Клерк.Ру

Электронные больничные с 1 июля: разбираемся в тонкостях

11901

Что случилось?

С 1 июля 2017 года компании и медицинские учреждения переходят на цифровой формат взаимодействия – появятся электронные больничные. Во всех нюансах поможет разобраться компания СервисКлауд – облачный провайдер программы 1С №1 в России.

Что говорит Правительство?

Дмитрий Медведев немало рассказывал нам о том, как это будет удобно. В качестве основного преимущества «электронника» Дмитрий Анатольевич указал на гарантированную сохранность истории болезни каждого из работников даже в том случае, если тот переезжает в другой город или регион. Более того, он намекнул, что отныне подделать больничные будет практически невозможно ввиду того, что сведения о заболеваниях чиновники намерены хранить на государственных серверах.

Среди наших коллег по доброй традиции снова всполохнуло пламя дискуссий: зачем они это все вводят, как же нам теперь работать, нужно ли покупать дополнительное программное обеспечение, можно ли совмещать использование электронного больничного с «классическим» и т.д. Понять их можно – уж больно много изменений в законодательстве в последние годы. Ну, что же… Если есть вопросы, то будем искать на них ответы.

Насколько проблема интересна?

Когда мы слышим об очередной «нашумевшей» теме, то обязательно стараемся проверить заинтересованность в ней со стороны широкой общественности. Так, сервис «wordstat» помогает нам в этом как никто другой. Ввели различные запросы: «больничный 2017», «электронные больничные», «электронные больничные. Как это будет работать» и получили достаточно внушительные цифры. Количество суммарных показов по ним в текущем месяце «перевалило» за 500 000… Это достаточно серьезная сумма. Глядя на нее, нам ничего не остается делать, как искать и еще раз искать ответы. Благо все, что на сегодняшний день о них известно, мы нашли.

Но было все же интересно узнать, что думают кадровики и бухгалтера о данных новшествах, что им известно уже сейчас? Несмотря на всеобщую заинтересованность, выяснилось, что сведения у всех разнятся.

Кто-то говорит только о том, что они будут введены 1 июля и больше не знают. Кто-то же говорит, что во втором полугодии разрешено работать с бумажными больничными листами до конца 2017 года. Некоторые вообще ничего о них не слышали, но очень бы хотели узнать.  Правильно ли это? Едва ли хочется ответить утвердительно. Изменения «на носу» и о них нужно знать все то, что законодатель нам уже сообщил.

Может ли всё остаться по-старому?

Ввиду отсутствия в нашем интернет-пространстве некого единого портала (сайты ФНС, Минтруда, ФСС и прочих ведомств не в счет), где каждый бухгалтер может получить все последние разъяснения к законодательству, в корпоративной среде начинают появляться догадки, домыслы, которые со временем превращаются в убеждения. Так, на примере электронного больничного, кто-то пустил слух о том, что каждая компания обязана приобрести некую лицензионную программу для их учета (это миф). Она, кстати, позволит прикреплять к ним усиленные электронные подписи (частично неправда). Еще говорили о том, что 1 июля ничего не будет работать (и это неправда).

Плюс у многих появились предубеждение, что текущее новшество является своего рода пилотным проектом, и если он провалится, то в дальнейшем придется работать по-старому (крайне маловероятно). К слову сказать, что впервые электронные больничные в тестовом режиме были введены в некоторых регионах России аж в 2014 году. По итогам эксперимента, жители Москвы, Крыма, Севастополя Новосибирска, а также Белгородской и Астраханской областей успешно получили электронные больничные. Соответственно, технология уже апробирована и ее отмены ждать не приходится. Более того, она функционирует и по сей день.

Какая ситуация с больничными сейчас?

Приведём пример. Сотрудник Сидоров В.А. из ООО «Юр-лайн» обнаруживает в себе недомогание, отпрашивается с работы и обращается в медицинское учреждение. После прохождения обследований врач ставит диагноз, прописывает курс лечения и выдает справку о временной потере трудоспособности. Далее сотрудник уведомляет отдел кадров или бухгалтерию ООО «Юр-лайн», которая впоследствии связывается с ФСС и сообщает, что гражданин Сидоров В.А. в силу сложившихся обстоятельств не может работать. Далее ФСС дает добро на выплату компенсаций по факту предоставления Сидоровым документа.

Что изменится с 1 июля?

Сидоров обратился в медицинское учреждение и после прохождения необходимых процедур получает на руки не листок временной трудоспособности, а своего рода уведомление о том, что его обращение зарегистрировано в электронной базе. Когда он вернется на работу, то специалисты из бухгалтерии ООО «Юр-лайн» будут в курсе происходящего, т.к. медицинское учреждение направило электронный больничный напрямую в компанию. После этого бухгалтерия переслала больничный в ФСС и получила разрешение на компенсацию (проверять подлинность больничного не имеет смысла).

Возникнут ли проблемы?

На основании двух примеров мы делаем вывод, что в новых условиях больной сотрудник перестает быть связующим звеном между медицинским учреждением и компанией, в которой он работает. Такое положение дел решает автоматически целый ряд проблем:

1.    Не имея доступа к больничному, он не сможет его подделать, потерять, испортить и т.д.;

2.    Ему не потребуется тратить свое рабочее время по приходу на рабочее место для того, чтобы передать документ ответственным специалистам;

3.    Бухгалтерии не придется «выбивать» из сотрудника документ, если тот постоянно «забывает его дома»;

4.    У компании и ФСС не должно остаться сомнений в подлинности документа, ввиду чего компенсационные выплаты должны быть гарантированы.

Есть ли преимущества для работника?

Законодатель не лишил болеющего возможности лично проверить, какие данные о его недуге ввел врач, когда оформлял документ. Для этого ему потребуется зайти в личный кабинет Портала государственных услуг и выбрать соответствующий раздел (пока отсутствует на сайте, но скоро уже появится).

В случае, если им будут обнаружены какие-то ошибки, то он вправе повторно обратиться в клинику для того, чтобы этот недочет был устранен.

Что потребуется работодателю?

Вопреки многим предубеждениям про покупку дополнительного программного обеспечения, государство позаботилось о том, чтобы взаимодействие с электронными больничными было удобным, а главное, не затратным мероприятием для компаний.

Какие-то программы для работы с электронными больничными не потребуются. Предполагается лишь, что компания имеет в своем арсенале усиленную электронную подпись и доступ к Порталу государственных услуг для юридических лиц. Вот и все. Следовательно, тратить деньги на покупку чего-то еще не нужно.

Обработка данных, полученных из медицинского учреждения, доведена до максимальной простоты. Одновременно с клиникой, новый документ увидит компания в своем Личном кабинете, который без труда направит в ФСС через тот же портал. Временные затраты сведены к минимуму, а эффективность исполнения доведена до максимума. 

Оправданы ли расходы государства?

Исследуя данный вопрос, будет неправильно обойти стороной четвертого участника связки «Сотрудник» - «Компания» - «ФСС». Речь идет о государстве, усилия которого в последние годы направлены на сокращение расходов государственного бюджета.

По оценкам специалистов, в трехлетний срок с 2017 по 2020 годы за счет введения электронных больничных в рамках всей страны предполагается сэкономить порядка 42 миллионов рублей, возможно, и более. В условиях достаточно непростой экономической ситуации данная мера будет оправдана. Это классический пример, когда можно сэкономить деньги и сделать нечто хорошее для конечных пользователей. Помимо всего прочего текущее нововведение можно с уверенностью назвать требованием времени. Обратите внимание на то, что в странах Европы этот вопрос решен уже давно. 

Насколько мера применима к условиям России?

Если в крупных городах проблем с компьютерами и интернетом практически не наблюдается, то как обстоят дела в глубинке, где материально-техническая база государственных учреждений в отдельных случаях оставляет желать лучшего? Регионы могут быть не готовы сразу перейти на новый формат работы, а решение проблемы потребует и времени, и финансовых затрат. Однако, стимул к развитию тоже никто не отменял. Не готовы? Так самое время начинать готовиться – обновлять технику и подключать интернет.

Больше интересных и актуальных новостей в законодательстве и не только вы найдёте в финансовом блоге компании СервисКлауд. Можно оформить подписку и получать полезную информацию каждую пятницу.

Воспользуйтесь удобным сервисом 1С в Облаке 14 дней бесплатно. Нет необходимости в переплатах за обновления, сервер и лицензии. Программа 1С доступна в облачном режиме через минуту после регистрации. 

Специально для Клерк.Ру

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Мнения
 

Доступ к порталу госуслуг имеет только директор. И никакому бухгалтеру он его не даст. А сам сидеть получать там больничные и отправлять их в ФСС - сомневаюсь, что многие станут заморачиваться.

Тупиковое техническое решение.

Солнышко, а почему не даст? Думаете, большинство директоров не доверяет бухгалтерам? То, что директора сами больничными заниматься не будут - согласна, сто пудов.
msneg, а Вы бы доверили доступ к своим личным делам на госуслугах постороннему человеку? :) Это ведь не просто доверить свою электронную подпись, это возможность входа в личный аккаунт гражданина
Над.К, я бы если была директором и встал вопрос о том, чтобы самому больничные проверять, дала. Бухгалтер, по мне, вообще доверенное лицо директора. 
msneg, Вы представляете себе уровень директора, например, завода с многотысячным коллективом? ))) Он должен сначала создать себе аккаунт на Госуслугах, потом прийти в бухгалтерию и поучаствовать в создании кабинета юрлица. Полный абсурд. Поэтому многие организации не могут работать через госуслуги. И не смогут.

Над.К, Вы писали:

msneg, Вы представляете себе уровень директора, например, завода с многотысячным коллективом? ))) Он должен сначала создать себе аккаунт на Госуслугах, потом прийти в бухгалтерию и поучаствовать в создании кабинета юрлица. Полный абсурд. Поэтому многие организации не могут работать через госуслуги. И не смогут.

 Поэтому реально в РФ 90-95% всёх ЭЦП являются скомпрометированными. ЭЦП оформляется на руководителя, а реально находится в руках бухгалтерии или делопроизводителя в зависимости от значимости ЭЦП. Это проза жизни. Не подписывают руководители сами ЭЦП все документы, которые сейчас генерируются в организациях. Из-за этого всё чаще возникают скандалы и учащаются случаи мошенничества.

Руководитель уходит в отпуск или уезжает в длительную командировку, но вместо того чтобы возложить на кого-то обязанности по визированию документов просто оставляет ЭЦП на время своего отсутствия, так как генерировать на короткий срок, регистрировать и платить за это ни кто не желает - все экономят.

У нас в законе и на бумаге все в области применению ЭЦП красиво, а по факту полный бардак. Зато стало удобно))))))

Солнышко, Вы писали:

Доступ к порталу госуслуг имеет только директор. И никакому бухгалтеру он его не даст. А сам сидеть получать там больничные и отправлять их в ФСС - сомневаюсь, что многие станут заморачиваться.

Тупиковое техническое решение.

С ГосУслугами вообще картина маслом. Сейчас они активно пытаются развить систему ГИС ЖКХ через госуслуги. Для доступа и работы так же требуется КЭП. УК оформляют КЭП на руководителей, а реально работать в системе должны все специалисты - инженера, бухгалтера, диспетчера, экономисты, паспортисты. Оформлять доступ на каждого и каждому делать ЭЦП????? Какая сумма выскочит.... Поэтому по факту делают 1-2 КЭП и уже все остальные пользуются ими для внесения информации в ГИС ЖКХ. Можно конечно нанять отдельного специалиста, но ему зарплату кто-то платить должен.... не правительство же...

Клерк


Тупиковое техническое решение.

 а вы предлагаете всю жизнь носиться с этим больничными бумажными, в которых постоянно проблемы какие то? ладно, когда у тебя численность 10 человек и почти никто не болеет, а когда численность 4000 человек и огромный ритейл по всей стране, как то вот с электронными больничными попроще наверно будет работать.

а когда численность 4000 человек и огромный ритейл по всей стране

Так вот о том и речь, что как раз в этой ситуации пользование Госуслугами проблематично. Вы как себе представляете доступ десятков человек в разных регионах страны к одной КЭП гендира?

Если бы это через спецоператоров делалось, было бы жизненно. Не знаю, мне кажется те кто делает ЭЦП, всегда к какому то спецоператору имеют доступ, дополнительно не надо уже за это платить. 

Что касается отчетности, то, к примеру, в контур экстерн можно зайти под любой должностью, пожалуйста, подписывай отчетность, главное что бы доверенность была на тебя. Налоговая не ограничивает подписание отчетности только директором.


bestiya7460, Вы писали:


Тупиковое техническое решение.

 а вы предлагаете всю жизнь носиться с этим больничными бумажными, в которых постоянно проблемы какие то? ладно, когда у тебя численность 10 человек и почти никто не болеет, а когда численность 4000 человек и огромный ритейл по всей стране, как то вот с электронными больничными попроще наверно будет работать.

 Нет, но вот у меня, например, есть фирмы, которые я веду дистанционно. Мне просить доступ к личным кабинетам всех директоров? У них, кстати, и не у всех этот кабинет и есть. Да даже основную - или директору давать мне доступ к своим личным данным, или сидеть копаться самому?  Вариант сделать все это через спецоператора, как я понимаю, вообще не рассматривался...

Аватар
А как документы будут направляться работодателю - по наименованию, рег.номеру ФСС или еще как? Сейчас даже наименование работодателя не пишут на листках, поскольку работники не могут правильно его воспроизвести....А что совместителям делать? Бред это все, очередной попил денег на очередной проект. Сейчас мена работник дергает, почему ему деньги от ФСС не пришли, а потом я еще и сами больничные искать буду?

У нас в Екатеринбурге не дают талончик к врачу, если не предоставишь в регистратуре паспорт, Страховой полис, и обязательно св-во СНИЛС.

Теперь наверное будут еще справку от работодателя требовать  пр выписке больничного :)))

как вариант, быть может больничные не будут попадать в кабинет сами, а будет возможность по СНИЛСу их запросить, и тогда они добавятся

А как быть, если отчетность по зарплате отправляет уполномоченный представитель со своим ЭЦП, он же зарплату считает по договору на оказание услуг, вообще тупик...

Аватар
Сколько ЭЦП в итоге нужно(((( Такском, Клиент-банк (по количеству банков), Мосэнергосбыт (СБИС), Службы одного окна в регистрирующих госконторах, теперь еще и больничные..... Ко всем ключам еще и сейф покупать скоро придется, а ключи в нем развешивать рядами , с подписями...... Весело((
Дааа наворотили. У меня в организации отчетность сдается лично. Ножками во все фонды. Да просто не буду проводить больничные и всё.
Аватар
Один портал для отчетности, другой для б/л. Абсурд. Почему нельзя через программное обеспечение, через которое отчеты сдаем? Мы принципиально не регистрируемся на гос услугах. Есть знакомые, которые зарегистрировались и их письмами просто завалили. И про экономию. В тех регионах где проводился эксперимент, выплаты ФСС по б/л возросли, потому как 100% б/л доходит до бухгалтерии.
Аватар
Я врач, который мается и ошибается с оформлением треклятых больничных каждый день и я щ конечно рада, что это ненужная работа канет в лету, но как мне быть, если у нас в поликлинике, не у все, в  том числе и у меня нет компьютера в кабинете?!
Аватар

msneg, Вы писали:

Над.К, я бы если была директором и встал вопрос о том, чтобы самому больничные проверять, дала. Бухгалтер, по мне, вообще доверенное лицо директора. 

 

Над.К, Вы писали:

msneg, а Вы бы доверили доступ к своим личным делам на госуслугах постороннему человеку? :) Это ведь не просто доверить свою электронную подпись, это возможность входа в личный аккаунт гражданина

 ну у человека возможно пароль в личному кабинету на госуслугах,а вы оформите ЭЦП специально для работы с больничными и т.о.,вы не сможете видеть его информацию,поскольку войдете как организация.Мы так сделали для ИП и для ООО.Если я попытаюсь войти как физлицо,оно запросит пароль,который я не знаю,а когда вхожу с ЭЦП как организация там только необходимая инфа.

Люди которым это нравится