить в свой блог

    Комментарий:

    1
  • Просмотров: 


Аватар

Цитата: 

"Для микропредприятий Приказ Минфина от 18.12.2012 № 164н утвердил право на ведение бухгалтерского учета по простой схеме, то есть без применения двойной записи. "

Хорошо, что это право, а не обязанность. По-моему, уж лучше вести учет "по старинке" с двойной записью, а то разрешить разрешили, а четкий порядок ведения упрощенного учета нигде не прописан. А потом придут с проверкой, и окажется, что там ошибка, а тут неправильно...

Аватар
И кому, интересно знать, эта бухгалтерская отчетность упрощенцев нужна? В налоговых инспекциях работать некому, повальное сокращение штатов, да и специалисты, надо сказать, такие, что бухгалтерию в глаза не видели, и что они в этой упрощенной бухгалтерской отчетности увидят?
Аватар

Пока разберешься с правилами простого учета, пока тебя штрафанут пару раз за неправильную отчетность и учет... Главное, чтобы этот "простой учет" обязанностью не сделали..

Цитата:
"И кому, интересно знать, эта бухгалтерская отчетность "

Бухгалтерская отчетность прежде всего нужна собственникам, а потом уже налоговым (в Законе о бух. учете кстати написано). Распределить дивиденды по налоговой отчетности Вы не сможете.

Вот уже другой вопрос нужна ли действительно бухгалтерская отчетность налоговой, будь то УСНО или ОСНО, я считаю что не обязательно было в закон вносить требование о ее предоставлении налоговой.

А как же при упрощенном ведении бухучета можно будет сформировать Баланс, который надо будет сдавать в  ИФНС по результатам года?

Аватар
Цитата:
"И кому, интересно знать, эта бухгалтерская отчетность "

Бухгалтерская отчетность прежде всего нужна собственникам, а потом уже налоговым (в Законе о бух. учете кстати написано). Распределить дивиденды по налоговой отчетности Вы не сможете."


Вроде в законе написано "предназначена" а не "нужда". Интересно, какой процент ООО распределяет дивиденды. Предполагаю - не более 3%. Или процент ООО, распределяющих дивиденды намного меньше процента ООО, реально ведущих ФХД и получающих по итогу года прибыль. Поэтому фраза "И кому, интересно знать, эта бухгалтерская отчетность" в реальности имеет право на существование.

Аватар
"А как же при упрощенном ведении бухучета можно будет сформировать Баланс, который надо будет сдавать в ИФНС по результатам года?"

Это ты финансовый директор?)

Цитата:
"Интересно, какой процент ООО распределяет дивиденды. "

Собственникам отчетность нужна не только для распределения дивидендов. Не ведя бух учет какой документ Вы предъявите по окончании квартала или года собственнику чтобы он мог увидеть результаты хозяйственной деятельности фирмы?

Декларацию по УСНО? И что он там увидит?

Аватар

Цитата:
"Очевидные преимущества бухучета по простой схеме заключаются в том, что для его ведения не требуются исполнители с высокой квалификацией, а также существенно сокращаются временные затраты. "

Люди которым это нравится

Бухгалтерские новости на электронную почту

Пример рассылки

Новости

Все новости 57061 штука

Ошибка?

Система Orphus

Выделите ее мышью

Нажмите Ctrl+Enter

Ошибка будет отправлена редактору

Объявления на Клерк.Ру

Загрузка рубрик
Загрузка семинаров