Бухгалтерия

Что и как изменилось в правилах применения печатей

Почти год назад, 7 апреля 2015 года, вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ. Документ изменил порядок применения печати хозяйственными обществами. Общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества теперь вправе, но не обязаны обзаводиться печатью. Нововведение до сих пор вызывает много вопросов у компаний - когда печать все же нужна, что говорить налоговой, требующей поставить печать, как оформлять первичку без печати?
5 тыс. 412
Что и как изменилось в правилах применения печатей
Фото Тимура Громова, Кублог

Почти год назад, 7 апреля 2015 года, вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ. Документ изменил порядок применения печати хозяйственными обществами. Общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества теперь вправе, но не обязаны обзаводиться печатью. Нововведение до сих пор вызывает много вопросов у компаний - когда печать все же нужна, что говорить налоговой, требующей поставить печать, как оформлять первичку без печати?

Как отказаться от применения печати

Если компания решила отказаться от применения круглой печати, например, чтобы снизить расходы на изготовление печатей, то это решение обязательно нужно зафиксировать в Уставе. Как это сделать? Первым делом необходимо провести собрание участников/акционеров общества, на котором вынести решение о том, что круглая печать в компании более не используется. По итогам собрания составить протокол, который подпишут все участники. А затем внесенные изменения следует зарегистрировать в налоговой инспекции. По истечении 6 рабочих дней инспекция выдаст документ, подтверждающий факт отказа от печати.

Не стоит забывать, что формы своих первичных документов компания фиксирует в учетной политике. В нее придется внести изменения, поскольку в утвержденных формах первички фигурирует реквизит «м.п.».

Если компания решила продолжить применение печати, но прежде о печати в уставе ничего не говорилось, изменений устава не избежать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества  -  это прямая норма Закона № 82-ФЗ. Формулировка может быть, к примеру, такой: «Общество имеет круглую печать, содержащую  его полное фирменное   наименование  на  русском  языке».

Первичка без печати

Расходы для целей налогового учета, напомним, можно принять только на основании документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства (ст.252 НК РФ). Требования к обязательным реквизитам первичных учетных документов поименованы в ст.9 Федерального закона от 06.12.2011№402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и среди них не упоминается оттиск печати организации. Это значит, что отсутствие печати, например, на акте выполненных работ, не является основанием для отказа в признании понесенных затрат в расходах. Такая позиция изложена, например, в письме ФНС России от 13.01.2016 № СД-4-3/105.

Чтобы инспекция не сомневалась в проявлении компанией должной осмотрительности, можно порекомендовать запрашивать у компании-поставщика копию устава, а также сопроводительное письмо с указанием, что печать организацией не применяется.

Когда печать по-прежнему нужна

В настоящий момент организации самостоятельно определяют формы первичных учетных документов (ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Более того, компании самостоятельно решают, будут ли использовать в утверждаемых формах документов реквизит «печать».

Если организация не внесла изменений в учетную политику об исключении реквизита "печать" из первичных документов, и в утвержденной форме предусмотрено наличие печати, то оттиск печати необходимо проставить.  Это позволит избежать спора с налоговой инспекцией.

Напомним, требования к оформлению определенных документов регламентированы отдельными подзаконными актами. К примеру, кадровые документы находятся в ведении Минтруда, а оформление кассовых и расчетных документов таких, как платежно-расчетная ведомость, платежная поручение, расходно-кассовый ордер регламентируется Центральным Банком России.

Требования о применения печати до сих пор действуют для кассовых операций (при оформлении квитанции к ПКО, платежной и расчетно-платежной ведомостей), для расчетных документов, по которым происходит перечисление денег (платежное поручение/требование, аккредитивы, чеки, инкассовое поручения). Печать применяется и в бланках строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, при оформлении кадровых документов (трудовая книжка, справка о сумме заработка за предшествующие два года году увольнения). Для заверения этих документов можно разработать свою форму оттиска печати, например, отдельно для кадровой службы.

В ряд федеральных законодательных актов уже внесены поправки о том, что печать проставляется при ее наличии. Например, согласно изменениям, внесенным 6 апреля 2015 года в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на копиях юридических документов, предоставляемых для госрегистрации прав юридического лица на имущество, печать организации ставится только при ее наличии.

Полный перечень законодательных актов, в которые уже внесены аналогичные изменения, можно найти в Законе № 82-ФЗ (ГК РФ, ТК РФ, законы о рынке ценных бумаг, об ипотеке и другие). А вот если соответствующая поправка не внесена в закон, регламентирующий оформление документов, то обойтись без печати не получится.

Стоит также отметить, что позиция судов по этому вопросу не однозначна. Например, в отношении необходимости проставления печати на квитанции к ПКО существует два противоположных решения. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 17.07.2008 № Ф09-4813/08-С4 сказано, что факт оплаты не может быть подтвержден без печати. Напротив, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.01.2009 № А33-11360/07-Ф02-7117/08 проставление печати на квитанции к ПКО расценивается как не обязательное.
Пока споры не утихли, рекомендуем использовать печати, разработанные специально для таких случаев.

Информация о компании в печатях

Каких-либо даже минимальных требований к форме печати или к ее содержанию в Законе 82-ФЗ нет. Значит, на печати может присутствовать та информация, которую участники (акционеры) общества посчитают нужным указать, что и зафиксируют в уставе.

По вопросу использования «обновленных» печатей судебная практика пока еще не сложилась. Большинство организаций пока настороженно относятся к данному нововведению. В любом случае, если компания приняла решение использовать печать, в ее интересах разработать и утвердить такую форму печати, по которой можно было бы безошибочно идентифицировать организацию.  Стоит также отметить, что в пояснительной записке к Закону № 82-ФЗ взамен круглой печати предлагается использовать специальные бланки, голографические печати и прочее. Но законодательной базы для реализации такой возможности пока нет.

Как реагировать на требования инспекции проставить печать

Процедура подачи налоговой декларации регламентирована пунктом 3 статьи 80 НК РФ. Там предлагается два способа подачи налоговой декларации в органы ФНС: по установленной форме на бумажном носителе или в установленном формате в электронной форме. И если порядок заполнения деклараций на бумажном носителе предусматривает наличие печати, то при ее отсутствии налоговый орган вправе отказать в приеме документа. Такой позиции придерживается Минфин в своем письме от 01.02.2013 № 03-02-07/1/2031.

Что касается наличия печати на копиях документов, которые компания представляет по требованию налогового органа, то оно не обязательно. В Письме от 05.08.2015 № БС-4-17/13706@ "О наличии в документах печати общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества" ФНС России доводит до сведения нижестоящих налоговых органов свою точку зрения. Она состоит в том, что инспекторы обязаны принимать документы вне зависимости от наличия или отсутствия в них печати. Копия каждого документа при этом заверяется подписью руководителя организации с указанием даты заверения.

Если объем документов, запрошенных инспекцией, более одного листа, то подборку необходимо прошить. При этом заверительная надпись на сшиве опечатывается печатью организации лишь при ее наличии (письмо Минфина России от 29.10.2015 № 03-02-РЗ/62336).

Инспектор может настаивать на проставлении печати на копиях документов. И если на спор времени совсем нет, организация может в соответствии с ГОСТР 6.30-2003 использовать печать по своему усмотрению (не круглую).

Если организация представляет документы в ФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, заверять их печатью нет необходимости, поскольку они визируются электронной подписью (письмо ФНС России от 23.11.2015 № ЕД-4-2/20421).

Обратите внимание, 8 мая 2015 года  ФНС России были утверждены формы, используемые налоговыми органами для реализации своих полномочий. Заверение печатью этих документов приказом налоговой службы не предусмотрено. Поэтому если документы из налоговой пришли без печати, отказаться от изложенных в них требований у компании нет никаких оснований (письмо ФНС России от 15.07.2015 № ЕД-3-2/2739).

Комментарии

2
  • Тамри

    Кому усложняла? Это Вы в налоговую встречки не сдавали листов по 200. И на каждом листе не только штамп "КОПИЯ ВЕРНА" и подпись, а еще и печать требовали. Теперь же безобразие закончилось.

  • Надежда

    Тамри, Вы писали:

    Кому усложняла? Это Вы в налоговую встречки не сдавали листов по 200. И на каждом листе не только штамп "КОПИЯ ВЕРНА" и подпись, а еще и печать требовали. Теперь же безобразие закончилось.

    зато теперь надо каждому покупателю (клиенту) распечатывать пояснительную записку. вот уж экономия, так экономия ))


Совокупные долги банкротов выросли в 2 раза

За 2023 год суд признал порядка 7,3 тысяч компаний несостоятельными. Их задолженность достигла 3,98 трлн рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На что обратить внимание при покупке загородного дома, дачи или участка

Федеральная нотариальная палата (ФНП) разъяснила, на что обратить внимание при покупке дачи или земельного участка.

У Wildberries появились брендированные грузовики

Автомобили с фирменными логотипами будут доставлять заказы со складов и сортировочных центров до ПВЗ.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Новые штрафы для бизнеса, банки против маркетплейсов и директор с лапками. Что обсуждали сегодня бухгалтеры. 😺«Ночной бухгалтер» № 1667

Бизнес больше не может звонить и отправлять рассылки по смс и e-mail без предварительного согласия абонента. Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят платежи через собственную структуру. Компания ищет сотрудника с лапками, который будет создавать уют, контролировать запасы вкусняшек и обниматься. А также другие новости дня для бухгалтера.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая
Банки

Данные об иностранных поставщиках платежных услуг станут закрытыми

Центробанк закроет доступ к перечню иностранных поставщиков платежных услуг до конца 2024 года.

Бесплатно с Социальные пособия

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

Как назначается пособие по уходу за ребенком по новым правилам в 2024 году, какие документы нужно предоставить, рассказываем в мини-курсе и приводим форму уведомления о прекращение права сотрудника на получение ежемесячного пособия.

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с КоАП РФ

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

17 апреля 2024 года вступили в силу поправки в КоАП. Рассказываем, при каких условиях могут оштрафовать за обзвоны, письма и рассылку смс  и как не попасть под санкции.

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

Новостной дайджест: правила переводов с Сбербанке, новые меры поддержки МСБ, план Минэкономразвития, изменения в налогах, форум «Создай НАШЕ»

Самое интересное и важное за день в новостном дайджесте.

Банки

RBI: Европейский центральный банк потребует быстрее свернуть бизнес в РФ

Raiffeisen Bank International ждет требования от ЕЦБ ускорить процесс сокращения бизнеса в России.

Импорт

Вводится режим «параллельного импорта» для зарубежных патентов

Импорт параллельного характера позволяет ввозить в РФ иностранные товары без получения на это согласия от производителя. Такой импорт считается параллельным, так как он осуществляется независимо от официальных каналов через дистрибьюторов.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Доверительные отношения между ИП и его бухгалтером обошлись предпринимателю в 20,6 млн рублей ущерба

Бухгалтер из Краснодарского края предстанет перед судом по обвинению в неправомерном обороте средств платежей и мошенничестве.

101

Что такое системное мышление и как руководителю научиться использовать его на практике

Мы живем в мире систем. Рабочий коллектив, проектная группа, спортивная команда, семья, зрители в театре, пользователи приложения — мы всегда находимся во взаимодействии с другими людьми и организациями или участвуем в процессах, а значит ведем системную деятельность. И этой деятельностью важно научиться управлять, чтобы достигать своих целей.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: «Яндекс» будет продавать товары для взрослых, Китай урезал поставки, а россияне стали чаще пить растворимый кофе и есть лапшу быстрого приготовления

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

1
65

Авито ищет бухгалтеров и специалистов по финансам

Разбирайте горячие вакансии от крупной компании. Авито нужен специалист казначейства, бухгалтер и старший бухгалтер!

Отпуска

Как уйти в отпуск в 2024 году: как написать и подать заявление и рассчитать отпускные

Каждый работник имеет право на отпуск. Рассказываем, какие отпуска бывают, как написать заявление на каждый из них, как оплачивается период отдыха и когда работодатель может отказать в его предоставлении.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Госдума защитит трудовые права работников маркетплейсов

Работодатели скрывают трудовые отношения с сотрудниками маркетплейсов под договорами с самозанятыми. Из-за этого работники не получают отпускных и больничных.

53

🔥 Безлимитных консультаций больше не будет! Успейте купить подписку «Клерк.Премиум» с безлимитными консультациями

Воспользуйтесь шансом купить подписку с безлимитными консультациями экспертов «Клерка» до 22 апреля, чтобы задавать вопросы без ограничений.

В начале 2025 года РЖД запустят новое мобильное суперприложение

Замгендиректора РЖД Евгений Чаркин на конференции Data Fusion заявил, что «Российские железные дороги» (РЖД) планируют запустить новое мобильное суперприложение (SuperApp) в начале 2025 года.

☝️Готовы к сдачи отчетности за I квартал? Напоминаем, как правильно заполнить форму 6-НДФЛ

До 25 апреля нужно сдать 6-НДФЛ за I квартал 2024 года. Бланк расчета и правила его заполнения изменились, рассказываем, как заполнить отчет, чтобы сдать все с первого раза — без проблем и штрафов.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Интересные материалы

Как организовать работу с локально-нормативными актами

Локально-нормативные акты (ЛНА) — это законодательство на уровне компании. ЛНА устанавливают права и обязанности работодателя и работника по отношению друг к другу и позволяют сторонам защитить свои права в случае трудовых споров. Но сначала всех работников необходимо надлежащим образом с ЛНА ознакомить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру