Клерк.Ру

Федеральные стандарты бухгалтерского учета: как подготовиться бухгалтерам

2706

Почему можно говорить про 2017 год, как последний без кардинальных изменений в бухгалтерском учете?

Потому что Минфин России подготовил новый приказ, в котором представлена обновленная версия Программы разработки Федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее по тексту - ФСБУ). В настоящее время приказ находится в стадии завершения разработки и формирования окончательного варианта текста. Отследить сроки его принятия и вступления в силу, а также ознакомиться с окончательной редакцией можно здесь.

Это уже второй документ по данной тематике. Буквально в прошлом году в Минюсте России уже был зарегистрирован (№ 42294) приказ Минфина РФ от 23.05.2016 №70н «Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.». Положения нового приказа отменят действия этого документа.

Ну, а мы, давайте посмотрим, как выглядит обновленная программа.

Табл. Программа разработки ФСБУ на 2017 - 2019 гг.

п/п

Рабочее наименование проекта стандарта

Срок представления уведомления о разработке проекта стандарта

Срок представления проекта стандарта в Совет по стандартам бухгалтерского учета

Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения

Ответственные исполнители (разработчики проектов стандартов)

1. Разработка ФСБУ

1.1

Запасы

представлено

II кв. 2017 г.

2019

Фонд «НРБУ «БМЦ»*

1.2

Нематериальные активы

представлено

II кв. 2017 г.

2019

Фонд «НРБУ «БМЦ»

1.3

Аренда

II кв. 2017 г.

III кв. 2017 г.

2020

Минфин России

1.4

Основные средства

представлено

IV кв. 2017 г.

2020

Фонд «НРБУ «БМЦ»

1.5

Незавершенные капитальные вложения

III кв. 2017 г.

IV кв. 2017 г.

2020

Фонд «НРБУ «БМЦ»

1.6

Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)

III кв. 2017 г.

I кв. 2018 г.

2020

Фонд «НРБУ «БМЦ»

1.7

Документы и документооборот в бухгалтерском учете

IV кв. 2017 г.

I кв. 2018 г.

2020

Минфин России

1.8

Бухгалтерская отчетность

I кв. 2018 г.

II кв. 2018 г.

2020

СРО РСА**

1.9

Некоммерческая деятельность

II кв. 2018 г.

III кв. 2018 г.

2020

Фонд «НРБУ «БМЦ»

1.10

Доходы

II кв. 2018 г.

IV кв. 2018 г.

2020

НП «ИПБ России»***

1.11

Расходы

II кв. 2018 г.

IV кв. 2018 г.

2020

НП «ИПБ России»

1.12

Финансовые инструменты

IV кв. 2018 г.

II кв. 2019 г.

2021

Фонд «НРБУ «БМЦ»

1.13

Добыча полезных ископаемых

I кв. 2019 г.

IV кв. 2019 г.

2021

Фонд «НСФО»****

1.14

Участие в зависимых организациях и совместная деятельность

II кв. 2019 г.

III кв. 2019 г.

2021

Минфин России

 

2. Внесение изменений в ПБУ

п/п

Наименование

Срок представления уведомления о разработке проекта 

Срок представления проекта в Совет по стандартам бухгалтерского учета

Предполагаемая дата вступления  в силу 

Ответственные исполнители 

2.1

Изменения в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

представлено

II кв. 2017 г.

2019

Минфин России

2.2

Изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»

IV кв. 2017 г.

I кв. 2018 г.

2019

Минфин России

2.3

Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»

I кв. 2018 г.

II кв. 2018 г.

2020

Минфин России

2.4

Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»

II кв. 2018 г.

III кв. 2018 г.

2020

Минфин России

Примечания.

* Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр».

** Саморегулируемая организация аудиторов «Российский союз аудиторов».

*** Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России».

**** Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности»

Изменения в ПБУ

Помимо введения новых стандартов предполагается, что в 2017 - 2020 гг. будут внесены изменения в действующие ПБУ. 

Сейчас готовятся проекты изменений в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», 13/2000 «Учет государственной помощи».

А ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» уже представлены для обсуждения общественности.

Что, скорее всего, примут вначале

Три федеральных стандарта - «Основные средства», «Запасы», «Нематериальные активы», ответственными разработчиками которых заявлен БМЦ, уже представлены на обсуждение. 

Это означает, что в следующем году достаточно высока вероятность их принятия. При этом планируется, что с даты вступления в силу этих нормативных актов организациям будет предоставлено право их инициативного применения.

Я очень рекомендую это сделать, поскольку потребуется большая и планомерная работа по подготовке и переходу на их применение. С 2019 года ранее действовавшие стандарты утратят силу, а новые будут обязательны к применению.

Новый стандарты можно найти на сайте Бухгалтерского методологического центра:

Что бухгалтерам сделать сейчас

Новость об утверждении программы разработки федеральных стандартов имеет практическое значение. Поскольку не планируется изменять порядок представления в годовой бухотчетности сопоставимых данных, то предлагаю посмотреть на баланс 2019 года с этой точки зрения. В 2018 году организации должны будут представить данные об активах и обязательствах на три отчетные даты: на 31.12.2019, 31.12.2018 и ... именно так - на 31.12.2017!

Обращаю внимание бухгалтеров на очевидный факт: собирать сопоставимую для будущих периодов информацию проще всего в процессе подготовки текущего годового отчета, поскольку цифры в этот момент знакомы.

Именно по этой причине их приведение к будущему порядку (или хотя бы проставление отметок для выделения активов, обязательств и операций, требующих корректировок для сопоставления) в тот момент, пока еще не знакомы цифры 2017 года, окажется в результате менее трудоемким.

Через два года для получения тех же итогов понадобится значительно больше времени: сначала надо будет вспомнить историю цифр 2017 года, а потом выделить новые объекты учета и оценить необходимые корректировки.

Наталья Ушак

консультант в сфере бухучета, налогообложения и финансов, лектор ИПБ России

Специально для Клерк.Ру

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Мнения
 
Аватар
Через два года для получения тех же итогов понадобится значительно больше времени: сначала надо будет вспомнить историю цифр 2017 года, а потом выделить новые объекты учета и оценить необходимые корректировки.

 

От балды раскидаем. Если дебилам в Минфине заняться не чем, то у нас полно реальной работы.Мы - реальный сектор экономики, мы производим реальные деньги. Так что, господа из минфина, подумайте над тем как нам упростить процесс производства денег в стране, а если вы идиоты по жизни, так хоть не мешайте нам производить деньги по текущим правилам.

Аноним, Вы писали:

Переход поближе к МФСО - отличное нововведение, если это действительно так

 Очень даже соглашусь. Только вот, мягко говоря, не все бухгалтера к этому готовы.

Очень даже соглашусь. Только вот, мягко говоря, не все бухгалтера к этому готовы.

 Не только бухгалтеров, но и подзаконных актов. Например постановление №922 для расчета среднего заработка и оценочные обязательства по отпускам ни сойдутся никогда. Нужно или 922 постановление править или что-то с оценкой отпусков делать.

Большинству владельцев бизнеса в нашей стране МСФО даром не сдался. Впрочем, как и бухучет вообще

 МСФО нужно разве только тем кто на IPO вышел или выходить собирается. Остальным нужен простой единый учет, чтобы не было как сейчас РСБУ, МСФО, НУ, УУ и т.п. Облегчать нужно жизнь бизнесу

hub, Вы писали:

Очень даже соглашусь. Только вот, мягко говоря, не все бухгалтера к этому готовы.

 Не только бухгалтеров, но и подзаконных актов. Например постановление №922 для расчета среднего заработка и оценочные обязательства по отпускам ни сойдутся никогда. Нужно или 922 постановление править или что-то с оценкой отпусков делать.

Большинству владельцев бизнеса в нашей стране МСФО даром не сдался. Впрочем, как и бухучет вообще

 МСФО нужно разве только тем кто на IPO вышел или выходить собирается. Остальным нужен простой единый учет, чтобы не было как сейчас РСБУ, МСФО, НУ, УУ и т.п. Облегчать нужно жизнь бизнесу

Как говорила выше, МСФО - классная вещь. Но, мне кажется не для России все это. Не для реального бизнеса. Я 27 лет в профессии, а ощущение от бухгалтерии в малом и среднем бизнеса такое, как-будто на Диком Западе живем. Все на коленке делается. И программы есть и справочно-правовые системы и литературы всякой полно, а вот, как-то так...Поэтому российскому бизнесу как-то попроще нужно.

Аватар
Бухучет  в малом и среднем бизнесе ведется ровно на таком уровне, на котором он нужен государству. Потому что самим хозяевам бизнеса он не нужен. Объяснить учредителю что такое ПБУ 18 и зачем эта вот фигня ему нужна, совершенно нереально.  А кто там бухучет на коленке нынче ведет, не знаю. Давно не встречала. Безграмотных бухгалтеров полно, это да. Они как раз и есть кнопконижиматели в программе 1С. Но никакое МСФО тут точно не поможет, скорее усугубит.
Аватар

Аноним, Вы писали:

Бухучет  в малом и среднем бизнесе ведется ровно на таком уровне, на котором он нужен государству. Потому что самим хозяевам бизнеса он не нужен. Объяснить учредителю что такое ПБУ 18 и зачем эта вот фигня ему нужна, совершенно нереально.  А кто там бухучет на коленке нынче ведет, не знаю. Давно не встречала. Безграмотных бухгалтеров полно, это да. Они как раз и есть кнопконижиматели в программе 1С. Но никакое МСФО тут точно не поможет, скорее усугубит.

 согласна полностью

С какого  вообще  ПБУ 18 необходимо даже среднему бизнесу? планировать налог на прибыль? во первых - его минимизируют максимально))  а во вторых  -  практическая суть  вопроса при оплате любого налога для  владельца бизнеса -сумма  налога, а то как он ложиться в 1 и 2 форме бух отчетности им фиолетово. Другое дело, если идет банковское кредитование или продажа бизнеса ,но много ли таких малых и средних предприятий? 

а про необходимость МСФО -это как зайцу копыто

Люди которым это нравится