Проверка контрагентов

Что такое должная осмотрительность? Как доказать, что ты был в должной степени осмотрительным?

В ходе налоговых проверок очень часто возникает претензия, что проверяемый налогоплательщик не проявил должной осмотрительности в выборе своих контрагентов. А что это такое – должная осмотрительность? Как к ней следует относиться и как отстоять свои интересы в ситуации, когда налогоплательщика обвиняют в непроявлении им должной степени осмотрительности? Ответ на эти вопросы дает генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай Некрасов.
Что такое должная осмотрительность?  Как доказать, что ты был в должной степени осмотрительным?
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

В ходе налоговых проверок очень часто возникает претензия, что проверяемый налогоплательщик не проявил должной осмотрительности в выборе своих контрагентов. А что это такое – должная осмотрительность? Как к ней следует относиться и как отстоять свои интересы в ситуации, когда налогоплательщика обвиняют в непроявлении им должной степени осмотрительности? Ответ на эти вопросы дает генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай Некрасов.

Для начала приведу (процитирую) набор обычных фраз, содержащихся в решениях налоговых органов, вынесенных по итогам выездных налоговых проверок на тему непроявления налогоплательщиком должной осмотрительности, когда налогоплательщика обвиняют в том, что его поставщик является «проблемным» контрагентом.

Инспекция пишет: Организация (условно) «АБВГД», заявленная проверяемым налогоплательщиком в качестве исполнителя услуг, продавца товаров, по данным налогового органа

  • является «сомнительным» и «проблемным» налогоплательщиком, правомерность регистрации и реальность деятельности которого вызывает сомнения;
  • у нее адрес массовой регистрации;
  • у нее массовый учредитель;
  • у нее номинальный руководитель;
  • она не находится по заявленному юридическому адресу;
  • фактическое место нахождение этой организации неизвестно;
  • у нее отсутствуют необходимые условия для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого и технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • она отражает незначительные показатели в своей налоговой отчетности;
  • у нее отсутствуют операции по оплате хозяйственных расходов, услуг связи, коммунальных платежей;
  • движение денежных средств носило транзитный характер;
  • средне списочная численность 0 человек;
  • справки по форме 2-НДФЛ в налоговый орган не представлялись; и т.п. и т.д.

И все это обрушивается на проверяемого налогоплательщика буквально как «снежный ком». И что со всем этим делать? Ведь все товары (работы, услуги), заказанные налогоплательщиком у этого «проблемного» (как сейчас оказалось) контрагента, были оказаны (доставлены) налогоплательщику в реальности и использованы налогоплательщиков его деятельности, направленной на извлечение доходов. Более того, как правило, налоговики этого и не отрицают.

Надо отметить, что понятие «должной осмотрительности» в действующем законодательстве вообще не определено, поэтому и трактуют его все по своему. Я, например, трактую это термин, опираясь на ключевое слово ДОЛЖНАЯ осмотрительность, т.е. такая осмотрительность, которая ДОЛЖНА быть проявлена в любом случае и любым налогоплательщиком. Следовательно, в моем понимании должная осмотрительность - это минимально необходимая осмотрительность, которую должен обеспечить любой налогоплательщик и которая позволяет любому налогоплательщику убедиться в том, что он имеет дело с легитимным контрагентом.

А налоговики в это понятие вкладывают совершенно иной смысл: налогоплательщик должен буквально все знать о своем контрагенте, хотя это является явным перебором, поскольку не может каждый налогоплательщик знать все о каждом своем контрагенте. Я с такой трактовкой не согласен. Такая постановка вопроса в принципе невозможна.

Следовательно, бороться с тем, что говорят налоговики (я процитировал это выше) по поводу «проблемного» контрагента следует руководствуясь тем, что должная осмотрительность налогоплательщика - это минимально необходимая осмотрительность, которую может и должен обеспечить любой налогоплательщик.

Как минимум странно слышать от налоговиков, что у них возникают сомнения в правомерности государственной регистрации юридического лица, которое они сами же и зарегистрировали. Наоборот, это у меня, у налогоплательщика, возникают сомнения в правомерности государственной регистрации именно налоговыми органами нашей страны этого «проблемного» налогоплательщика, как выяснил сам налоговый орган. И сомнения эти возникли у меня как раз после того, как я узнал все подробности о контрагенте именно от налогового органа, который как раз и призван в силу закона следить за чистотой регистрации юридических лиц. Я, простой налогоплательщик, доверяю именно сведениям из гос. реестра, который ведет и курирует именно налоговый орган. Так почему же налоговый орган, располагая всеми своими полномочиями до сих пор не применил их и не ликвидировал этого «проблемного» контрагента, если он действительно проблемный? Почему не исключил его из гос. реестра. В ЕГРЮЛ по этому контрагенту до сих пор нет никакой отметки о том, что он «проблемный». Как налогоплательщик должен об этом узнать, если в ЕГРЮЛ об этом ничего не сказано?

У моего контрагента адрес массовой регистрации, массовый учредитель и номинальный руководитель. Как я, простой налогоплательщик, об этом узнаю, тем более, что в ЕГРЮЛ об этом не сказано ни слова? В практике делового оборота зачастую директора фирмы заказчика и фирмы подрядчика (исполнителя) не всегда встречаются лично, а если встречаются, то далеко не всегда в офисе подрядчика (исполнителя). Наиболее часто личное общение происходит не на уровне директоров, а на уровне менеджеров. Так разве можно такое общение с контрагентом относить к непроявлению налогоплательщиком его должной осмотрительности в выборе контрагента? Конечно же нельзя. Поскольку можно годами покупать у своего поставщика, например, писчую бумагу или круглый лес и при этом не знать в лицо генерального директора своего поставщика и не бывать у него в офисе. Это нормально. Это и есть должная осмотрительность. Поскольку налогоплательщик убедился в том, что его поставщик зарегистрирован в ЕГРЮЛ, фамилия его руководителя совпадает с той фамилией, которая указана в его счетах-фактурах, адрес регистрации тоже совпадает, а товары (работы, услуги) на самом деле оказаны (исполнены).

Мой контрагент, как утверждает Инспекция, не находится по заявленному юридическому адресу, и фактическое место нахождение этой организации Инспекции неизвестно. На это так и хочется сказать – здравствуйте, а разве налогоплательщик ведет гос. реестр предприятий в нашей стране? Это налоговый орган обязан был своевременно проверить эти данные и в случае выявления этих проблем немедленно принять меры к исключению такого предприятия и гос. реестра. Разве в обязанности налогоплательщика входит обязательное посещение офиса каждого своего контрагента? Нет, конечно, такой обязанности нет. Тем более, что контрагенты вообще-то бывают и иногородние, так я что в командировку должен ехать, чтобы убедиться.

Инспекция пишет, что у нашего «проблемного» контрагента отсутствуют необходимые условия для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого и технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств. Причем, как правило эти доводы Инспекции ничем документально не подтверждаются. Это просто слова в акте проверки. И почему я должен им верить? Ведь проверить правдивость этих утверждений я, как налогоплательщик, никак не могу. Не говоря у же о том, что совершенно непонятно на основании каких данных Инспекция вообще это может утверждать? Инспекция может ссылать лишь на собственные информационные ресурсы. Да, они в курсе того, кому и что принадлежит на праве собственности, но и то только о тех активах, которые подлежат государственной регистрации: недвижимость, транспорт, спецтехника, корабли, самолеты и т.п. А с остальным что делать? Как инспекция может знать о наличии станков, переносного инструмента, об аренде помещений, оборудования и техники? На каком основании Инспекция так безапелляционно утверждает, что наш контрагент всеми этими ресурсами и активами не обладал? Причем утверждает это Инспекция с такой постановкой вопроса, что об этом должен был знать прежде всего сам налогоплательщик именно в рамках проявления должной осмотрительности в выборе своего контрагента.         

Инспекция утверждает, что наш контрагент отражает незначительные показатели в своей налоговой отчетности; у него отсутствуют операций по оплате хозяйственных расходов, услуг связи, коммунальных платежей; движение денежных средств носило транзитный характер; средне списочная численность 0 человек; справки по форме 2-НДФЛ в налоговый орган не представлялись; и т.п. и т.д. И это тоже подается под соусом того, что и об этом тоже должен был (обязан был) знать и сам налогоплательщик в рамках должной осмотрительности. Ведь совершенно очевидно, что сам налогоплательщик об всем этом узнать никак не мог.

Очень неприятно, когда выясняется, что твой контрагент оказался (это выяснила лишь налоговая инспекция) плохим налогоплательщиком. Например, он скрывал свои доходы, которые получал от нас, платил своим работникам «черную» зарплату, не платил взносы в социальные фонды и т.п. Все это очень плохо. Но для того и созданы налоговые органы, чтобы с этими проявлениями бороться.

Просто поднимать эту информацию о контрагенте налоговому органу надо было гораздо раньше. И освещать эту информацию надо было не в акте проверки конкретного налогоплательщика, а в регистрационном ресурсе, к которому есть общий доступ всех налогоплательщиков. Вот тогда и осведомленность любого налогоплательщика будет гораздо выше, а, следовательно, и осмотрительность, та которая ДОЛЖНАЯ, тоже несомненно повысится.

А получается, что борются не с «плохим» контрагентом, а с хорошим и честным налогоплательщиком, который никуда не прячется, платит все налоги, находится по адресу своей регистрации, и проявляет все меры ДОЛЖНОЙ осмотрительности, т.е. той осмотрительности, которую ДОЛЖЕН был проявить в любом случае при работе с любым контрагентом. Т.е. проверить все общедоступные ресурсы (прежде всего ЕГРЮЛ) в котором ДОЛЖНА содержаться информация, достаточная для того, чтобы сделать вывод о контрагенте и его лояльности перед государством. Все, точка, на этом должная осмотрительность налогоплательщика и заканчивается, поскольку именно на этом заканчиваются и все полномочия налогоплательщика.

Комментарии

3
  • Сергей
    Боливару двоих не снести....Ныне должная осмотрительность - тот самый Боливар, кто только не скачет на нем, упражняясь в самолюбовании и прочем подобном. Не лучше ли, начиная с ФНС и других "прямоприменителей", возвести в ранг работающего закона содержащееся в нем указание о том, что добросовестность и разумность действий участников гражданского оборота презюмируются ( помню скользкую формулировку - предполагается,а, следовательно,требуется доказать, что не вор)? Опасаюсь, что вместо ясных критериев пойдут "верной" дорогой: от обратного, от той же осмотрительности. Перестановка акцентов хотя бы как-то изменит на позитивность вектор подхода к формированию предприимчивости и воспрепятствует повальному процедурно-процессуальному подходу " не доказал" порядочность.
  • NatN

    Аноним, Вы писали:

    К сожалению тут только запрашивать документы. Но если ты "малыш" тебя просто пошлют с такими требованиями - проверено. а если у тебя этих контрагентов штук 50 и всех надо проверять регулярно, то ты помрешь это все руками делать. По моему единственный вариант это автоматизировать, поставить спарк интерфакс например и просить документы только если там риски показывает. выписку из спарка налоговики принимают как должную осмотрительность, уже были случаи.

    а что за случаи? Серьезно хватает этой выписки?
  • Gvozdi4ca
    да никак. все обманывают. даже если с завода купил - получаешь претензию, что это ООО не приобретало данный товар, поэтому не может его реализовывать (бо нету его у него). а то, что это ООО покупало сырье и перерабатывало - не канает. товар-то оно не покупало. вот как-то так
Вклады

Ставку по некоторым вкладам хотят отвязать от ключевой, но Минэкономразвития против

Центробанк предложил создать специальные вклады для малоимущих, которые получают социальную поддержку. Изначально доходность по таким вкладам определяли как ключевую ставку ЦБ + 1%, но есть и другие предложения.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Домашний адрес как место работы в трудовом договоре с дистанционщиком: правильно ли так

Дистанционные сотрудники работают по трудовому договору вне места нахождения работодателя и вне стационарного рабочего места, прямо или косвенно находящегося под контролем работодателя.

6

🎡Викторина на «Клерке». Проверьте, как вы отчитались за I квартал

На «Клерке» викторина! Проверьте, насколько вы крутой бухгалтер, а заодно узнайте, как вы отчитались за первый квартал. Разыгрываем приз! Поторопитесь!

Создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина, Клерк
Лучшие спикеры, новый каждый день

Покупка криптовалюты банкротом: как избежать оспаривания сделки?

Как суды относятся к сделкам с криптовалютой в случае банкротства? Судебная практика и рекомендации.

Покупка криптовалюты банкротом: как избежать оспаривания сделки?

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Даже самая достойная зарплата бухгалтера после пары лет без повышения становится не очень впечатляющей. Цены на жизнь растут, а индексация окладов оставляет желать лучшего. Рассказываем, что делать специалисту, который хочет повысить доход, но не может достучаться до начальства. 

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Не удивили: чем в основном занимается молодежь в качестве ИП и самозанятых

5,2 млн молодых людей зарегистрированы в качестве самозанятых, а предпринимательскую деятельность через ИП ведет 1 млн человек в возрасте до 35 лет.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 1 мая вводится маркировка БАДов и антисептиков

Все участники оборота биологических активных добавок к пище (БАД), антисептиков и дезинфицирующих средств с 1 мая 2024 года должны передавать данные о движении маркированной продукции через электронный документооборот (ЭДО) между участниками.

Условия работы НПД противоречат ТК РФ, приостановка переводов. Обзор для бухгалтера

Налоговые новости с Петром Захарченко. Все самое интересное из мира налогов в видео-обзоре.

Для малого бизнеса в сельском хозяйстве будут дополнительные меры поддержки: какие именно

Президент поручил правительству разработать дополнительные меры поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

💥Обзор к утру среды: косметика из нефти, на АЭС Фукусима-1 отключилось электричество, Михаилу Ефремову отказали в УДО

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Заставили отдать 3 миллиона, взять в штат 212 подрядчиков и оштрафовали на 500 k — как самозанятые стали сотрудниками?

Привет, я Павел из «Патрикеев и партнеры». Разберу на примере реального судебного дела, как предприниматели «попадают» на штрафы за работу с самозанятыми и теряют миллионы. Читайте, как налоговая вычисляет и штрафует бизнес.

Заставили отдать 3 миллиона, взять в штат 212 подрядчиков и оштрафовали на 500 k — как самозанятые стали сотрудниками?
4

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 

Существует мнение, что совершенствоваться в профессии можно бесконечно. Не всегда это так. Иногда мы чувствуем, что «уперлись в потолок». Работа больше не приносит удовольствия и перспектив. Разбираемся, что делать, если такая ситуация уже произошла.

Куда развиваться тем, кому «давит» карьерный потолок 
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Общество

Туристы могут поехать в Таиланд на 60 дней без визы

Временный порядок безвиза сроком на 90 дней закончит действовать 30 апреля, но с 1 мая российские туристы смогут находиться в Таиланде без визы 60 дней.

Что такое мораторий на проверки бизнеса и на какие компании он распространяется в 2024 году?

Мораторий на проверки бизнеса — это временное ограничение плановых и внеплановых контрольных мероприятий, проводимых государственными органами (МЧС, Роспотребнадзор, Роскомнадзор и др.) для надзора за предпринимательской деятельностью.

Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»

Ключевая ставка останется 16% — и точка

В пятницу 26 апреля будет очередное заседание ЦБ по ключевой ставке, на котором её оставят без изменений с вероятностью выше 90%. Конечно, бизнесу тяжеловато развиваться в таких условиях, население тоже в печали, ставки по ипотекам конские, да и в целом кредиты дорогие. Это, конечно, не мешает людям их брать.

Ключевая ставка останется 16% — и точка

Как бухгалтеру не выгореть на работе. Советы экспертов

В бухгалтерской профессии сочетаются высокие требования, строгие сроки и требование к точности, что может привести к выгоранию. Вот несколько советов, как бухгалтерам избежать выгорания и поддерживать свое благополучие:

​Критерии однодневок. Высокий уровень риска

Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот. Такое послание получил персонаж одного классического произведения. Мы в классики не стремимся, но можем перефразировать: «Если время и деньги дороги вам, держитесь подальше от контрагентов у которых есть критерии однодневок с высоким уровнем риска».

​Критерии однодневок. Высокий уровень риска

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.

Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Интересные материалы

Уведомление по ЕНП

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.