ЭДО

Выходим за границы (проект "Бухгалтер и электронный документ")

Об электронном документообороте говорят часто и много, но ориентироваться в большом количестве новых терминов сложно, а еще сложнее понять, как все это работает. Серия статей «Бухгалтер и электронный документ» разработана специально для того, чтобы на доступном языке рассказать об этом виде взаимодействия все, что нужно знать бухгалтеру. Как начать обмен? Как работать с первичкой и сдавать отчетность в электронном виде? На эти и другие вопросы вы найдете ответ в наших выпусках.
1,6 тыс. 27
Выходим за границы (проект "Бухгалтер и электронный документ")

Об электронном документообороте говорят часто и много, но ориентироваться в большом количестве новых терминов сложно, а еще сложнее понять, как все это работает. Серия статей «Бухгалтер и электронный документ» разработана специально для того, чтобы на доступном языке рассказать об этом виде взаимодействия все, что нужно знать бухгалтеру. Как начать обмен? Как работать с первичкой и сдавать отчетность в электронном виде? На эти и другие вопросы вы найдете ответ в наших выпусках.

Мы верим, что предыдущие главы убедили вас в том, что электронные документы – это просто, доступно и понятно. Теперь осталось только внедрить новую практику обмена в свою работу. Заключительную седьмую главу серии «Бухгалтер и электронный документ» мы хотим посвятить двум важным темам, о которых, пожалуй, говорят именно тогда, когда электронный обмен уже запущен. Первая тема – что делать с бумажными документами, которые все еще поступают в компанию. Вторая тема – как происходит обмен электронными данными на международном уровне.

Как быть с оставшейся бумагой

Не все ваши контрагенты смогут перейти на обмен так же быстро, как и вы, поэтому вполне возможна ситуация, когда вы будете одновременно принимать и электронные и бумажные документы. Она не должна вызывать проблем, хотя и потребует внимательного подхода к организации документооборота.

Сегодня мы можем назвать два наиболее жизнеспособных варианта управления разными потоками документов. Первый – использование системы электронного документооборота (СЭД). Данный способ подойдет крупным и средним компаниям, в которых либо уже стоит СЭД, либо идет ее внедрение.

Функциональности СЭД более чем достаточно для того, чтобы полностью закрыть проблемы с документооборотом. Поступивший бумажный документ сканируется и распознается, затем поступает на обработку, бумажный же оригинал хранится в архиве со специальной наклейкой – штрих-кодом – и ждет своего часа. Вся операции с данными документа, учет и другие процессы осуществляются в электронном виде. То есть, по факту, вся работа с бумажным документом ограничивается регистрацией и занесением в СЭД секретарем. Таким образом, задача эффективного управления двумя потоками документов решается полностью.

Второй способ, подходящий для тех организаций, которым полновесная СЭД не нужна или недоступна – это электронная регистрация документов с сохранением бумажного архива. Сами по себе электронный и бумажный архивы друг другу не мешают: компания продолжает принимать документы в двух видах, просто в журналах учета по конкретным документам делается отметка, в каком виде он хранится, в каком конкретно шкафу находится бумажный оригинал. Также в электронном виде ведутся книги покупок и продаж – их всегда можно распечатать, если такая потребность возникнет. В этом варианте вы продолжаете работать с бумагой, так как работали раньше, только теперь хранение и обращение к документам систематизируется.

Также на рынке существуют решения, которые помогают легко управлять «гибридным» хранением, например, Межкорпоративный финансово-учетный документооборот от DIRECTUM. С их помощью можно не только хранить документы на разных носителях, но быстро искать их, готовить к проверкам и выемкам, анализировать данные.

Обмен документами с зарубежными контрагентами

Если с электронными документами в России все достаточно понятно (стараниями проекта «Бухгалтер и электронный документ»), то стоит выйти за пределы страны – появляется ряд совсем не простых вопросов. Например, как строить обмен электронными документами с зарубежными компаниями?  С точки зрения сервиса обмена, не имеет значения в какой стране был создан документ, и в какую страну отправлен – интернет для всех един. Загвоздка в том, чтобы обеспечить легитимность документа – выдержать формат, если к нему есть особые требования в одной из стран, и гарантировать валидность электронной подписи.

Если компании обмениваются документами, которые не требуется предоставлять какой-то третьей стороне, то им достаточно будет заключить двустороннее соглашение об обмене. Так, например, они вполне могут обмениваться прайсами, договорами, спецификациями и любыми другими документами, от которых не зависит налоговый учет.

Если же компании обмениваются документами, связанными с налоговым учетом, то им надо будет решать вопрос с тем, какими подписями они пользуются. Основная загвоздка в том, как принимать электронные подписи, выданные за рубежом. Напомним, в России по ФЗ-63 «Об электронной подписи»  условия следующие:

  1. Электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, в Российской Федерации признаются электронными подписями того вида, признакам которого они соответствуют на основании настоящего Федерального закона.
  2. Электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа проверки электронной подписи выдан в соответствии с нормами иностранного права.

Чтобы установить, что иностранная электронная подпись легитимна и «создана в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами» необходимы услуги посредника – доверенной третьей стороны (ДТС), которая будет отслеживать изменения текущего законодательства стран, и выдавать заключения о действительности зарубежной ЭП. Cтехнической точки зрения ДТС представляет собой набор служб, требования к которым изложены в международных рекомендациях Х.842.

На сегодняшний день действующие ДТС предоставляют возможность проверять подписанные данные (сервис валидации). Схема взаимодействия выглядит примерно таким образом:

ДТС фиксируют  факты, подтверждающие свершение действий в рамках электронного взаимодействия. В случае отказа одной из сторон от собственных действий, третья сторона может выступить своего рода свидетелем. При необходимости ДТС  могут документально подтвердить факт подписания, отправки документов в своей юрисдикции. Так, если все  этапы проверки будут легитимными в рамках своей юрисдикции, то и вся проверка будет считаться легитимной.

Стоит отметить, что страны Таможенного союза уже одобрили концепцию "Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза". При этом Белоруссия и Казахстан уже создают свои ДТС. В России ДТС может стать Минкомсвязи, согласно Постановлению от 24 июля 2014 г. №698.

Заключение

Давайте вернемся в предыдущие выпуски серии статей «Бухгалтер и электронный документ». В течение 7 глав вы узнавали о подключении к оператору, об электронной подписио работе с бухгалтерскими документамио проверках в ФНС, как хранить документы и что такое роуминг. Все это время мы убеждали вас в том, что работа с  электронными документами – это то, что делает бухгалтера современным. Тем не менее, как вы видите, в практике еще достаточно пробелов. Но особенность любой практики в том, что она сама по себе способна решать вопросы, нерешенные в теории. Лучший способ раз и навсегда разобраться во всем – начать обмен электронными документами самому.

Начать дискуссию

Банк ВТБ начал тестировать свою метавселенную

Разработка напоминает игру Roblox, в которой у пользователей есть свои цифровые личности.

115

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бухгалтеры

Зарабатывай с «Клерком». Реферальная программа Клерк.Партнер

Да-да, теперь и у нас появилась собственная реферальная программа. Вы можете рекомендовать наши курсы и вебинары и получать доход. 

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1
367
Маркетплейсы

Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят оплату через свои структуры

Ozon и Wildberries дают клиентам скидки, если они проводят оплату заказов через свои финансовые инструменты. Банки расценивают это как нарушение конкуренции и просят ЦБ внимательно следить за действия маркетплейсов.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Акцизы

Акцизы на игристые вина повысят, но налог будет меньше запланированного

Совет Федерации решил снизить новые ставки акциза на игристые вина отечественного производства.

107
Экономика России

Прогноз Центробанка: доля безналичных платежей вырастет до 90%

По итогам 2023 года безналичные платежи составили 83% от всех расчетов. За несколько лет этот показатель будет 90%.

Банки

Экс-менеджеры банка «Открытие» заплатят 107 млрд рублей

Ответчики оплатят убытки при первой санации банка «Траст», которую проводило «Открытие».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экономика России

Инвестиции в экономику РФ выросли: на сколько и что повлияло

Правительство считает, что на рост инвестиций повлияли инвестиционные контракты, инфраструктурные кредиты и соглашение о защите капиталовложений.

Инспектор ФНС попала под суд за незаконный возврат налогов

Сотрудник налоговой незаконно вносила в базу ложные сведения о возврате невостребованных фиксированных платежей для иностранных граждан. Ущерб составил более 37 млн рублей.

Бесплатно с Счета-фактуры

Новые форматы счет-фактур и УПД: изменения

ФНС приказом от 19.12.2023 № ЕД-7-26/970@ закрепила новые форматы счета-фактуры и УПД. При этом до 1 апреля 2025 действует переходный период: организации могут применять старые формы документов. После этой даты будет обязательно использовать УПД и счет-фактуры из приложения к приказу № 970.

Новые форматы счет-фактур и УПД: изменения
Экономика России

ЦБ: мониторинг деловой активности остается вблизи максимумов

Несмотря на то, что предприятия зафиксировали снижение спроса, оценки бизнес-климата в стране достигают максимальных значений за 12 лет.

Земельный налог

Земельный налог за сельхозземли не всегда 0,3%

Ставка земельного налога 0,3% – это своего рода льгота. И чтобы она была, надо соблюдать условия.

Налоговая утвердила формат электронных банковских гарантий

Банкам разрешат давать бизнесу электронные гарантии и отправлять их в ФНС в электронной форме.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Больничные

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс

Как осуществляется обмен сведениями с СФР для больничных листов в 2024 году, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс
Кадры

Стали известны первые контуры обновленного нацпроекта «Кадры»

Национальный проект «Кадры» стартует в России с 1 января 2025 года.

Экспорт

Экспортерам упростят процедуру подтверждения нулевой ставки НДС

Начиная со второго квартала 2025 года предпринимателям будет не нужно ставить отметки таможенных органов при дополнении реестра сведений по перевозочным документам.

Отчетность по МСФО

Вышел новый стандарт МСФО 18 «Представление и раскрытия в финансовых отчетах»

Новый стандарт МСФО (IFRS) 18 заменил собой принятый в 1997 году IAS 1 «Представление финансовой отчетности».

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Red Wings меняют название, Wildberries теперь продает машины, а за неправильное обращение с навозом будут наказывать

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

111
Саморазвитие

Когда хобби становится работой: разговор об эмоциональном выгорании. Возможно ли получать удовольствие от обязанностей

Когда впервые ловишь себя на мысли, что любимое занятие уже приносит не только радость, но и стресс… скажем так, возникают смешанные чувства. Что-то вроде удивления, переходящего в легкое раздражение и имеющее примесь отрицания. «Как так? Ведь это ровно то, чем я всегда хотел заниматься, моя страсть, мой личный остров счастья в океане реальности, да еще и деньги платят!» — возмущается внутреннее «я». И тут же на сцену выходят дедлайны, ответственность, перегрузки, чужое мнение и неизбежные ожидания. Островку некомфортно, волны съедают прибрежную полосу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Росстат: сколько времени уходит на поиск работы у выпускника

Ведомство поделилось данными о трудоустройстве выпускников: способах и сколько в среднем на это уходит времени.

69

Интересные материалы

Ипотека

Минфин может повысить ставки на ипотеку: какую именно

Власти считают, что все задачи льготной программы уже выполнены, поэтому можно пересмотреть льготную ставку для тех, кто покупает жилье в ипотеку на Дальнем Востоке.