ЭДО

Практика представление документов по ТКС: самые распространенные вопросы

Возможность представлять истребованные документы, электронные и бумажные, через интернет существует у налогоплательщиков уже более года (ст. 93 Налогового кодекса РФ, Приказ ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@). Только через спецоператора СКБ Контур представление в электронном виде активно практикует около 1000 компаний, и, по мнению Ольги Чепуриной, заместителя начальника Управления информационных технологий ФНС России, количество таких компаний будет расти экспоненциально.
Практика представление документов по ТКС: самые распространенные вопросы
Тамара Мокеева, эксперт проекта Диадок компании "СКБ Контур"

Возможность представлять истребованные документы, электронные и бумажные, через интернет существует у налогоплательщиков уже более года (ст. 93 Налогового кодекса РФ, Приказ ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@). Только через спецоператора СКБ Контур представление в электронном виде активно практикует около 1000 компаний, и, по мнению Ольги Чепуриной, заместителя начальника Управления информационных технологий ФНС России, количество таких компаний будет расти экспоненциально. Однако, как показывает практика, впервые представляя документы через интернет, налогоплательщики сталкиваются с рядом затруднений. Справиться с ними поможет эта статья.

Напомню, что порядок представления документов по ТКС регламентируется Приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@. Он заключается в следующем: получив электронное требование, налогоплательщик через своего спецоператора связи отправляет квитанцию о приеме, которая служит уведомлением о том, что требование дошло. Затем он должен сформировать опись документов, к которой прикрепить электронные документы или скан-образы бумажных (в форматах tiff и jpg), подписать весь пакет квалифицированной электронной подписью и направить его в налоговый орган. Технология представления документов – это обмен защищенной информацией в электронном виде по открытым каналам связи с использованием электронной подписи, которая знакома налогоплательщикам с 2002 года. Елена Пацева, бухгалтер по налогам компании Metro Cash&Carry, считает, что представление документов по ТКС очень напоминает представление электронной отчетности. Однако, несмотря на простоту, техническая сторона порядка представления поначалу может вызвать некоторые вопросы. Рассмотрим самые распространённые из них.

1. Зачем указывать дополнительную информацию к скан-образу документа? Ст. 93 Налогового кодекса РФ закрепила за налогоплательщиками право представлять документы, сформированные в утвержденных ФНС xml-форматах, через интернет. Такие документы существенно упрощают проверку, так как в программных комплексах налоговых органов обрабатываются автоматически. Xml-форматы уже существуют для счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книг, товарной накладной ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг). По словам Ольги Чепуриной, в 2014 году этот список будет расширен. А Приказ ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@ утвердил xml-формат описи документов, тем самым позволив представлять по ТКС и бумажные документы в виде скан-образов: они направляются как вложения к описи. При представлении документов через спецоператора связи большая часть работы по формированию описи совершается внутри системы и не видна налогоплательщику. Однако, чтобы скан-образы бумажных документов можно было обработать на стороне налоговой, к ним необходимо прикрепить дополнительную информацию. Поэтому недостаточно просто загрузить сканы в систему спецоператора.После загрузки для каждого документа придется указать реквизиты участников сделки, тип документа, номер и дату его составления, суммы и т.д. Перечень сведений определен типом документа и указан в Приказе № ММВ-7-6/465@. Заполнение этих сведений может происходить и автоматически: так, в системе «Контур-Экстерн» реализован механизм распознавания данных, и заполнение большей части дополнительной информации происходит без участия налогоплательщика. Ему остается открыть документ и заполнить сведения, распознать которые не удалось.

2. Зачем указывать пункт требования для каждого документа? В требовании все запрашиваемые документы перечислены в виде пронумерованного списка. При формировании электронной описи в ответ на требование для каждого документа, будь то формализованный xml-файл или скан-образ бумажного документа, необходимо указать, к какому пункту из этого списка он относится. Данное условие обязательно и также фигурирует в Приказе № ММВ-7-6/465@.

3.Почему не все документы можно направить в электронном виде по ТКС? Приказом № ММВ-7-6/465@ ФНС утвердила 14 типов документов, которые можно представить по ТКС. Это счет-фактура, корректировочный счет-фактура и исправления к ним, книга покупок и книга продаж, дополнительные листы к книгам, журнал выставленных и полученных счетов-фактур, акт приемки-сдачи работ (услуг), товарная накладная (ТОРГ-12), товарно-транспортная накладная, грузовая таможенная декларация/транзитная декларация, добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации, спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости), договор (соглашение, контракт) и дополнение к договору. В будущем ФНС планирует расширять список. Но сегодня, если налоговый орган запросит документ, которого нет в этом списке, его придется представить на бумаге.

4.Почему нельзя представить по ТКС бумажные журнал учета счетов-фактур и книги покупок и продаж? Согласно xml-формату описи документов представить по ТКС журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур а также книгу покупок и книгу продаж можно только в утвержденных ФНС xml-форматах. Однако не все системы учета в настоящий момент умеют формировать журнал и книги в нужных форматах, а при отсутствии у налогоплательщика такой возможности эти документы придется распечатать, заверить и отправить в виде бумажных копий. Поэтому в системе «Контур-Экстерн», например, при прикреплении к описи документов книг и журнала, выгруженных из учетной системы в обычных .xls- или .xlsx-форматах, происходит их автоматическое преобразование в правильный xml-формат.

По мнению Ольги Чепуриной, электронное взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами упрощает и камеральные, и выездные проверки, а также уменьшает количество ошибок, связанных с человеческим фактором. А ответы на вышеперечисленные вопросы помогут представить документы в налоговый орган через интернет быстро и без ошибок.

Подробнее о представлении документов по ТКС

Комментарии

1
  • Целестина

    Цитата:
    " В требовании все запрашиваемые документы перечислены в виде пронумерованного списка. При формировании электронной описи в ответ на требование для каждого документа, будь то формализованный xml-файл или скан-образ бумажного документа, необходимо указать, к какому пункту из этого списка он относится. "


    Хорошо, если есть пронумерованный список. Иногда из требования невозможно понять какие документы требуют и за какой период

Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Передача долей (акций) российских компаний в ДИТ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в инвестиционное товарищество и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.