Отраслевой учет

Относится ли компания к малым и на какие льготы может рассчитывать

По ряду признаков организации делят на малые и средние. Для малых есть множество поблажек при ведении бухучета и не только. Какие же компании могут ими воспользоваться?
4,2 тыс. 22

Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702.

Как понять, относится компания к малым или нет

По ряду признаков организации делят на малые и средние. Для малых есть множество поблажек при ведении бухучета и не только. Какие же компании могут ими воспользоваться?

Критерии, по которым определяют статус предприятия

Организацию относят к малому бизнесу, если она подходит под определенные условия. Они перечислены в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209ФЗ (далее – Закон № 209-ФЗ): 

  1. ограничение по структуре капитала. Это значит, что в уставном капитале сельхозорганизации доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, различных общественных объединений и фондов в сумме не должна превышать 25 процентов. Участие юрлиц, которые не являются малыми или средними компаниями, также лимитировано – суммарно не более 49 процентов. Такое же ограничение действует в отношении доли иностранных предприятий.
  2. требования к средней численности работников за предшествующий календарный год. Она не должна превышать 100 человек. Здесь учитывают весь персонал организации, включая работающих по гражданско-правовым договорам, совместительству, сотрудников представительств, филиалов и других обособленных подразделений компании (п. 6 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).
  3. условие о размере выручки. Для дохода от реализации товаров, работ или услуг за предшествующий календарный год (без учета НДС) также есть предел – не более 800 млн руб. Такое значение утвердило Правительство РФ в постановлении от 13 июля 2015 г. № 702, вступившее в силу 25 июля 2015 года.

Замечу, что среди малых организаций выделяют микропредприятия. Средняя численность их работников не должна быть более 15 человек, а сумма выручки – 120 млн руб.

Обратите внимание: предприятие теряет статус малого, если численность работников и выручка больше предельных значений в течение трех календарных лет подряд. Так сказано в пункте 4 статьи 4 Закона № 209-ФЗ.

Если превышена 49-процентная доля участия юрлиц, компания также лишится своего статуса. Причем с даты, когда изменение долей в уставном капитале зарегистрируют в ЕГРЮЛ.

Подробнее о том, как посчитать среднюю численность

Среднюю численность работников за предшествующий календарный год рассчитывают в соответствии с Указаниями… утвержденными приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428 (далее – Указания). Для этого надо сложить (п. 77 Указаний):

  • среднесписочную численность сотрудников;
  • среднее количество внешних совместителей;
  • среднее число работников, трудившихся по договорам гражданско-правового характера.

Обратите внимание на то, как посчитать среднесписочную численность персонала. Ее определяют ежемесячно. Сначала складывают списочный состав сотрудников за каждый календарный день месяца (с 1-го по 30-е или 31-е число либо по 28-е или 29-е число – в феврале), включая праздники и выходные. Затем полученную сумму делят на количество календарных дней в месяце (п. 78 Указаний). В качестве списочной численности за выходной или праздник берут ту, которая была в предшествующий рабочий день.

Добавлю, что среднее число сотрудников определяют в целом по организации и по всем видам деятельности. Поэтому сюда включают работников филиалов, представительств и иных обособленных подразделений.

Чтобы было понятно, о чем речь, рассмотрим сказанное на конкретном примере. 

ПРИМЕР

В 2014 году ООО «Ромашка» имело следующие показатели по персоналу:

Численность работников хозяйства

Период Среднесписочная численность работников, чел. Средняя численность внешних совместителей, чел. Средняя численность работающих по гражданско-правовым договорам, чел. Средняя численность за месяц, чел.
Январь 29 1 1 31 (29 + 1 + 1)
Февраль 30 1 1 32 (30 + 1 + 1)
Март 32 1 0 33 (32 + 1 + 0)
Апрель 32 0 0 32 (32 + 0 + 0)
Май 33 2 2 37 (33 + 2 + 2)
Июнь 33 2 3 38 (33 + 2 + 3)
Июль 34 0 0 34 (34 + 0 + 0)
Август 37 2 4 43 (37 + 2 + 4)
Сентябрь 40 2 4 46 (40 + 2 + 4)
Октябрь 38 1 2 41 (38 + 1 + 2)
Ноябрь 41 0 0 41 (41 + 0 + 0)
Декабрь 43 3 1 47 (43 + 3 + 1)
Итого за год 422 15 18 ?

Определим среднюю численность сотрудников за 2014 год:

422 чел. : 12 мес. + 15 чел. : 12 мес. + 18 чел. : 12 мес. = 38 чел.

Как видим, полученное значение меньше 100.

Значит, по критерию численности компания подходит под малое предприятие. И если остальные условия также соблюдены, то в 2015 году организацию относят к малому бизнесу.

Какие льготы есть у малого бизнеса

Что дает статус представителя малого бизнеса? Какие преимущества у таких организаций? Давайте все рассмотрим по порядку.

Организация вправе отказаться от некоторых ПБУ

У малых компаний есть льготы по ведению бухгалтерского учета. Специалисты Минфина России обобщили их и представили в информации № ПЗ-3/2015.

Кроме того, основные особенности бухгалтерского учета на малом предприятии прописаны в Типовых рекомендациях… утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н (далее – приказ № 64н).

Итак, хозяйствам, относящимся к малому бизнесу (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг), разрешили не применять:

  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Если организация отказалась от данного ПБУ, то она не создает никаких резервов. То есть все фактические расходы учитывают по мере их возникновения;
  • ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»;
  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах». Правда, те предприятия, которые публикуют свою бухотчетность полностью или частично, все же обязаны использовать это ПБУ;
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Тогда компания не отражает разницы, возникающие между бухгалтерским и налоговым учетом. В бухотчетности показывают сумму налога, указанную в декларации по налогу на прибыль. 

Если малое предприятие не хочет применять ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02 или 18/02, это необходимо закрепить в учетной политике.

Отдельные операции можно учитывать упрощенно

В некоторых ПБУ, которые малые компании обязаны применять, все равно предусмотрены послабления. Отдельные операции можно учитывать упрощенно. Для этого в учетной политике предприятию следует прописать, какие способы оно выбрало.

Перечислю те нормы, которые действуют специально для представителей малого бизнеса:

  • пункт 15.1 ПБУ 1/2008. В нем речь вот о чем. Когда организация меняет свою учетную политику, это ведет к определенным последствиям. Они могут серьезно повлиять на финансовое положение компании, ее финрезультаты и движение денежных средств. В бухотчетности предприятие вправе отражать такие существенные последствия перспективно (кроме случаев, когда законодательство установило другой порядок);
  • пункт 19 ПБУ 19/02. Компания может учитывать все свои финвложения так, будто по ним нельзя определить текущую рыночную цену. Выбрав данный порядок, малое предприятие отражает свои финансовые вложения (как рыночные, так и нерыночные) по первоначальной стоимости;
  • пункт 7 ПБУ 15/2008. Организация вправе списывать все расходы по займам в состав прочих затрат;
  • пункт 12 ПБУ 9/99, пункт 18 ПБУ 10/99. Малая компания может признавать выручку кассовым методом. В этом случае расходы отражают только после погашения задолженности;
  • пункт 9 ПБУ 22/2010. Предприятию можно исправлять существенную ошибку предшествующего года, выявленную после утверждения бухотчетности за этот год, без ретроспективного пересчета.

Подчеркну, что данные нормы – это право малых компаний, а вовсе не обязанность.

Компания может сократить план счетов

Малому предприятию разрешено сокращать количество синтетических счетов. Для этого в учетной политике необходимо предусмотреть, что организация использует упрощенную систему ведения бухучета. Ее суть состоит в том, что для отражения операции используют не несколько, а один счет.

Как счета обычного и упрощенного учетов соответствуют друг другу, посмотрите в таблице:

Счета обычного и упрощенного планов счетов

Обычная система бухучета Упрощенная система бухучета с сокращенным числом счетов
07 «Оборудование к установке»
10 «Материалы»
11 «Животные на выращивании и откорме»
10 «Материалы»
20 «Основное производство»
23 «Вспомогательные производства»
25 «Общепроизводственные расходы»
26 «Общехозяйственные расходы»
28 «Брак в производстве»
29 «Обслуживающие производства и хозяйства»
44 «Расходы на продажу»
20 «Основное производство»
41 «Товары»
43 «Готовая продукция»
41 «Товары»
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
71 «Расчеты с подотчетными лицами»
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
75 «Расчеты с учредителями»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
79 «Внутрихозяйственные расчеты»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
51 «Расчетные счета»
52 «Валютные счета»
55 «Специальные счета в банках»
57 «Переводы в пути»
51 «Расчетные счета»
80 «Уставный капитал»
82 «Резервный капитал»
83 «Добавочный капитал»
80 «Уставный капитал»
90 «Продажи»
99 «Прибыли и убытки»
91 «Прочие доходы и расходы»
99 «Прибыли и убытки»

У предприятия есть выбор – применять регистры бухучета или нет

У малых компаний есть и другие послабления. К примеру, руководитель такого предприятия может сам вести бухгалтерский учет. Основание – пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Кроме того, организация вправе выбрать, использовать ей регистры бухучета имущества или нет. Если компания решила их не применять, то все хозоперации регистрируют только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Это форма № К-1, утвержденная приказом № 64н. Однако такой способ учета подходит лишь тем компаниям, у которых немного операций (как правило, не более тридцати в месяц) и которые ничего не производят.

Остальным малым компаниям рекомендую использовать регистры бухучета. Тогда факты хоздеятельности отражают в комплекте упрощенных ведомостей. Обычно каждую ведомость применяют для учета операций по одному из бухгалтерских счетов.

Добавлю, что еще бывает простая система ведения бухучета – без применения двойной записи. Но ее вправе выбрать только микропредприятия (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

Обратите внимание: упрощенные способы бухгалтерского учета не предназначены для компаний, которые по закону должны проводить аудит своей отчетности.

Компания вправе сдавать упрощенную бухотчетность

В состав годовой бухгалтерской отчетности малого предприятия могут входить только баланс и отчет о финансовых результатах. Основание – пункт 85 Положения… утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Но и это еще не все. Данные формы организация вправе заполнять по упрощенному варианту (п. 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, далее – приказ № 66н):

  • в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах отражают сведения по группам статей (а не отдельно по каждой статье);
  • в приложениях к этим формам приводят только самую важную информацию, без которой нельзя оценить финансовое положение компании и результаты ее деятельности.

Упрощенные бланки бухбаланса и отчета о финрезультатах можно найти в приложении № 5 к приказу № 66н. Актив такого баланса сократили до пяти строк, пассив – до шести. В отчете о финансовых результатах всего семь строк.

Приложения (если они необходимы) составляют в произвольном виде.

Добавлю: если малая компания хочет формировать годовую бухгалтерскую отчетность в общем порядке, то она вправе так поступить. Ведь у компании есть выбор – либо обычная отчетность, либо упрощенная.

Можно обойтись без лимита кассы

Организации, относящиеся к малому бизнесу, обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций (п. 1 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У). Но при этом им разрешили не устанавливать лимит кассы. То есть хранить все деньги в компании, не сдавая в банк (п. 2 указания № 3210-У, п. 1, 4 письма ФНС России от 9 июля 2014 г. № ЕД-4-2/13338).

Чтобы воспользоваться данным преимуществом, издайте приказ по организации. В нем укажите, что деньги хранятся в кассе без лимита остатка.

Региональные власти устанавливают для малых компаний налоговые льготы

В налоговом законодательстве нет специальных льгот для организаций, имеющих статус малого предприятия. Однако такие спецрежимы, как упрощенка и вмененка, по некоторым своим критериям подходят только для этих компаний. Например, по численности работников – не более 100 человек.

Замечу, что льготы по региональным и местным налогам могут устанавливать соответствующие власти.

Так, например, в Законе г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 прописаны льготы для малых компаний, которые платят налог на имущество с кадастровой стоимости объектов.

Важно запомнить

Для малых организаций предусмотрены различные льготы в бухгалтерском учете. Компании могут их применять по своему желанию. Выбранные способы следует отразить в учетной политике.


Начать дискуссию

ПСН

🔨 ИП на ПСН должен сам оказывать услуги, а не перезаказывать их у других ИП. Эксперт: достаточно спорная позиция Минфина

Заключение предпринимателем договоров субподряда с другими ИП не вписывается в рамки патента.

64

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году

В этой статье мы собрали платные и бесплатные курсы по 1С:Документообороту.

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году
Банки

Клиенты ВТБ будут получать кешбэк в рублях

ВТБ по программе мультибонусов будет начислять кешбэк в реальных рублях. Клиенты могут установить избранные категории товаров для получения повышенных бонусов до 25% с покупок.

Лучшие спикеры, новый каждый день

🏃 Какие выплаты положены работнику при увольнении переводом. Эксперт: допвыплаты на уровне закона были бы странными

Если сотрудник увольняется переводом к другому работодателю, то никаких выходных пособий и компенсаций в ТК за это не предусмотрено.

125

Инвесторы жалуются на «Лукойл» из-за сокрытия финансовой отчетности

Компания в отчетности по МСФО за 2023 год не сравнила результаты с прошлым годом, ссылаясь на постановление, которое перестало действовать.

Верховный Суд поддержал рекомендации Роспотребнадзора обеспечивать водой и спецодеждой работающих в жару

ВС РФ признал законными Рекомендации по работе в условиях сильной жары и повышенных температур, изданные Роспотребнадзором.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Кадры

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Обо всех изменениях кадрового законодательства, нововведениях в ТК, нюансах заполнения ЕФС-1 и новых формах налоговой отчетности рассказываем в мини-курсе.

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Прокуратора может изъять акции «Макфы» в пользу государства

Прокуроры доказывают в суде, что производство макаронных изделий под брендом «Макфа» имеет коррупционное происхождение. Их бенефициары вели бизнес, работая в органах госвласти.

86
ЭДО

Минтранс хочет провести эксперимент с переходом на ЭДО грузоперевозок на всех видах транспорта

Проведение эксперимента по переходу на электронный документооборот затронет грузоперевозки автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным видами транспорта.

Что ест бухгалтер. Давно не ели десертов

Лекарство от негатива. Тирамису — самый популярный в мире десерт.

Что ест бухгалтер. Давно не ели десертов
119
Банки

Приложение Райффайзенбанка снова работает

Специалисты устранили внутреннюю техническую ошибку, которая не позволяла клиентам отправить деньги.

Как нанять толкового бухгалтера в компанию: рекомендации экспертов

Ошибки бухгалтера приводят организацию к лишним затратам и огромным штрафам, а в особенно тяжелых случаях могут довести до ликвидации компании. Как же не допустить этого и нанять хорошего специалиста? Составили инструкцию для руководителей с комментариями наших экспертов.

Как нанять толкового бухгалтера в компанию: рекомендации экспертов
2
81
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

с 1 апреля 2024 года меняются правила работы с госзакупками: все переходят на цифровой контракт. Кто и в какой форме должен его составлять

С 1 апреля у заказчиков на госзакупках появляются новые обязательства. Теперь после проведения тендера они должны заключать цифровой контракт в единой информационной системе.

Иллюстрация: Вера Ревина, Клерк.ру

Верховный Суд защитил недвижимость предпринимателя от притязаний церкви

Коммерсант много лет добросовестного использовал для сельского хозяйства арендованный земельный участок, на который вдруг стала претендовать РПЦ.

2
108

ФРМР: обязательная регистрация (до 01.04.2024) медицинских и фармацевтических работников

Медицинские и фармацевтические работники, а также лица, которые обучаются медицинским и фармацевтическим специальностям, должны зарегистрироваться в ФРМР. Разбираемся в этой подсистеме ЕГИСЗ.

ФРМР: обязательная регистрация (до 01.04.2024) медицинских и фармацевтических работников

Управление персоналом. Принципы управления человеческим ресурсом

Даже при условии стремительного развития автоматизации в бизнесе еще невозможно отказаться от человека. От персонала требуется обслуживание оборудования, предоставление консультационных услуг, ведь машины пока не обладают теми способностями для разъяснения сложных вопросов, как это способен сделать человек.

Управление персоналом. Принципы управления человеческим ресурсом

🔥 Четыре новые онлайн-курса этой весны уже в подписке Клерк.Премиум!

Оформите годовую подписку Клерк.Премиум со скидкой 50% за 9900 рублей и получите доступ к самым свежим материалам и курсам!

Российский экологический оператор: нужно отказаться от пластиковых бонусных карт и бумажных чеков

В РЭО создали концепцию по сокращению отходов. Экологи, Минприроды и ФНС поддерживают идею перейти на электронные чеки и не печатать бумажные.

158

С какими страхами сталкиваются предприниматели. Чего боятся успешные люди

По данным ВЦИОМ, те или иные фобии есть у каждого восьмого жителя России. Предприниматели, в том числе достигшие определенных высот – не исключение. Почему страх нельзя отрицать, и какие чаще всего преследуют людей в бизнесе.

С какими страхами сталкиваются предприниматели. Чего боятся успешные люди
1
228

Интересные материалы

Какие проблемы может решить управленческий баланс в финансовом анализе

Собственник бизнеса, который хочет уйти из операционной деятельности компании, должен научиться читать управленческий баланс. Из него можно понять, что происходит с предприятием, развивается оно или угасает.

2
71