Клерк.Ру

Фото Ольги Вирич. Кублог

Предоставление имущественных и социальных вычетов

Просмотров: 

С 01.01.2016 жители Республики Крым и города Севастополя будут уплачивать НДФЛ полностью по правилам, установленным для всех граждан РФ. В прошлом номере мы рассказали, как следует определять статус налогового резидента РФ[1].

Теперь мы познакомим читателей с особенностями предоставления имущественных и социальных вычетов по НДФЛ. Эта тема должна быть интересна практически каждому крымчанину или севастопольцу.

Когда можно подать декларацию?

Надо учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ на имущественные вычеты, предусмотренные ст. 218 – 221 НК РФ, уменьшаются только доходы, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, то есть 13%.

Обратите внимание:

Такая же ставка в отношении некоторых видов доходов применяется на основании п. 3 ст. 224 НК РФ, но эти доходы не уменьшаются на указанные вычеты, в том числе для иностранных граждан или лиц без гражданства, признаваемых беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (см. Письмо ФНС России от 30.10.2014 № БС-3-11/3689@).

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ на возврат налога отводится три года с момента его уплаты. То есть если НДФЛ, например, за январь 2015 года, был уплачен 10.02.2015, то заявление на его возврат может быть подано не позднее 10.02.2018. Подчеркнем: именно заявление на возврат, а не декларация по форме 3‑НДФЛ, в которой налогоплательщик отражает вычеты. Иными словами, декларацию надо представлять с таким расчетом, чтобы потом, после ее камеральной проверки, осталось время подать названное заявление. Ведь декларацию не обязательно представлять непосредственно после истекшего налогового периода, при определенных обстоятельствах это можно сделать и позднее в пределах указанного трехлетнего периода. Например, декларацию в отношении расходов, которые были произведены налогоплательщиком в 2014 году, можно подать в любой из месяцев 2016 года. Правда, для крымчан и севастопольцев период, за который они могут получить данные вычеты, естественным образом ограничен, поскольку возвратить можно только НДФЛ, исчисленный именно в соответствии с гл. 23 НК РФ.

В Письме Минфина России от 03.12.2015 № 03‑04‑07/70593[2] подчеркивается, что такие доходы граждане Республики Крым и города Севастополя могли получить только от организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории этих регионов в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от филиалов и представительств российских организаций, иных обособленных подразделений российских организаций, а также от обособленных подразделений иностранных организаций, созданных на территории Республики Крым и города Севастополь, подлежащих налогообложению в соответствии с НК РФ.

В соответствии с п. 13 Положения[3] именно такие организации и индивидуальные предприниматели подлежали после 18.03.2014 налогообложению в соответствии с НК РФ (аналогичное правило установлено в п. 20 Закона города Севастополя от 18.04.2014 № 2‑ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период»).

К сведению:

Согласно Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 25.11.2015 № 872-1/15 Положение утратило силу с момента опубликования этого постановления (газета «Крымские известия», 03.12.2015). Таким образом, нормы Положения действовали до указанной даты, хотя фактически они относились к переходному периоду, который тем не менее на практике мог в отдельных случаях распространяться и на 2015 год (например, КФХ имели право на перерегистрацию по нормам российского законодательства до 01.07.2015).

Одновременно Минфин указал, что данные доходы могут быть уменьшены на расходы, которые были произведены в соответствующем налоговом периоде, независимо от того, когда эти расходы были осуществлены. Поясним сказанное на примере.

Пример.

Предприятие, на котором работал крымчанин, перерегистрировалось в ноябре 2014 года. Иными словами, в ноябре и декабре 2014 года он получил от этого предприятия доходы, которые облагались НДФЛ. Ранее, в августе 2014 года, он купил дом в Симферополе и получил право на налоговый вычет.

В данном случае физическое лицо может подать декларацию по форме 3‑НДФЛ за 2014 год, в которой отразить указанные доходы, полученные от перерегистрированного предприятия в ноябре – декабре этого года, уменьшив их на сумму имущественного вычета.

Вычеты – только налоговым резидентам

Важный момент. Согласно упомянутому п. 3 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ (за исключением некоторых видов доходов). При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 – 221 НК РФ, не применяются (см. Письмо ФНС России от 29.12.2014 № БС-3-11/4537@).

В связи с этим напомним, что для жителей Крыма и Севастополя в 2014 и 2015 годах были установлены особые правила в части установления статуса налогового резидента РФ (п. 9 Положения, ст. 16 Закона города Севастополя № 2‑ЗС и п. 2.1 ст. 207 НК РФ). Речь шла о физических лицах, имевших постоянное место жительства в Автономной Республике Крым (Республике Крым, городе Севастополе) и оставшихся на постоянное жительство в РФ – в 2014 году, фактически находившихся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18.03.2014 по 31.12.2014[4] – в 2015 году.

Несмотря на то, что жители Крыма и Севастополя становились налоговыми резидентами в соответствии с особыми правилами, если они все‑таки удовлетворяли названным условиям, они имеют право на имущественные и социальные вычеты по расходам, которые были произведены в 2014 и 2015 годах.

О медицинских услугах

Требует разъяснения также вопрос о том, всякие ли произведенные крымчанами и севастопольцами расходы, которые формально могут быть отнесены к имущественным и социальным вычетам, действительно могут быть признаны таковыми.

Например, в силу абз. 5 пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ вычет сумм оплаты стоимости медицинских услуг и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если медицинские услуги оказываются в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные согласно законодательству РФ, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на оказанные медицинские услуги, приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения или уплату страховых взносов.

Учитывая это, Минфин в Письме от 19.09.2014 № 03‑04‑05/46920 указал, что налогоплательщик вправе учесть в составе социального налогового вычета расходы на лечение, в частности, в сентябре 2014 года в медицинских организациях, находящихся на территории Республики Крым. Ведь с 18.03.2014 регион является частью РФ.

Что касается лицензий, выданных многим медицинским организациям Крыма и Севастополя еще украинскими лицензирующими органами, надо иметь в виду ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6‑ФКЗ. Согласно названной статье допускается действие документов, выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым и города Севастополя, в том числе разрешительных документов (лицензий), без ограничения срока их действия и какого‑либо подтверждения со стороны государственных органов РФ, государственных органов Республики Крым или государственных органов города Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Поэтому право на применение социального налогового вычета может быть подтверждено при представлении справки медицинского учреждения, расположенного на территории Республики Крым или города Севастополя, об оказании медицинских услуг, в том числе имеющего лицензию (бессрочную), выданную украинскими лицензирующими органами (см. Письмо ФНС России от 31.08.2015 № ЗН-4-11/15313@).

О расходах на обучение

Другой вид социального вычета – на обучение (обучение собственно налогоплательщика или очное обучение ребенка (подопечного)), он предусмотрен пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ. В отношении статуса и категории образовательного учреждения никаких ограничений не ставится, кроме наличия у него лицензии или иного документа, который подтверждает его статус.

Касательно лицензий, если они были выданы украинскими органами, по нашему мнению, можно также применить ст. 12 Федерального конституционного закона № 6‑ФКЗ.

Образовательное учреждение не обязательно должно быть российским, на момент несения расходов на обучение оно могло быть неперерегистрированным. Ведь Минфин допускает включать в вычеты расходы на обучение, даже если они были произведены иностранному учебному заведению (см. письма от 27.02.2013 № 03‑04‑07/7-59, от 22.02.2012 № 03‑04‑05/7-217, от 15.04.2010 № 03‑04‑05/7-203, от 18.03.2010 № 03‑04‑05/7-109).

О пожертвованиях

Еще один вид социальных вычетов – пожертвования благотворительным, религиозным организациям и различным НКО (пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ). Прямо не указывается, но из контекста данной нормы можно сделать вывод, что такие организации должны быть зарегистрированы исключительно в соответствии с российским законодательством. Поэтому если пожертвование было сделано неперерегистрированной или иностранной организации, то учесть его в виде социального вычета нельзя.

Об имущественных вычетах

В соответствии со ст. 220 НК РФ имущественные вычеты предоставляются в связи с несением расходов на имущество или при покупке либо строительстве дома, квартиры и т. п. Во втором случае (при покупке или строительстве) недвижимое имущество должно находиться на территории РФ. То есть, очевидно, недвижимое имущество, находящееся на территории Республики Крым или города Севастополя, удовлетворяет этому условию, если сделка совершена после 18.03.2014.

Что касается собственно расходов на приобретение или строительство такого недвижимого имущества, нет ограничений, согласно которым их оплата производилась бы только в адрес налогоплательщиков, зарегистрированных в соответствии с российским законодательством (см. пп. 3, 4 и 7 п. 3 ст. 220 НК РФ). Получается, если соответствующие затраты были осуществлены по договорам с неперерегистрированными организациями и предпринимателями, иностранными лицами, то их сумму можно, по нашему мнению, принять в качестве имущественного вычета.

По поводу имущественного вычета при продаже имущества укажем, что не имеет значения местонахождение имущества. Это отметил Минфин в Письме от 19.11.2012 № 03‑04‑05/4-1319. Правда, он сделал такой вывод в отношении редакции ст. 220 НК РФ, которая применялась до 01.01.2014. Но и в действующей редакции этой статьи мы не находим принципиальных изменений, которые позволили бы считать иначе.

Но, как представляется, это может означать, что при соответствии другим условиям физическое лицо – гражданин Крыма или Севастополя может претендовать на имущественный вычет, даже если имущество было реализовано в период с 01.01.2014 по 18.03.2014, тем более если оно было реализовано позднее.

* * *

Крымчанам и севастопольцам следует внимательно проанализировать свои доходы и расходы за 2014 и 2015 годы: от кого и когда доходы были получены, кому и когда были произведены расходы. Возможно, сейчас названные лица смогут сэкономить на своих налоговых обязательствах, подав декларации по форме 3‑НДФЛ (по отдельности) за данные налоговые периоды.

В дальнейшем, напомним, имущественные и социальные вычеты можно получить оперативнее – непосредственно у налогового агента. Это предусматривают указанные в статье нормы.


[1] См. статью М. В. Подкопаева «Присвоение статуса налогового резидента – с 2016 года в общем порядке», № 1, 2016, стр. 32.

[2] Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 10.12.2015 № БС-4-11/21710@.

[3] Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утв. Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 № 2010-6/14.

[4] С учетом того, что указанный период не должен был прерываться на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды выезда физического лица за пределы территории РФ.

Источник: Журнал "Бухгалтер Крыма"

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Люди которым это нравится
Подпишитесь на материалы Клерк.Ру
Рассылка будет приходить вам на почту каждый день