Первичные документы

Расходы подтвердит универсальный передаточный документ

Универсальный передаточный документ может использоваться для подтверждения затрат. Причем не только на общей системе налогообложения, но и в случае применения «упрощенки» "Письмо ФНС России от 5 марта 2014 г. № ГД-4-3/3987@ (включено в нормативную базу электронного журнала)."

Универсальный передаточный документ может использоваться для подтверждения затрат. Причем не только на общей системе налогообложения, но и в случае применения «упрощенки».

Для чего нужен универсальный документ

Универсальный передаточный документ (УПД) был разработан ФНС России на основе счета-фактуры. При этом были учтены такие формы по передаче материальных ценностей, как ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарный раздел ТТН (письмо от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96@).

Отметим, что УПД является рекомендуемой формой (письмо ФНС России от 29 января 2014 г. № ГД-4-3/1402@).

Вместе с тем ценность универсального документа заключается в том, что он может использоваться и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Ведь помимо необходимых сведений, предусмотренных для счета-фактуры, УПД содержит обязательные реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ).

Разобраться в целевом назначении универсального документа поможет такой его показатель, как статус. Он указывается в левом верхнем углу и может принимать следующие значения:

  • 1 - при использовании документа одновременно для бухгалтерского и налогового учета;
  • 2 - при применении документа только для оформления фактов хозяйственной жизни.

В последнем случае не нужно заполнять следующие реквизиты, установленные в качестве обязательных исключительно для счета-фактуры:

  • «К платежно-расчетному документу» (стр. 5 УПД);
  • «В том числе сумма акциза» (гр. 6 УПД);
  • «Налоговая ставка» (гр. 7 УПД);
  • «Цифровой код страны происхождения товара» (гр. 10 УПД);
  • «Краткое наименование страны происхождения товара» (гр. 10а УПД);
  • «Номер таможенной декларации» (гр. 11 УПД).

Заметим, что статус носит информационный характер (приложение № 4 к письму № ММВ-20-3/96@). Фактически он определяется наличием или отсутствием в УПД всех показателей, обязательных для первичных документов или счетов-фактур.

Обратите внимание: УПД может быть составлен как на бумажном носителе, так и в электронном виде. В письме ФНС России от 6 февраля 2014 г. № ГД-4-3/1984@ налоговики согласились с тем, что компания имеет право подтверждать расходы электронной «первичкой». При условии, что она признается равнозначной документам, составленным на бумажном носителе. Использование электронных подписей регулируется Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ.

Порядок применения универсального документа отражается в бухгалтерской и налоговой учетной политике или в отдельном приказе руководителя (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008, абз. 5 ст. 313 Налогового кодекса РФ). При этом рекомендуется указать:

  • форму документа, которая будет использоваться (рекомендованная налоговиками или с дополнительными реквизитами);
  • объем фактов хозяйственной деятельности, которые будут фиксироваться с помощью УПД;
  • перечень контрагентов, операции с которыми будут учитываться с помощью такой «первички».

УПД в налоговом учете

Универсальный документ можно использовать не только для принятия к вычету НДС, но также и для подтверждения налоговых расходов.

Вычет налога на добавленную стоимость

Если универсальный документ имеет статус 2, но при этом заполнены обязательные для счета-фактуры поля, то компания вправе воспользоваться вычетом по налогу на добавленную стоимость. Для этого нужно зарегистрировать УПД в книге покупок в момент, когда возникнет такое право (п. 2 разд. II приложения № 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).

Однако прежде всего надо проверить наличие в универсальном документе обязательных реквизитов, предусмотренных для счета-фактуры пунктами 5, 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ. Напомним, к ним относятся номер и дата составления документа, названия, ИНН и адреса продавца и покупателя, данные о грузоотправителе и грузополучателе, номер расчетно-платежного документа. Кроме этого должны быть указаны количественные и стоимостные характеристики товара, а также ставка и сумма налога. Все эти сведения отражаются по строкам 1-7 и графам 1-11 УПД. Важно также наличие подписей руководителя и главного бухгалтера или других уполномоченных лиц.

При этом ошибки, не препятствующие налоговикам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров, их стоимость, ставку и сумму НДС, не являются основанием для отказа в вычете.

Отметим, что универсальный документ не заменит ни корректировочный, ни авансовый счет-фактуру. То есть, например, он не дает права на вычет сумм налога, уплаченного в составе предоплаты. Следует это из перечня операций (приложение № 2 к письму № ММВ-20-3/96@), для оформления которых он может использоваться. К их числу относятся: отгрузка товаров, передача имущественных прав, результатов выполненных работ, подтверждение фактов оказания услуг.

Напомним, торговые компании, применяющие «упрощенку», не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Тем не менее они могут вместо товарных накладных и актов использовать рекомендованную форму УПД, указав в ней статус 2. В этом случае в документе будут отсутствовать такие показатели, как ставка и сумма налога.

Возможность использования универсального документа теми организациями, которые применяют специальные налоговые режимы, подтверждается письмом № ММВ-20-3/96@. Факт оформления ими такой «первички» не повлечет за собой обязанности по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Подтверждаем затраты

Согласно статье 313 Налогового кодекса РФ, подтвердить данные налогового учета могут первичные документы. К их числу относится и УПД - ведь состав его реквизитов соответствует требованиям Закона № 402-ФЗ.

Поэтому при использовании универсального документа в качестве «первички» необходимо лишь убедиться в том, что он содержит следующие обязательные сведения (п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ):

  • наименование документа и дату его составления;
  • название организации;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величину ее натурального или денежного измерения с указанием их единиц;
  • наименование должностей лиц, совершивших сделку или операцию, а также тех, кто является ответственным за оформление;
  • подписи, фамилии, инициалы этих лиц.

Причем при соблюдении перечисленных требований универсальный документ подтвердит расходы не только при расчете налога на прибыль, но и в случае применения спецрежима в виде упрощенной системы налогообложения.

На это обратили внимание чиновники в письме ФНС России от 5 марта 2014 г. № ГД-4-3/3987@. Ведь в соответствии с пунктом 2 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ расходы должны быть экономически обоснованы и подтверждены документами, оформленными по российскому законодательству.

Опубликовано в журнале «Учет в торговле» № 5, май 2014 г.

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру