Клерк.Ру

Как перейти с общей системы на «упрощенку» и не переплатить налоги

Просмотров: 

Под конец года многие компании решают в целях экономии сменить общий налоговый режим на специальный. Например, перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН). Это возможно, если компания удовлетворяет определенным критериям. 

Допустим, все требования для перехода на «упрощенку» соблюдены. Что дальше? А далее важно правильно сформировать налоговую базу переходного периода – так, чтобы не пришлось платить лишние налоги. 

Итак, что крайне важно сделать при переходе на «упрощенку».

Правильно учесть «переходные» доходы 

  • Если до перехода на УСН компанией была получена предоплата от контрагента, то указанную сумму надо включить в доходы на дату перехода.

На что обратить внимание: Если вы решили переходить на упрощенку, старайтесь до момента перехода не получать предоплату от контрагентов. 

  • Оплаты, полученные после перехода на УСН, но учтенные ранее при расчете налога на прибыль, не включаются в доходы при расчете «упрощенного» налога (по договору предусмотрена отсрочка платежа).

На что обратить внимание: При отсрочке платежа можно не переживать, о том, что доходы включатся в базу по УСН. 

Правильно учесть расходы

(при переходе на УСН с объектом «доходы минус расходы»)

  • Если до перехода на «упрощенку» Вы оплатили какие-либо расходы, но документы от контрагента получить не успели, то они должны быть учтены при расчете «упрощенного» налога по дате документа. 

На что обратить внимание: По всем предоплатам поставщикам расходы можно принять только после получения закрывающих документов, в том числе после перехода на «упрощенку». Таким образом, чтобы иметь возможность уменьшить налог на прибыль требуйте документы от поставщиков до 1 января. 

  • Если до перехода на «упрощенку» при расчете налога на прибыль расходы учтены, но оплачены они уже после перехода на спецрежим, то их нельзя учесть при исчислении «упрощенного» налога.

На что обратить внимание: Суммы, выплаченные в погашение кредиторской задолженности после перехода на «упрощенку», повторно включить в расходы по единому налогу при УСН не получится. А значит, если Вы хотите уменьшить «упрощенный» налог, то и документы, полученные от поставщиков, Вам нужно будет учесть уже после перехода на УСН. 

Восстановить НДС 

При переходе на «упрощенку» Вам придется восстановить НДС принятый к вычету в период применения общей системы по товарам, материалам, нематериальным активам (НМА) и основным средствам (ОС), числящимся на балансе. При этом по ОС и НМА налог восстанавливается пропорционально их остаточной стоимости. В остальных случаях – в полной сумме. После этого в налоговом учете восстановленную сумму можно списать как прочие расходы. 

Если же при покупке оборудования компания не принимала к вычету НДС (например, если было принято решение о переносе вычета на следующий период), то восстанавливать его при переходе на «упрощенку» не требуется. 

На что обратить внимание: Для того чтобы избежать восстановления НДС необходимо по максимуму списать материалы и товары в 4 квартале, т. е. избавиться от ненужных остатков на складе. 

НДС по «незакрытым» авансам 

(с авансов, полученных в период применения общей системы)

В последнем месяце применения общей системы можно принять к вычету НДС, уплаченный с полученных авансов, исполнение обязательств по которым произойдет уже в период применения УСН. Для того чтобы это реализовать, Вам требуется предпринять одно из следующих действий: 

  1. Оформить документы, подтверждающие возврат сумм НДС контрагентам (покупателям, заказчикам и т. д.), т. е. чтобы в задолженности числилась стоимость без НДС. 
  2. Заключить с контрагентом соглашение об изменении цены договора, в котором будет предусмотрено уменьшение стоимости товаров (работ, услуг) на сумму НДС. В этом случае сумму НДС следует перечислить контрагенту по договору. Также правомерно заключить дополнительное соглашение о зачете суммы НДС в счет предстоящих платежей по тому же договору. 
  3. Расторгнуть договор, по которому получена предоплата, а полученный аванс возвращен. И соответственно заключить новый договор уже без НДС. 

На что обратить внимание: Если полученный аванс включал в себя НДС, но компания не предпримет никаких мер для возврата его покупателю, то придется заплатить НДС дважды: первый раз – в момент получения предоплаты, а второй раз – в момент отгрузки товара, несмотря на то, что компания в период отгрузки уже применяет «упрощенку». Дело в том, что в отгрузочных документах, согласно договору, компания должна выделить налог. И поэтому появляется обязанность уплатить его в бюджет, несмотря на то что по общему правилу «упрощенцы» не являются плательщиками НДС. При этом поставить к вычету ранее исчисленный НДС с полученной предоплаты не получится – такой возможности для «упрощенцев» не предусмотрено. Следовательно, если запланирован переход на «упрощенку», надо постараться не получать авансы от контрагентов. 

Правильно учесть ОС и НМА 

(при переходе на УСН «доходы минус расходы»)

Остаточную стоимость оплаченных, но не полностью самортизированных в налоговом учете основных средств и нематериальных активов можно отнести на расходы, будучи уже на «упрощенке». Что нужно предпринять: 

  1. Определить остаточную стоимость основных средств и (или) НМА на 31 декабря года, предшествующего переходу на УСН. 
  2. Величину остаточной стоимости объекта основных средств или НМА, рассчитанную на 31 декабря года, предшествующего переходу на «упрощенку», нужно отразить в налоговом учете на дату перехода, т.е. на 1 января 2016 года. 
  3. Порядок включения в расходы остаточной стоимости основных средств и НМА, «переводимых» с общей системы налогообложения на упрощенную, зависит от срока полезного использования такого имущества. 
  4. В течение налогового периода указанные затраты необходимо относить на расходы равными долями за отчетные периоды – это стандартный формат учета при «упрощенке». Отражать их нужно на последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. 

Таким образом, всем, кто решил работать на «упрощенке» с 1 января 2016 года, к 31 декабря года 2015 года нужно по максимуму избавиться от факторов, влияющих на «переходный период», а именно: 

  • списать все неиспользованные материалы;
  • продать товары;
  • закрыть «дебиторку» и «кредиторку»;
  • самое главное – не получать авансы от контрагентов,

иначе может возникнуть много ненужных проблем с НДС. 

Критерии для перехода на «упрощенку»

1. Численность сотрудников – до 100 человек 

На «упрощенку» можно перейти, если численность работников на 1 января 2016 года будет ниже 100 человек. Причем после перехода на УСН этот показатель надо соблюдать по итогам каждого квартала. 

2. Доля других компаний – не более 25% 

Компания вправе применять «упрощенку», если другие организации владеют не более 25 процентами ее уставного капитала. Причем уведомление о переходе на упрощенку можно подать, даже если условие не соблюдается. Главное, чтобы «физики» успели выкупить долю до конца 2015 года. 

3. Разрешенный вид деятельности 

Перевести на «упрощенку» можно не любой бизнес. Например, на упрощенку не вправе переходить страховщики, ломбарды, нотариусы и др. 

4. Выручка – не больше 51,615 млн руб. 

Перейти на упрощенку можно, только если выручка за девять месяцев 2015 года не превышает 51,615 млн рублей. Если компания с отдельных видов деятельности уже уплачивает ЕНВД, то доходы считают без учета выручки от «вмененки». 

5. Стоимость ОС – не больше 100 млн руб. 

Остаточная стоимость амортизируемых основных средств на 1 октября 2015 года не должна превышать 100 млн рублей. 

6. Отсутствие филиалов и представительств 

Наличие представительства только в будущем году перестанет быть ограничением при выборе упрощенной системы налогообложения. В текущем году это ограничение еще действует – компании с филиалами и представительствами не вправе использовать данный спецрежим. Применять упрощенку можно только с обычными обособленными подразделениями. 

Если вы решили перейти на «упрощенку» и хотите сделать это без налоговых потерь – звоните нам! 

Наши специалисты помогут правильно сформировать налоговую базу для перехода на «упрощенку» и при необходимости внесут соответствующие корректировки в учет. 

Александра Рыбкина

руководитель проектов по бухгалтерскому аутсорсингу WiseAdvice (бухгалтерский аутсорсинг)

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Люди которым это нравится
Подпишитесь на материалы Клерк.Ру
Рассылка будет приходить вам на почту каждый день