Акцизы

Розничная продажа алкогольной продукции

Алкогольная продукция пользуется высоким спросом у покупателей. Наши сограждане по-прежнему верят, что «алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве». Чтобы сохранить их здоровье, законодатели оговаривают правила его продажи. О них читайте в статье.

Алкогольная продукция пользуется высоким спросом у покупателей. Наши сограждане по-прежнему верят, что «алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве». Чтобы сохранить их здоровье, законодатели оговаривают правила его продажи. О них читайте в статье.

Т.В. Демченкова, эксперт АГ «РАДА»

Значительную часть доходов многих магазинов составляют деньги, полученные от продажи алкоголя. Торговать им выгодно, но не все могут себе это позволить. Для начала продавец должен получить лицензию. Об этом сказано в Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).

Торговец, получивший лицензию, должен маркировать алкоголь, подтверждать его качество и строго соблюдать установленные правила продажи.

Как получить лицензию

Лицензию выдают региональные лицензионные палаты. Для ее получения нужно представить следующие документы:

  • заявление о выдаче лицензии. В нем надо указать название фирмы, ее организационно-правовую форму, место нахождения, название банка и номер открытого в нем счета, а также срок, в течение которого фирма будет заниматься розничной продажей алкоголя;
  • копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации фирмы (если копии не заверены нотариусом, то вместе с ними нужно показать оригиналы);
  • справку о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • документ об оплате сбора за выдачу лицензии;
  • справку из налоговой инспекции о том, что у фирмы нет просроченной задолженности по уплате налогов и сборов;
  • письменное согласие местных властей на осуществление торговли алкоголем;
  • копию информационного письма федеральных властей о включении фирмы в Единый государственный реестр предприятий и организаций;
  • заключение местного отделения ОВД, Государственной противопожарной службы о том, что на фирме есть охранная и охранно-пожарная сигнализации;
  • заключения о том, что складские помещения соответствуют санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам, а также требованиям техники безопасности.

Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня подачи заявления. За это время чиновники проверяют все сведения, указанные в документах. Этот срок может быть продлен, если потребуется дополнительная экспертиза. Однако его нельзя увеличивать более чем на 30 дней.

В течение трех дней после принятия положительного решения вам направят письменное уведомление. Если вам откажут в выдаче лицензии, то в уведомлении будут указаны причины отказа. В частности, отказ может быть обусловлен тем, что в документах обнаружится недостоверная или искаженная информация.

Лицензия выдается на срок не менее чем три года. Однако он может быть продлен или уменьшен по просьбе фирмы.

Какую алкогольную продукцию можно продавать

Продавать можно только те спиртные напитки, которые изготовлены законным способом.

Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1019 (далее – постановление № 1019) утвержден Перечень документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории РФ. Он включает в себя:

  • копию сертификата соответствия, заверенную печатью владельца продукции;
  • товарно-транспортную накладную;
  • справку к товарно-транспортной накладной (ее форма приведена в приложении к постановлению № 1019);
  • акт об отгрузке и приемке спирта или вина и виноматериалов.

Перечисленные документы должны сопровождать алкогольную продукцию независимо от того, закупается она у ее производителя или у оптовика.

Если алкоголь ввозится из-за рубежа, то при нем должны быть грузовая таможенная декларация и справка к ней.

Маркировка алкоголя

Спиртные напитки маркируются в соответствии с требованиями статьи 12 Закона № 171-ФЗ.

Маркировать нужно алкоголь, в котором содержится более 9 процентов спирта. Проводить маркировку обязан производитель алкогольной продукции. Для этого он закупает федеральные специальные марки в МНС.

На импортный алкоголь марки должна наклеивать фирма, которая ввозит его в страну. Она покупает у таможенников акцизные марки. Одна марка стоит у них 0,75 рубля. При этом фирма должна отчитаться обо всех купленных марках. Неиспользованные или поврежденные марки возвращаются таможенникам.

Обратите внимание: не нужно клеить марки на импортный алкоголь, который упакован в тару емкостью до 0,05 и более 25 литров. На это указано в постановлении Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. № 1008.

Алкоголь, который изготовлен в России для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта РФ, где он будет продаваться. Такие марки у местных властей покупают фирмы, учредившие акцизные склады.

Обратите внимание: маркировать можно только ту продукцию, которая прошла контроль качества. На это указано в статье 12 Закона № 171-ФЗ.

Цена одной марки любого вида (федеральные и региональные специальные марки, а также акцизные марки) не может быть больше 1,14 рубля.

Если фирма будет продавать немаркированные спиртные напитки, то ее руководство могут оштрафовать на сумму от 4000 до 5000 рублей. Кроме того, сама фирма заплатит штраф в размере от 40 до 50 тысяч рублей. Немаркированную продукцию при этом конфискуют. Такая ответственность установлена статьей 15.12 КоАП.

Когда нельзя продавать алкоголь

Запрещено продавать спиртные напитки:

  • без подтверждения легальности их производства и оборота (речь идет об отсутствии марок или документов из Перечня, утвержденного постановлением № 1019);
  • без информации о сертификации;
  • некачественные и опасные для здоровья людей. Имеется в виду алкоголь, не соответствующий ГОСТам, санитарным правилам и гигиеническим нормам, с признаками недоброкачественности. Кроме того, запрещено продавать напитки с неустановленным или истекшим сроком годности;
  • в упаковке из полистирола, жести или в упаковке типа «тетрапак» при содержании спирта в напитках более 18 процентов;
  • иностранного производства, маркированные товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера лицензии на использование этих товарных знаков.

Кроме того, запрещена продажа алкогольной продукции:

  • лицам младше 18 лет;
  • в детских, учебных, лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях;
  • в местах скопления граждан, вблизи источников повышенной опасности, а также на прилегающих к ним территориях. Речь идет о вокзалах, аэропортах, станциях метро и объектах военного назначения (этот запрет касается только напитков, содержащих более 13 процентов спирта).

Фирма, которая продает алкоголь с содержанием спирта более 13 процентов, должна иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты. В противном случае она не имеет права торговать крепкими спиртными напитками.

Как продавать алкоголь

Реализация спиртных напитков регулируется Правилами продажи алкогольной продукции, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. № 987 «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией» (далее – Правила продажи).

Продавец алкогольной продукции обязан дать покупателю полную информацию о ней. В частности, он должен сообщить сведения:

  • наименование и цену алкогольной продукции;
  • подтверждение сертификации алкоголя;
  • наименование и адрес производителя продукции;
  • ГОСТы, которым должен соответствовать алкоголь;
  • объем товара в таре;
  • перечень ингредиентов, которые влияют на вкус и аромат алкоголя;
  • содержание вредных веществ (по сравнению с требованиями ГОСТов);
  • противопоказания к применению алкоголя;
  • дату изготовления алкоголя и срок его годности.

На образец каждого спиртного напитка нужно прикрепить ценник с его названием и стоимостью. При продаже напитков в розлив в ценнике пишется цена 1 литра и 0,1 литра.

Пример

ООО «Актив» учитывает товары по продажным ценам. Организация закупила алкогольную продукцию на сумму 360 000 руб. (в том числе НДС – 60 000 руб.). Торговая наценка на товар составляет 30 процентов (без НДС и налога с продаж).

Сумма наценки равна:

(360 000 руб. – 60 000 руб.) х 30% = 90 000 руб.

Сумма НДС, включаемая в продажную цену товара, составит:

(360 000 руб. – 60 000 руб. + 90 000 руб.) х 20% = 78 000 руб.

Сумма налога с продаж, учитываемая в продажной цене, составит:

(360 000 руб. – 60 000 руб. + 90 000 руб. + 78 000 руб.) х 5% = 23 400 руб.

Общая сумма торговой наценки равна 191 400 руб. (90 000 + 78 000 + 23 400).

Продажная цена алкогольной продукции составит:

360 000 руб. – 60 000 руб. + 191 400 руб. = 491 400 руб.

В отчетном периоде «Актив» продал всю алкогольную продукцию.

Покупку алкогольной продукции бухгалтер «Актива» отразил в учете записями:

Дебет 41 Кредит 60

– 300 000 руб. (360 000 – 60 000) – оприходована алкогольная продукция, полученная от поставщика;

Дебет 19 Кредит 60

– 60 000 руб. – учтена сумма НДС по оприходованной продукции;

Дебет 60 Кредит 51

– 360 000 руб. – оплачена поставщику алкогольная продукция;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 60 000 руб. – принят к вычету НДС по оприходованной и оплаченной продукции;

Дебет 41 Кредит 42

– 191 400 руб. – начислена торговая наценка на оприходованную алкогольную продукцию.

При продаже продукции бухгалтер сделал записи:

Дебет 50 Кредит 90-1

– 491 400 руб. – поступила выручка от продажи алкогольной продукции в кассу магазина;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 491 400 руб. – списана стоимость проданной продукции;

Дебет 90-2 Кредит 42

– 191 400 руб. – сторнирована реализованная торговая наценка;

Дебет 90 субсчет «Налог с продаж» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу с продаж»

– 23 400 руб. – начислен налог с продаж, подлежащий уплате в бюджет;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 78 000 руб. – начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;

Дебет 90-9 Кредит 99

– 90 000 руб. (191 400 – 23 400 – 78 000) – определен финансовый результат от продажи алкогольной продукции.

–конец примера–

Покупатель возвращает алкогольную продукцию

Порядок возврата алкогольной продукции определен в Правилах продажи.

Если фирма продала алкоголь ненадлежащего качества, покупатель вправе потребовать:

  • замены напитка ненадлежащего качества на качественный;
  • соразмерного уменьшения цены на некачественный напиток;
  • возврата уплаченных денег. Однако в этом случае по требованию продавца он обязан вернуть некачественный напиток.

Если покупатель захотел получить деньги, продавец обязан вернуть их в полном размере. Он не вправе уменьшать первоначальную стоимость напитка из-за его полного или частичного использования, потери товарного вида и т. п. То есть, следуя логике Правил продажи, фирма обязана выплатить деньги, даже если покупатель вернет пустую тару из-под спиртного напитка. В данном случае непонятно, как можно определить, что напиток был некачественным. По нашему мнению, покупатель должен представить дополнительные доказательства того, что ему продали некачественный товар, хотя это не предусмотрено Правилами продажи.

Кроме того, покупатель не обязан предъявлять кассовый или товарный чек либо другой документ, подтверждающий покупку алкогольной продукции. Он может сослаться на свидетельские показания. Законодателям следовало бы более строго подойти к вопросу возврата денег за некачественный алкоголь и оградить продавцов от недобросовестных граждан.

Начать дискуссию

При выполнении нацпроектов обнаружены ценовые соглашения

Компании и ИП вступили в картельный сговор для поддержания цен на торгах. Общая сумма контрактов превысила 2,8 млрд рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

💥Обзор к утру четврега: нашли лекарство от болезни Бехтерева, цены на хлеб взлетели, в Perrier нашли бактерии

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

В прошлом году увеличили штрафы за нарушения в сфере воинского учета. Контроль за его ведением усиливается: многие организации ожидают проверок военкомата уже в ближайшее время. Рассказываем, как проходят проверки и какие есть штрафы.

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году
Лучшие спикеры, новый каждый день

Выплаты многодетным на погашение ипотеки продлили: срок

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

Какие меры принудительного исполнения можно применить к должнику

Рассказал о мерах применяемых к должнику, которые помогут быстрее исполнить решение суда.

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?

Продолжаю следить за тем, что происходит с ценами на недвижимость в Москве и в Сочи. Как думаете, где цены выросли сильнее? А что будет с ипотекой? Вот и узнаем. В прошлый раз я смотрел февраль–март. Изучаем, что произошло за месяц, думаем, что будет дальше.

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Официально: даны прогнозы роста основных показателей экономики

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

​Вчера поспешил, сегодня — опоздал. И как же правильно?

Вот уж действительно головоломка. Вчера налоговики тебе сказали: «Поспешишь — нас насмешишь», а сегодня: «Сам виноват. Надо было раньше думать». А на кону, между прочим, опять деньги.

​Вчера поспешил, сегодня — опоздал. И как же правильно?

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Интересные материалы

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
1