ЭДО

Исправить или аннулировать электронный документ. Что проще?

Все мы люди, и каждый из нас, хоть раз в жизни, допускал ошибки. Работая с огромными объемами информации, большими числами, кипами бумаг, внимание человека притупляется, и никакие современные системы, сервисы и технологии не гарантируют недопущения досадной ошибки, которая может привести к неприятным последствиям.
Исправить или аннулировать электронный документ. Что проще?
На фото Карина Кассис, аналитик компании Synerdocs

Все мы люди, и каждый из нас, хоть раз в жизни, допускал ошибки. Работая с огромными объемами информации, большими числами, кипами бумаг, внимание человека притупляется, и никакие современные системы, сервисы и технологии не гарантируют недопущения досадной ошибки, которая может привести к неприятным последствиям. Любой бухгалтер знает об этом не понаслышке.

Не секрет, что оформление бухгалтерских документов должно соответствовать требованиям действующего законодательства, при этом внесение исправлений в документы также подчиняется определенным правилам. На практике, работая с бумажными документами, гораздо проще уничтожить некорректный оригинал и оформить вместо него новый, нежели вносить поправки. Отследить это, практически, невозможно. Тем более что такой механизм исправления документов вполне себя оправдывает. Пытаясь правильно внести коррективы, можно допустить новые ошибки. Такой риск не приемлем.

Что изменилось с переходом на электронные документы?

Исправляем договор

В зависимости от характера неточности, внести исправления в бумажный договор можно несколькими способами:

●    составить новый документ, уничтожив предыдущую версию договора;

●    внести исправления в текст договора от руки;

●    составить дополнительное соглашение к договору;

●    составить протокол разногласий.

Все перечисленные варианты работают не зависимо от того, подписали вы документ со своей стороны или нет, и, тем более, они не зависят от способа доставки: почта или курьер.

В отличие от бумаги, обмен электронными договорами имеет ряд особенностей.

Предположим, вы составили электронный договор, подписали его электронной подписью и отправили контрагенту по электронной почте. Но контрагент выразил несогласие по некоторым пунктам договора, что можно сделать?! Как и раньше, просто выбрать один из возможных вариантов:

1.     Составить новый оригинал документа в электронном виде, аннулировав предыдущую версию, подписать документ электронной подписью и повторно отправить контрагенту по электронке.

2.     Составить дополнительное соглашение к договору в электронном виде.

3.     Составить электронный протокол разногласий и подписать договор с учетом данного протокола.

Поправить документ «от руки», т.е. просто внести изменения в имеющийся и отправить его повторно, не получится, так как документ был подписан электронной подписью, основной задачей которой является гарантия целостности и неизменности документа.

Рассмотрим другой кейс. Вы составили электронный договор, подписали электронной подписью и отправили через оператора электронного документооборота. В этом случае выбор варианта исправления договора будет ограничен возможностями сервиса, которым вы пользуетесь. Если все три варианта вам доступны, то выбор остается за вами.

Узнайте подробнее о функциональности сервиса у вашего оператора.

Какой способ доставки выбрать, электронную почту или сервис обмена оператора электронного документооборота также зависит от ваших предпочтений, никаких законодательных ограничений тут нет.

Напоминаем, возможность составления договора в электронном виде закреплена в Гражданском кодексе России (ст. 160 и 434).

Исправляем первичный документ

Исправление первичного документа – отдельная противоречивая история. Порядок исправления ошибок в бумажных первичных документах установлен в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29.07.1983 N 105 и действующем на сегодняшний момент в части, не противоречащей Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Вместе с этим Минфин России считает, что в первичные учетные документы (за исключением кассовых и банковских документов) вносить изменения можно только по согласованию с участниками хозяйственной операции, что должно быть подтверждено их подписями с указанием даты внесения исправлений (Письмо от 25.01.2012 № 07‑02‑06/9).

Многие эксперты считают иначе. Для уточнения данных в первичке к ней необходимо составить акт по форме N ТОРГ-2 (или N ТОРГ-3), а затем в первоначальной накладной сделать отметку об актировании.

Вновь, отталкиваясь от того, что применимо на бумаге, имеем несколько вариантов исправления электронной первички:

1.     Составление нового электронного оригинала с параллельным аннулированием неправильного варианта.

2.     Составление акта об установленном расхождении в любой удобной для вас форме.

3.     Составление дополнительных первичных документов, например, в случае избыточной поставки товаров.

Учитывая, нюансы транспорта для обмена электронными документами, описанные в части про договоры, выбираем электронную почту или сервис оператора.

Исправляем счет-фактуру

Казалось бы, исправление счетов-фактур должно вызывать меньше всего вопросов, так как для них жестко определен порядок. На практике все наоборот. Внести исправления в счет-фактуру можно двумя способами: составить корректировочный или исправленный счет-фактуру. Это справедливо и для документов в электронном виде. Именно тут и появляются вопросы, какой документ, когда правильно выставить. Для легкого восприятия представим варианты с помощью схемы:

На основании п. 1.3. разд. IПорядка обмена электронными счетами-фактурами, утвержденного Приказом Минфина РФ N 50н, выставить и получить электронный счет-фактуру можно исключительно через оператора электронного документооборота. Все крупные сервисы, в том числе и Synerdocs, позволяют беспрепятственно работать как с корректировками, так и исправлениями.

Когда исправление важно

Не всегда уничтожение бумажного или аннулирование электронного документа закрывает все потребности в ситуациях внесения исправлений в документацию. Например, в случае подписания многостороннего договора гораздо быстрее будет составить и подписать протокол разногласий, нежели каждый раз формировать новый документ и отправлять его на согласование всем участникам сделки.

Часто в бизнес отношениях требуется иметь под рукой всю историю изменения документации, в этом случае внесение поправок с соблюдением всех требований законодательства будет очень кстати.

Еще один кейс – это исправление фактур. Электронный счет-фактуру нельзя выставить задним числом, а это значит, что, отправив документ в течение установленного пятидневного срока, успеть обнаружить в нем неточности и сформировать новый, аннулировав при этом старый, можно просто не успеть. В этом случае однозначно следует воспользоваться корректировками и исправлениями.

***

С появлением различных сервисов трудно сказать, что процессы исправления документов стали значительно проще. Быстрее – да, а вот с простотой трудно согласиться. Скорее всего, связано это с тем, что внешний электронный документооборот еще не стал нашей полезной привычкой, и мы продолжаем пользоваться правилами работы с бумагой. Учитывая, что у каждого вида документа свои особенности работы с ним, порой, действительно, аннулировать неправильный документ и составить новый гораздо проще, легче и понятнее, чем соблюдать все правила внесения поправок в него. А что думаете вы?

Начать дискуссию

Акцизы

Путин принял закон о новых акцизах на игристые вина

С 1 мая акциз на игристое и российское шампанское составит 119 рублей за 1 литр.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Кадры

Нормы о молодых работниках и специалистах прописали в законе

Внесены изменений в федеральный закон «О молодежной политике в РФ».

Импорт

Параллельный импорт могут отправить на маркировку

Чтобы сократить долю контрафактной продукции на рынке, ФАС предлагает маркировать товары, которые поступили по параллельному импорту.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Распоряжение правом требования по субсидиарки. Способы распоряжения и сроки

❓Что происходит после того как закончились суды и контролирующих лиц привлекли к субсидиарной ответственности?

Есть ли на майских праздниках-2024 сокращенные рабочие дни

По ТК работаем на 1 час меньше, если за этим рабочим днем сразу идет нерабочий праздничный день. То есть государственный праздник.

☀️ Обновите карьеру к лету! Курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Расширьте список ваших профессиональных навыков! Ведите кадровый и управленческий учет, сотрудничайте с компаниями, которые занимаются внешнеэкономическими сделками и выходите на новый уровень дохода! Сейчас вы можете приобрести онлайн-курс «Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С» также за 3 690 рублей и сделать первый шаг к карьере бухгалтера.

☀️ Обновите карьеру к лету! Курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Зарплата

Зарплаты в вакансиях выросли почти на 13%

Предложения работодателей по зарплате обогнали ожидания соискателей. В среднем компании указывают в вакансиях вознаграждение в размере 64,2 тысячи рублей.

Несовершеннолетний исполнитель. Нюансы сотрудничества  

Привлекать к сотрудничеству несовершеннолетних лиц по гражданско-правовым договорам (ГПД) законодательно не запрещено. Но есть некоторые нюансы, которые нужно знать заказчику, прежде чем начинать сотрудничать с подростком. В частности, нужно получить согласие законных представителей и указать корректные формулировки в договоре.

Несовершеннолетний исполнитель. Нюансы сотрудничества  

С чего начать предпринимателю: учет и отчеты, которые нужно знать

Решили стать предпринимателем! Придумали бизнес-идею. Прикинули, сколько нужно денег через финансовое моделирование. Зарегистрировали компанию. Открыли в банке счет. Нашли первых клиентов. Закупили товар. И даже призадумались над маркетинговыми стратегиями, рекламой и набором персонала.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кейс. Как автоматизаторы санаториев разобрались с финансами и избежали штрафов

Есть мнение, что «айтишники» способны сами решить все свои проблемы. Но это работает не всегда — бывают ситуации, когда определенные задачи лучше передать специалистам.

Кейс. Как автоматизаторы санаториев разобрались с финансами и избежали штрафов
Экспорт

Начинается отбор заявок на субсидии экспортерам

С 22 апреля стартует отбор заявок на компенсацию послепродажного обслуживания продукции за границей.

ВЭД

Что изменилось в валютном контроле в апреле 2024 года

Участники ВЭД с 1 апреля подают в банки меньше документов о сделках с иностранными контрагентами. Расчеты по внешнеторговым контрактам разрешили вести через другие уполномоченные банки, а не только в тех, где сделка стоит на учете.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

Если вы задумываетесь о том, как получить дополнительный доход, то этот пост для вас. Расскажу о реферальной программе «Клерка»: что это, как работает и почему такое сотрудничество приносит пользу. А еще на собственном примере покажу и расскажу, как зарабатывать на рекомендациях. Забирайте пошаговый алгоритм в закладки!

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом
2

🔥 Уже сегодня на тренинге научимся составлять идеальный договор с самозанятым!

Подготовьтесь к мониторингу Минтруда по самозанятым и проверьте договоры с СМЗ. Составьте идеальный договор с СМЗ чтобы уменьшить риски.

Коллекторам запретили заниматься долгами по ЖКХ

Коллекторов и других третьих лиц запретят привлекать для взимания с граждан долгов за жилищно-коммунальные услуги.

❗ Изменили правила заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

1

Как открыть шашлычное кафе. Секреты начинающего предпринимателя

Шашлык — это одно из тех блюд, которые всегда пользуются популярностью у русских людей. Именно поэтому открытие шашлычной может стать отличным вариантом для старта собственного бизнеса в сфере общественного питания. Но как же правильно запустить свою шашлычную и добиться успеха?

3

По следам консультаций. Как разделиться, чтобы мои действия не признали дроблением?

Если создать несколько юрлиц и ИП неправильно, можно получить обвинение в злоупотреблении правами с целью остаться на спецрежиме или применять иные льготы, которые распространяются на МСП.

По следам консультаций. Как разделиться, чтобы мои действия не признали дроблением?

💥Обзор к утру вторника: изъятие российских активов разрушит мировую экономику, мутация на МКС, отказ от полетов Turkish Airlines

Добавим в ленту самых свежих новостей на сегодня. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Интересные материалы

К кому попадет ваша биометрия? / Штраф до 1 млн рублей за СПАМ / Какие выплаты положены пенсионерами

Добрый день, уважаемые коллеги! Ребята, я вот даже не знаю, у меня для вас есть новости хорошие и есть не очень хорошие. Вот как бы вы предпочли начинать просмотр роликов: с хороших новостей или с не очень хороших новостей? Мне интересно будет узнать ваше мнение в комментариях. Ну, а начну, наверное, с не очень хороших новостей.