Налоговые проверки

Какие документы могут запросить налоговики во время выездной проверки

Мы начинаем публиковать серию статей по защите прав налогоплательщиков при проверках. В этом материале эксперт рассказывает о представлении документов при выездной ревизии. Налоговики работать будут, в первую очередь, с документами. Поэтому важно знать, что они могут и не могут запросить у компании.

Когда приходит налоговая проверка, кто-то уверен в своих силах, кто-то немного нервничает, а кто-то просто паникует. Бывает всякое. Если отвлечься от эмоций, важно понимать, что налоговики работать будут, в первую очередь, с документами. Поэтому важно знать, что они могут и не могут запросить у компании. 

Что должно быть написано в решении о проведении проверки

Итак, в первую очередь, смотрим в решение о назначении выездной проверки. Там в обязательном порядке должна быть указана следующая информация:

1. Полное и сокращенное наименование проверяемой организации либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

2. Предмет проверки - налоги, правильность исчисления и уплаты которых налоговый орган намерен проверить;

3. Периоды, за которые проводится проверка;

4. Должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение ревизии.

Конечно, важны все четыре пункта. Но, для нас в данном случае наибольший интерес представляют пункты 2 и 3. Поскольку именно из их содержания мы понимаем, какие документы будут у нас запрашивать: по каким налогам (проверка тематическая или комплексная) и за какой период. Обратите внимание, что в предмете проверки должны быть указаны конкретные налоги, которые налоговые органы намерены проверить.

Важен аспект, который часто упускается из вида при проверке: налоговики проверяют только правильность формирования налоговой базы и исчисления налогов, а также своевременность их перечисления в бюджет. И все! Помните, что они не аудиторы.

Что требовать инспекторы не имеют права

Запрашивать у компании первичные бухгалтерские документы, не имеющие никакого отношения к формированию налоговой базы, налоговики не имеют права. Это, в частности, любимые ими карточки счетов 60, 62, 76 и т. д. в разрезе контрагентов и договоров.

По этому поводу достаточно судебной практики, одно из последних – постановление АС МО от 09.02.2015 № Ф05-17110/2014.

Я же приведу прямые нормы НК РФ по данному поводу (практически, это готовый текст возражений на запросы налогового органа):

  • налоговый орган вправе истребовать документы, обязанность ведения которых установлена законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • эти документы должны содержать информацию, служащую основанием для исчисления и уплаты налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23, подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ);
  • в ст. 126 НК РФ нет упоминания о возможности привлечения к налоговой ответственности за непредставление документов, не предусмотренных налоговым законодательством. Следовательно, при истребовании документов, которые не соответствуют указанным критериям, их представление будет являться правом, а не обязанностью компании (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ);
  • ФНС России указывает, что налоговые органы не вправе истребовать отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами (письмо от 13.09.2012 №АС-4-2/15309@).

Суды также приходят к выводу о том, что истребование бухгалтерских документов, не являющихся первичными, неправомерно. А предъявление штрафных санкций за их непредставление незаконно (в частности, постановление ВС РФ от 09.07.2014 № 46-АД14-15).

На какие документы инспекторы имеют право

Порядок истребования документов в ходе проведения налоговой проверки установлен ст. 93 НК РФ. Причем в п. 12 ст. 89 НК РФ прямо указано, что в ходе проведения выездной налоговой проверки налоговый орган может истребовать необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

В требовании о предоставлении документов указывается перечень истребуемых документов (наименование, реквизиты, индивидуальные признаки, а также сроки, в течение которых они должны быть представлены налогоплательщиком).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налоговый орган в рамках выездной проверки может истребовать практически любой документ, относящийся к проверяемому налогу и позволяющий установить правильность его исчисления.

Еще раз особое внимание на то, что истребуемые налоговиками документы должны иметь прямое отношение к предмету выездной проверки.

Сколько хранить документы

Не менее важный вопрос в связи с налоговыми проверками - о сроках хранения документов для этих самых проверок.

Буквально в прошлом году было опубликовано письмо Минфина на эту тему (от 23.03.2016 №03-02-08/16273). Коротко о том, что пишет Минфин в этом письме:

  • в данном документе речь идет о хранении первички, связанной с исчислением и уплатой налогов;
  • в связи с этим, чиновники, ссылаясь на пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, говорят о необходимости хранения таких документов в течение не менее четырех лет;
  • при этом речь идет не только о документах, хранящихся на бумажном носителе, но и об электронных;
  • также в части порядка хранения (уничтожения) документов, чиновники ссылаются на Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденные Приказом Минкультуры России от 31.03.2015 №526.

Если в разных нормативных правовых актах установлены разные сроки хранения одного и того же документа, то определять срок хранения документа надо по тому акту, который предусматривает больший срок.

Основные из специальных сроков хранения документов приведены в таблице.

Вид документа

Срок хранения

Документы, используемые для целей налогообложения, в т. ч. первичные документы и счета-фактуры

Четыре года после окончания налогового периода, в котором документ последний раз использовался для исчисления налога и составления налоговой отчетности (пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ, Письма Минфина от 02.03.2015 №03-02-08/10499, от 22.07.2013 №03-02-07/2/28610, от 30.03.2012 №03-11-11/104, Информация Минфина №ПЗ-13/2015 (п. 2)).

Например, документы по основным средствам надо хранить в течение четырех лет, следующих за годом, в котором ОС будет:

  • или полностью самортизировано (письмо Минфина от 12.02.2016 №03-03-06/1/7604);
  • или ликвидировано;
  • или продано. Если ОС продано с убытком, то документы по нему надо хранить в течение четырех лет, следующих за годом, в котором такой убыток был полностью включен в расходы для целей налогообложения.

Регистры налогового учета и налоговая отчетность (декларации, расчеты авансовых платежей, справки 2-НДФЛ и т.п.)

Пять лет после окончания периода, за который они составлены (ст. ст. 382, 392, 394, 396 Перечня, утв. Приказом Минкультуры от 25.08.2010 №558).

Документы, используемые для начисления и уплаты страховых взносов (расчетно-платежные (форма N Т-49), расчетные (форма N Т-51) и платежные (форма N Т-53) ведомости, кассовые и банковские документы по выплатам работникам, больничные, платежные поручения на перечисление взносов, расчеты по страховым взносам и т.п.)

Шесть лет после окончания года, в котором документ последний раз использовался для начисления страховых взносов и составления отчетности по ним (пп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Документы по личному составу (т.е. документы, отражающие трудовые отношения), в т.ч. трудовые договоры, личные карточки (форма N Т-2), лицевые счета (форма N Т-54) работников, приказы и распоряжения о приеме на работу, переводе, увольнении, премировании и т.п.

Документы, созданные (п. 3 ст. 3, п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 22.1 Закона об архивном деле):

  • до 2003 г., хранятся 75 лет со дня создания;
  • в 2003 г. и позже - 50 лет со дня создания.

Кассовые документы на выдачу зарплаты (в т.ч. расчетно-платежные (форма N Т-49) и платежные (форма N Т-53) ведомости)

Пять лет после окончания года, в котором составлен документ (ст. 412, п. 1.4 Перечня).

Но при отсутствии лицевых счетов (форма N Т-54) за этот год кассовые документы на выдачу зарплаты, созданные (п. 3 ст. 3, п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 22.1 Закона об архивном деле):

  • до 2003 г., хранятся 75 лет со дня создания;
  • в 2003 г. и позже - 50 лет со дня создания.

Табели (графики), журналы учета рабочего времени

Пять лет после окончания года, в котором они составлены (ст. 586, п. 1.4 Перечня).

Но при отражении в документах по учету рабочего времени периодов работы во вредных или опасных условиях труда они хранятся (п. 3 ст. 3, п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 22.1 Закона об архивном деле):

  • если созданы до 2003 г. - 75 лет со дня создания;
  • если созданы в 2003 г. и позже - 50 лет со дня создания.

Первичные документы, подтверждающие сумму убытка, надо хранить в течение всего срока переноса убытка плюс еще четыре года после окончания года, в котором убыток был полностью списан (пп. 8 п. 1 ст. 23, п. 4 ст. 283 НК РФ). Это надо делать и тогда, когда правильность расчета суммы убытка была подтверждена выездной налоговой проверкой (письмо Минфина от 25.05.2012 №03-03-06/1/278).

Оригиналы или копии?

И последний вопрос: оригиналы или копии должны быть предоставлены. Обратите внимание, что в силу п. 12 ст. 89 НК РФ работать с оригиналами документов налоговики могут лишь на территории проверяемого лица. Вместе с тем, из этого правила есть два исключения, а именно:

  • проведение выездной налоговой проверки на территории налогового органа;
  • выемка документов в соответствии с правилами ст. 94 НК РФ.

Поэтому в ходе любой налоговой проверки налоговики проводят ревизию полноты и правильности исчисления налогов на основании копий документов, представленных налогоплательщиком. Однако, как показывает судебная практика, налогоплательщик вправе представить на проверку и подлинники документов. В качестве доказательства можно привести постановление ФАС УО от 04.02.2008 №Ф09-107/08-С3 по делу №А76-1221/07.

Начать дискуссию

ООО «КСК АУДИТ» включено в реестр аудиторских компаний

ООО «КСК АУДИТ» — в реестре компаний, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (ОЗО).

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

9 тысяч клиентов банка «Киви» получили страховое возмещение от Агентства по страхованию вкладов

Около 20 000 вкладчиков банка «Киви» должны получить свои средства после отзыва лицензии у кредитной организации. АСВ выплатила уже 85% страховой ответственности.

Иностранные компании потеряли больше 107 млрд долларов от ухода с российского рынка

Предприятия, которые перестали работать в России, несут убытки от списания активов и недополучают доходы.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Не открывайте бизнес с нуля. Купите готовый

❗️Покупая готовый бизнес, вы минимизируете риски потери денег и времени. Покупая готовый бизнес, вы приобретаете платформу, которая генерирует деньги уже с 1 дня, + вы можете внедрить множество полезных фишек, тем самым увеличить прибыль и капитализацию бизнеса.

🚖 У работодателей будет новая обязанность. Возможно придется оплачивать сотрудникам такси + опрос

Оплату такси в ночное время могут признать производственной необходимостью, поскольку сотрудники не могут пользоваться общественным транспортом.

Узнай звезду! Бухгалтер, оторвись от работы, перегрузи мозги

Время послеобеденного отдыха! Давайте на 10 минут дадим себе отдохнуть и поиграем. Перезагрузка тоже важна.

Создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина, Клерк
157
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Мошенники выдают себя за сотрудников ФНС и требуют прислать налоговые декларации

Сотрудники ФНС не рассылают электронные сообщения о задолженности и не требуют оплатить ее онлайн. Такие схемы применяют только мошенники. Декларации физлица и компании должны подавать самостоятельно.

Этапы регистрации кабинета в ЕГИСЗ (а также подсистемах ФРМР и ФРМР)

В статье даем пошаговую инструкцию по регистрации кабинета в ЕГИСЗ и подсистемах ФРМР и ФРМО для медорганизаций.

Этапы регистрации кабинета в ЕГИСЗ (а также подсистемах ФРМР и ФРМР)

«Тинькофф» стал оператором по выпуску цифровых финансовых активов

Теперь банк «Тинькофф» может обеспечивать заключение сделок с ЦФА по купле-продаже активов, их обмену и другим операциям.

Понятие «ключевая разовая проблема». Для чего нужно её искать?

Раннее я указал, что только найдя ключевую разовую проблему низкой производительности интеллектуального труда, мы сможем разработать действенный способ по её преодолению.

Понятие «ключевая разовая проблема». Для чего нужно её искать?
47

Вышел рейтинг операторов фискальных данных — 2024

Опубликован официальный ежегодный рейтинг операторов фискальных данных России.

Вышел рейтинг операторов фискальных данных — 2024

Стало известно, на сколько выросла выручка ИТ-компаний в России

По предварительным данным Минцифры выручка ИТ-компаний составила 5,5 трлн рублей и увеличилась на 43% за 2023 год.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Акцизы

В декларации по акцизам появятся новые коды для алкоголя

Для заполнения декларации по акцизам с 1 мая нужно указывать новые коды для алкогольной продукции с содержанием спирта.

Как предпринимателю не подставить себя перед налоговой

Предприниматели часто по незнанию допускают бухгалтерские ошибки, которые ведут к печальным последствиям: штрафам, доначислениям, пеням и даже закрытию бизнеса. Рассказали в статье о четырех самых актуальных правилах, которых следует придерживаться в сегодняшних реалиях и что предпринять, если их нарушили.

Как предпринимателю не подставить себя перед налоговой

Для НКО продлят пониженные тарифы страховых взносов

Минфин предлагает на 2 года продлить пониженные тарифы страховых взносов, которые могут применять некоммерческие организации.

Принят закон о свободном доступе провайдеров в многоквартирные дома

Теперь жители могут свободно выбирать нужного им провайдера и заключать индивидуальный договор.

3
182

Расходы на ремонт служебных автомобилей выросли на 25%

Общая сумма госконтрактов по ремонту и обслуживанию автомобилей выросла до 30 млрд рублей, а число торгов увеличилось на 5%.

УСН

Минфин: при торговле через маркетплейсы на УСН агентское вознаграждение тоже идет в доход

При УСН есть закрытый перечень доходов, которые не учитывают для налогообложения. Эта норма не предусматривает уменьшение доходов принципалов на вознаграждение, которое они платят агентам.

Основные изменения по НДС в 2023–2024 

Большинство последних новаций по налогу на добавленную стоимость являются «отраслевыми». Поправки касаются застройщиков, экспортеров, рестораторов, туроператоров, продавцов детских товаров и даже перекупщиков б/у авто. В статье собрали для вас самые важные изменения на 2023–2024 гг.

Основные изменения по НДС в 2023–2024 
2
76

Интересные материалы

Будут изменения по имущественным налогам: обзор от ФНС

В НК внесут поправки, направленные на повышение эффективности налогообложения имущества.